Рабочая программа по информатике и ИКТ. 7-9 классы. (базовый уровень)
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) по теме

Панцова Галина Борисовна

Рабочая программа по информатике и ИКТ. 7-9 классы (Угринович Н.Д.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Погорельская средняя общеобразовательная школа»

имени Героя Советского Союза

Н.И.Черкасова

Рассмотрено                               Согласовано                             Утверждаю

на заседании ШМО                    Зам. директора по  УВР          Директор школы       протокол № ________                 _________  Н.Л. Лёвина         __________ Н.А.Прокофьева

от ________________                                                      

 Руководитель ШМО                                                                                                                                                                      

  ________ Н.Л. Лёвина

Рабочая программа

по информатике и ИКТ

7 - 9 классы

 

Учитель: Панцова Галина Борисовна

Тверская область Зубцовский район

село Погорелое Городище

2012 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 -9 классов составлена в соответствии с Федеральным  государственным стандартом второго поколения  основного общего образования 2010 года, Примерной программой по учебным предметам. Информатика и ИКТ. 7 – 9 классы: - М.: Просвещение, 2010., разработанной в соответствии с требованиями ФГОС - 2010 года издания и авторской программой  базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7 – 9 классы). Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 – 11 классы / Составитель М.Н.Бородин. – 6-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебно-методического комплекта Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

Сопоставление содержания Примерной и авторской программ показало, что в авторской программе отсутствует тема «Информационные основы управления». В целях полной реализации ФГОС в рабочую программу за счет резерва времени внесена данная тема.

Следует отметить, что данная программа не отдаёт предпочтения какой-либо одной методической концепции преподавания информатики, а только определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которой остаётся возможность авторского выбора вариативной составляющей курса. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей и авторов учебников, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

При организации процесса обучения рекомендуется проведение практических работ, ориентированных на формирование навыков решения задач.

Учебная программа по информатике разработана с учётом уже накопленного опыта преподавания информатики в школе. На протяжении более 20 лет преподавание информатики ориентировалось на достижение значимых образовательных результатов, без которых уровень основного общего образования, достигнутый школьником, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.

Необходимость изменения концепции обучения информатике во многом обусловлена, с одной стороны, пересмотром содержания общего образования в целом, с другой стороны, развитием самой информатики как отрасли знания, с третьей стороны, — развитием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и их широким использованием в образовательном процессе.

Анализ современных целей общего образования, условий достижения новых образовательных результатов показывает, что одной из наиболее важных характеристик развития системы общего образования является усиление фундаментальности, системности, полноты содержания общего образования. Сегодня эти требования особенно актуальны, поскольку человеческая деятельность в технологическом плане в настоящее время меняется очень быстро, на смену существующим технологиям (а ещё более — их конкретным техническим воплощениям) быстро приходят новые, которые специалисту нужно осваивать заново. В этих условиях, несомненно, -велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучение фундаментальных основ информатики, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. При этом следует отметить, что курс информатики основной школы является важнейшим концентром непрерывного курса информатики, который включает также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах (с учётом профиля).

С точки зрения современных представлений информатика — это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных системах, а также о методах и средствах их автоматизации. По сравнению с начальным периодом информатизации образования сегодня отчётливей стала видна роль информатики в формировании современной научной картины мира, фундаментальный характер её основных понятий, законов, всеобщность её методологии. Становится ясным, что информационные процессы — фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации, да и самого понятия жизнь.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой метадисциплину, в которой сформировался язык, общий для многих научных областей. Информатика даёт ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, в социологии, экономике, языке. литературе и др.). Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования ИКТ — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность: моделирование объектов и процессов: сбор, хранение, преобразование и передача информации; информационный аспект управления объектами и процессами и пр.

Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы современного естественно-научного мировоззрения, основанного на триаде: материя — энергия — информация.

В данной программе по сравнению с Примерной программой основного общего образования по информатике, разработанной в 2004 г. и рекомендованной Министерством образования и науки РФ, расширено представление об информатике как научной дисциплине, её значимости в плане установления связей с другими учебными дисциплинами. Кроме того, более чётко сформулированы характерные для информатики подходы к развитию личности учащихся, их социализации в современном информационном обществе, осознанном использовании средств ИКТ.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в новой концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения определёнными умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

В настоящей программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают учебную ИКТ-компетентность. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся (включая и внешкольное применение), даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Однако ясно, что процесс реализации нового ФГОС не одномоментен. Поэтому целесообразно использование и нормативное закрепление учебного планирования, ориентированного на различный уровень информатизации конкретного образовательного учреждения.

