«Интернет: среда и средство получения знаний»
элективный курс по информатике и икт (9 класс) по теме

Элективный курс «Интернет: среда и средство получения знаний» для 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon internet.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯРКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

УТВЕРЖДАЮ:                         /В.Н. Карлова/

директор МОУ ЯСОШ

 

«_____»____________  2009г.

ИНТЕРНЕТ:

СРЕДА И СРЕДСТВО ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ

9 класс

 

Составитель: 

Сапрыкина И.В.,

учитель информатики

2009/2010 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс рассчитан на учащихся 9 класса на 17 часов. Занятия проводятся по 0,5 часу в неделю. Данная программа составлена на основе программ для средней общеобразовательной школы.

Элективный курс «Интернет: среда и средство получения знаний»» в профильном обучении образовательной области информатика занимает важное место в подготовке учеников к дальнейшему обучению,  и предполагает повышение уровня образования за счет углубленного изучения материала по коммуникационным  технологиям.

Современный этап развития образования  связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования в частности. В этой связи решающее значение приобретают знания связанные с  ИКТ.

Элективный курс рассчитан на углубленное изучение темы «Коммуникационные технологии» и входит в обязательный минимум содержания основного среднего образования по дисциплине информатика. Направленность курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся.

При подготовке учащихся данного профиля приобретает значимость вопрос о реализации межпредметных связей всего образовательного процесса. Т.к. основным направлением в изучении курса является продуктивное использование ресурсов Интернета для успешного применения в дальнейшем обучении.

Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информатике, а самое главное, решает вопрос об использовании услуг Интернета, показывает нужную учебную информацию.

Ребенок может использовать содержательное наполнение образовательных ресурсов при подготовке домашних заданий, рефератов, контрольных работ, зачетов, экзаменов.

При проведении занятий в малых группах, каждый ученик может работать за компьютером индивидуально, а педагог  лишь направляет действия школьника, не подавляя взаимодействие с образовательным ресурсом. Используя образовательные ресурсы Интернета, учитель демонстрирует учащимся, что даже в популярных, известных изданиях может содержаться неточная, недостоверная и некорректная  информация. Применение  проблемных и индивидуальных методов обучения тем самым формирует у школьников критическое мышление.

Цель:

  1. сформировать устойчивое понятие о возможностях образовательных ресурсов Интернета.

Задачи:

  1. развивать познавательный интерес через участие в  образовательных программах, конкурсах;
  2. познакомить с эффективными методами, связанными с поиском информации в Интернете;
  3. познакомить слушателей с многообразием служб Интернета;
  4. дать представление об основных возможностях дистанционного образования;
  5. ознакомить с основными направлениями образовательных ресурсов;
  6. формировать критическое мышление.

Успешное изучение учебного материала позволит:

знать:

  1. необходимые виды аппаратного и программного обеспечения для осуществления связи по сети;
  2. виды поисковых систем и их различия;
  3. многообразие возможных услуг Интернета и их  использование;
  4. находить в Интернет ответы на поставленные вопросы за возможно короткое время
  5. виды поиска (простой, расширенный, специальный) и их возможности;
  6. виды образовательных ресурсов

       уметь:

  1. использовать язык запросов;
  2. работать в различных поисковых системах;
  3. сохранять информацию из Интернета для ее дальнейшего использования;
  4. использовать образовательные ресурсы для расширения кругозора и в процессе обучения
  5. использовать для решения познавательных задач различных источников информации, включая Интернет - энциклопедии, словари, различные образовательные ресурсы.

Общеучебные умения и навыки

  1. Развивать осознанное  беглое чтение текстов различных стилей и жанров,
  2. Развивать умение работать парами, группами индивидуально.
  3. Развивать умение поиска рациональных путей выполнения работы.
  4. Развивать умение исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения.
  5. Формировать умение искать и устранять причины возникших трудностей.
  6. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Методы обучения

В конце обучения одной из форм контроля может являться публичная защита проектов, что позволяет всему коллективу учащихся участвовать в обсуждении результатов работы и оценивании.

