«Технология создания комплексных текстовых документов в Mictosoft Word»
элективный курс по информатике и икт (9 класс) на тему

Элективный курс «Технология создания комплексных текстовых документов в Mictosoft Word»  для 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_sozdaniya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯРКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

                                                                       

        «УТВЕРЖДАЮ»

директор ЯСОШ ________________/В.Н. Карлова/

                                                                 «  ___» _________________ 2007 г.

Программа элективного курса в 9 классе

«Технология создания

комплексных текстовых документов в Mictosoft Word»

Составил учитель информатики

Ярковской средней общеобразовательной школы

Сапрыкина И.В.

        

2007-2008 уч. год

Пояснительная записка

     Одной из главнейших задач современной школы является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками – искать необходимую информацию, анализировать ее, преобразовывать информацию в структурированную текстовую форму, использовать ее для решения учебных задач. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми,- одно из условий образовательной компетентности ученика, поэтому учащемуся среднего звена просто необходимо овладеть навыками оформления таких часто употребляемых в школе документов, как заявление, деловое письмо, реферат, сообщение, доклад.

     Курс по выбору «Технология создания комплексных текстовых документов в Mictosoft Word» предназначен для учащихся 9-х классов. Курс рассчитан на 17 часов, который проводится в течение первой или второй четверти учебного года по 1 часу в неделю. Изучение курса позволяет учащимся более грамотно подходить к такой распространенной форме индивидуальной работы, как создание рефератов (докладов, заявлений, деловых писем) и дает возможность применять освоенные способы в других учебных курсах. Реферат – наиболее популярное и доступное учащимся средство представления самостоятельно собранной учебной информации.

     Исходные требования к подготовке:

учащиеся должны:

  1. иметь представление о правилах работы с компьютером;
  2. владеть работой с окнами, файлами и папками;
  3. иметь представление о текстовом процессоре Word и его назначении.

Курс служит средством надпрофильной специализации в области информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для построения индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общего для всех материала каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является реферат по какому-либо образовательному предмету. Темы рефератов, направления определяются самими учащимися, принимаются единые требования к оформлению рефератных работ. Таким образом, в школе создается банк тем.

Освоение знаний и способов создания комплексных текстовых документов осуществляется в ходе оформления учениками рефератов на темы, которые они определяют для себя самостоятельно (при участии учителей-предметников). Осознание и освоение учащимися достигаемых результатов происходят с помощью рефлексивных заданий, включенных в содержание занятий, что гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения. В результате освоения курса каждый учащийся развивает способность к самостоятельному письменному мышлению, создает личностно значимую для него образовательную продукцию.

Общепедагогическая направленность занятий – сопряжение социализации  и индивидуализации обучения по отношению к информационным технологиям. Освоенный инструментарий – технология создания комплексных текстовых документов – выступает отдельным образовательным продуктом учеников наряду с созданными ими рефератами, что способствует информационной компетентности.

Цели курса:

В результате освоения курса учащиеся должны уметь:

  1. структурировать знания, полученные в результате освоения различных школьных предметов;
  2. использовать различные источники информации (электронные энциклопедии, Интернет и т.д.) для подтверждения выдвинутых гипотез.

Задачи курса:

  1. знать требования, предъявляемые к оформлению различных текстовых документов, к их структурным и технологическим особенностям;
  2. уметь применять возможности текстового редактора Mictosoft Word для создания комплексных текстовых документов.

Основная методическая установка курса – обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной работы по практическому созданию комплексных текстовых документов, в частности, заявлений, деловых писем, рефератов.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа, в ходе которой создаются условия для реализации ведущей подростковой деятельности – авторского действия, выраженного в проектных формах работы. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей подростка. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:

  1. социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо уметь правильно создавать и оформлять комплексные текстовые документы);
  2. личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области технологии создания и оформления комплексных текстовых документов);
  3. перечень реальных объектов действительности, относящихся к данным компетенциям (комплексный текстовой документ, компьютер, прикладная компьютерная программа и др.);
  4. знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
  5. способы деятельности по отношению к данным объектам;
  6. минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции;
  7. индикаторы – учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности ученика;

Освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников.

