рабочая программа по информатике 3 - 4 классы
рабочая программа по информатике и икт по теме
Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_3_-_4_klass.doc | 370 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа базируется на современных принципах и подходах к преподаванию информатики в школе, адекватна концепции школы и отвечает требованиям к уровню подготовки учащихся, заложенным в ФГОС (2004г.). Пропедевтический курс «Информатика в играх и задачах» можно условно разбить на 2 блока: основной блок (3-й класс) и переходный блок (4-й класс).
Концепция программы
В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет регионального и школьного компонентов) выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационных технологий.
Цели курса:
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- формирование у обучающихся 3 – 4 классов навыков информационно-учебной деятельности;
- развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Задача курса: подготовить учеников начальной школы к восприятию базового курса информатики, особенно его наиболее логически сложных разделов (алгоритмы и исполнители, элементы формальной логики, формализация и моделирование).
Основные принципы построения пропедевтического курса:
- Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям.
- Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых).
- Формирование и развитие у младших школьников алгоритмического мышления.
- Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов).
- Практико-ориентированность, формирование навыков самостоятельной работы, направленных на решение простейших практических задач при использовании основных пользовательских возможностей информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
Актуальность своевременного изучения логически сложных тем на доступном уровне в пропедевтическом курсе информатики подтверждается высказываниями психологов о том, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5 – 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно как можно раньше, лучше всего – с начальной школы. Дети, изучавшие такой пропедевтический курс, в дальнейшем значительно легче справляются с логически сложными разделами базового курса информатики.
Количество часов: 34 часа по 1 часу в неделю в 3 и 4 классах.
Программа: Рабочая программа составлена на основе программы пропедевтического курса информатики (1 – 6 классы) и требований ГОС (НРК). Авторы программы Горячев А.В. и другие. Программа рекомендована Министерством образования РФ.
Теоретические занятия проводятся в игровой форме, что способствует развитию логического мышления, повышению уровня интеллекта, развитию индивидуальных творческих способностей учащихся. Теоретические занятия проводятся в классе.
В учебно-методический комплект "Информатика в играх и задачах» входят: рабочая тетрадь в двух частях, раздаточный материал для проведения четырех контрольных работ и "Методические рекомендации для учителя". В первую часть рабочей тетради включен материал тематических разделов 1 и 2, во вторую часть - разделов 3 и 4. В середине каждой части тетради находятся бланки с заданиями контрольных работ. Задания каждой контрольной работы представлены в двух вариантах.
Практические занятия проводятся в компьютерном кабинете. При выполнении практических заданий учащиеся овладевают элементарными приемами компьютерной грамотности, осваивают среду различных обучающих и развивающих компьютерных программ, развивают свои коммуникативные навыки. Для выполнения практических заданий учащимся предоставляются:
- Компьютерные программы из приложения Стандартные (графический редакторы PAINT и GIMP, Калькулятор, текстовые редакторы Блокнот, WordPad);
- Развивающая и обучающая программа «Мир информатики» (1 – 2 и 3 – 4 годы обучения);
- Среда программирования «Перволого»;
- Клавиатурные тренажеры «Почитайка», «Стамина».
Предполагаемые результаты:
- Создание у обучающихся кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией;
- Формирование у обучающихся алгоритмического подхода к решению задач: умение составлять последовательность действий для достижения какой-либо цели;
- Формирование у обучающихся навыков решения задач с применением формальной логики: построение выводов с использованием утверждений логических операций («если – то», «и», «или», «не» и их комбинаций);
- Формирование у обучающихся навыков использования системного подхода: рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает»;
- Формирование у обучающихся навыков решения логических задач: поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения;
- Овладение обучающимися информационной грамотностью, предполагающей умение определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать, оценивать и использовать недостающую информацию;
- Формирование у обучающихся представлений о потенциальных возможностях и принципиальных ограничениях компьютерных технологий;
- Овладение обучающимися умениями применения информационных технологий из раздела Стандартные.
