Рабочая программа по информатике и ИКТ 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме

Рабочая программа по учебнику Л.Л. Босовой, рассчитана на 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika5.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработано  Гавриловой Ириной Викторовной

МКОУ Прихолмская СОШ №4 Минусинский район, Красноярский край

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Прихолмская средняя общеобразовательная школа №4

Утверждена приказом руководителя образовательного учреждения

№ _______ от_________

Рабочая программа учебного курса

«Информатика и ИКТ»

для 5 класса

Составитель: учитель информатики и ИКТ

Гаврилова Ирина Викторовна

2011 год


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».

Цели программы:

  1. формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  2.  пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  3.  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

  1. показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  2. организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  3. организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  4. создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Программа рассчитана на 1 час в год (35 часов в неделю). Программой предусмотрено проведение:

  1. практических работ – 15;

  2. проверочные работы – 3;

  3. контрольная работа – 1;
  4. творческая работа – 1.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования).

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

  1. учебник и рабочая тетрадь для учащихся;  
  2. методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
  3. комплект цифровых образовательных ресурсов;
  4. сборник занимательных задач, в котором  собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 5 классе, даны ответы, указания и решения.

  1. Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны:

  1. понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  2. различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  3. приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  4. приводить примеры информационных носителей;
  5. иметь представление о способах кодирования информации;
  6. уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  1. определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  2. различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  3. запускать программы из меню Пуск;
  4. уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  5. вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  6. уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  7. уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  8. уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  9. знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

  1. Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

контроль

1

Компьютер для начинающих

8

4

4

1

2

Информация вокруг нас

15

8

7

2

3

Информационные технологии

10

4

6

Итоговой контроль

(мини-проект)

2

2

Итого:

35

16

19

  1. Содержание учебного курса

1. Компьютер для начинающих

Информация и информатика. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

2. Информация вокруг нас

Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

3. Информационные технологии

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.

  1. Формы и средства контроля

Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования. 

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год  в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.

Тематические и итоговые контрольные работы:

Тематика

Вид

Форма

1

Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса

Тематический контроль

Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

2

Информация и информационные процессы

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

3

Обработка информации средствами текстового и графического редакторов

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

4

Информационные процессы и информационные технологии

Итоговый контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

5

Планирование последовательности действий. Создание анимации.

Итоговый мини-проект

Творческая работа

  1. Перечень учебно-методических средств обучения

Литература для ученика

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Литература для учителя

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  5. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Тематический контроль по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса»

Тест 1. Вариант – 1.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

7 - 9 баллов — удовлетворительно;

10 - 11 баллов — хорошо;

12 - 13 баллов — отлично.

Всего 8 тестов по 2 варианта.

Вариант 1.

1. Отметьте устройство компьютера, предназначенное для обработки информации.

  1. Внешняя память;
  2. Оперативная память;
  3. Процессор;
  4. Монитор;
  5. Клавиатура.

2.Отметьте устройства, предназначены для ввода информации в компьютер.

  1. Принтер;
  2. Процессор;
  3. Монитор;
  4. Сканер;
  5. Графопостроитель;
  6. Джойстик;
  7. Клавиатура;
  8. Мышь;
  9. Микрофон;
  10. Акустические колонки;
  11. Дискета.

3. Отметьте специальные клавиши.

  1. {End};
  2. {Пробел};
  3. {Shift};
  4. {Home};
  5. {Esc};
  6. {PageUp};
  7. {};
  8. {Enter};
  9. {}.

4. Отметьте элементы рабочего стола.

  1. Кнопка Пуск;
  2. Кнопка Закрыть;
  3. Кнопка Свернуть;
  4. Панель задач;
  5. Корзина;
  6. Строка заголовка;
  7. Строка меню;
  8. Значок Мой компьютер.

Тест 1. Вариант – 2.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

7 - 9 баллов — удовлетворительно;

10 - 11 баллов — хорошо;

12 - 13 баллов — отлично.

Всего 8 тестов по 2 варианта.

Вариант 2.

1. Отметьте устройство, где программы и данные хранятся и после выключения компьютера.

  1. Внешняя память;
  2. Оперативная память;
  3. Процессор;
  4. Монитор;
  5. Клавиатура.

2. Отметьте устройства, предназначенные для вывода  информации.

  1. Принтер;
  2. Процессор;
  3. Монитор;
  4. Сканер;
  5. Графопостроитель;
  6. Джойстик;
  7. Клавиатура;
  8. Мышь;
  9. Микрофон;
  10. Акустические колонки;
  11. Дискета.

3. Отметьте клавиши управления курсором.

  1. {End};
  2. {Пробел};
  3. {Shift};
  4. {Home};
  5. {Esc};
  6. {PageUp};
  7. {};
  8. {Enter};
  9. {}.

