Тема урока: Встроенные функции в Excel. Построение графиков.
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Цветкова Татьяна Александровна

 

Тема урока: Встроенные функции в Excel. Построение графиков.

Цель урока:

·         Познакомить и научить создавать таблицы значений функций в заданном диапазоне значений аргумента и с заданным шагом его измерения.

·          Развить навыки мыслительной деятельности, включая каждого учащегося в учебно – познавательный процесс.

·         Домашнее задание

 Задачи урока:

·        Познавательная- получить практические навыки работы в программе Ms Excel

·        развивающая– формирование у учащихся логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие пользоваться ранее полученными знаниями;  ставить и решать проблемы

·        воспитательная– умение самостоятельно мыслить, чувство ответственности за выполняемую работу ее аккуратности, самооценка выполненной работы.

Ожидаемые результаты:

После этого урока ученики смогут:

·        Развивать навыки работы с ЭТ.

·        Использовать стандартные функции для проведения более сложных вычислений в электронных таблицах.


Технические и программные средства:

·        Персональные компьютеры.

·        Операционная система Windows

·        Мультимедийный проектор, экран.

·        MS Office 2007.

·        Опорный конспект

·        План практической работы в виде презентации.

·        Задание для самостоятельной работы

Учебник:
Информатика и ИКТ:чебник для 9 класса /Угринович Н.Д 2.-е издание - М.: Бином. Лаборатория 2010.- 295 с.:ил.

Вид урока:Объяснение нового материала и закрепление

План урока:

·               Организационный момент – 2 мин.

·               Повторение пройденного материала – 5 мин.

·               Постановка цели и задач-1мин

·               Объяснение нового материала –15 мин.

·               Применение полученных знаний за компьютером –10 мин.

·               Физкультминутка- 4мин

·               Домашнее задание §3.2.4.  индивидуальные задания 2 мин.

·               Подведение итогов урока. Онлайн-тест – 5 мин

·               Резерв-1 мин

 

Ход урока

1.      Организационный момент (2 мин)

Здравствуйте. На уроках математики вам самостоятельно приходится решать уравнения (простые, квадратные, кубические и др.), а затем кропотливо строить графики, используя линейки и карандаши. Хотелось бы вам упростить свою работу при подготовке к урокам алгебры, а так создавать творческие презентации на основе электронных таблиц? (Ответ учащихся) Мы уже научились строить формулы в программе используя относительные, абсолютные и смешанные ссылки, а так же еще несколько операций, в том числе и построение диаграмм, так вот сегодня мы продолжим знакомиться с новыми возможностями табличного процессора Excel, но прежде чем приступить к новой теме, давайте вспомним, что нам уже известно.

Дается практическая работа двум ученикам для построения графиков функции по карточкам.

Пока учащиеся выполняют работу, производится опрос.

 

2.      Опрос по заранее подготовленным билетам(5 мин) (в классе два ряда парт, первому каждому ученику дают вопросы, а второму ряду – ответы. При озвученном вопросе учеником, должен поднять руку и встать тот ученик, у которого находится ответ, в случае неправильного ответа, или встанет не один ученик, сначала выясняется мотивация, а затем анализ ответа)

1.   Что является электронной таблицей?

Ответ: Работающее в диалоговом режиме приложение, которое хранит и обрабатывает данные в ЭТ.

2.   Что образует ячейку в электронной таблице

Ответ:Пересечение столбца и строки

3.   Файлы, в которых сохраняются ЭТ, как называются?

Ответ: книгами

4.  Идентификатор ячейки складывается из названия …

Ответ:столбца (латинской буквы) и номера строчки

5.  Что является относительной ссылкой?

Ответ:При перемещении или копировании формулы из активной ячейки относительные ссылки автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки

6.   Что является абсолютной ссылкой?

Ответ:При перемещении или копировании формулы из активной ячейки абсолютные ссылки не изменяются.

 

7.   Ввод формул в таблицу начинается обычно со знака

Ответ: «=»

             После опроса проверяется работа двух учеников, которые должны охарактеризовать свой ход работы. Вызывается из класса третий ученик и оценивает работу, сравнивая с заранее подготовленной работой учителя.  

