рабочая программа по информатике 3 - 4 классы
рабочая программа по информатике и икт по теме

Горох Виктория Павловна

Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_informatike_3_-_4_klass.doc370 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа базируется на современных принципах и подходах к преподаванию информатики в школе, адекватна концепции школы и отвечает требованиям к уровню подготовки учащихся, заложенным в ФГОС (2004г.). Пропедевтический курс «Информатика в играх и задачах» можно условно разбить на 2 блока: основной блок (3-й класс) и переходный блок (4-й класс).

Концепция программы

В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет регионального и школьного компонентов) выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационных технологий.

Цели курса:

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • формирование  у обучающихся 3 – 4 классов навыков  информационно-учебной деятельности;
  • развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

Задача курса: подготовить учеников начальной школы к восприятию базового курса информатики, особенно его наиболее логически сложных разделов (алгоритмы и исполнители, элементы формальной логики, формализация и моделирование).

Основные принципы построения пропедевтического курса:

  1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и  информационным технологиям.
  2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых).
  3. Формирование и развитие у младших школьников алгоритмического мышления.
  4. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов).
  5. Практико-ориентированность, формирование навыков самостоятельной работы, направленных на решение простейших практических задач при использовании основных пользовательских возможностей информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

Актуальность своевременного изучения логически сложных тем на доступном уровне в пропедевтическом курсе информатики подтверждается высказываниями психологов о том, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5 – 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно как можно раньше, лучше всего  –  с начальной школы. Дети, изучавшие такой пропедевтический курс, в дальнейшем значительно легче справляются с логически сложными разделами базового курса информатики.

Количество часов:   34 часа по 1 часу в неделю в 3  и 4 классах.

Программа:   Рабочая программа составлена на основе программы пропедевтического курса информатики (1 – 6 классы) и требований ГОС (НРК). Авторы программы Горячев А.В. и другие. Программа  рекомендована Министерством образования РФ.

Теоретические занятия проводятся в игровой форме, что способствует развитию логического мышления, повышению уровня интеллекта, развитию индивидуальных творческих способностей учащихся. Теоретические занятия проводятся в классе.

В учебно-методический комплект "Информатика в играх и задачах» входят: рабочая тетрадь в двух частях, раздаточный материал для проведения четырех контрольных работ и "Методические рекомендации для учителя". В первую часть рабочей тетради включен материал тематических разделов 1 и 2,  во вторую часть - разделов 3 и 4. В середине каждой части тетради находятся бланки с заданиями контрольных работ. Задания каждой контрольной работы представлены в двух вариантах.

 Практические занятия проводятся в компьютерном кабинете. При выполнении  практических заданий  учащиеся овладевают элементарными приемами компьютерной грамотности, осваивают среду различных обучающих и развивающих компьютерных программ, развивают свои коммуникативные навыки. Для выполнения практических заданий учащимся предоставляются:

  • Компьютерные программы из приложения Стандартные (графический  редакторы PAINT и GIMP, Калькулятор, текстовые редакторы Блокнот, WordPad);
  • Развивающая и обучающая программа «Мир информатики» (1 – 2 и  3 – 4 годы обучения);
  • Среда программирования  «Перволого»;
  • Клавиатурные тренажеры «Почитайка», «Стамина».

Предполагаемые результаты:

  • Создание у обучающихся кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией;
  • Формирование у обучающихся  алгоритмического подхода к решению задач: умение составлять последовательность действий для достижения какой-либо цели;
  • Формирование у обучающихся навыков решения задач с применением  формальной логики: построение выводов с использованием утверждений логических операций («если – то», «и», «или», «не» и  их комбинаций);
  • Формирование у обучающихся  навыков использования системного подхода: рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает»;
  • Формирование у обучающихся  навыков решения логических задач: поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения;
  • Овладение обучающимися информационной грамотностью, предполагающей умение определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать, оценивать и использовать недостающую информацию;
  • Формирование у обучающихся  представлений о потенциальных возможностях и принципиальных ограничениях компьютерных технологий;
  • Овладение обучающимися умениями применения информационных технологий из раздела Стандартные.