4. Отметьте элементы окна программы.

  1. Кнопка Пуск (меню К);
  2. Кнопка Закрыть;
  3. Кнопка Свернуть;
  4. Панель задач;
  5. Корзина;
  6. Строка заголовка;
  7. Строка меню;
  8. Значок Мой компьютер.

Тематический контроль по теме «Информация и информационные процессы»

Тест 2. Вариант 1.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

7 - 9 баллов — удовлетворительно;

10 - 11 баллов — хорошо;

12 - 13 баллов — отлично.

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

  1. Разговор по телефону;
  2. Посадка дерева;
  3. Кассета любимой музыкальной группы;
  4. Письмо приятелю;
  5. Выполнение контрольной работы;
  6. Разгадывание кроссворда;
  7. Просмотр телепередачи;
  8. Учебник математики.

2. Отметьте современные информационные носители.

  1. Телевидение;
  2. Бумага;
  3. Интернет;
  4. Телефон;
  5. Дискета;
  6. Лазерный диск;
  7. Телеграф;
  8. Видеокассета

3. Отметьте, информация какого вида может быть использована в музыкальной поздравительной открытке.

  1. Текстовая;
  2. Графическая;
  3. Числовая;
  4. Звуковая.

4. Наиболее удобной формой для представления большого количества однотипной информации является

  1. Текст;
  2. Таблица;
  3. Схема;
  4. Рисунок.

Тест 2. Вариант 2.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

7 - 9 баллов — удовлетворительно;

10 - 11 баллов — хорошо;

12 - 13 баллов — отлично.

Вариант 2.

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

  1. Работа на компьютере с клавиатурным тренажером;
  2. Установка телефона;
  3. Прослушивание музыкальной кассеты;
  4. Чтение книги;
  5. Видеокассета;
  6. Заучивание правила;
  7. Толковый словарь;
  8. Выполнение домашнего задания по истории.

2. Отметьте современные информационные каналы.

  1. Телевидение;
  2. Бумага;
  3. Интернет;
  4. Телефон;
  5. Дискета;
  6. Лазерный диск;
  7. Телеграф;
  8. Видеокассета.

3. Отметьте, информация какого вида может быть использована в школьном учебнике.

  1. Текстовая;
  2. Графическая;
  3. Числовая;
  4. Звуковая.

4. Наиболее удобной формой для наглядного представления числовых данных является

  1. Текст;
  2. Диаграмма;
  3. Схема;
  4. Рисунок.

Тематический контроль по теме «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов»

Тест 3. Вариант – 1.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

8 - 11 баллов — удовлетворительно;

12 - 14 баллов — хорошо;

15 - 16 баллов — отлично.

Вариант 1.

1. Отметьте элементы окна текстового редактора.

  1. Название приложения;
  2. Строка меню;
  3. Кнопка закрыть;
  4. Кнопка свернуть;
  5. Панель инструментов;
  6. Палитра;
  7. Панель Стандартная;
  8. Панель Форматирование;
  9. Рабочая область;
  10. Полосы прокрутки.

2. Отметьте операции при редактировании документов.

  1. Вставка;
  2. Удаление;
  3. Замена;
  4. Изменение шрифта;
  5. Изменение начертания;
  6. Изменение цвета;
  7. Поиск и замена;
  8. Выравнивание.

3. Отметьте инструменты графического редактора.

  1. Распылитель;
  2. Прямоугольник;
  3. Ножницы;
  4. Карандаш.

4. Отметьте верное.

При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит …

  1. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
  2. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания.

Тест 3. Вариант 2.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

8 - 11 баллов — удовлетворительно;

12 - 14 баллов — хорошо;

15 - 16 баллов — отлично.

Вариант 2.

1. Отметьте элементы окна приложения Paint (ColorPaint).

  1. Название приложения;
  2. Строка меню;
  3. Кнопка закрыть;
  4. Кнопка свернуть;
  5. Панель инструментов;
  6. Палитра;
  7. Панель Стандартная;
  8. Панель Форматирование;
  9. Рабочая область;
  10. Полосы прокрутки.

2. Отметьте операции при форматировании документов.

  1. Вставка;
  2. Удаление;
  3. Замена;
  4. Изменение шрифта;
  5. Изменение начертания;
  6. Изменение цвета;
  7. Поиск и замена;
  8. Выравнивание.

3. Отметьте инструменты графического редактора.

  1. Ластик;
  2. Треугольник;
  3. Кисть;
  4. Заливка.

4. Отметьте верное.

При форматировании текстового документа  происходит …

  1. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  2. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации.

Итоговый контроль по теме «Информационные процессы и информационные технологии»

Тест 4. Вариант 1.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки: 12-18 баллов — удовлетворительно; 19 - 20 баллов — хорошо; 23 и более баллов — отлично.

