«Технология обработки числовой информации в электронных таблицах»
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Крупина Ольга Валентиновна

Методическая разработка может использоваться для работы на уроке по  теме:"Логическая функция в EXCEL" и "Моделирование".Урок разработан на основе задачи №3.6 "Компьютерный магазин" из задачника по моделированию 9-11 Н.В.Макаровой.Содержит презентацию,коспект урока,самоанализ и раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

« Технология обработки числовой информации в электронных таблицах»

Образовательная:

-расширить  представления  учащихся о возможностях табличного процессора Excel.

- создать представление у учащихся о применении логической функции ЕСЛИ  при решении конкретной задачи на уровне  понимания.

-создать условия применения новых знаний на уровне воспроизведения по образцу.

Воспитательная

- продолжить формирование культуры и дисциплины труда,

-содействовать формированию системы представлений обеспечивающих эстетическое  

 отношение  к действительности,

-продолжить формирование логического мышления.

Развивающая:

- продолжить развитие культуры устной и письменной речи,

- развитие познавательного  интереса учащихся к предмету путем раскрытия практической, социальной значимости изучаемой темы.

Ход урока:

1.  Орг. момент.

-  Здравствуйте, ребята! Меня зову Ольга Валентиновна.

2.  Актуализация.

Тема сегодняшнего урока « Технология обработки числовой информации в электронных таблицах»  давайте вспомним, в каком обществе мы живем - в переходном от индустриального к информационному. Меняется устройство государства, экономика- отношение и требования к личности. Как следствие всего этого меняется и система оценки (результат) учебных достижений, т. е. основным достижением выпускника становится умение применять полученные знания для решения практических задач, т. е. обладание набором ключевых  умений.

В каких востребованных на сегодняшний день профессиях необходимо умение работы с компьютером. Современный рынок труда связан  с  умением работать на компьютере.

   Практически все современные профессии предполагают умения работы с ПК, вести финансовые дела, учет, контроль и анализ, то эти задачи можно выполнить с помощью программы excel. Следовательно, эта программа имеет прикладное значение.

Что такое excel?

 Возможности excel.

Рассмотрите общий вид окна MS Excel. Соедините стрелками подписи с элементами окна.

3  Сегодня нам предстоит решить задачу.

Задача.

     Магазин компьютерных  комплектующих продает товары, указанные в прайс-листе. Стоимость указана в долларах. Если стоимость товара превышает некоторую сумму, покупателю предоставляется скидка. Составить таблицу-шаблон, позволяющую быстро рассчитать стоимость произвольной покупки. В расчете учесть текущий курс доллара.

Прайс-лист:

Компьютерный магазин

Дата покупки

Курс доллара

28,62

Скидка

5%

Сумма для учета скидки

10000

Прайс-лист

Наименование товара

Цена$

Количество

Цена,руб.

Стоимость

Корпус Mini

40,00

1

Корпус Midi

50,00

1

Корпус Big

60,00

1

Материнская плата

90,00

1

Процессор Pentium

200,00

1

Процессор AMD

120,00

1

Жесткий диск 40 Гб

50,00

1

Жесткий диск 80 Гб

70,00

1

Жесткий диск 120 Гб

90,00

1

Дисковод гибких дисков 3,5"

18,00

1

Дисковод CD-ROM

30,00

1

Дисковод CD-RW

60,00

1

Дисковод CD-RW+DWD

70,00

1

Дисковод CD-RW/DWD-R

75,00

1

Память 256 Мб

48,00

1

Видеокарта

28,00

1

Звуковая карта

30,00

1

Звуковые колонки 20W

15,00

1

Звуковые колонки 50W

50,00

1

Звуковые колонки 100W

100,00

1

Клавиатура

10,00

1

Вентилятор процессора

3,00

1

Мышь оптическая беспроводная

30,00

1

Мышь оптическая  

9,50

1

Мышь (обычная)

5,00

1

Коврик для мыши

0,50

1

Монитор ЖК 15"

300,00

1

Монитор ЖК 17"

400,00

1

Монитор ЖК 19"

500,00

1

Монитор ЭТ 15"

150,00

1

Монитор ЭТ 17"

200,00

1

Монитор ЭТ 19"

250,00

1

Итого

Стоимость покупки без скидки

Стоимость покупки со скидкой

Наша цель: автоматизировать расчет стоимости покупки.

Составить шаблон расчетной квитанции для покупателя.

Что известно о товарах?

Что надо знать дополнительно о покупке? ( Курс доллара, сумма, после которой предоставляется скидка, процент скидки).

Что надо определить?  (Стоимость покупки без учета скидки, с учетом скидки).

Ячейка

Формула

В2

команда –вставка-функция -   дата и время-тдата

Цена 1 комплектующего в рублях.

D9

Курс доллара *Стоимость

комплектующего в долларах

= B9*$B$4

Стоимость покупки 1 комплектующего

E9

Колличесво комплектующих *стоимость  комплектующего в рублях

=C9*D9

Стоимость покупки без скидки

E42

Стоимость покупки без скидки

=СУММ(E9:E40)

Стоимость покупки со скидкой.

E43

Если стоимость  покупки больше 10000руб, то покупателю предоставляется скидка, размер которой 5%.

Что такое процент?

Это 1:100 часть числа.

5%-5:100 от числа, т. е 0,05*стоимость покупки без скидки (х).

