Главные вкладки

    Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс (базовый уровень)
    рабочая программа по информатике и икт по теме

    Жданова Юлия Витальевна

    Статус документа

    Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям 2004 год.

    Структура документа

    Рабочая  программа включает раздела: пояснительную записку; основное содер-жание с  распределением учебных часов  по разделам курса; тематическое планирование; требования к уровню подготовки выпускников; УМК; контрольно-измерительные материалы

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

    Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

    ·                освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

    ·                овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

    ·                развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

    ·                воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

    ·                приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

     

    Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moya_programma_10-11.doc170 КБ

    Предварительный просмотр:

    Принято

    Педсовет №1 от 30.08.2013 г.

    «УТВЕРЖДАЮ»

    Приказ №7 от 30.08.2013

    Директор школы                         Л.Г.Балясникова

    Рабочая  программа

    по информатике и ИКТ

    10-11 класс

    (базовый уровень)

                                                                                                             

    Составитель:

    учитель информатики и ИКТ

    1 квалификационной категории  

     Жданова Юлия Витальевна

                                                   

    2013 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

    БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

    Статус документа

    Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям 2004 год.

    Структура документа

    Рабочая  программа включает раздела: пояснительную записку; основное содер-жание с  распределением учебных часов  по разделам курса; тематическое планирование; требования к уровню подготовки выпускников; УМК; контрольно-измерительные материалы

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

    • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
    • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
    • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
    • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

    Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

    С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

    С точки зрения деятельности это дает возможность сформировать  методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:  

    • автоматизированные информационные системы (АИС)  хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
    • АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
    • АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
    • АИС управления  (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система  как система управления компьютером).

    Методы и формы.

    Задачи решаются посредством:

    • проведения теоретических  и практических занятий по тематике курса;
    • выбора различных заданий для самостоятельной работы;
    • выполнение как индивидуальных, так и групповых заданий по различным темам.
    • разработки и публичной защиты проекта;
    • использование в ходе реализации проекта различных информационных ресурсов;

    Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:

    • Личностно-ориентированное обучение;
    • Дифференцированное обучение;
    • Проблемное обучение;

    Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с групповой, индивидуальной формой работы школьников.

    Общая характеристика учебного предмета

    Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» среднего (полного) общего образования на базовом уровне состоит из 70 часов Примерной программы и 70 часов - региональный компонент, который используется на усиление практической части Примерной программы. Таким образом, рабочая программа составляет 140 часов.  Данный учебный курс осваивается учащимися  после изучения   базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).

    Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплектом под редакцией Н.Д.Угринович.

    Учебники под редакцией Н.Д.Угринович  «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов являются мультисистемными, так как практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

    Предлагаемая программа обучения для 10–11-х классов ориентирована на учащихся, знакомых с технологическими приемами работы на компьютере в изучаемых в основной школе программных средах. Но некоторые разделы предназначены для повторения и закрепления навыков работы с программными средствами. К таким программным средствам относятся операционная система и прикладные программы общего назначения (текстовый процессор, табличный процессор, программа подготовки презентаций). Задания этого раздела ориентированы на Microsoft Windows – Microsoft Office и на Linux. - Open Office.org

      Задания по данным темам могут выполняться учениками в индивидуальном режиме и объеме.  Основная цель их выполнения – повторение и закрепление пройденного, в чем потребность у разных учеников может быть разной.  

    Согласно рекомендациям Министерства, общеобразовательный курс информатики базового уровня предлагается изучаться в классах универсального обучения (т.е. не имеющих определенной профильной ориентации). В связи с этим, курс рассчитан на  восприятие учащимися, как с гуманитарным, так и с «естественно-научным» и технологическим складом мышления.

    В 10-11 классах методика обучения информатике, по сравнению с методикой обучения в основной школе, в большей степени ориентирована на индивидуальный подход.

    Каждая тема рабочей программы предусматривает определенное количество часов теоретического материала и выполнения практических работ, причем на выполнение практических работ отводится не менее половины всего учебного времени, при этом содержание практических работ выстроено с учетом обязательных работ  Примерной программы курса «Информатика и ИКТ» среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

    Для достижения прочных навыков работы на компьютере учащиеся согласно календарно-тематического планирования выполняют практические работы с использованием компьютера, с учетом выполнения требований СанПин. При изучении предмета «Информатика и ИКТ» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата. При выполнении работ практикума предполагается использование материала и заданий из других предметных областей. Объемные практические работы рассчитаны на несколько учебных часов. Практические работы включают подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий, а также  включаются  в домашнюю работу и проектную деятельность.

    Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

    Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

    Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

    Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

    Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.

    Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

    Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

    Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

    Это позволяет:

    • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
    • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
    • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
    • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

    Курс информатики  старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

    Обучение информатики в общеобразовательной школе  организовано "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.

    Формы организации учебного процесса

    Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов.

    Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

    Методы обучения:

    • словесные, наглядные, практические;
    • проблемный, частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный;
    • аналитический, синтетический; сравнительный, обобщающий, классификационный.