Вариант 1.

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

  1. Работа на компьютере с клавиатурным тренажером;
  2. Установка телефона;
  3. Прослушивание музыкальной кассеты;
  4. Чтение книги;
  5. Видеокассета;
  6. Заучивание правила;
  7. Толковый словарь;
  8. Выполнение домашнего задания по истории.

2. Отметьте устройства, предназначенные для вывода  информации.

  1. Принтер;
  2. Процессор;
  3. Монитор;
  4. Сканер;
  5. Графопостроитель;
  6. Джойстик;
  7. Клавиатура;
  8. Мышь;
  9. Микрофон;
  10. Акустические колонки;
  11. Дискета.

3. Запишите несколько современных носителей информации: ___________________

________________________________________________________________________

4. Отметьте элементы окна приложения Paint.

  1. Название приложения;
  2. Строка меню;
  3. Кнопка закрыть;
  4. Кнопка свернуть;
  5. Панель инструментов;
  6. Палитра;
  7. Панель Стандартная;
  8. Панель Форматирование;
  9. Рабочая область;
  10. Полосы прокрутки.

5. Отметьте операции при форматировании документов.

  1. Вставка;
  2. Удаление;
  3. Замена;
  4. Изменение шрифта;
  5. Изменение начертания;
  6. Изменение цвета;
  7. Поиск и замена;
  8. Выравнивание.

6. Отметьте верное.

1) При форматировании текстового документа  происходит …

  1. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  2. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
  3. обработка информации не происходит.

2) При разработке плана действий происходит …

  1. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  2. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
  3. обработка информации не происходит.

Тест 4. Вариант 2.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки: 12-18 баллов — удовлетворительно; 19 - 20 баллов — хорошо; 23 и более баллов — отлично.

Вариант 2.

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

  1. Разговор по телефону;
  2. Посадка дерева;
  3. Кассета любимой музыкальной группы;
  4. Письмо приятелю;
  5. Выполнение контрольной работы;
  6. Разгадывание кроссворда;
  7. Просмотр телепередачи;
  8. Учебник математики.

2.Отметьте устройства, предназначены для ввода информации в компьютер.

  1. Принтер;
  2. Процессор;
  3. Монитор;
  4. Сканер;
  5. Графопостроитель;
  6. Джойстик;
  7. Клавиатура;
  8. Мышь;
  9. Микрофон;
  10. Акустические колонки;
  11. Дискета.

3. Запишите несколько древних носителей информации: _______________________

________________________________________________________________________

4. Отметьте элементы окна приложения текстового редактора.

  1. Название приложения;
  2. Строка меню;
  3. Кнопка закрыть;
  4. Кнопка свернуть;
  5. Панель инструментов;
  6. Палитра;
  7. Панель Стандартная;
  8. Панель Форматирование;
  9. Рабочая область;
  10. Полосы прокрутки.

5. Отметьте операции при редактировании документов.

  1. Вставка;
  2. Удаление;
  3. Замена;
  4. Изменение шрифта;
  5. Изменение начертания;
  6. Изменение цвета;
  7. Поиск и замена;
  8. Выравнивание.

6. Отметьте верное.

1) При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит …

  1. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
  2. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  3. обработка информации не происходит.

2) При вычислениях по известным формулам происходит …

  1. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  2. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;

обработка информации не происходит.

Творческая работа учащихся

Данная работа ориентирована на повторении изученного материала за год.

Задание:

Самостоятельно придумать сюжет для анимации. Дайте ему название и подробно опишите планируемую последовательность событий.

Реализуйте свой проект средствами графического редактора и мультимедийной презентации. Подготовьтесь представить свою работу товарищам по классу.

Практические работы

В учебнике 5 класса Босовой Л.Л.  представлены тексты практических работ под ОС Windows и ее прикладные программы.

Оборудование и приборы

  1. Операционная система Windows XP, Alt Linux.
  2. Пакет офисных приложений MS Office 2003, OpenOffice.
  3. Плакаты Босовой Л.Л.
  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

Перечень  цифровых  образовательных  ресурсов

  1. Зрительные иллюзии.
  2. Техника безопасности.
  3. Компьютер на службе у человека.
  4. Хранение информации.
  5. Носители информации.
  6. Средства передачи информации.
  7. В мире кодов.
  8. Текст: история и современность.
  9. Табличный способ решения логических задач.
  10. Наглядные формы представления информации.
  11. Задача о напитках.
  12. Клавиатурный тренажер.
  13. Логические игры «Морской бой», «Переливашки», «Пары».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике 5-11 класс

В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...

рабочая программа по информатике 3 - 4 классы

Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)

Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой

Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...