Для оценки реализации содержания программы использованы следующие показатели:
- Знание учащимися смысла важнейших понятий и терминов, используемых для описания информационных процессов и явлений.
- Усвоение учащимися основных представлений, понятий, идей.
- Навыки применения средств ИКТ при выполнении практических индивидуальных заданий.
Для оценки уровня и качества подготовки учащихся использованы следующие виды контроля:
- текущий (контроль выполнения классных работ и домашнего задания);
- этапный (контроль усвоения темы в целом, блока тем, раздела программы);
- итоговый (контроль усвоения курса в целом);
Формами контроля, уровня и качества подготовки учащихся являются:
- устный опрос;
- выполнение заданий в рабочих тетрадях;
- контрольные работы;
- компьютерные практикумы;
- выполнение заданий в среде компьютерной обучающей программы «Мир информатики».
Критерий оценивания устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Условные обозначения
ЭОР – электронный образовательный ресурс (электронный диск с обучающей программой).
ИКТ – информационные компьютерные технологии.
ГОС – Государственный образовательный стандарт.
НРК – национально-региональный компонент.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН3 класс
№ п/п | Учебная тема | Количество часов | Вид занятий | |
Теория | Практика | |||
1 | Алгоритм. Схема алгоритма. | 4 | 2 | 2 |
2 | Ветвление в алгоритме. | 2 | 1 | 1 |
3 | Цикл в алгоритме. | 2 | 1 | 1 |
4 | Состав и действия объектов. | 2 | 1 | 1 |
5 | Группа объектов. Общие свойства группы объектов. | 2 | 1 | 1 |
6 | Особенные свойства группы объектов. Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов. | 4 | 2 | 2 |
7 | Множество. Число элементов множества. Подмножество. | 2 | 1 | 1 |
8 | Элементы, не принадлежащие множеству. | 2 | 1 | 1 |
9 | Пересечение множеств и объединение множеств. | 2 | 1 | 1 |
10 | Истинность высказывания. Отрицание | 4 | 2 | 2 |
11 | Граф. Вершины и ребра графа. | 2 | 1 | 1 |
12 | Граф с направленными ребрами. | 2 | 1 | 1 |
13 | Аналогия. Закономерность. | 2 | 1 | 1 |
14 | Аналогичная закономерность | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 17 | 17 | ||
Всего: | 34 |
4 класс
№ п/п | Учебная тема | Количество часов | Вид занятий | |
Теория | Практика | |||
1 | Ветвление в построчной записи алгоритма. Команда «ЕСЛИ-ТО». | 4 | 2 | 2 |
2 | Ветвление в построчной записи алгоритма. Команда «ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ» | 2 | 1 | 1 |
3 | Цикл в построчной записи алгоритма. Команда «ПОВТОРЯЙ ПОКА…», команда «ПОВТОРЯЙ ДЛЯ…». | 2 | 1 | 1 |
4 | Алгоритм с параметрами. Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма (ВЫПОЛНЯЙ и ЗАПИСЫВАЙ). | 2 | 1 | 1 |
5 | Общие свойства и отличительные признаки группы объектов. Таблица «Состав – действие». | 2 | 1 | 1 |
6 | Схема состава объекта. Адрес составной части. Массив объектов на схеме состава. | 2 | 1 | 1 |
7 | Признаки и действия объекта и его составные части. | 2 | 1 | 1 |
8 | Множество. Подмножество. Пересечение множеств. Игра «Расселяем множество». | 2 | 1 | 1 |
9 | Истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». | 4 | 2 | 2 |
10 | Построение графов (описание отношений между объектами). | 4 | 2 | 2 |
11 | Пути в графах. Описание пути. Направление стрелок. | 2 | 1 | 1 |
12 | Выделение подграфов (разбиение графа на части). Построение новых графов по высказываниям со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Правило «ЕСЛИ-ТО». Схема рассуждений (получение выводов). | 2 | 1 | 1 |
13 | Составные части объектов. Действия объектов. Объекты с необычным составом (предметы-гибриды). | 2 | 1 | 1 |
14 | Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия. | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 17 | 17 | ||
Всего: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 КЛАСС
№ урока | Тема | Примерные сроки | Кол. час |
I четверть | 8 | ||
1 | Вводный инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе. Алгоритм. Примеры алгоритмов. Способы записи алгоритмов | 1 нед. сентября | 1т |
2 | Выполнение алгоритма. Практическое задание. | 2 нед. сентября | 1п |
3 | Схема алгоритма, условные обозначения | 3 нед. сентября | 1т |
4 | Схема алгоритма. Практическое задание | 4 нед. сентября | 1п |