Для оценки реализации содержания программы использованы следующие показатели:

  1. Знание учащимися смысла важнейших понятий и терминов, используемых для описания информационных процессов и явлений.
  2. Усвоение учащимися основных представлений, понятий, идей.
  3. Навыки применения средств ИКТ при выполнении практических индивидуальных заданий.

Для оценки уровня и качества подготовки учащихся использованы следующие виды контроля:

  • текущий (контроль выполнения классных работ и  домашнего задания);
  • этапный (контроль усвоения темы в целом, блока тем, раздела программы);
  • итоговый (контроль усвоения курса в целом);

Формами контроля, уровня и качества подготовки учащихся являются:

  • устный опрос;
  • выполнение заданий в рабочих тетрадях;
  • контрольные работы;
  • компьютерные практикумы;
  • выполнение заданий в среде компьютерной обучающей программы «Мир информатики».

Критерий оценивания устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный.

 Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

 Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

 Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Критерий оценки практического задания

 Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;  работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

 Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

 Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

 Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Условные обозначения

ЭОР – электронный образовательный ресурс (электронный диск с обучающей программой).

ИКТ – информационные компьютерные технологии.

ГОС – Государственный  образовательный стандарт.

НРК – национально-региональный компонент.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 класс

№ п/п

Учебная тема

Количество часов

Вид занятий

Теория

Практика

1

Алгоритм. Схема алгоритма.

4

2

2

2

Ветвление в алгоритме.

2

1

1

3

Цикл в алгоритме.

2

1

1

4

Состав и действия объектов.

2

1

1

5

Группа объектов. Общие свойства группы объектов.

2

1

1

6

Особенные свойства группы объектов.

Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов.

4

2

2

7

Множество. Число элементов множества. Подмножество.

2

1

1

8

Элементы, не принадлежащие множеству.

2

1

1

9

Пересечение множеств и объединение множеств.

2

1

1

10

Истинность высказывания. Отрицание

4

2

2

11

Граф. Вершины и ребра графа.

2

1

1

12

Граф с направленными ребрами.

2

1

1

13

Аналогия. Закономерность.

2

1

1

14

Аналогичная закономерность

2

1

1

Итого:

17

17

Всего:

34


4 класс

№ п/п

Учебная тема

Количество часов

Вид занятий

Теория

Практика

1

Ветвление в построчной записи алгоритма. Команда «ЕСЛИ-ТО».

4

2

2

2

Ветвление в построчной записи алгоритма. Команда «ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ»

2

1

1

3

Цикл в построчной записи алгоритма. Команда «ПОВТОРЯЙ ПОКА…», команда «ПОВТОРЯЙ ДЛЯ…».

2

1

1

4

Алгоритм с параметрами. Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма (ВЫПОЛНЯЙ и ЗАПИСЫВАЙ).

2

1

1

5

Общие свойства и отличительные признаки группы объектов. Таблица «Состав – действие».

2

1

1

6

Схема состава объекта. Адрес составной части.  Массив объектов на схеме состава.

2

1

1

7

Признаки и действия объекта и его составные части.

2

1

1

8

Множество. Подмножество. Пересечение множеств. Игра «Расселяем множество».

2

1

1

9

Истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».

4

2

2

10

Построение графов (описание отношений между объектами).

4

2

2

11

Пути в графах. Описание пути. Направление стрелок.

2

1

1

12

Выделение подграфов (разбиение графа на части). Построение новых графов по высказываниям со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Правило «ЕСЛИ-ТО». Схема рассуждений (получение выводов).  

2

1

1

13

Составные части объектов. Действия объектов. Объекты с необычным составом (предметы-гибриды).

2

1

1

14

Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия.

2

1

1

Итого:

17

17

 Всего:

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 КЛАСС

№ урока

Тема

Примерные сроки

Кол.