Формы организации учебной деятельности, подведение итогов работы

Основной тип занятий – практикум, в ходе которого учащиеся выполняют задания с использованием полученных знаний, умений и навыков. Доступ в Интернет обязателен.

Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики работы, обзора основной терминологии, ученикам объясняется теоретический материал, который поможет реализовать задание на каждом отдельном этапе и отводится время для практической работы в сети Интернет.

Итоги работы элективного курса подводятся по результатам учебной деятельности (посетил не менее 65% занятий по этому курсу и участвовал в работе) после окончания курса или проведения зачетной работы (создание собственного проекта).

Зачетные практические работы:

  1. "Простой поиск"
  2. "Интернет-реферат"
  3. "Текст-загадка"
  4. "Поиск тематических образовательных ресурсов"

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  и ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Программа курса обеспечивается компьютерными программами, справочными материалами, которые могут браться из разделов справки или из различных источников сети Интернет.

Программное обеспечение

  1. операционная система Windows XP;
  2. программы:
  1. Microsoft Internet Explorer,
  2. Netscape Navigator
  3. Download Master

При организации занятий используется следующее техническое обеспечение:

  1. Компьютерный  класс  – 8 компьютеров
  2. Проектор – 1 шт

Интернет-ресурсы

http://virlib.eunnet.net/  - Виртуальная библиотека

http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.1 - Электронная библиотека информационной системы «Единое окно»

http://www.megabook.ru/ - Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»

http://www.ege.ru/

http://www.on-line-teaching.com/Электронные учебники по HTML, Word, Excel, VBA

http://www.problems.ru/inf/Задачи по информатике

http://mega.km.ru/pc/ - Энциклопедия персонального компьютера

Ссылки в Интернет

http://medlan.samara.ru/info/search.html 

http://www.poiskinfo.net/stat/st103.php 

www.yahoo.com 

www.infoseek.com

www.excite.com

www.lycos.com

www.mckinley.com

www.shareware.com

www.search.com

http://www.seun.ru/faculty/FIIT/KTOIT/ktoit.php

http://www.yandex.ru

http://www.rambler.ru

http://www.mail.ru

http://www.rustest.ru

http://www.rusolymp.ru

http://www.slovari.ru

http://www.ege.ru

http://www.edunews.ru

http://www.abitu.ru

http://www.openet.edu.ru

http://www.infomuka.ru  

http://iso.cross-ipk.ru

http://www.eidos.techno.ru

http://www.lseptember.ru/ru/bio/

http://www.chat.ru

http://www. biology. arizona.edu

http://new.teacher.fio.ru/

http://school-collection.informika.ru/about/

: http://www.ucheba.ru

http://www.future4you.ru/

Учебно-тематический план элективного курса профильного обучения 

«ИНТЕРНЕТ:

СРЕДА И СРЕДСТВО ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ»

9 класс (17ч)

п/п

Наименование разделов,

дисциплин и тем

Часы

Форма контроля

Всего/дата

теория

практика

1.

Введение.

1

История создания и развития информационных ресурсов и технологий Интернет.

Инструкция по технике безопасности учащихся

1

2

Что такое Интернет.

1

тест

Виды подключения к  Интернету: сеансовое подключение; постоянное подключение.

0,5

Адресация в Интернете.

Программное обеспечение для работы в Интернете.

0,5

3

Многообразие  Интернета.

2

1

1

практикум

Всемирная Паутина WWW

0,5

0,5

Электронная почта (E-MAIL)

0,5

0,5

4

Правовые нормы.

1

тест

Сетевая этика.

0,5

Защита информации.

0,5

5

Виды поисковых служб.

3

Поисковые каталоги. Коллекции образовательных ссылок.

0,5

0,5

Рейтинговые системы традиционные, социальные, образовательные.

0,5

0,5

Поисковые указатели.