5 | Ветвление в алгоритме. | 1 нед. октября | 1т |
6 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическое задание | 2 нед. октября | 1п |
7 | Цикл в алгоритме. Контрольная работа № 1. | 3 нед. октября | 1т |
8 | Алгоритмы с ветвлениями и циклом. Практическое задание | 4 нед. октября | 1п |
II четверть | 7 | ||
9 | Состав и действия объектов. | 2 нед. ноября | 1т |
10 | Практическая работа | 3 нед. ноября | 1п |
11 | Группа объектов. Общие свойства группы объектов. | 4 нед. ноября | 1т |
12 | Практическая работа | 1 нед. декабря | 1п |
13 | Отличительные признаки объектов. | 2 нед. декабря | 1т |
14 | Практическая работа | 3 нед. декабря | 1п |
15 | Единичное имя объекта. Контрольная работа № 2. | 4 нед. декабря | 1т |
III четверть | 11 | ||
16 | Единичное имя объекта. Практическая работа | 3 нед. января | 1п |
17 | Множество. Число элементов множества. Подмножество. | 4 нед. января | 1т |
18 | Практическая работа «Множества». | 5 нед. января | 1п |
19 | Элементы, не принадлежащие множеству. | 1 нед. февраля | 1т |
20 | Практическая работа. | 2 нед. февраля | 1п |
21 | Пересечение и объединение множеств. | 3 нед. февраля | 1т |
22 | Практическая работа. | 4 нед. февраля | 1п |
23 | Истинность высказывания. | 1 нед. марта | 1т |
24 | Практическая работа. | 2 нед. марта | 1п |
25 | Отрицание. Контрольная работа № 3. | 3 нед. марта | 1т |
26 | Практическая работа. | 4 нед. марта | 1п |
IV четверть | 8 | ||
27 | Граф. Вершины и ребра графа. | 1 нед. апреля | 1т |
28 | Практическая работа | 2 нед. апреля | 1п |
29 | Граф с направленными ребрами | 3 нед. апреля | 1т |
30 | Практическая работа | 4 нед. апреля | 1п |
31 | Аналогия. Закономерность | 1 нед. мая | 1т |
32 | Практическая работа | 2 нед. мая | 1п |
33 | Аналогичная закономерность (такое же или похожее правило). Контрольная работа № 4. | 3 нед. мая | 1т |
34 | Практическая работа. Выигрышная стратегия (логическая игра) | 4 нед. мая | 1п |
Итого за год: | Теор.-17, пр. -17 | ||
Всего за год: | 34 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 КЛАСС
№ урока | Тема | Примерные сроки | Кол. час |
I четверть | 8 | ||
1 | Вводный инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе. Ветвление в построчной записи алгоритма | 1 нед. сентября | 1т |
2 | Игра «Всегда – не всегда». | 2 нед. сентября | 1п |
3 | Команда «ЕСЛИ-ТО» | 3 нед. сентября | 1т |
4 | Практическое задание | 4 нед. сентября | 1п |
5 | Ветвление в построчной записи алгоритма. Команда «ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ». | 1 нед. октября | 1т |
6 | Игра «Говори наоборот». | 2 нед. октября | 1п |
7 | Цикл в построчной записи алгоритма. Команда «ПОВТОРЯЙ ПОКА…», команда «ПОВТОРЯЙ ДЛЯ…». Контрольная работа № 1 (повторение и обобщение пройденного материала). | 3 нед. октября | 1т |
8 | Практическое задание | 4 нед. октября | 1п |
II четверть | 7 | ||
9 | Алгоритм с параметрами. Игра «Слова – актеры». | 2 нед. ноября | 1т |
10 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма (ВЫПОЛНЯЙ и ЗАПИСЫВАЙ). Практическое задание | 3 нед. ноября | 1п |
11 | Общие свойства и отличительные признаки группы объектов. Таблица «Состав – действие». | 4 нед. ноября | 1т |
12 | Практическое задание | 1 нед. декабря | 1п |
13 | Схема состава объекта. Адрес составной части. Массив объектов на схеме состава. | 2 нед. декабря | 1т |
14 | Практическое задание. | 3 нед. декабря | 1п |
15 | Признаки и действия объекта и его составные части. Контрольная работа № 2 | 4 нед. декабря | 1т |
III четверть | 11 | ||
16 | Составные части объекта. Практическое задание. | 3 нед. января | 1п |
17 | Множество. Подмножество. Пересечение множеств. | 4 нед. января | 1т |
18 | Игра «Расселяем множество». | 5 нед. января | 1п |
19 | Истинность высказываний со словами «НЕ», «И». | 1 нед. февраля | 1т |
20 | Практическое задание | 2 нед. февраля | 1п |
21 | Истинность высказываний со словами «НЕ», «ИЛИ». | 3 нед. февраля | 1т |
22 | Практическое задание | 4 нед. февраля | 1п |
23 | Описание отношений между объектами при помощи графов | 1 нед. марта | 1т |
24 | Игра «Нужна ли стрелка?» | 2 нед. марта | 1п |
25 | Построение графов. Контрольная работа № 3 | 3 нед. марта | 1т |
26 | Практическое задание | 4 нед. марта | 1п |