час

I четверть                                                                                                                                

8

1

Вводный инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе.

Алгоритм.   Примеры алгоритмов. Способы записи алгоритмов

1 нед. сентября

2

Выполнение алгоритма. Практическое задание.

2 нед. сентября

1п

3

Схема алгоритма, условные обозначения

3 нед. сентября

4

Схема алгоритма. Практическое задание

4 нед. сентября

1п

5

Ветвление в алгоритме.

1 нед. октября

6

Алгоритмы с ветвлениями. Практическое задание

2 нед. октября

1п

7

Цикл в алгоритме. Контрольная работа № 1.

3 нед. октября

8

Алгоритмы с ветвлениями и циклом. Практическое задание

4 нед. октября

1п

II четверть

7

9

Состав и действия объектов.

2 нед. ноября

10

Практическая работа

3 нед. ноября

1п

11

Группа объектов. Общие свойства группы объектов.

4 нед. ноября

12

Практическая работа

1 нед. декабря

1п

13

Отличительные признаки объектов.

2 нед. декабря

14

Практическая работа

3 нед. декабря

1п

15

Единичное имя объекта. Контрольная работа № 2.

4 нед. декабря

III четверть

11

16

Единичное имя объекта. Практическая работа

3 нед. января

1п

17

Множество. Число элементов множества. Подмножество.

4 нед. января

18

Практическая работа  «Множества».

5 нед. января

1п

19

Элементы, не принадлежащие множеству.

1 нед. февраля

20

Практическая работа.

2 нед. февраля

1п

21

Пересечение и объединение множеств.

3 нед. февраля

22

Практическая работа.

4 нед. февраля

1п

23

Истинность высказывания.

1 нед. марта

24

Практическая работа.

2 нед. марта

1п

25

Отрицание. Контрольная работа № 3.

3 нед. марта

26

Практическая работа.

4 нед. марта

1п

IV четверть

8

27

Граф. Вершины и ребра графа.

1 нед. апреля

28

Практическая работа

2 нед. апреля

1п

29

Граф с направленными ребрами

3 нед. апреля

30

Практическая работа

4 нед. апреля

1п

31

Аналогия. Закономерность

1 нед. мая

32

Практическая работа

2 нед. мая

1п

33

Аналогичная закономерность (такое же или похожее правило). Контрольная работа № 4.

3 нед. мая

34

Практическая работа. Выигрышная стратегия (логическая игра)

4 нед. мая

1п

Итого за год:

Теор.-17, пр. -17

Всего за год:

34 часа


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 КЛАСС

№ урока

Тема

Примерные сроки

Кол.

час

I четверть

8

1

Вводный инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе. Ветвление в построчной записи алгоритма

1 нед. сентября

2

Игра «Всегда – не всегда».

2 нед. сентября

1п

3

Команда «ЕСЛИ-ТО»

3 нед. сентября

4

Практическое задание  

4 нед. сентября

1п

5

Ветвление в построчной записи алгоритма. Команда «ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ».

1 нед. октября

6

Игра «Говори наоборот».

2 нед. октября

1п

7

Цикл в построчной записи алгоритма. Команда «ПОВТОРЯЙ ПОКА…», команда «ПОВТОРЯЙ ДЛЯ…». Контрольная работа № 1 (повторение и обобщение пройденного материала).

3 нед. октября

8

Практическое задание  

4 нед. октября

1п

II четверть

7

9

Алгоритм с параметрами. Игра «Слова – актеры».

2 нед. ноября

10

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма (ВЫПОЛНЯЙ и ЗАПИСЫВАЙ). Практическое задание  

3 нед. ноября

1п

11

 Общие свойства и отличительные признаки группы объектов. Таблица «Состав – действие».

4 нед. ноября

12

Практическое задание

1 нед. декабря

1п

13

Схема состава объекта. Адрес составной части. Массив объектов на схеме состава.  

2 нед. декабря

14

Практическое задание.