Формы организации учебных занятий

Основной тип занятий – практикум. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Тема курса начинается с постановки задачи – характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам. С этой целью учитель проводит комментированную выставку комплексных текстовых документов и мультимедийную  презентацию.

 Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта – делового письма, реферата.

Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта, например, реферата.

В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5-10 мин.) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изученной темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствует устранению весьма распространенного недостатка – формализма в знаниях учащихся – и формируют научное мировоззрение учеников.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию реферата. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.

Учебно-методический комплект  

Программа курса обеспечивается учебным пособием для учеников «Информатика», компьютерными программами, обозначенными в программе курса.

В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, дополнительная литература с описанием новых программных средств (меняется ежегодно), а также разделы «Справка» в изучаемой компьютерной программе. Выработка навыка самостоятельного изучения программных средств позволит ученику самостоятельно продолжать образование после окончания данного курса (правильно оформлять доклады, сообщения, рефераты, курсовые работы и др.).

Курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией – из информатики, конкретные примеры и задачи – из смежных предметов. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как математика, физика, литература, русский и английский языки, история и другие вполне может использоваться учащимися в процессе разработки реферата соответствующей тематики.

Учебно-математический план

№ п\п

               

                               Тема занятия

Количество часов

1.

Создание  документов. Простые текстовые редакторы. Создание документа с шаблона, используя мастера. Свойства документа.

1

2.

Редактирование документа. Вставка объектов в документ. Проверка орфографии и синтаксиса. Сохранение исправления.

1

3.

Различные форматы текстовых файлов (документов). Сохранение и открытие документа в определенном формате.

1

4.

Выбор параметров страницы.

1

5.

Форматирование абзацев.

1

6.

Списки. Таблицы. Форматирование символов.

1

7.

Гипертекст.

1

     8.

Заявление, деловое письмо, реферат как изложение материала в форме комплексного текстового документа. Разнообразие комплексных текстовых документов.

            1

     9.

Общие правила оформления заявлений, деловых писем, титульных листов для рефератов. Работа с таблицами в скрытой форме.

     

            1

      10.

Основные правила ввода и форматирования текстов для рефератов, докладов, сообщений.

           1

      11.

Оформление заголовков и подзаголовков

            1

      12.

Оформления содержания рефератов и списка использованной литературы. Работа со списками (маркированные, нумерованные, многоуровневые).  

         

            1

     13.

Работа с графическими объектами. Работа с диаграммами.

           1

     14.

Ввод формул.

           1

     15.

Индивидуальная работа над рефератом.

           2

     16.

Защита проекта.

           1

                                                                       Итого:

          17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание и редактирование текстового документа.Форматирование текстового документа

ПР_1Создание и редактирование текстового документаПР_2 Форматирование текстового документаАфиша...

Создание текстового документа средствами Word

Вашему вниманию предлагается презентация и практическая работа. Это первый урок по теме "Технология обработки текстовой информации"...

Тест 03. Создание и форматирование текстовых документов (MS Word 2007)

Создание и форматирование текстовых документов (MS Word 2007)...

Конспект урока "СОЗДАНИЕ ДЕЛОВЫХ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ в Word 2010"

Конспект урока "СОЗДАНИЕ ДЕЛОВЫХ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ  в Word 2010" поможет учащимся получить представление о создании деловых текстовых документов в офисном пакете Microsoft Office в Word. Научи...

Практическая работа по информатике "Создание сложных текстовых документов"

Методическая разработка практического занятия по теме "Создание сложных текстовых документов". В ходе выполнения работы обучающиеся смогут научиться создавать подписи к рисункам, таблиц...

Технология создания рисунка с помощью встроенного в Word векторного графического редактора

Технология создания рисунка с помощью встроенного в Word векторного графического редактора...

Текстовый процессор MS WORD – создание и редактирование документов, форматирование документов.

УКонспект урока к в рамках муниципального этапа конкурса «Учитель Подмосковья 2022»...