IV четверть | 8 | ||
27 | Пути в графах. Описание пути. Направление стрелок. | 1 нед. апреля | 1т |
28 | Практическое задание | 2 нед. апреля | 1п |
29 | Выделение подграфов (разбиение графа на части). Построение новых графов по высказываниям со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Правило «ЕСЛИ-ТО» | 3 нед. апреля | 1т |
30 | Практическое задание | 4 нед. апреля | 1п |
31 | Составные части объектов. Действия объектов. Объекты с необычными составами (предметы-гибриды). | 1 нед. мая | 1т |
32 | Практическое задание | 2 нед. мая | 1п |
33 | Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия | 3 нед. мая | 1т |
34 | Практическое задание | 4 нед. мая | 1п |
Итого за год: | Теор.-17, пр. -17 | ||
Всего за год: | 34 часа |
3 класс
№ п/п | Учебная тема | сроки | Контрольные параметры оценки достижения ФГОС (2004г.) | Педагогические условия и ср-ва реализации стандарта | |||
Знать | Уметь | Понимать | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Алгоритм. Схема алгоритма. | 1 чет-верть | Содержание основных понятий: «алгоритм действия», «команда алгоритма». | Умение определять правильный порядок выполнения алгоритма, умение находить и исправлять ошибки в алгоритме. Навыки выполнения алгоритмов. | Умение рассуждать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, диктант по клеткам, контрольная работа, работа над ошибками. | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
2 | Ветвление в алгоритме. | 1 чет-верть | Содержание основных понятий: стрелка «да» и стрелка «нет» | Умение формулировать условие ветвления – задавать вопросы с ответом «да» или «нет». Умение делать выводы по ответам на вопросы. | Умение рассуждать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, диктант по клеткам, контрольная работа, работа над ошибками. | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
3 | Цикл в алгоритме. | 1 чет-верть | Содержание основных понятий: стрелка «да» и стрелка «нет», «цикл» | Умение записывать условия окончания цикла. Навыки составления и выполнения алгоритмов с циклом | Умение рассуждать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, диктант по клеткам, контрольная работа, работа над ошибками. | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
4 | Состав и действия объектов. | 2 чет-верть | Содержание основных понятий: «объект», «состав», «действие» | Умение описывать объект, называя его составные части и действия. Навыки описания состава и действий объекта в табличном виде | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
5 | Группа объектов. Общие свойства группы объектов. | 2 чет-верть | Содержание основных понятий: «группа», «подгруппа», «свойство», «общее свойство» | Умение выделять и описывать отдельные предметы заданной группы, давать общее имя группе объектов | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
6 | Особенные свойства группы объектов. Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов. | 2 чет-верть | Содержание основных понятий: «группа», «подгруппа», «свойство», «особенное свойство», «отличительное свойство» | Умение отличать общие и единичные имена объектов, выбирать единичные имена для объектов заданной группы, сравнивать объекты в группе. Умение описывать их отличительные признаки в табличном виде | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
7 | Множество. Число элементов множества. Подмножество. | 3 чет-верть | Содержание основных понятий: «множество», «элемент множества», «подмножество» | Навыки определения числа элементов множества. Умения определять принадлежность элементов заданному множеству (множествам), множеству и его подмножеству | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
8 | Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение мно-жеств и объединение множеств. | 3 чет-верть | Содержание основных понятий: Слова «НЕ», «И», «ИЛИ» | Навыки представления об отрицании. Умение находить область элементов, не принадлежащих заданному множеству. Навыки представления о пересечении (объединении) двух множеств. Умение находить область пересечения (объединении) двух множеств | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