3 нед. декабря

1п

15

Признаки и действия объекта и его составные части. Контрольная работа № 2

4 нед. декабря

III четверть

11

16

Составные части объекта. Практическое задание.

3 нед. января

1п

17

Множество. Подмножество. Пересечение множеств.

4 нед. января

18

Игра «Расселяем множество».

5 нед. января

1п

19

Истинность высказываний со словами «НЕ», «И».

1 нед. февраля

20

Практическое задание

2 нед. февраля

1п

21

Истинность высказываний со словами «НЕ», «ИЛИ».

3 нед. февраля

22

Практическое задание

4 нед. февраля

1п

23

Описание отношений между объектами при помощи графов

1 нед. марта

24

Игра «Нужна ли стрелка?»

2 нед. марта

1п

25

Построение графов. Контрольная работа № 3

3 нед. марта

26

Практическое задание  

4 нед. марта

1п

IV четверть

8

27

Пути в графах. Описание пути. Направление стрелок.

1 нед. апреля

28

Практическое задание

2 нед. апреля

1п

29

Выделение подграфов (разбиение графа на части). Построение новых графов по высказываниям со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Правило «ЕСЛИ-ТО»

3 нед. апреля

30

Практическое задание

4 нед. апреля

1п

31

Составные части объектов. Действия объектов. Объекты с необычными составами (предметы-гибриды).

1 нед. мая

32

Практическое задание

2 нед. мая

1п

33

Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия

3 нед. мая

34

Практическое задание

4 нед. мая

1п

Итого за год:

Теор.-17, пр. -17

Всего за год:

34 часа

3 класс

№ п/п

Учебная тема

сроки

Контрольные параметры оценки достижения

ФГОС (2004г.)

Педагогические условия

и ср-ва

реализации

стандарта

Знать

Уметь

Понимать

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Алгоритм. Схема алгоритма.

1 чет-верть

Содержание основных понятий:

«алгоритм действия», «команда алгоритма».

Умение определять правильный порядок выполнения алгоритма, умение находить и исправлять ошибки в алгоритме. Навыки выполнения алгоритмов.

Умение рассуждать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

диктант по клеткам, контрольная работа, работа над ошибками.

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

2

Ветвление в алгоритме.

1 чет-верть

Содержание основных понятий:

стрелка «да» и стрелка «нет»

Умение формулировать условие ветвления – задавать вопросы с  ответом «да» или «нет». Умение делать выводы по ответам на вопросы.

Умение рассуждать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

диктант по клеткам,

контрольная работа, работа над ошибками.

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

3

Цикл в алгоритме.

1 чет-верть

Содержание основных понятий:

стрелка «да» и стрелка «нет»,

 «цикл»

Умение записывать условия окончания цикла.

Навыки составления и выполнения алгоритмов с циклом

Умение рассуждать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

диктант по клеткам,

контрольная работа, работа над ошибками.

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

4

Состав и действия объектов.

2 чет-верть

Содержание основных понятий:

«объект», «состав», «действие»

Умение описывать объект, называя его составные части и действия.

Навыки описания состава и действий объекта в табличном виде

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

5

Группа объектов. Общие свойства группы объектов.

2 чет-верть

Содержание основных понятий:

«группа», «подгруппа», «свойство»,  «общее свойство»

Умение выделять и описывать отдельные предметы заданной группы, давать общее имя группе объектов

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»  

6

Особенные свойства группы объектов.

Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов.

2 чет-верть

Содержание основных понятий:

«группа», «подгруппа»,  «свойство», «особенное свойство»,  «отличительное свойство»

Умение отличать общие и единичные имена объектов, выбирать единичные имена для объектов заданной группы, сравнивать объекты в группе.

Умение описывать их отличительные признаки в табличном виде

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

7

Множество. Число элементов множества. Подмножество.

3 чет-верть

Содержание основных понятий:

«множество», «элемент множества», «подмножество»

Навыки определения числа элементов множества. Умения определять принадлежность элементов заданному множеству (множествам), множеству и его подмножеству

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

8

Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение мно-жеств и объединение множеств.