    Технологии обучения

    • Индивидуально – ориентированная;
    • Разноуровневая;
    • Проектная;
    • ИКТ.

    Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

    Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий, устный опрос.

    Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования,  выполнения зачетной практической работы,  защита сообщений, творческие  и проектные работы.

    Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме итогового  тестирования, зачетные работы.

    В рабочей программе произведена корректировка (за счёт часов резерва):

    10 класс:

    Добавлены часы на: повторение в начале учебного года – 1 час.

    Контрольные работы по темам: 1. Информация и информационные процессы.

                                                           2. Информационные модели.

                                                           3. Информационные системы.

                                                           4. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

    11 класс:

    Добавлены часы на: повторение в начале учебного года – 1 час.

    Контрольные работы по темам: 1. Компьютерные технологии представления информации

                                                           2. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов


    Тематическое планирование учебного материала 10 класс

    № п\п

    Раздел

    По примерной программе

    По рабочей программе

    Теория

    Практика

    Контроль

    Итого

    Теория

    Практика

    Контроль

    Всего

    1

    Повторение

    -

    -

    -

    -

    1

    -

    -

    1

    1

    Информация и информационные процессы:

    1.Информация и её свойства. Обмен информацией.

    2.Подходы к определению количества информации.

    3.. Практическая работа №1 «Измерение количества информации».  Практическая работа №2 «Кодирование информации».

    4.Языки и способы кодирования информации.

    5.Информационные процессы: хранение и передача.

    6. Практическая работа №3 «Поиск информации».

    7.Информационные процессы: обработка, защита, представление информации. Практическая работа №3 «Поиск информации».

    8.Информационные процессы в различных системах.

    9. Практическая работа №4 «Защита информации».   Практическая работа №5 «Информационные процессы».

    10.Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы»

    6

    3

    -

    9

    6

    3

    1

    10

    2

    Информационные модели:

    1. Информационное моделирование как метод познания.

    2. Модели и их построение.

    3. Практическая работа №6 «Моделирование и формализация».

    4. Моделирование как процесс.

    5. Компьютерное  моделирование.

    6. Практическая работа №7 «Исследование моделей: физических».

    7. Структурирование данных. Практическая работа №7 «Исследование моделей: алгоритм как модель деятельности».

    8. Примеры моделирования процессов.

    9..Практическая работа №7 «Исследование моделей: геоинформационные модели».

    10. Модель процесса управления.

    11. Системы управления.

    12. Практическая работа №8 «Информационные основы управления».

    13. Использование информационных моделей в деятельности человека.

    14. Контрольная работа №2 «Информационные модели».

    9

    4

    -

    13

    9

    4

    1

    14

    3

    Информационные системы:

    1. Базы данных и системы управления базами данных.

    2. Информационные системы. Практическая работа №9 «СУБД: структура табличной базы данных».

    3. Реляционные базы данных.

    4. Многотабличные базы данных.

    5. Информационные системы. Практическая работа №9 «СУБД: запросы».

    6.Контрольная работа №3 «Информационные системы».

    3

    2

    -

    5

    3

    2

    1

    6

    4

    Компьютер как средство автоматизации информационных процессов:

    1. Архитектура ПК.

    2. Операционные системы и оболочки. Личное информационное пространство пользователя ПК.

    3. Практическая работа №10 «Компьютер и программное обеспечение».

    4. Практическая работа №10 «Компьютер и программное обеспечение».

    5. Контрольная работа №4 «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

    2

    2

    -

    4

    2

    2

    1

    5

    Итого (+ 4 часа резерва)

    20

    11

    -

    35

    21

    11

    4

    36


    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (36 часов)

    10 класс

    Повторение. (1 час)

    Информация и информационные процессы (6 час)

    Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

    Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

    Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

    Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

    Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.

    Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

    Управление системой как информационный процесс.

    Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

    Организация личной информационной среды.         

    Практические работы (3 час)

    1. Измерение информации.

    Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.

    2. Кодирование информации

    Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.

    3. Поиск информации

    Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.

    4. Защита информации

    Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.

    5. Информационные процессы

    Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).

    Контрольная работа (1 час)

    Контрольная работа № 1 «Информация и информационные процессы»

    Информационные модели ( 9 час)

    Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

    Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.

    Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

    Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.

    Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.

    Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.        

    Практические работы (4 час)

    6. Моделирование и формализация

    Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.

     7. Исследование моделей

     Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.

    8. Информационные основы управления

    Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.

    Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.

    Контрольная работа (1 час)

    Контрольная работа №2 «Информационные модели»

    Информационные системы ( 3 час)

    Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных

    Практическая работа (2 час)

    9. Информационные системы. СУБД.

    Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

    Контрольная работа  (1 час)

    Контрольная работа №3 «Информационные системы»

    Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (2 час)

    Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.         

    Практическая работа (2 час)

    10. Компьютер и программное обеспечение.

    Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.

    Контрольная работа (1 час)

    Контрольная работа №4 «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов».