9 | Истинность высказывания. Отрицание. | 3 чет-верть | Содержание основных понятий: «истинность высказывания», слова «ДА», «НЕТ», «НЕ». | Навыки определения истинности высказывания, выражение ее словами «да» и «нет», «не». | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
10 | Граф. Вершины и ребра графа. Граф с направленными ребрами. | 3 чет-верть | Содержание основных понятий: «граф», «вершина», «ребро» | Умение составлять граф по словесному описанию отношений между объектами | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
11 | Аналогия. | 4 чет-верть | Содержание основных понятий: «аналогия», «аналогичный». | Умение находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками | Умение рассуждать, анализировать, находить причинно-следственные связи и закономерности, мыслить по аналогии при решении нестандартных задач | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
12 | Закономерность. Аналогичная закономерность | 4 чет-верть | Содержание основных понятий: «закономерность», «аналогичная закономерность». | Умение находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы таблицы. Умение восстанавливать пропущенную закономерность. Умение располагать предметы в таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной. | Умение рассуждать, анализировать, находить причинно-следственные связи и закономерности, мыслить по аналогии при решении нестандартных задач | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
4 класс
№ п/п | Учебная тема | сроки | Контрольные параметры оценки достижения ФГОС (2004г.) | Педагогические условия и ср-ва реализации стандарта | |||
Предметно - информационная | Деятельностно-коммуникативная | Ценностно-ориентированная | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Ветвление в построчной записи алгоритма. Команда «ЕСЛИ-ТО». | 1 чет-верть | Содержание основных понятий: слова «ЕСЛИ», «ТО», «вложенность алгоритмов». | Умение записывать условие ветвления в алгоритме, используя слова «если» и «то» Навыки выполнения алгоритмов с ветвлением | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
2 | Ветвление в построчной записи алгоритма. Команда «ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ» | 1 чет-верть | Содержание основных понятий: слова «ЕСЛИ», «ТО», «ИНАЧЕ», «вложенность алгоритмов». | Умение записывать условие ветвления в алгоритме, используя слова «если», «то», «иначе». Навыки выполнения алгоритмов с ветвлением | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
3 | Цикл в построчной записи алгоритма. Команда «ПОВТОРЯЙ ПОКА…», команда «ПОВТОРЯЙ ДЛЯ…». | 1 чет-верть | Содержание основных понятий: «цикл», слова «ПОВТОРЯЙ ПОКА» и «ПОВТОРЯЙ ДЛЯ» | Умение записывать условие цикла в алгоритме, используя слова «повторяй». «иначе». Навыки выполнения алгоритмов с циклом. | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
4 | Алгоритм с параметрами. | 1 чет-верть | Содержание основных понятий: «параметры» | Навыки выполнения алгоритмов с параметрами. | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
5 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма (ВЫПОЛНЯЙ и ЗАПИСЫВАЙ). | 1 чет-верть | Содержание основных понятий: «параметры», «трассировка» | Навыки записи результата выполнения каждой команды алгоритма Закрепление умения выполнения и составления алгоритмов с ветвлением, циклом, параметрами | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
6 | Общие свойства и отличительные признаки группы объектов. Таблица «Состав – действие». | 2 чет-верть | Содержание основных понятий: таблица «Состав – действие». | Закрепить умения описывать в табличном виде общие действия и составные части группы объектов, а также отличительные признаки объектов группы | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
7 | Схема состава объекта. Адрес составной части. | 2 чет-верть | Содержание основных понятий: «объект», «состав объекта», «схема объекта», «адрес» | Умение записывать условие ветвления в алгоритме, используя слова «если» и «то». Навыки выполнения алгоритмов с ветвлением. | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
8 | Массив объектов на схеме состава. | 2 чет-верть | Содержание основных понятий: «массив», «объект», «состав объекта», «схема объекта», «адрес» | Умение заполнения схемы состава объекта. Умение записывать адрес элемента массива в составе объекта | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