Сравнение поисковых служб. Синтаксис языка запросов.

1

6

Основы поиска и работы с образовательными ресурсами.

4

практикум

Сохранение страниц. Сохранение отдельных объектов и фрагментов web-страниц

1

Приемы простого поиска на странице, сайте.

1

Приемы  расширенного поиска: картинок, файлов, программ.

1

Средства специального поиска: книги, словари, энциклопедии, карты.

1

7

Виды проектов образовательных ресурсов Интернет.

3

Официальные образовательные сайты.

Образовательная пресса.

1

Конференции школьников, выставки творческих работ, конкурсы, олимпиады.

Ресурсы дистанционного обучения.

1

Информационная поддержка Единого государственного экзамена.

Ресурсы для абитуриентов.

1

Проектная деятельность

2

2

проект

ИТОГО

17


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Тема 1. Введение (1 ч).

История создания и развития информационных ресурсов и технологий Интернет. Появление первых информационных систем. Хронология Интернета. Агентство Перспективных Разработок (ARPA).

Тема 2. Что такое Интернет (1 ч).

Виды подключения к  Интернету.

  1. сеансовое подключение:
  1. коммутируемый доступ по телефонной линии (DIAL-UP)
  2. асинхронное подключение через спутник
  3. «мобильный» Интернет
  1. постоянное подключение:
  1. доступ по телефонной линии (ADSL)
  2. доступ по выделенному каналу
  3. подключение к Интернет через локальную сеть

Адресация в Интернете. Доменная система имен. Межсетевые протоколы. Программное обеспечение для работы в Интернете. Виды браузеров. Аппаратные средства Internet.

Тема 3. Многообразие  Интернета (2 ч).

Услуги Интернета.  Всемирная Паутина WWW.

Электронная почта (E-MAIL):

  1. что такое адрес электронной почты
  2. установка программ для работы с электронной почтой
  3. создание и отправка сообщения.
  4. получение сообщения.
  5. вложение файлов в сообщения электронной почты
  6. ответ на письмо и его пересылка.
  7. использование адресной книги.

Интерактивное общение. «Смайлики», сокращения, выражение мыслей и эмоций. отправка мгновенных сообщений. телефонные звонки через Интернет. Борьба с мусорными сообщениями (спам)

Использование фильтров. Организация конференций и телефонных звонков через Интернет.

Тема 4. Правовые нормы (1ч).

Информационная культура. Сетевая этика. Защита информации. Права собственности.  Этические нормы и частная коммерческая Internet. Соображения безопасности. Лицензионные, условно бесплатные, бесплатные программы.

Тема 5. Виды поисковых служб  (3 ч).

Поисковые каталоги. Коллекции образовательных ссылок. Рейтинговые системы традиционные, социальные, образовательные. Поисковые указатели. Сравнение поисковых служб. Синтаксис языка запросов.

Тема 6. Основы поиска и работы с образовательными ресурсами

                                                        (4 часа).

Сохранение страниц. Сохранение отдельных объектов и фрагментов web-страниц. Приемы простого поиска на странице, сайте. Приемы  расширенного поиска: картинок, файлов, программ. Средства специального поиска: книги, словари, энциклопедии, карты.

Тема 7. Виды проектов образовательных ресурсов Интернет

                                   ( 3 часа).

Официальные образовательные сайты. Образовательная пресса. Конференции школьников, выставки творческих работ, конкурсы, олимпиады. Ресурсы дистанционного обучения.

Предметные образовательные программы Информационная поддержка Единого государственного экзамена. Ресурсы для абитуриентов.

Дистанционные олимпиады. Тесты, викторины. Конкурсы.  Интернет-фестивали. Дистанционное обучение. Веб-квесты. Игры по Интернету. Игры по переписке (Play by mail).  MUD (Многопользовательские миры).  Дискуссионные проекты (конференции, чаты, форумы)

 Интернет-клубы.  Креативные проекты (сайты школ, газета)

Проектная деятельность (2 часа)

Подготовка и демонстрация образовательного продукта с использованием ресурсов Интернет.