Цели изучения информатики в основной школе.

Освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира.

Формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ.

Формирование представлений о важности информационных процессов в развитии личности, государства, общества.

Осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях.

Приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности.

Приобретение умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность.

Характеристика учебного предмета.

Содержание курса информатики направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Системный характер содержания курса определяется фундаментальным ядром, в котором зафиксированы современные представления о дисциплине «Информатика», рассмотренные под углом зрения целей и задач современного общего образования.

Личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты обучения строятся на основе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных универсальных учебных действий.

Личностные результаты направлены на формирование в рамках курса информатики прежде всего личностных универсальных учебных действий, связанных в основном с морально-этической ориентацией и смыслообразованием.

Метапредметные результаты нацелены преимущественно на развитие регулятивных и знаково-символических универсальных учебных действий через освоение фундаментальных для информатики понятий алгоритма и информационной (знаково-символической) модели.

Предметные результаты в сфере познавательной деятельности отражают внутреннюю логику развития учебного предмета: от информационных процессов через инструмент их познания — моделирование — к алгоритмам и информационным технологиям. В этой последовательности формируется, в частности, сложное логическое действие — общий приём решения задачи.

Образовательные результаты в сфере ценностно-ориентированной деятельности отражают особенности деятельности учащихся в современной информационной цивилизации.

Образовательные результаты в коммуникативной сфере направлены на реализацию коммуникативных универсальных учебных действий.

Предметные образовательные результаты в сфере трудовой деятельности направлены на самоопределение учащихся в окружающей их информационной среде, на освоение средств ИКТ.

Предметные образовательные результаты в сфере эстетической деятельности подчёркивают тот факт, что с помощью средств информационных технологий учащиеся могут создавать эстетически-значимые объекты.

Наконец, предметные образовательные результаты в сфере охраны здоровья акцентируют внимание на особенностях непосредственной работы учащегося с компьютером.

Приведённые личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты формируются путём усвоения содержания общеобразовательного курса информатики, которое отражает:

  1. сущность информатики как научной дисциплины, изучающей  закономерности протекания информационных процессов в различных системах и разрабатывающей средства исследования и автоматизации информационных процессов;
  2. основные области применения информатики;
  3. междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Системный характер содержания определяется тремя сквозными направлениями:

  1. информация и информационные процессы;
  2. моделирование; информационные модели;

•        области применения методов и средств информатики.

Данные направления отражают в применении к информатике общую схему познания, характерную для естественно-научных дисциплин: объект познания — инструмент познания — области применения.

В рамках этих направлений можно выделить следующие основные содержательные линии курса информатики:

в направлении «Информация, информационные процессы»:

  1. информационные процессы;
  2. информационные ресурсы;

в направлении «Моделирование; информационные модели»:

  1. моделирование и формализация;
  2. алгоритмизация и программирование;

в направлении «Области применения методов и средств информатики»:

  1. информационные и коммуникационные технологии;
  2. информационные основы управления;
  3. информационная цивилизация.

Названные направления (перечень содержательных линий) задают структуру содержания общеобразовательного курса информатики:

а)        формирование представлений, о триаде материя — энергия — информация и материальной природе всех протекающих во Вселенной процессов; формирование представлений об основном предмете информатики — информационных процессах, об особенностях языка описания информационных процессов, а также о методах и средствах их автоматизации, т. е. о переходе от описаний информационных процессов к их использованию с помощью информационных технологий;

б)        развитие умений строить, изучать, оценивать модели для решения задач в различных областях человеческой деятельности, прежде всего в области науки, технологии, управления, в социальной сфере, в том числе модели информационных процессов из различных областей;

в)        формирование умений применять методы и средства информатики, в том числе средства ИКТ.

Место предмета в Базисном учебном плане.

Информатика и ИКТ изучаются в 7-9 классах основной школы по одному часу в неделю. Всего 105 часов.

На инвариантную часть отводится 75 часов учебного времени, остальные 30 часов отводятся на реализацию авторских программ.