9 | Признаки и действия объекта и его составные части. | 2 чет-верть | Содержание основных понятий: «объект», «состав объекта», «схема объекта», «адрес» | Умение записывать признаки и действия всего объекта и его составных частей на схеме объекта | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
10 | Множество. Подмножество. Пересечение множеств. Игра «Расселяем множество». | 2 чет-верть | Содержание основных понятий: «множество», «элемент множества», «подмножество» | Умения: определять принадлежности элементов множеству; характер отношений между множествами (множество-подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечения) | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
11 | Истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». | 2 чет-верть | Содержание основных понятий: «истинность высказывания», слова «ИЛИ», «И», «НЕ». | Умения: определять принадлежности элементов множеству. Представления о высказываниях и умение определять истинность высказываний со словами «не», «и», «или» | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
12 | Построение графов (описание отношений между объектами). | 3 чет-верть | Содержание основных понятий: «граф», «вершина», «ребро» | Умение строить графы по словесному описанию отношений между объектами | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
13 | Пути в графах. Описание пути. Направление стрелок. | 3 чет-верть | Содержание основных понятий: «граф», «вершина», «ребро», «путь в графе» | Умение строить графы по словесному описанию отношений между объектами. Представление о направлении пути в графе | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
14 | Выделение подграфов (разбиение графа на части). Построение новых графов по высказываниям со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Правило «ЕСЛИ-ТО». | 3 чет-верть | Содержание основных понятий: «граф», «вершина», «ребро», «подграф», «путь в графе», слова «НЕ», «И», «ИЛИ». Правило «ЕСЛИ-ТО». | Умение выделять часть ребер графа по высказыванию со словами «не», «и», «или». Умение составлять схему по правилу «если-то». Умение определять ситуации, в которых можно (нельзя) сделать вывод с помощью правила «если-то». | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» |
15 | Схема рассуждений (получение выводов). | 3 чет-верть | Содержание основных понятий: слова «НЕ», «И», «ИЛИ». Правило «ЕСЛИ-ТО». | Формирование представлений о схеме рассуждений. Умение составлять схемы рассуждений из правил «если-то» и делать выводы с их помощью. | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» Игра «Составь цепочку правил». |
16 | Составные части объектов. Действия объектов. Объекты с необычным составом (предметы-гибриды). | 4 чет-верть | Содержание основных понятий: таблица «Состав-действия», схема состава | Навыки описания состава и возмож-ности объектов, сравнения состава различных объектов. Умения описывать предметы с необычным составом | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, представлять данные в табличном виде, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» Игра «Кто это делает? Для чего это делает?» |
17 | Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями. | 4 чет-верть | Содержание основных понятий: «признак объекта», «группа» | Умения находить признаки с одним и тем же названием у объектов разных групп. Умение описывать в табличном виде отличительные признаки объектов одной группы. | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, представлять данные в табличном виде, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» Игра «Для чего пригодится?» |
Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия. | 4 чет-верть | Содержание основных понятий: «алгоритм», «ветвление», «цикл», «алгоритм обратного действия» | Навыки составления алгоритмов с ветвлением и циклом Закрепление представления об обратном действии Умение описать с помощью алгоритма действие, обратное заданному | Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, представлять данные в табличном виде, развивать логическое мышление | Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос, контрольная работа, работа над ошибками | Объяснение учителя, игра, компьютерный практикум, изучение электронного учебника «Мир информатики» Игра «Все наоборот» |