3. Объяснение нового материала(Учитель объясняет около доски, а ученики записывают в тетради. Учитель при обьяснении использует презентацию).

И так тема  сегодняшнего урока  «Встроенные функции в Excel. Построение графиков».

Цель нашего урока:Научиться строить графики функции в Excel.

На уроках математики вы изучаете графики функций. Давайте сначала разберем, как это будет выглядеть, когда мы работаем в тетради.

Задача. Нужно построить график функции y=2*x^2-3 на промежутке (-4:4)

 Как мы строим на уроках математики  график функции y=2*x^2-3.(Графиком этой функции является парабола, ветви направлены вверх и О(0,0). Чтобы построить параболу, мы заполняем таблицу(на доске учитель строит таблицу значений)

x

-4,0

-3,0

-2,0

-1,0

0,0

1,0

2,0

3,0

4,0

y=2*x^2-3

13,0

6,0

1,0

-2,0

-3,0

-2,0

1,0

6,0

13,0

 

Из курса алгебра и начала анализа вы все знаете, что такое функция. Это соответствие y = f (x) между переменными величинами, в силу которого каждому рассматриваемому значению некоторой величины x (аргумента, или независимого переменного) соответствует определенное значение другой величины y (зависимой переменной, или функции). Такое соответствие может быть задано различным образом, например формулой, графически или таблицей. С помощью функции математически выражаются многообразные количественные закономерности в природе.  В ЭТ также используются математические функции при решении  уравнений, синусов, косинусов и т. п.

Воспользуемся этими знаниями и посмотрим с помощью презентации как это будем делать в ЭТ.

(Используется проектор при объяснении материала)

Соответственно, с помощью математических функций в ЭТ мы можем вычислить и корень квадратный и построить график, как это указано в презентации

x

-4,0

-3,0

-2,0

-1,0

0,0

1,0

2,0

3,0

4,0

y=корень(x+4)

0,0

1,0

1,4

1,7

2,0

2,2

2,4

2,6

2,8

У нас получилось построение на одной координатной плоскости двух графиков.

 

x

-4,0

-3,0

-2,0

-1,0

0,0

1,0

2,0

3,0

4,0

Y = X^2+ 1

17,0

10,0

5,0

2,0

1,0

2,0

5,0

10,0

17,0

Y = X + 1

-3,0

-2,0

-1,0

0,0

1,0

2,0

3,0

4,0

5,0

5. Закрепление полученного знания на компьютере(практическая часть).Построение на одной координатной плоскости двух графиков.

 

Задание (Всем) Построить графики функции

(Ученики с строят графики функции вместе с учителем)

Учитель проходит и проверяет правильности хода решения.

Как только все справляются с заданием, ученики обратно садятся за парты.

6.Физкультминутка (включаем презентацию)

9.  Домашнее задание.  §3.2.4.  индивидуальные задания, для выполнения работы дома и на следующем уроке необходимо принести работу на каком-либо носителе информации.

10. Подведение итогов.Выставление оценок

(Ученики сами, на основе полученных знаний объясняют эту тему) (Показывается на презентации)

Если остается время, ученикам предлагается пройти онлайн-тест  по теме Excel

http://www.klyaksa.net/test_online/index.php?goto_test=begin

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc95 КБ
Файл postroenie_grafika_funkcii_v_excel.rar1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Встроенные функции в Excel. Построение графиков.»

Предметная область: информатика

Участники (класс, возраст): 9 «б», 14 – 15 лет.

Цель урока:

  1. Познакомить и научить создавать таблицы значений функций в заданном диапазоне значений аргумента и с заданным шагом его измерения.
  2. Развить навыки мыслительной деятельности, включая каждого учащегося в учебно – познавательный процесс.
  3. Индивидуальное домашнее задание

Задачи урока:

  1. Познавательная - получить практические навыки работы в программе Ms Excel
  2. развивающая – формирование у учащихся логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие пользоваться ранее полученными знаниями;  ставить и решать проблемы
  3. воспитательная – умение самостоятельно мыслить, чувство ответственности за выполняемую работу ее аккуратности, самооценка выполненной работы.

