Цикл занятий по информатике: Алгоритмы. Виды Алгоритмов. Условный оператор в Паскале.
методическая разработка по информатике и икт (8 класс)

Елена Владимировна Фадеева

Путешествие на остров Условного оператора

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_informatike_na_temu.doc340 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по информатике на тему: "Оператор условного перехода"

Урок-экскурсия:

"Путешествие на остров Условного оператора"

Цель урока:  Познакомить учащихся с полной и неполной формой условного оператора, показать применение оператора в решении задач.

Обучающая - сформировать знания о полной и неполной форме условного оператора и умения применять при решении задач.

Развивающая - развитие алгоритмического мышления, умения логически мыслить, строить причинно-следственные связи, анализировать и систематизировать полученную информацию, составлять информационные модели примеров из реальной жизни.

Воспитательная - осознание роли информатики в истории человеческого общества, вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности, воспитание трудолюбия, инициативности в преодолении трудностей.

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Оборудование: доска, маркер, персональные компьютеры учащихся, компьютер учителя для демонстрации, экран, проектор, колонки, карточки с заданием, файлы с практической работой.

Используемые ЦОР: фрагмент фильма о применении условного оператора в решении задач: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98657113

Педагогическая технология: игровая

План урока

  1. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебной деятельности.
  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
  3. Объяснение нового материала
  4. Выполнение заданий:
  1. пробных упражнений
  2. тренировочных упражнений
  3. заданий, требующих творческого применения знаний в нестандартных условиях.
  1. Подведение итогов урока и домашнее задание.


Ход урока

1. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебной деятельности.

- Ребята, сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие на остров Условного оператора. На острове нам необходимо узнать о полной и неполной форме оператора, рассмотреть применение оператора в решении задач. Мы выберем воздушный вид транспорта - самолёт, поэтому прошу вас взять с собой все необходимые вещи и удачного путешествия.

А эпиграфом  к уроку будут слова:

Что-то новое всегда кажется на первый взгляд сложным,

 поэтому давайте работать вместе.

Вместе не трудно, вместе не тесно,

Вместе легко и всегда интересно!

Как вы знаете, пассажиры международных линий проходят контроль безопасности, таможенный контроль, пограничный контроль и предполетный досмотр, после чего попадают в накопитель выхода на посадку. У нас будет тоже самое.

2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Для прохождения контроля безопасности вам необходимо составить четыре правильные по смыслу фразы.

Молодцы, вы с успехом справились с первым заданием, осталось пройти таможенный контроль:

Таможенный контроль мы прошли успешно, прошу пройти на посадку:

Дамы и господа! 
     Командир корабля и экипаж от имени авиакомпании "Информатика - российские образовательные авиалинии" рады приветствовать вас на борту самолета ГОУ-339, вылетающего рейсом Санкт-Петербург – Условный оператор. Информатика постоянно расширяет географию полетов. И сегодня мы открываем новую трассу. Расстояние от Санкт-Петербурга до Условного оператора 800 км. Время в пути  45 минут. Мы сделаем все возможное, чтобы ваш полет был приятным. Благодарю за внимание.

Пристегните ремни и прослушайте Правила техники безопасности на борту авиалайнера: краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.

Дамы и господа! Наш самолёт попал в зону турбулентности. Пожалуйста, пристегните ремни. Чтобы выйти из неё ответьте на вопросы блиц - турнира.

1. Как записывается заголовок программы на Паскале?

 2. Как записывается раздел описания переменных?

3. С какими типами числовых величин работает Паскаль?

4. Как записывается оператор присваивания?

5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале?

Какие из перечисленных  ниже записей можно рассматривать как имена переменных?

  1. 435ADSL;
  2. FORD/A;

                                                      3. SUMMA;

                                                      4. ПРИМЕР 1;

                                                      5. OTV

3. Объяснение нового материала. Обзорная экскурсия по острову.

Дамы и господа! Добро пожаловать на остров "Условного оператора".  

Обзорная экскурсия по острову.

Перед тем, как начать экскурсию выполните задание:

По заданным предложениям угадать известную поговорку или пословицу, которой можно выразить смысл этого предложения:

Вопросы: 

  1.  Если два дела одновременно делать, то ничего не получиться.
  2.  Если делать дело не торопясь, то быстрее его закончишь.

      3. Если не будешь трудиться, то не сваришь ухи.