Результаты изучения предмета.

Сформулированные цели реализуются через образовательные результаты, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают предметные, метапредметные и личностные результаты.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные образовательные результаты:

  1. готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;
  2. владение навыками соотношения получаемой  информации с принятыми в обществе моделями,  например морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ;
  3. умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  4. приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
  5. умение   осуществлять  совместную  информационную  деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
  6. повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты:

  1. получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации;
    компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;        
  2. владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно;
  3. планирование  деятельности:   определение   последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата,  составление плана и последовательности действий;
  4. прогнозирование результата деятельности и его характеристики;
  5. контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
  6. коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
  7. умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи  (средства массовой информации,  электронные  базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);
  8. умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
  9. моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в знаково-символическую модель;
  10. выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи;
  11. преобразование модели — изменение модели с целью адекватного представления объекта моделирования;
  12. представление  знаково-символических моделей  на естественном,  формализованном и формальном языках, преобразование одной формы записи в другую.

Предметные образовательные результаты:

в сфере познавательной деятельности:

  1. освоение основных понятий и методов информатики;
  2. выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
  3. выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
  4. преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
  5. оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);
  6. развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
  7. построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.);
  8. оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
  9. осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;
  10. построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);
  11. выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;
  12. освоение основных конструкций процедурного языка программирования;

освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;

  1. умение анализировать систему команд формального исполните
    ля для определения возможности или невозможности решения с их
    помощью задач заданного класса;
  2. оценивание числовых параметров информационных процессов
    (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости
    обработки и передачи информации и пр.);
  3. вычисление логических выражений, записанных на изучаемом
    языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
  4. построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
  5. определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
  6. решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  1. понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
  2. оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
  3. использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
  4. проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;
  5. приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
  6. следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
  7. авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

  1. осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
  2. получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
  3. овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
  4. соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;

в сфере трудовой деятельности:

•        определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;

  1. понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
  2. рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
  3. знакомство с основными программными средствами персонального компьютера — инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
  4. умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
  5. использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
  6. приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;
  7. выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
  8. использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков,  полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
  9. решение     задач     вычислительного    характера     (расчётных     и оптимизационных) путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;
  10. создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков,  полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
  11. использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений, усовершенствование навыков,
    полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
  12. использование   инструментов   визуализации   для   наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
  13. создание и наполнение собственных баз данных;
  14. приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;

в сфере эстетической деятельности:

  1. знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;
  2. приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);

в сфере охраны здоровья:

  1. понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
  2. соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

Основное содержание

Раздел 1. Информационные процессы

Примеры информационных процессов из различных областей действительности. Содержательное представление об информации, основные свойства информации; различные подходы к определению понятия информация.

Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, сигналы.

Основные виды информационных процессов.

Сбор информации. Поиск и отбор информации, необходимой для решения познавательных и практических задач.

Хранение информации. Выбор способа хранения информации.

Передача информации. Передача информации в современных системах связи и телекоммуникаций.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь, устойчивость. Управление в живой природе, обществе и технике.

Преобразование информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Формализация информационного процесса как необходимое условие его автоматизации.

Восприятие, запоминание, преобразование, передача информации живыми организмами, человеком. Особенности запоминания и обработки информации человеком.

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Синтаксис и семантика.

Основные этапы моделирования. Формализация и структурирование задач из различных предметных областей в соответствии с поставленной целью.

Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования (на примерах из физики, химии, истории, литературы). Компьютерное моделирование.

Понятие информационной модели как модели, описывающей информационные объекты и процессы. Информационные модели внешнего и внутреннего представления информации (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья, алгоритмы и пр.). Построение информационной модели данной задачи. Информационная модель информационного объекта, сопоставленного с реальностью. Использование информационных моделей в математике, физике, биологии, литературе и т. д. Использование информационных моделей в познании, общении и практической деятельности.

Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) представления информации, точность представления. Информационный объём сообщения. Определение количества информации в сообщении по Колмогорову. Единицы измерения количества информации. Сжатие информации.

