Рабочая программа по информатике 8 класса
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме

Ахатова Ляля Анасовна

Рабочая программа по информатике для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_8_novyy.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Всего 35 часов; в неделю 1 час.

Данная рабочая программа по информатике 8-го класса составлена на основании следующих документов:

- Законы РФ и РТ «Об образовании»

- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и  среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),

- Приказа МО и Н РФ от3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»

-Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 11 классы, Москва: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2012

- Приказа МО и Н РТ от 9 июля 2012 года №4154\12 «Об утверждении базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования»

- Учебного плана МБОУ « Коморгузинская СОШ»  Атнинского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год (рассмотрен на  педагогическом совете (Протокол №1, от 22 августа 2012 года), утверждён приказом № 64 о/д от25.08.2012

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процес сов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необ ходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы вы ступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информацион ная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков ис пользования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовы вать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планиро вать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об инфор мации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помо щью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее ре зультаты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих спо собностей средствами ИКТ;
  4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной инфор мации;

•        выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, даль нейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  1. систематизировать подходы к изучению предмета;
  2. сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  3. научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  4. показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  5. сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить уча щихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональ ных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечива ется изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными табли цами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуника ций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устно го/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением кон трольной работы.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

знать/понимать

  1. сущность понятия «информация», ее основные виды;
  2. вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
  3. особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
  4. единицы измерения количества и скорости передачи информации:
  5. программный принцип работы компьютера;
  6. основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
  7. назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

•        определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:

•        оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, не обходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

  1. структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки;  проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
  2. создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в про цессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  3. создавать презентации на основе шаблонов;
  1. пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
  2. следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:

использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседнев ной жизни для:

  1. создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  2. организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллек ций информационных объектов.

Учебно – тематический план (8 класс)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

уроки

контр. работы

1

Введение. Инструктаж

1

1

2

ТЕМА1. Информация и информационные процессы

4

4

3

ТЕМА2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

6

5

1

4

ТЕМА3: Обработка текстовой информации

9

8

1

5

ТЕМА4. Обработка графической информации

6

5

1

6

ТЕМА5. Мультимедийные технологии

7

6

1

7

Повторение

2

2

Итого:

35

31

4

Содержание образовательной программы

1. Введение. Инструктаж.

2. Информация и информационные процессы - 4 часа.

Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

Информация. Информационные объекты различных видов.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества инфор мации.

3.  Компьютер как универсальное устройство обработки информации– 6 часов.

 Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода инфор мации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера.

Программное обеспечение, его структура.

Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интер фейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

4. Обработка текстовой информации – 9 часов 

Кодирование текстовой информации.

Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).

Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

5.  Обработка графической информации – 6 часов 

Области применения компьютерной графики.

Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.

Кодирование изображения.

Растровая и векторная графика.

Интерфейс графических редакторов.

Форматы графических файлов.

6.  Мультимедийные технологии – 7 часов

Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.

Технические средства мультимедиа.

Компьютерные презентации.

Дизайн презентации и макеты слайдов.

7. Повторение – 3 часа

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

        Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  1. грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  2. погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  3. недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  4. мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  1. «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  2. «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  3. «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  4. «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
  5. «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

        Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

-   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-   не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

-   ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

-   не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

-   отказался отвечать на вопросы учителя.


Календарно -тематическое планирование

Тема

Содержание

Дата

Виды учебной деятельности

Тип урока

Примечание

  к

Ф

1

Введение. Инструктаж по ТБ

Вводный урок

ТЕМА1. Информация и информационные процессы – 4 часа

2

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания.

Информация, информационные объекты различных видов.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

3

Восприятие информации человеком

 

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

4

Информационные процессы.

Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

5

Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации.

Единицы измерения информации.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

ТЕМА2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 6 часов

6

Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти. (Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение, понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.)

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройство ввода-вывода, оперативная и долговременная память) Гигиенические, эргономические и  технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Усвоение новых знаний

Урок – лекция, практическая работа

7

Понятие программного обеспечения и его типы.

(Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической ОС)

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. ПО общего назначения. Представление о программировании.  Операционные системы их функции. Загрузка компьютера.

Усвоение новых знаний

Урок – лекция, практическая работа

8

Назначение операционной системы и её основные функции.

Усвоение новых знаний

Урок – лекция, практическая работа

9

Пользовательский интерфейс. (Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером,  графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Усвоение новых знаний

Урок – лекция, практическая работа

10

Файлы. Файловые структуры. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Данные и программы. Файлы и файловая система. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

11

Контрольная работа №1 «Измерение информации. Первое знакомство с компьютером».

Контроль и учет знаний и навыков

Контрольная работа

ТЕМА3: Обработка текстовой информации – 9 часов

12

Текстовый редактор.

Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма. «Слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения

Усвоение новых знаний.

Урок – лекция, практическая работа

13

Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

14

Текстовые редакторы и текстовые процессоры. (Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов)

Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Планирование работы над текстом.

Создание и простейшее редактирование текстового документа (вставка, удаление и замена символов. Работа с фрагментами текста

Усвоение новых знаний

Урок – лекция, практическая работа

15

Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста.

Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Параметры шрифта, параметры абзаца. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

Усвоение новых знаний

Практическая работа

16

Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа.

(Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц)

Усвоение новых знаний

Практическая работа

17

Дополнительные возможности текстовых процессоров.

(Вставка в документ формул)

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

18

Системы перевода и распознания текстов.

Перевод текста с использованием системы машинного перевода

(Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа)

Распознавание текста. Проверка правописания,  словари .

Усвоение новых знаний

Практическая работа

19

Создание закладок и ссылок. Разработка и использование стиля.

Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Разработка и использование стиля: абзацы и заголовки. Включение в текстовый документ списков и таблиц, изображений, диаграмм. Формул. Гипертекст. Печать текста.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

20

Контрольная работа №2 «Текстовая информация и текстовые редакторы»

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Контрольная работа

ТЕМА5. Обработка графической информации – 6 часов

21

Работа над ошибками. Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов.

( Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические и стилевые преобразования.)

Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики. Технические средства компьютерной графики.

Усвоение новых знаний

Урок – лекция, Практическая работа

22

Форматы графических файлов.

Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов. Ввод изображения с помощью сканера, использование готовых графических объектов,

Сканирование готовых изображений

Усвоение новых знаний

Урок – лекция, Практическая работа

23

Кодирование изображения.

Усвоение новых знаний.

Урок - лекция

24

Графические редакторы растрового типа. Работа с векторным графическим редактором. (Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.) 

Усвоение новых знаний

Практическая работа

25

Создание графического объекта.

Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создание изображений с помощью инструментов графического редактора. Создание изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата.

Усвоение новых знаний

Практикум

26

Контрольная работа №3. «Графическая информации».

Контроль и учет знаний и навыков

Контрольная работа

ТЕМА6. Мультимедийные технологии – 7 часов

27

Работа над ошибками. Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации.

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):

-        запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);

-        текстов, (в том числе с использованием сканера и про-грамм распознавания, расшифровки устной речи);

-        музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);

-        таблиц результатов измерений (в том числе с использова-нием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

28

Создание презентации с использованием текста, графики и звука. Использование простых анимационных графических объектов.

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

29

Компьютерные презентации.

(Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда).

Усвоение новых знаний

Практическая работа

30-31

Технические средства мультимедиа.

 

Усвоение новых знаний

Практическая работа

32

Технические приемы записи звуковой и видеоинформации.

Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.

Усвоение новых знаний

Практическая работа

33

Контрольная работа №4. «Мультимедийные технологии».

Контроль и учет знаний и навыков

Контрольная работа

Повторение 2 часа

34

Повторение тем Информация и информационные процессы

Закрепление  знаний

Проверочная работа

35

Повторение тем :«Компьютер как универсальное устройство обработки информации», «Обработка текстовой информации» (Итоговый урок)

Закрепление  знаний

Урок –закрепления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...