Требования к уровню подготовки учащихся сформулированы в разрезе тем, изучаемых школьниками. Для каждой темы выделяются необходимые для ее изучения понятия (термины) и определяются соответствующие навыки. В результате обучения непрерывного пропедевтического «Информатика в играх и задачах» (3 – 4 классы) учащиеся должны научиться:
- находить лишний предмет в группе однородных;
- выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
- находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);
- разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
- называть последовательность простых знакомых действий;
- приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
- находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
- точно выполнять действия под диктовку учителя;
- отличать заведомо ложные фразы и называть противоположные по смыслу слова;
- отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов (группы однородных предметов);
- находить общие признаки предметов из одного класса и значения признаков у разных предметов из этого класса;
- понимать и делать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- находить на схеме область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
- составлять различные таблицы (предмет – признак);
- выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с действием, обратным заданному;
- изображать множества с разным взаимным расположением;
- делать и записывать выводы в виде правил «если - то».
В результате компьютерных практических заданий обучающиеся должны овладеть элементарными приемами компьютерной грамотности, освоить среду OC Windows, пакет прикладных программ Стандартные, освоить среду обучающих и развивающих компьютерных программ «Мир информатики 1-2 и 3-4 годы обучения», развить коммуникативные навыки.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Класс | Учебная программа | Учебник, учебное пособие для обучающихся | Методическое пособие для учителя | Дидактический материал |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2 | 3 | Горячев А.В. и др. Сборник программ. Начальная школа. М.,БАЛАСС, 2004. | Горячев А.В. и др. Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах. 3 класс в 2-х частях», М., БАЛАСС, 2008 | 1. Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах 3 класс. Методические рекомендации для учителя. М., БАЛАСС, 2004 2. ЭОР «Мир информатики, 1 – 2 год обучения» | Поурочные практические задания |
3 | 4 | Горячев А.В. и др. Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах. 4 класс в 2-х частях», М, БАЛАСС, 2008 | 1. Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах 4 класс. Методические рекомендации для учителя, БАЛАСС, 2004 2. ЭОР «Мир информатики, 3 – 4 год обучения» |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
1. Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах 3 класс. Методические рекомендации для учителя. М., БАЛАСС, 2004.
2. Горячев А.В. и др. Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах. 3 класс в 2-х частях», М., БАЛАСС, 2008.
3. Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах 3 класс. Методические рекомендации для учителя. М., БАЛАСС, 2004.
4. Горячев А.В. и др. Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах. 3 класс в 2-х частях», М., БАЛАСС, 2008.
5. Ивашина М.В. Человек и информация. Азбука информационной самостоятельности Екатеринбург: Форум-книга, 2008.
6. Могилев А.В. Мир информатики. Базовое учебное пособие для третьего года обучения Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
Для обучающихся:
1. Горячев А.В. и др. Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах. 3 класс в 2-х частях», М., БАЛАСС, 2008.
2. Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах 3 класс. Методические рекомендации для учителя. М., БАЛАСС, 2004.
3. Горячев А.В. и др. Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах. 3 класс в 2-х частях», М., БАЛАСС, 2008.
4. Ивашина М.В. Человек и информация. Азбука информационной самостоятельности Екатеринбург: Форум-книга, 2008.
5. Могилев А.В. Мир информатики. Базовое учебное пособие для третьего года обучения Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...