Преобразование информации по формальным правилам. Алгоритм как информационная модель преобразования. Способы записи алгоритмов. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательные алгоритмы. Имена, переменные, значения, типы, операции, выражения. Алгоритмические конструкции (вызов вспомогательного алгоритма, ветвление, повторение). Рекурсивные вызовы. Обрабатываемые объекты: числовые величины, массивы, цепочки, совокупности, списки, деревья, графы. Алгоритмы: Евклида, перевода из десятичной системы счисления в двоичную систему и обратно, примеры алгоритмов сортировки, перебора (построения выигрышной стратегии в дереве игры). Алгоритм как средство автоматизации информационного процесса.

Сложность вычисления и сложность описания информационного объекта. Существование алгоритмически неразрешимых задач, сложность задачи перебора.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции: процессор, память, внешние устройства, оперативная память, кэш-память, внешняя память.

Логические схемы и их физическая (электронная) реализация, интегральные схемы. Программный принцип работы компьютера, адрес, состояние процессора, машинная команда, машинная программа, шины данных и команд, разрядность, быстродействие.

Взаимодействие пользователя с компьютером. Внешние устройства компьютера. Компьютерные сети, распределённые вычисления, повсеместная вычислительная среда. Состав и функции программного обеспечения: операционные системы, системы программирования, общепользовательское и профессиональное программное обеспечение.

Реализация алгоритмов на языке программирования. Представление о программировании, этапы разработки программ: проектирование, кодирование, отладка; жизненный цикл программы.

Основные этапы развития информационной среды. Информационная цивилизация. Использование информационных ресурсов общества при решении возникающих проблем.

Социальные информационные технологии (реклама, маркетинг, распространение информации о личностях и организациях).

Защита личной и общественно значимой информации.

Информационная безопасность личности, организации, государства.

Раздел 2. Информационные технологии

Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ.

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс): создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Сжатие информации, архивирование и разархивирование. Компьютерные вирусы. Защита информации.

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объём памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Регистрация и хранение средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира: изображений, звука, текстов, музыки, результатов измерений и опросов.

Обработка текстов. Создание структурированного текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстового редактора. Ссылки. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст графических и иных информационных объектов. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа.

Обработка звука и видеоизображения. Использование готовых шаблонов и библиотек готовых объектов.

Поиск информации в тексте, файловой системе, базе данных, Интернете. Компьютерные и некомпьютерные энциклопедии, справочники, каталоги, иные источники информации, поисковые машины. Создание записей в базе.

Создание и обработка чертежей, диаграмм, планов, карт, двумерная и трёхмерная графика, использование стандартных графических объектов.

Обработка цифровых данных. Динамическая (электронная) таблица как средство моделирования. Представление информации в таблице в виде формул, переход к графическому представлению. Виртуальные лаборатории (в том числе в математике и естествознании).

Создание и передача комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации.

Организация взаимодействия в информационной среде: электронная переписка, чат, форум, телеконференция, сайт, база знаний.

Основные этапы развития информационных технологий.

Приложения ИКТ: связь (сотовая и интернет-телефония и др.), информационные услуги (Интернет, СМИ), финансовые услуги (банкоматы, платёжные терминалы, электронные деньги), моделирование (прогноз погоды), проектирование (САПР), управление (производство, транспорт, планирование операций), анализ данных (томография), образование (дистанционное обучение, образовательные источники и инструменты, проектная деятельность), искусство и развлечения (анимация, игры).

Личная информация. Информационная безопасность, избирательность, этика и право.

Темы, предусмотренные примерной программой по учебным предметам. Информатика и ИКТ.

(Вариант I)

Тема 1. Информационные процессы (не менее 10 ч)

Тема 2. Формализация и моделирование (не менее 25 ч)

Тема 3. Информационные технологии решения задач (не менее 10 ч)

Тема 4. Алгоритмы как инструмент решения задач с помощью компьютера (не менее 10 ч)

Тема 5. Компьютер как универсальный исполнитель (не менее 5 ч)

Тема 6. Средства и технологии создания, преобразования, передачи информационных объектов (не менее 12 ч)

Тема 7. Информационные основы управления (не менее 2 ч)

Тема 8. Основы социальной информатики (не менее 3 ч)

Примерное распределение часов по темам

в базовом курсе «Информатика и ИКТ»

(Н.Д.Угринович)

 

 