Ожидаемые результаты:

После этого урока ученики смогут:

  1. Развивать навыки работы с ЭТ.
  2. Использовать стандартные функции для проведения более сложных вычислений в электронных таблицах.


Технические и программные средства:

  1. Персональные компьютеры.
  2. Операционная система Windows
  3. Мультимедийный проектор, экран.
  4. MS Office 2007.
  5. Опорный конспект
  6. План практической работы в виде презентации.
  7. Задание для самостоятельной работы

Вид урока: Проверка домашнего задания, объяснение нового материала и закрепление

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Повторение пройденного материала – 5 мин.
  3. Постановка цели и задач-1мин
  4. Объяснение нового материала –15 мин.
  5. Применение полученных знаний за компьютером –10 мин.
  6. Физкультминутка- 4мин
  7. Домашнее задание - индивидуальные задания - 2 мин.
  8. Подведение итогов урока. Онлайн-тест – 5 мин
  9. Резерв-1 мин

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте. На уроках математики вам самостоятельно приходится решать уравнения (простые, квадратные, кубические и др.), а затем кропотливо строить графики, используя линейки и карандаши. Хотелось бы вам упростить свою работу при подготовке к урокам алгебры, а так создавать творческие презентации на основе электронных таблиц? (Ответ учащихся) Мы уже научились строить формулы в программе используя относительные, абсолютные и смешанные ссылки, а так же еще несколько операций, в том числе и построение диаграмм, так вот сегодня мы продолжим знакомиться с новыми возможностями табличного процессора Excel, но прежде чем приступить к новой теме, давайте вспомним, что нам уже известно.

Дается практическая работа двум ученикам для построения графиков функции по карточкам.

Пока учащиеся выполняют работу, производится опрос.

  1. Опрос по заранее подготовленным билетам  (в классе два ряда парт, первому каждому ученику дают вопросы, а второму ряду – ответы. При озвученном вопросе учеником, должен поднять руку и встать тот ученик, у которого находится ответ, в случае неправильного ответа, или встанет не один ученик, сначала выясняется мотивация, а затем анализ ответа)
  1. Что является электронной таблицей?

Ответ: Работающее в диалоговом режиме приложение, которое хранит и обрабатывает данные в ЭТ.

  1. Что образует ячейку в электронной таблице

Ответ: Пересечение столбца и строки

  1. Файлы, в которых сохраняются ЭТ, как называются?

Ответ: книгами

  1. Идентификатор ячейки складывается из названия …

Ответ: столбца (латинской буквы) и номера строчки

  1. Что является относительной ссылкой?

Ответ: При перемещении или копировании формулы из активной ячейки относительные ссылки автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки

  1. Что является абсолютной ссылкой?

Ответ: При перемещении или копировании формулы из активной ячейки абсолютные ссылки не изменяются.

  1. Ввод формул в таблицу начинается обычно со знака

Ответ: «=»

После опроса проверяется работа двух учеников, которые должны охарактеризовать свой ход работы. Вызывается из класса третий ученик и оценивает работу, сравнивая с заранее подготовленной работой  (Фрукты, конфеты)  учителя.

3. Объяснение нового материала (Учитель объясняет около доски, а ученики записывают в тетради. Учитель при обьяснении использует презентацию).

И так тема  сегодняшнего урока  «Встроенные функции в Excel. Построение графиков».

Цель нашего урока: Научиться строить графики функции в Excel.

На уроках математики вы изучаете графики функций. Давайте сначала разберем, как это будет выглядеть, когда мы работаем в тетради.