Что общего в формулировке этих пословиц?

Если – то

Эта конструкция описывает разветвляющийся алгоритм.

Примеры (если плохая погода, то беру зонт; если урок физкультуры, то одеваю спортивный костюм и т.д.) Приведите свои примеры. 

Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна  или другая последовательность шагов, называется ветвлением. Оператор, реализующий конструкцию ветвления, называется условным оператором. Условному оператору отвечают две структуры: полная и неполная. Поэтому на нашем острове всего два отеля: полный- от работает по системе "всё включено" и неполный - по системе - "только завтраки".

В Паскале ветвление организуется с помощью двух операторов: условный оператор IF и оператор выбора CASE. Сегодня на уроке мы познакомимся с условным оператором – IF. 
Формат 
1) if условие then оператор1 else оператор2; 
(если)             (то)                 (иначе) 
или 
2) if условие then оператор; 
(если)             (то) 
Условие – это равенство или неравенство. 
Оператор условия выполняется следующим образом. Сначала выполняется выражение, записанное в условии. В результате его вычисления получается значение истина или ложь. 
В первом случае, если значение выражения есть истина, выполняется оператор1, указанный после слова then (то). Если значение выражения ложь, то выполняется оператор2. 
Во втором варианте формата – если условие выражение истина, то выполняется оператор1, если – ложь – выполняется оператор, следующий за оператором if. 

Просмотр видеофрагмента об условном операторе: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98657113

4. Выполнение заданий учащимися:

На сегодняшний день вы знакомы с тремя операторами. Давайте их вспомним - это оператор ввода, оператор вывода и оператор присваивания.

Рассмотрим несколько примеров: 

Задача: Расположи условия и инструкции ветвления соответственно столбцам таблицы (полная форма, неполная форма).

Задача: Написать программу проверки знания даты основания Санкт-Петербурга. В случае неверного ответа пользователя программа должна выводить правильный ответ. Ниже представлен рекомендуемы вид экрана во время работы программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).

В каком году был основан Санкт-Петербург?

Введите число и нажмите - 1705

Вы ошиблись, Санкт-Петербург был основан в 1703 году!

Перед составлением программы учащимся предлагается ответить на вопрос, который позволит выбрать правильную форму записи условного оператора:

      Какая конструкция ветвления используется в данном алгоритме (полная или неполная)?

Физкультминутка.

  1. Рисуй глазами треугольник.
  2. Теперь его переверни вершиной вниз.
  3. И вновь глазами ты по периметру веди.
  4. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути,
  5. А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
  6. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально,
  7. И в центре ты остановись. Глазки крепко закрываем,
  8. Дружно до пяти считаем. Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась. Ты молодец!

 Задание, требующее творческого применения знаний в нестандартных условиях:

Написать программу проверки знания истории архитектуры. Программа должна вывести вопрос и три варианта ответа. Пользователь должен выбрать правильный ответ и ввести его номер. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).

Архитектор Исаакиевского собора:

  1. Доменико Тренизи
  2. Огюст Монферран
  3. Карл Росси

Введите номер правильного ответа  и нажмите - 2

Вы ошиблись.

Архитектор  Исаакиевского собора – Огюст Монферран.

5. Подведение итогов урока и домашнее задание

Сегодня на уроке мы: 
• повторили основные понятия по алгоритмам и способам представления; 
• рассмотрели формы записи команды ветвления, общий вид условного оператора и структуру программы; 
• научились составлять разветвляющиеся алгоритмы к различным задачам; 
• научились составлять и вводить программу с применением условного оператора.

  1. Новая тема для меня оказалась… 
    а) легкой 
    б) трудной, но интересной; 
    в) трудной. 
  2. Я считаю, что я… 
    а) поработал хорошо; 
    б) я не очень удовлетворителен своей работой, мог бы быть активнее; 
    в) совсем неудовлетворителен своей работой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "«Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства»

Урок по теме : «Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства» 10класс. Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла ...

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

Условный оператор в Паскале

Коспект+презентация на тему "Условный оператор в Паскале"...

3.11.21 и 5.11.21 для МСТ1 и 2.11.21 ПКД1 Тема: "Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Виды алгоритмов. Способы описания алгоритмов".

Задание:1) Приготовить сообщение по данной теме.2) Создать кроссворд со словами описывающие способы записи алгоритмов и виды  вычислительных процессов при решении задач....