Урок «Алгоритмический язык. Программная реализация линейных алгоритмов» (9 класс)
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Кочетова Елена Николаевна

Методическая разработка урока по программированию на алгоритмическом языке в 9 классе. Рассматривается программная реализация линейных алгоритмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lineynyy_algoritm_9_klass.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Урок «Алгоритмический язык.

          Программная реализация линейных алгоритмов»

                                         (9 класс)

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока: 1. повторение алгоритма создания программ на простейших примерах;

                      2. закрепить отладку программ;

                      3. изучить создание программы по линейному алгоритму;

                      4. показать, как отлаживается программа в системе КуМир.

Оборудование: компьютеры, программное обеспечение КуМир, раздаточный материал.

                                                            Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка пройденного материала

Решение задачи с помощью блок-схемы и программы в КуМир.

Задача:

«Служащие фирмы «Заря» получили премию по итогам года A рублей. Её необходимо поделить между сотрудниками поровну (необходимые значения введите с клавиатуры)».

алг  Расчет премиальных

нач вещ A, y, z

    вывод "Сумма A"

    ввод A

    вывод "Количество сотрудников"

    ввод y

    z:=A/y

    вывод "Премия составила ", z

кон

Произвести тестирование программы.

  1. Объяснение нового материала

         Алгори́тм — набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное время. Часто в качестве исполнителя выступает некоторый механизм (компьютер, токарный станок, швейная машина), но понятие алгоритма необязательно относится к компьютерным программам, так, например, чётко описанный рецепт приготовления блюда также является алгоритмом, в таком случае исполнителем является человек.

        Линейным называется алгоритм, в котором все этапы решения задачи выполняются строго последовательно.

Блоки, расположенные между блоками начала и конца - это некоторая серия простых команд.
Линейная структура самая простая, она означает, что действия должны выполняться (следовать) одно за другим, независимо ни от чего. Алгоритм нахождения суммы двух чисел - пример линейного алгоритма.

        Правила разработки алгоритма:

  1. Разработка примерного алгоритма (определяется цель для создания алгоритма, примерные действия для его создания).
  2. Детализация алгоритма (выбрать среду и объекты, детализировать алгоритм с учетом рабочей среды).

Этапы создания программного обеспечения:

  1. Проектирование.
  2. Описание и проверка алгоритма решения задачи.
  3. Создание текста на языке программирования.
  4. Тестирование программы.
  5. Написание документации к программе.

Задача:

«Даны три вещественных числа, являющихся величинами сторон некоторого треугольника. Вычислить площадь этого треугольника».

Анализ задачи:

  1. Вычисляем площадь треугольника по формуле Герона S=p(p-a)*(p-b)*(p-c), где p- полупериметр.
  2. Входные данные: a,b,c.
  3. Результат – значение площади треугольника S.

Создание блок-схемы на доске:

Напишем входные данные и результат в явном виде, а алгоритм расчета результата выделим отдельно.

а)                                    б)  

Протестировать алгоритм в контрольных точках:

Контрольная точка

Значения данных

                                         A

а= 3, b=4, c=5

                                         B

а=3, b=4, c=5

                                         C

а=3, b=4, c=5, S=6

                                         D

а=3, b=4, c=5, S=6

Алгоритм вычислил значение 6, что совпадает с расчетным значением.

Запись программы в КуМир:

алг  Sтреугольника

нач вещ a, b, c, p, S

    вывод «Значение сторон a, b, c»

    ввод a, b, c

    p:=(a+b+c)/2

   S:=sgrt(p*(p-a)*(p-b)*(p-c))

    вывод «S равна», S

кон

Произвести тестирование программы на контрольных точках.

  1. Закрепление пройденного материала

Учащиеся получают задачу на карточках и рисуют блок-схему, а также составляют в блокноте программу и тестируют ее в КуМир.  

Задача:

Задача:

«Даны два вещественных числа, являющихся величинами катетов некоторого прямоугольного треугольника. Вычислить длину гипотенузы этого треугольника».

Устно проводим анализ решения задачи:

  1. С помощью, какой формулы будем вычислять гипотенузу треугольника?  

(формула Пифагора  z=x2+y2)

  1. Какими являются входные данные?

(длины катетов x, y)

  1. Что является результатом работы алгоритма?

(z)

Составим блок-схему главного алгоритма (рис. 1 а) и алгоритм расчета результата выделим в отдельный алгоритм (рис.1б).

а)                                         б)  

Протестировать алгоритм в контрольных точках.

Запись программы в КуМир:

алг  Длина гипотенузы

нач вещ x,y,z

    вывод «Значение катета x»

    ввод x

    вывод «Значение катета y»

    ввод y

    z:=sgrt(x*x+y*y)

    вывод «Значение гипотенузы», z

кон

Произвести тестирование программы на контрольных точках.

Учитель выставляет оценки по результатам работы.

       

  1. Итог урока

- Что такое линейный алгоритм?

- Назовите его особенности.

- Перечислите правила разработки алгоритма.

- Назовите и охарактеризуйте этапы создания программного обеспечения.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Алгоритмический язык. Программная реализация разветвляющихся алгоритмов" (9 класс)

Дидактическая разработка по программированию на алгоритмическом языке для 9 класса. На примере решения задач разбирается программная реализация разветвляющихся алгоритмов....

Урок "Алгоритмический язык. Программная реализация циклических алгоритмов". (9 класс)

Дидактическая разработка урока по программированию на алгоритмическом языке для 9 класса. На примере решения задач разбирается  программная реализация циклических алгоритмов....

Презентация к уроку "Линейные алгоритмы" 9 класс

Презентация к уроку "Линейные алгоритмы" 9 класс.Составление линейных программ....

Конспект урока по теме "Линейные алгоритмы" 6 класс

Конспек урока информатики в 6 классе по теме "Линейный алгоритм" ....

Основные алгоритмические конструкции. Следование. Реализация линейного алгоритма при помощи робота mOway и его программного обеспечения.

Разработка урока по теме Основные алгоритмические конструкции. Следование. Реализация линейного алгоритма при помощи робота mOway и его программного обеспечения.Содержит описание хода урока и рас...

Открытый урок по теме "Линейные алгоритмы" 6 класс

Данная разработка урока позволяет провести на высоком уровне урок в 6 классе по теме "Линейные алгоритмы"...