Задача. Нужно построить график функции y=2*x^2-3 на промежутке (-4:4)

Как мы строим на уроках математики  график функции y=2*x^2-3.(Графиком этой функции является парабола, ветви направлены вверх и О(0,0). Чтобы построить параболу, мы заполняем таблицу(на доске учитель строит таблицу значений)

x

-4,0

-3,0

-2,0

-1,0

0,0

1,0

2,0

3,0

4,0

y=2*x^2-3

13,0

6,0

1,0

-2,0

-3,0

-2,0

1,0

6,0

13,0

Из предмета «алгебра» вы знаете, что такое функция. Если даны числовое множество X и правилоf, позволяющее поставить в соответствие каждому элементу x из множества X определенное число y, то говорят, что задана функция y = f(x) с областью определения X; пишут: y = f(x), xX. При этом переменную x - называют независимой переменной или аргументом, а переменную y – зависимой переменной. Такое соответствие может быть задано различным образом, например формулой, графически или таблицей. С помощью функции математически выражаются многообразные количественные закономерности в природе.  В ЭТ также используются математические функции при решении  уравнений, синусов, косинусов и т. п.

Воспользуемся этими знаниями и посмотрим с помощью презентации как это будем делать в ЭТ.

(Используется проектор при объяснении материала)

Соответственно, с помощью математических функций в ЭТ мы можем вычислить и корень квадратный и построить график, как это указано в презентации

x

-4,0

-3,0

-2,0

-1,0

0,0

1,0

2,0

3,0

4,0

y=корень(x+4)

0,0

1,0

1,4

1,7

2,0

2,2

2,4

2,6

2,8

У нас получилось построение на одной координатной плоскости двух графиков.

x

-4,0

-3,0

-2,0

-1,0

0,0

1,0

2,0

3,0

4,0

Y = X^2 + 1

17,0

10,0

5,0

2,0

1,0

2,0

5,0

10,0

17,0

Y = X + 1

-3,0

-2,0

-1,0

0,0

1,0

2,0

3,0

4,0

5,0

5. Закрепление полученного знания на компьютере (практическая часть). Построение на одной координатной плоскости двух графиков.

Задание (Всем) Построить графики функции

(Ученики строят графики функции вместе с учителем)

Учитель проходит и проверяет правильности хода решения.

Как только все справляются с заданием, ученики обратно садятся за парты.

6.Физкультминутка (включаем презентацию)

9.  Домашнее задание.  индивидуальные задания, для выполнения работы дома и на следующем уроке необходимо принести работу на каком-либо носителе информации.

10. Подведение итогов. Выставление оценок

Если остается время, ученикам предлагается пройти онлайн-тест  по теме Excel

http://www.klyaksa.net/test_online/index.php?goto_test=begin

Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов.

ПО: Microsoft Office Excel 2007, Справочная информация по Excel 2007

Учебник: - Алгебра 9 класс. В 2ч. Учебник для учащихся образовательных учреждений / А.Г. Мордкович, П. В. Семенов. - 12-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2010 - 224с.: ил.

Учебник:
Информатика и ИКТ:чебник для 9 класса /Угринович Н.Д 2.-е издание - М.: Бином. Лаборатория 2010.- 295 с.:ил.

http://www.klyaksa.net/htm/pc_and_health/exercise/index.htm

Автор:

Цветкова Татьяна Александровна, учитель информатики

Место работы:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Селижарово (МОУ СОШ №1 п. Селижарово), e-mail: schol1@mail.ru


Урок подготовила Цветкова Т. А. учитель информатики МОУ СОШ №1

 


П. Селижарово, Тверской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок для 9 класса "Встроенные функции в Excel"

Урок для 9 класса на изучение использования встроенных функций Excel. Предлагаются варианты для учащихся с разным уровнем подготовки....

Учебно-методическое пособие "Математика и Excel. Построение графиков функций одной переменной. Элементарные преобразования графиков"

Учебное пособие позволит студентам получить новые и закрепить уже имеющиеся знания и умения по   математике и освоению основных и дополнительных приёмов работы в программе Excel при построении гр...

Практическая работа "Встроенные функции в EXCEL"

При выполнении этой работы ученики научатся пользоваться различными группами функций при работе со статистическими данными. Находить максимальные и минимальные значения среди данных....

ТЕМА УРОКА: «Показательная функция, ее свойства и график»

Цели:ввести определение показательной функции;сформулировать её основные свойства;показать построение графиков функции ...

Технологическая карта урока "Встроенные функции в MS Excel"

Технологическая карта урока по информатике "Встроенные функции в MS Excel"...