Тема 

Количество часов 

Всего

7

8

9

1

Информация и информационные процессы

10

10

2

Аппаратные и программные средства ИКТ  

11

11

3

Кодирование и обработка текстовой информации

10

11

4

Кодирование и обработка числовой информации

10

12

5

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

12

15

6

Алгоритмизация и объектно-ориентированное

Программирование

14

11

7

Формализация и моделирование

10

4

6

8

Хранение, поиск и сортировка информации

6

6

9

Коммуникационные технологии

13

10

10

Информационная деятельность человека. Информационная безопасность 

3

3

 

Повторение, резерв времени 

6

2

2

2

  

ВСЕГО: 

105

35

35

35

Тематическое планирование

В приведённом ниже тематическом плане представлены содержание тем общеобразовательного курса информатики и характеристика деятельности учащегося в рамках данной темы. Вся деятельность условно делится на аналитическую и практическую. В результате практической деятельности появляется некоторый информационный продукт (текст, рисунок, таблица и пр.). В аналитической деятельности подчёркивается необходимость сформированности умственных действий, возникающих в ходе создания этого продукта.

7 класс.

Основное содержание

по темам

Разделы примерной программы по Информатике и ИКТ

Характеристика основных видов деятельности учащихся


Тема 1. Аппаратные и программные средства ИКТ  – 11 часов

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).


Компьютер как универсальный исполнитель  - 11 часов

Аналитическая деятельность:

анализировать компьютер с точки зрения единства аппаратных и программных средств;

• анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации,

• определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

• осуществлять компьютерный эксперимент для выявления системы команд и системы отказов данного программного средства. Практическая деятельность:

кодировать (по таблице) и декодировать сообщения;

• вычислять значения арифметических выражений с помощью программы «Калькулятор»;

• получать с помощью программы «Калькулятор» двоичные представления символов таблицы А5СН по их десятичному порядковому номеру

 

Тема 2. Кодирование и обработка графической и мультимедийной  информации – 13 часов

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).

Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Редактирование рисунков и изображений. Форматы графических файлов

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Переходы между слайдами с помощью кнопок и гиперссылок. 

Кодирование звуковой информации (глубина дискретизации, частота кодирования).

Цифровое видео. Разрешающая способность и частота кадров.

Flash-анимация в презентациях и на Web-страницах.

Средства и технологии создания, преобразования, передачи информационных объектов – 10 ч

Формализация и моделирование – 3 ч

Аналитическая деятельность:

• анализировать пользовательский интерфейс программного средства,  используемого в учебной деятельности, по определённой схеме;

• анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

• реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства.

Практическая деятельность:

  1. выполнять основные операции над файлами;
  2. выбирать и загружать нужную программу;
  3. ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами и т. п.;
  4. использовать графический редактор для создания и редактирования изображений;
  5. использовать программы обработки звука для решения учебных задач;
  6. составлять технологии решения задачи в среде графического редактора

Тема 3. Формализация и моделирование – 4 часа

Моделирование как метод познания. Модели материальные и модели информационные.

Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов (элементов).

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Формализация и моделирование – 4 ч

Аналитическая деятельность:

  1. исследовать с помощью информационных моделей структуру и поведение
    объекта в соответствии с поставленной задачей;

Практическая деятельность:

  1. формализовать информацию разного вида;
  2. структурировать данные и знания при решении задач;

Тема 4. Информационная деятельность человека. Информационная безопасность –   3 часа

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Этика и право при создании и использовании информации.

Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. 

Основные этапы развития средств информационных технологий.

Основы социальной информатики  - 3 ч

Аналитическая деятельность:

  1. оценивать и организовывать информацию, в том числе получаемую из средств
    массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью:

  2. использовать ссылки и цитирование источников информации;
  3. анализировать и сопоставлять различные источники информации;
  4. планировать индивидуальную и коллективную деятельность с использованием программных инструментов поддержки управления проектом;
  5. отличать открытые социальные информационные технологии от социальных
    информационных технологий со скрытой целью;
  6. выявлять проблемы жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценивать предлагаемые пути их разрешения.
    Практическая деятельность:
  7. использовать информационные ресурсы общества в познавательной и практической деятельности;
  8. организовывать индивидуальную информационную среду;
  9. организовывать индивидуальную информационную безопасность

Тема 5. Информационные основы управления – 2 ч

Управление в живой природе, обществе и технике. Общая схема управления. Информационные основы управления. Прямая и обратная связь. Управляющая и управляемая системы