Стоимость покупки со скидкой

х-0,05х=х(1-0,05)

=ЕСЛИ(E42>$B$6;E42*(1-$B$5);E42)

 В программе уже заложена строгая логическая цепочка рассуждений. Если меняется

условие, то меняется и следствие. Если прошел дождь, то функция зонта изменяется.

Если белье глаженное, то применение  утюга откладывается. Если покупка составляет сумму меньшую 10000 руб., то скидка не действует.

  4Выполнение задания на компьютере. (В этот момент я демонстрирую презентацию).

1) тестирование.

2)  Решение инвариантных задач:

-ввести курс доллара на текущий момент и произвести расчет покупки.

-изменить количество комплектующих.

-поменять процентную ставку на скидку.

3) Полученная модель позволяет автоматически пересчитывать стоимость покупки с любым количеством товара из представленного ассортимента и заполнять расчетную квитанцию. Давайте предположим, что продавец предоставляет скидку и при покупки

более чем 32 комплектующих. Скидка будет составлять 1%.

Необходимо найти сумму комплектующих при покупке. Сравнить эту сумму с числом 32.

Рассчитать стоимость покупки со скидкой 1 %.Если стоимость 1 комплектующего мала, то покупателю выгодно воспользоваться этой скидкой. Иначе нет.

4. Подведение итогов:

.Сегодня на уроке мы с Вами  учились применять логическую функцию, с помощью которой составляли таблицу-шаблон расчетной квитанции компьютерного магазина.

Меняя комплектующие и ассортимент магазина, курс доллара, % скидки, дату покупки продавец может быстро рассчитать стоимость покупки, а грамотный покупатель проверить правельность расчетов. Таким образом,  какую бы профессию Вы в дальнейшем не выбрали, а умения пользоваться компьютером Вам пригодится.

Логическую функцию ЕСЛИ возможно применять и других условиях, не связанных с покупкой или продажей. Домашним заданием и будет придумать задачу , в которой возможно применение этого условия.



Предварительный просмотр:

Этапы

Триединые дидактические задачи этапа

Методы

Формы

Виды деятельности

Реальный результат

Время

1Организационный момент

Подготовка класса к работе. Создание деловой творческой активности.

Разв Раскрытие познавательного интереса учащихся к предмету путем раскрытия практической, социальной значимости изучаемой темы.

Словесные

Общеклассные

Подготовиться к уроку

Полная готовность класса и оборудования к уроку, активное включение в работу.

1 мин

Актуализация

Обеспечить опору на ранее полученные знания и добиться положительной мотивации учащихся на урок, так как учащиеся выполнили задание. Состояние успеха.

Самостоятельная работа учащихся с проверкой.

общеклассные

Работа с раздаточным материалом.

Самоконтроль с экраном.

Самопроверка учащихся с экраном.

Так как учащиеся выполнили задание -добиться  состояния успеха.

5 мин

Этап объяснения нового материала

Создание проблемной ситуации

ОбразРасширение представления учащихся о возможностях табличного процессора EXCEL.

Создание представления у учащихся о применении логической функции ЕСЛИ при решении задач на уровне понимания.

ВоспитПродолжить формирование логического мышления.

РазвПродолжить развитие культуры устной и письменной речи.

Словестный

наглядный

общеклассные

Устная, письменная работа, работа на компьютере.

Решались главные цели урока, которые реализовывались посредством решения задачи

10 мин+10

мин

Практическое применение

ОбразСоздание условий применения новых знаний на уровне воспроизведения по образцу.

ВоспРазвитие самостоятельности, логического мышления.

Словестные,сам.работа.

Общеклассные,индивидуальные

Работа на компьютере

Выполнение учащимися инвариантной задачи.

10 мин

Подведение итогов

урока

Анализ и оценка деятельности учащихся на уроке.

Словестные

Общеклассные

Устная работа

Получение учащимися информации о реальных результатах и  о домашнем задании.

4 мин

Самоанализ урока

Тип урока комбинированный

Соблюдались основные принципы дидактики: наглядность, доступности и посильности, научности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, прочности знаний.

Оптимально сочетались словесные, наглядные и практические, проблемно- поисковые методы обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«История одной обсерватории…» (обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах») - сценарий урока по информатике для 9 класса (Босова, ФГОС)

Цель урока:обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении главы «Обработка числовой информации».Задачи урока:Образовательные:систематизировать и обобщить знания об э...

Методическая разработка урока "Обработка числовой информации в электронных таблицах"

Данный урок рассматривается как подготовительный перед проведением контрольной работы по теме «Формализация и моделирование» в 9 классе. УрокРешение задач.Электронные таблицы и вычисл...

Обработка числовой информации в электронных таблицах. 9 класс

Данное пособие знакомит с приёмами работы в прикладной программе MS Excel. Здесь рассмотрены основные способы решения прикладных задач средствами табличного процессора. Приведены варианты практических...

Методическая разработка практического задания по модулю «Обработка числовой информации в электронных таблицах» с учетом регионального компонента по ФГОС

Возрастает интерес ко всему, что связано с прошлым и настоящим Южного Урала. Задачи краеведческого материала реализуются на межпредметном уровне.  Происходит непрерывное воспитание у учащихся отв...

Технологическая карта урока_Обработка числовой информации в электронных таблицах_9класс

Технологическая карта урока_Обработка числовой информации в электронных таблицах_9класс...

Обработка числовой информации в электронных таблицах

Информатика ЕГЭ-2024Задание №9(решение в Excel)  Откройте файл электронной таблицы, содержащей в каждой строке пять натуральных чисел. Определите количество строк таблицы, содержащих числа, ...