Литература

  1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Базовый курс. 2-е изд. Авторы: Семакин, Залогова, Русаков. 2006 г., Гриф МО РФ Учебник для школ.
  2. Методика преподавания информатики Автор: М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер Издательство: Академия 2006 г.
  3. Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А.
    Информатика. 10-11 кл : Учебное пособие для общеобразовательных учреждений .- М.: Просвещение, 2002
  4. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс: Учебник для 10 класса. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004г
  5. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс: Учебник для 11класса. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004г
  6. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы. Омск, 2004г
  7. Косарев В.П., Компьютерные системы и сети, 2000г
  8. Олифер В.Г., Олифер Н.А., Компьютерные сети (принципы, технологии, протоколы), 2005г
  9. Хорев П.Б., Методы и средства защиты информации в компьютерных системах, 2005г.
  10. Байков В. Интернет. Поиск информации. Продвижение сайтов. СПб.: BHV, 2000.
  11. Богданов-Катьков Н.В., Орлов А. А. Интернет. Новейший справочник. Москва, ЭКСМО, Санкт-Петербург, СОВА, 2003.
  12. Болотько Л. Л. Информационные ресурсы Интернет для педагогов: мет. пособие. Мн.: АПО, 2000.
  13. Крупник А. Б. Поиск в Интернете. Самоучитель. СПб.: Питер, 2003.
  14. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия Интернет. М.: Олма-Пресс, 2002.
  15. С.Симонович, Г.Евсеев, А.Алексеев. Общая информатика. Учебное пособие. Универсальный курс. Москва, «Аст-пресс книга», 2003.
  16. С.Симонович, Г.Евсеев, А.Алексеев. Специальная информатика. Учебное пособие. Универсальный курс. Москва, «Аст-пресс книга», 2003.
  17. Солоницын Ю. А., Карпенюк С. Э. Интернет: энциклопедия. СПб.: Питер, 2003.
  18. Тихонов А.Н. и др. – Образовательные ресурсы сети Интернет. Каталог, Москва, 2006
  19. Хафкемейер Х. "Интернет. Путешествие по всемирной компьютерной сети", 2003г.
  20. Гусев В.С. Поиск в Интернет. Самоучитель:-М.:"Вильямс", 2004.
  21. Крупник А.Поиск в Интернете. Самоучитель (второе издание):- Питер, 2002.
  22. Гультяев А.Самое главное о .Поиск в Интернет:- Питер, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики. 1 класс. Тема: Закрепление полученных знаний;примеры вида:□+-2. Нахождение суммы в пределах 10.

Программа «Школа России». Для детей, обучающихся по программе V вида.Тип урока: закрепление знаний....

Учебное занятие по закреплению полученных знаний и способов деятельности по теме: «Обособленные определения» в 8 классе

Цели урока:Образовательные:закрепление  знаний по теме: «Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений»закрепление правила  замены придаточной части СПП п...

Применение игровых технологий для развития умений использовать полученные знания на практике

Внеклассное мероприятие по физике. Урок-соревнование, проводимое в рамках предметной недели....

Урок обобщения полученных знаний «СВОЯ ИГРА»

Цели: 1. Выявить и обобщить полученные знания по чтению по программе 7               класса....

Внедрение дистанционного обучение в образовательную среду как средство повышения мотивации к получению знаний учащимися

На данный момент достаточно широко изучен вопрос применения ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот вопрос контролируется государством и имеет его всестороннюю поддержку. Но сейчас с...

РИСКИ И УГРОЗЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРНЕТ - СРЕДЫ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Современную жизнь человека в обществе практически невозможно представить без Интернета. Наряду с представляющимися возможностями использования интернета как инструмента социализации, благодаря котором...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ Правдина Наталия Аликовна,с. Нижняя Быковка,ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка,учитель географии и биологии,prav.19...