Информационные основы управления – 2 ч

Аналитическая деятельность:

  1. анализировать систему отношений в школе, семье, обществе с позиций
    управления;
  2. анализировать систему отношений в живой природе и технических системах с позиций управления;
  3. определять в простых ситуациях механизмы прямой и обратной связи;
  4. анализировать интерфейс программного средства с позиций исполнителя, его среды •функционирования, системы команд и системы отказов;
  5. выделять и определять назначения элементов окна программы.
    Практическая деятельность:
  6. работать  с  программами-конструкторами,  обучающими  программами  и
    проводить их анализ с позиций исполнителя;

  7. работать с программами, моделирующими деятельность исполнителей;
  8. проводить компьютерные эксперименты;
  9. сравнивать различные формы отказов;
  10. составлять последовательность предписаний, описывающих ход решения задачи;
  11. формально выполнять действия в соответствии с инструкцией;

работать с окнами программ

Повторение, резерв времени – 2 часа

8 класс.

Основное содержание

 по темам

Разделы примерной программы по Информатике и ИКТ

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Тема 1. Информация и информационные процессы – 10 часов

Информация в неживой и  живой природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике.

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы.

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Информационные процессы  - 10 ч

Аналитическая деятельность:

  1. находить сходство и различия в протекании информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах;
  2. классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
  3. выделять основные информационные процессы в реальных системах;
  4. оценивать информацию с позиций её свойств (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. д.).

Практическая деятельность:

  1. определять средства  информатизации,  необходимые для осуществления
    информационных процессов;

  2. оценивать числовые параметры информационных процессов

Тема 2. Кодирование и обработка текстовой информации – 11часов

Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита.

Создание и редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов.

Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Проверка правописания. Запись и выделение изменений.

Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

Сохранение документа в различных  текстовых форматах. Печать документа.

Оптическое распознавание отсканированного текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Средства и технологии создания, преобразования, передачи информационных объектов –  4 ч

Формализация и моделирование – 4ч

Информационные технологии решения задач – 3 ч

Аналитическая деятельность:

 • определять основные характеристики операционной системы;

• анализировать пользовательский интерфейс программного средства,  используемого в учебной деятельности, по определённой схеме;

• анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

• реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства;

  1. выделять среди свойств данного объекта существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
  2. выбирать метод решения задачи, разбивать процесс решения задачи на этапы;
  1. исследовать с помощью информационных моделей структуру и поведение
    объекта в соответствии с поставленной задачей;

  2. оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Практическая деятельность:

  1. выполнять основные операции над файлами;
  2. выбирать и загружать нужную программу;
  3. ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами и т. п.;
  4. использовать текстовый редактор для создания и редактирования текстовых документов;
  5. составлять технологии решения задачи в среде текстового редактора;
  6. строить модели задачи (выделять исходные данные, результаты, устанавливать соотношения между ними, отражать эти отношения с помощью формул, таблиц,);
  7. определять структуры исходных данных и устанавливать их связи с ожидаемым результатом;
  8. строить модели решения задач
  1. формализовать информацию разного вида;
  2. освоить приёмы формализации текстов, правила заполнения формуляров, бланков и т. д.,
  3. структурировать данные и знания при решении задач;
  4. составлять деловые бумаги по заданной форме;
  5. строить и интерпретировать таблицы,  схемы;
  6. выбирать  язык представления  информации  в  соответствии  с заданной целью.

Тема 3. Кодирование и обработка числовой информации – 12 часов

Кодирование числовой информации. Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Представление чисел в компьютере.

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).

Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.

Встроенные функции.

Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.