3 чет-верть

Содержание основных понятий:

Слова «НЕ», «И», «ИЛИ»

Навыки представления об отрицании.

Умение находить область элементов, не принадлежащих заданному множеству. Навыки представления о пересечении (объединении) двух множеств.

Умение находить область пересечения (объединении) двух множеств

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

9

Истинность высказывания. Отрицание.

3 чет-верть

Содержание основных понятий:

«истинность высказывания», слова «ДА», «НЕТ», «НЕ».

Навыки определения истинности высказывания, выражение ее словами «да» и «нет», «не».

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

10

Граф. Вершины и ребра графа. Граф с направленными ребрами.

3 чет-верть

Содержание основных понятий:

«граф», «вершина», «ребро»

Умение составлять граф по словесному описанию отношений между объектами

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

11

Аналогия.

4 чет-верть

Содержание основных понятий:

«аналогия», «аналогичный».

Умение находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками

Умение рассуждать,  анализировать, находить причинно-следственные связи и закономерности,  мыслить по аналогии при решении нестандартных задач

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

12

Закономерность. Аналогичная закономерность

4 чет-верть

Содержание основных понятий:

«закономерность», «аналогичная закономерность».

Умение находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы таблицы. Умение восстанавливать пропущенную закономерность.

Умение располагать предметы в таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.

Умение рассуждать,  анализировать, находить причинно-следственные связи и закономерности,  мыслить по аналогии при решении нестандартных задач

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

4 класс

№ п/п

Учебная тема

сроки

Контрольные параметры оценки достижения

ФГОС (2004г.)

Педагогические условия

и ср-ва

реализации

стандарта

Предметно - информационная

Деятельностно-коммуникативная

Ценностно-ориентированная

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Ветвление в построчной записи алгоритма. Команда «ЕСЛИ-ТО».

1 чет-верть

Содержание основных понятий:

слова «ЕСЛИ», «ТО», «вложенность алгоритмов».

Умение записывать условие ветвления в алгоритме, используя слова «если» и «то»

Навыки выполнения алгоритмов с ветвлением

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

2

Ветвление в построчной записи алгоритма. Команда «ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ»

1 чет-верть

Содержание основных понятий:

слова «ЕСЛИ», «ТО», «ИНАЧЕ», «вложенность алгоритмов».

Умение записывать условие ветвления в алгоритме, используя слова «если», «то», «иначе».

Навыки выполнения алгоритмов с ветвлением

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

3

Цикл в построчной записи алгоритма. Команда «ПОВТОРЯЙ ПОКА…», команда «ПОВТОРЯЙ ДЛЯ…».

1 чет-верть

Содержание основных понятий:

«цикл», слова «ПОВТОРЯЙ ПОКА» и «ПОВТОРЯЙ ДЛЯ»

Умение записывать условие цикла в алгоритме, используя слова «повторяй». «иначе».

Навыки выполнения алгоритмов с циклом.

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

4

Алгоритм с параметрами.

1 чет-верть

Содержание основных понятий:

«параметры»

Навыки выполнения алгоритмов с параметрами.

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

5

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма (ВЫПОЛНЯЙ и ЗАПИСЫВАЙ).

1 чет-верть

Содержание основных понятий:

«параметры», «трассировка»

Навыки записи результата выполнения каждой команды алгоритма

Закрепление умения выполнения и составления алгоритмов с ветвлением, циклом, параметрами

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

6

 Общие свойства и отличительные признаки группы объектов. Таблица «Состав – действие».

2 чет-верть

Содержание основных понятий:

таблица «Состав – действие».

Закрепить умения описывать в табличном виде общие действия и составные части группы объектов, а также отличительные признаки объектов группы

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

7

Схема состава объекта. Адрес составной части.

2 чет-верть

Содержание основных понятий:

«объект», «состав объекта», «схема объекта», «адрес»

Умение записывать условие ветвления в алгоритме, используя слова «если» и «то».