Средства и технологии создания, преобразования, передачи информационных объектов –  3 ч

Формализация и моделирование – 6 ч

Информационные технологии решения задач – 3 ч

Аналитическая деятельность:

 • анализировать пользовательский интерфейс программного средства,  используемого в учебной деятельности, по определённой схеме;

• анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

• реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства;

  1. выделять в исследуемой ситуации объект, субъект, модель;
  2. выделять среди свойств данного объекта существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
  3. выбирать метод решения задачи, разбивать процесс решения задачи на этапы;
  1. исследовать с помощью информационных моделей структуру и поведение
    объекта в соответствии с поставленной задачей;

  2. оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Практическая деятельность:

  1. выполнять основные операции над файлами;
  2. выбирать и загружать нужную программу;
  3. ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами и т. п.;
  4. использовать электронные таблицы для решения  математических задач,
    производить расчёты учебно-исследовательского характера;
  5. составлять технологии решения задачи в среде  редактора электронных таблиц;
  6. строить модели задачи (выделять исходные данные, результаты, устанавливать соотношения между ними, отражать эти отношения с помощью формул, таблиц, графов);
  7. определять структуры исходных данных и устанавливать их связи с ожидаемым результатом;
  8. строить модели решения задач;
  1. формализовать информацию разного вида;
  2. структурировать данные и знания при решении задач;
  3. составлять деловые бумаги по заданной форме;
  4. строить и интерпретировать таблицы, диаграммы;
  5. выбирать  язык представления  информации  в  соответствии  с заданной целью;

Повторение, резерв времени – 2 часа

9 класс.

Основное содержание

по темам

Разделы примерной программы по Информатике и ИКТ

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Тема 1. Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного визуального программирования – 11 часов

Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов.

Объектно-ориентированное программирование. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры.

Тип, имя и значение переменной. Присваивание.

Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования.

Графические возможности языка программирования.

 Алгоритмы как инструмент решения задач с помощью компьютера – 10 ч

Формализация и моделирование – 1 ч

Аналитическая деятельность:

  1. определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические
    конструкции могут войти в алгоритм;

  2. определять, для решения какой задачи предназначен алгоритм (интерпретация блок-схем);
  3. сопоставлять различные алгоритмы решения одной задачи, в том числе с позиций эстетики.

Практическая деятельность:

  1. строить алгоритмы решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций;
  2. составлять блок-схему решения задачи;
  3. преобразовывать один способ записи алгоритма в другой;
  4. исполнять алгоритм;

строить различные алгоритмы решения задачи как реализацию различных методов решения данной задачи;

отлаживать и тестировать программы;

• работать с компьютерными моделями из различных предметных областей (в среде моделирующих программ)

Тема 2. Формализация и моделирование – 6 часов

Построение и исследование компьютерных моделей из различных предметных областей.

Геоинформационные модели.

Информационные модели систем управления. Обратная связь.

Формализация и моделирование – 6 часов

Аналитическая деятельность:

  1. исследовать с помощью информационных моделей структуру и поведение
    объекта в соответствии с поставленной задачей;

  2. оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям модели
    рования.

Практическая деятельность:

  1. формализовать информацию разного вида;
  2. освоить приёмы формализации текстов, правила заполнения формуляров,
    бланков и т. д.,
  3. структурировать данные и знания при решении задач;
  4. составлять деловые бумаги по заданной форме;
  5. строить и интерпретировать таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схе
    мы алгоритмов;
  6. выбирать  язык представления  информации  в  соответствии  с заданной
    целью;

• преобразовать одну форму представления в другую без потери смысла и полноты информации

 Тема 3. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных – 6 часов

Табличные базы данных: записи, столбцы, типы данных. Ввод и редактирование записей с помощью формы. 

Системы управления базами данных. Изменение структуры базы данных.  

Поиск данных. Условия поиска.  Сортировка данных.

Средства и технологии создания, преобразования, передачи информационных объектов –  3 ч

Информационные технологии решения задач – 3 ч

Аналитическая деятельность

• анализировать пользовательский интерфейс программного средства,  используемого в учебной деятельности, по определённой схеме;

 • анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

• реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства;

  1. выделять в исследуемой ситуации объект, субъект, модель;
  2. выделять среди свойств данного объекта существенные свойства с точки зрения целей моделирования;

Практическая деятельность:

  1. выполнять основные операции над файлами;
  2. выбирать и загружать нужную программу;
  3. ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами и т. п.;
  4. строить модели задачи (выделять исходные данные, результаты, устанавливать соотношения между ними, отражать эти отношения с помощью формул);
  5. определять структуры исходных данных и устанавливать их связи с ожидаемым результатом;

Тема 4. Коммуникационные технологии – 13 часов

Передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

Локальные и глобальные компьютерные сети. Защита информации от несанкционированного доступа.

Адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имен).

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

Поиск информации в компьютерных сетях.

Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTML – HyperText Markup Language).

Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки.

Средства и технологии создания, преобразования, передачи информационных объектов –  7 ч

Формализация и моделирование – 6 ч

Аналитическая деятельность:

• анализировать пользовательский интерфейс программного средства,  используемого в учебной деятельности, по определённой схеме;

• анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

• реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства;

  1. исследовать с помощью информационных моделей структуру и поведение
    объекта в соответствии с поставленной задачей;

  2. оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Практическая деятельность:

  1. выполнять основные операции над файлами;
  2. выбирать и загружать нужную программу;
  3. ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за
    справкой, работать с окнами и т.п.;
  4. передавать информацию, используя электронные средства связи;
  1. формализовать информацию разного вида;
  2. структурировать данные и знания при решении задач;

• преобразовать одну форму представления в другую без потери смысла и полноты информации

Повторение, резерв времени – 2 часа

Материально-техническое обеспечение

Аппаратные средства

  1. Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  2. Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  3. Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  4. Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  5. Устройства ввода и вывода звуковой информации – микрофон; наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией.
  6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
  7. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера.

Программные средства

  1. Операционная система.
  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Клавиатурный тренажер.
  6. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  7. Звуковой редактор.
  8. Простая система управления базами данных.
  9. Простая геоинформационная система.
  10. Система автоматизированного проектирования.
  11. Виртуальные компьютерные лаборатории.
  12. Программа-переводчик.
  13. Система оптического распознавания текста.
  14. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  15. Система программирования.
  16. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  17. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  18. Программа интерактивного общения
  19. Простой редактор Web-страниц

Методическое обеспечение

  1. М.Н.Бородин Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 – 11 классы.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  2.  «Информатика и ИКТ»: учебник для 7 класса / Н.Д. Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.
  1. «Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - 2-е изд., - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.
  2. «Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - 2-е изд., - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.
  3. Методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе».
  4. Оценка качества  подготовки учеников основной школы по информатике. – М.; Дрофа, 2001.
  5. Тематический контроль по информатике. – М.; Интеллект – центр, 2001. 
  6. Н. Угринович, Л. Босова, Н. Михайлова Практикум по информатике и информационным технологиям. –М.;БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  7. С. Симонович  Компьютер в вашей школе: Учебное пособие.- М.: АСТ – ПРЕСС: Инфорком – Пресс, 2001.
  8. С. Симонович, Г. Евсеев, А. Алексеев  Общая информатика: Учебное пособие для средней школы. - М.: АСТ – ПРЕСС: Инфорком – Пресс, 2001.
  9. И.Д. Агеева  Занимательные материалы по математике и информатике: Методическое пособие
  10. В.Г.Хлебостроев Информатика и ИКТ: элективные курсы. – М.: 5 за знания, 2005.
  11. А.А.Чернов, А.Ф.Чернов Информатика. 9 класс. Сборник элективных курсов. – Волгоград: Учитель, 2006.
  12. Г.А.Бордовский и др. Информатика в понятиях и терминах. – М.: Просвещение, 1991.
  13. В.Н.Голубцов и др. Информатика: Лабораторный практикум. – Саратов:Лицей,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Английский язык" 8 класс базовый уровень ( к учебнику М.З. Биболетовой)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, теметическое планирование, контрольные работы по четвертям...

Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык" 5 класс базовый уровень

Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык"  5 класс базовый уровень, составленная на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы", авторы-составители М.Т. Ба...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 класс (базовый уровень)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»ДЛЯ 5 – 7 КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ Пояснительная запискаСтатус документаСовременный период общественного развития характеризуется новыми треб...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 - 9 класс Базовый уровень

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общег...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс (базовый уровень)

Статус документа Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования и примерной пр...

Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов (базовый уровень, по авторской программе Власенкова, Рыбченковой)

Рабочая программа  по русскому языку для 10-11 классов (базовый уровень)  составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:федерального компонента государственного стандарта общ...

Рабочая программа по математике для обучающихся 10 – 11 классов (базовый уровень), «Алгебра и начала анализа" автор Ю.М. Колягин, «Геометрия. 10-11 класс" автор Л.С. Атанасян.

Данная рабочая программа по математике для обучающихся 10-11 классов составлена на основе "Алгебры и начала математического анализа" автора Ю.М. Колягина и "Геометрии 10-11 класс" ...