Навыки выполнения алгоритмов с ветвлением.

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

8

Массив объектов на схеме состава.

2 чет-верть

Содержание основных понятий:

«массив», «объект», «состав объекта», «схема объекта», «адрес»

Умение заполнения схемы состава объекта.

Умение записывать адрес элемента массива в составе объекта

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»  

9

Признаки и действия объекта и его составные части.

2 чет-верть

Содержание основных понятий:

«объект», «состав объекта», «схема объекта», «адрес»

Умение записывать признаки и действия всего объекта и его составных частей на схеме объекта

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

10

Множество. Подмножество. Пересечение множеств. Игра «Расселяем множество».

2 чет-верть

Содержание основных понятий:

«множество», «элемент множества», «подмножество»

Умения: определять принадлежности элементов множеству; характер отношений между множествами (множество-подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечения)

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

11

Истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».

2 чет-верть

Содержание основных понятий:

«истинность высказывания», слова «ИЛИ», «И», «НЕ».

Умения: определять принадлежности элементов множеству.

Представления о высказываниях и умение определять истинность высказываний со словами «не», «и», «или»

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

12

Построение графов (описание отношений между объектами).

3 чет-верть

Содержание основных понятий:

«граф», «вершина», «ребро»

Умение строить графы по словесному описанию отношений между объектами

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

13

Пути в графах. Описание пути. Направление стрелок.

3 чет-верть

Содержание основных понятий:

«граф», «вершина», «ребро», «путь в графе»

Умение строить графы по словесному описанию отношений между объектами.

Представление о направлении пути в графе

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

14

Выделение подграфов (разбиение графа на части). Построение новых графов по высказываниям со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Правило «ЕСЛИ-ТО».

3 чет-верть

Содержание основных понятий:

«граф», «вершина», «ребро», «подграф», «путь в графе»,

слова «НЕ», «И», «ИЛИ». Правило «ЕСЛИ-ТО».

Умение выделять часть ребер графа по высказыванию со словами «не», «и», «или».

Умение составлять схему по правилу «если-то». Умение определять ситуации, в которых можно (нельзя) сделать вывод с помощью правила «если-то».

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

15

Схема рассуждений (получение выводов).  

3 чет-верть

Содержание основных понятий:

слова «НЕ», «И», «ИЛИ». Правило «ЕСЛИ-ТО».

Формирование представлений о схеме рассуждений.

Умение составлять схемы рассуждений из правил «если-то» и делать выводы с их помощью.

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»  Игра «Составь цепочку правил».

16

Составные части объектов. Действия объектов. Объекты с необычным составом (предметы-гибриды).

4 чет-верть

Содержание основных понятий:

таблица «Состав-действия», схема состава

Навыки описания состава и возмож-ности объектов, сравнения состава различных объектов.

Умения описывать предметы с необычным составом

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, представлять данные в табличном виде,

развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

Игра «Кто это делает?  Для чего это делает?»

17

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями.

4 чет-верть

Содержание основных понятий:

«признак объекта», «группа»

Умения находить признаки с одним и тем же названием у объектов разных групп.

Умение описывать в табличном виде отличительные признаки объектов одной группы.

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, представлять данные в табличном виде,

развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

Игра «Для чего пригодится?»

 Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия.

4 чет-верть

Содержание основных понятий:

«алгоритм», «ветвление», «цикл», «алгоритм обратного действия»

Навыки составления алгоритмов с ветвлением и циклом

Закрепление представления об обратном действии

Умение описать с помощью алгоритма действие, обратное заданному

Умение рассуждать, классифицировать, анализировать, находить причинно-следственные связи, представлять данные в табличном виде,

развивать логическое мышление

Практические задания (учебник-тетрадь), устный опрос,

контрольная работа, работа над ошибками

Объяснение учителя, игра,

компьютерный практикум,

изучение электронного учебника «Мир информатики»

Игра «Все наоборот»

Требования к уровню подготовки учащихся сформулированы в разрезе тем, изучаемых школьниками. Для каждой темы выделяются необходимые для ее изучения понятия (термины) и определяются соответствующие навыки. В результате обучения непрерывного пропедевтического «Информатика в играх и задачах» (3 – 4 классы) учащиеся должны научиться:

  • находить лишний предмет в группе однородных;
  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
  • находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);
  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;                            
  • называть последовательность простых знакомых действий;
  • приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
  • находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
  • точно выполнять действия под диктовку учителя;
  • отличать заведомо ложные фразы и называть противоположные по смыслу слова;
  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
  • находить  общее в составных частях и действиях у всех предметов (группы однородных предметов);
  • находить общие признаки предметов из одного класса и значения признаков у разных предметов из  этого класса;
  • понимать и делать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  • находить на схеме область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
  • составлять различные таблицы (предмет – признак);
  • выполнять  алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с действием, обратным заданному;
  • изображать множества с разным взаимным расположением;
  • делать и записывать выводы в виде правил «если - то».

В результате компьютерных практических заданий обучающиеся должны овладеть элементарными приемами компьютерной грамотности, освоить среду OC Windows, пакет прикладных программ Стандартные, освоить среду обучающих и развивающих компьютерных программ «Мир информатики 1-2 и 3-4 годы обучения», развить коммуникативные навыки.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Класс

Учебная программа

Учебник, учебное пособие для обучающихся

Методическое пособие для учителя

Дидактический материал

1

2

3

4

5

6

2

3

Горячев А.В. и др.

Сборник программ. Начальная школа. М.,БАЛАСС, 2004.

Горячев А.В. и др. Учебник-тетрадь «Информатика          в играх и задачах. 3 класс в 2-х частях», М., БАЛАСС, 2008

1. Горячев А.В. и др. Информатика в играх и   задачах   3   класс. Методические рекомендации        для учителя. М., БАЛАСС, 2004

2. ЭОР «Мир информатики, 1 – 2 год обучения»

 Поурочные практические задания

3

4

Горячев А.В. и др. Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах. 4 класс в 2-х частях», М, БАЛАСС, 2008

1. Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах 4 класс. Методические рекомендации для учителя, БАЛАСС, 2004

2. ЭОР «Мир информатики, 3 – 4 год обучения»


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя:

1. Горячев А.В. и др. Информатика в играх и   задачах   3   класс. Методические рекомендации        для учителя. М., БАЛАСС, 2004.

2. Горячев А.В. и др. Учебник-тетрадь «Информатика  в играх и задачах. 3 класс в 2-х частях», М., БАЛАСС, 2008.

3. Горячев А.В. и др. Информатика в играх и   задачах   3   класс. Методические рекомендации        для учителя. М., БАЛАСС, 2004.

4. Горячев А.В. и др. Учебник-тетрадь «Информатика  в играх и задачах. 3 класс в 2-х частях», М., БАЛАСС, 2008.

5. Ивашина М.В. Человек и информация. Азбука информационной самостоятельности Екатеринбург: Форум-книга, 2008.

6. Могилев А.В. Мир информатики. Базовое учебное пособие для третьего года обучения Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.

Для  обучающихся:

1. Горячев А.В. и др. Учебник-тетрадь «Информатика  в играх и задачах. 3 класс в 2-х частях», М., БАЛАСС, 2008.

2. Горячев А.В. и др. Информатика в играх и   задачах   3   класс. Методические рекомендации        для учителя. М., БАЛАСС, 2004.

3. Горячев А.В. и др. Учебник-тетрадь «Информатика  в играх и задачах. 3 класс в 2-х частях», М., БАЛАСС, 2008.

4. Ивашина М.В. Человек и информация. Азбука информационной самостоятельности Екатеринбург: Форум-книга, 2008.

5. Могилев А.В. Мир информатики. Базовое учебное пособие для третьего года обучения Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...