    Всего – 36 час.


    Тематическое планирование учебного материала 11 класс

    № п\п

    Раздел

    По примерной программе

    По рабочей программе

    Теория

    Практика

    Контроль

    Итого

    Теория

    Практика

    Контроль

    Всего

    1

    Повторение

    -

    -

    -

    0

    1

    -

    -

    1

    2

    Компьютерные технологии представления информации:

    1.Дискретное и двоичное представление информации.

    2. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.

    3. Практическая работа №1 «Представление информации в компьютере: кодирование и упаковка».

    4. Представление текстовой информации в компьютере.

    5. Подходы к представлению графической информации.

    6. Представление звуковой информации.

    7. Практическая работа №1 «Представление информации в компьютере: системы счисления, формат числа».

    8. Контрольная работа №1 «Компьютерные технологии представления информации».

    5

    2

    -

    7

    5

    2

    1

    8

    3

    Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов:

    1. Текст как информационный объект.

    2. Электронные таблицы как информационные объекты.

    3. Практическая работа №2 «Создание и преобразование информационных объектов: текстовых документов».

    4. Электронные таблицы как средства обработки числовых данных.

    5. Графические информационные объекты.

    6. Практическая работа №2 «Создание и преобразование информационных объектов: многостраничные и гипертекстовые документы».

    7.Создание и редактирование графических информационных объектов.

    8. Практическая работа №2 «Создание и преобразование информационных объектов: расчётные задачи».

    9. Практическая работа №2 «Создание и преобразование информационных объектов: оптимизационные задачи».

    10. Практическая работа №2 «Создание и преобразование информационных объектов: деловая графика».

    11. Практическая работа №2 «Создание и преобразование информационных объектов: растровые и векторные изображения».

    12. Практическая работа №2 «Создание и преобразование информационных объектов: мультимедийная презентация».

    13. Контрольная работа №2 «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов».

    5

    7

    -

    12

    5

    7

    1

    13

    4

    Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей:

    1. Каналы связи. Передача информации.

    2. Локальные сети и их топология.

    3. Глобальная сеть. Адресация в интернете. Протоколы обмена и передачи данных.

    4. Информационные сервисы сети Интернет.

    5. Инструментальные средства создания web-сайтов.

    6. Практическая работа №3 «Компьютерные сети: подготовка программы».

    7. Практическая работа №3 «Компьютерные сети: путешествия по всемирной паутине».

    8. Практическая работа №3 «Компьютерные сети: запросы».

    9. Практическая работа №3 «Компьютерные сети: web-страница, web-сайт».

    10. Практическая работа №3 «Компьютерные сети: гипертекстовая структура web-сайта».

    5

    5

    -

    10

    5

    5

    -

    10

    5

    Основы социальной информатики:

    1. Информационное общество его информационные ресурсы.

    2. Информационная культура.

    2

    -

    -

    2

    2

    -

    -

    2

    Итого (+ 4 часа резерва)

    17

    14

    -

    35

    18

    14

    2

    34


    Основное содержание (34 часа)

    11 класс

    Базовые понятия информатики и информационных систем

    Повторение (1 час)

    Компьютерные технологии представления информации (5 час)

    Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.

    Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.

    Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.

    Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.

    Практическая работа (2 час)

    1. Представление информации в компьютере.

    Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.

    Контрольная работа  (1 час)

    Контрольная работа № 1 «Компьютерные технологии представления информации»

            

    Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

    (5 час)

    Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.

    Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)

    Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.         

    Практическая работа (7 час)

    2. Создание и преобразование информационных объектов.

    Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.

    Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Использование средств деловой графики для наглядного представления данных. Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений. Создание мультимедийной презентации.

    Контрольная работа (1 час)

    Контрольная работа №2 «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов»

    Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (5 час)

    Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.

    Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

    Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

    Инструментальные средства создания Web-сайтов.        

    Практическая работа ( 5 час)

    3. Компьютерные сети.

    Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики.

    Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта

    Основы социальной информатики ( 2 час)

    Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.         

    Всего – 34 часа

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
    ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

    знать/понимать

    1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".

    2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

    3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.

    4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

    5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

    6. Назначение и функции операционных систем.

    уметь

    1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

    2. Распознавать информационные процессы в различных системах.

    3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

    4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

    5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

    6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

    7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

    8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

    9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

    10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;

    2. автоматизации коммуникационной деятельности;

    3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

    Критерии оценивания

    Виды контроля:

    1. Устный контроль - индивидуальный и фронтальный опрос. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки.
    2. Письменный контроль - выполняется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, различаются глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный срез).
    3. Лабораторный контроль-практикум - направлен на проверку умений учащихся работать на компьютере, знания программного обеспечения, которое будет использовано на уроке, составления компьютерных моделей, отладка программ.
    4. Машинный (программированный) контроль - предполагается на компьютере, при наличии контролирующих программ. Может применяться на всех этапах изучения учебных предметов. Отличается высокой объективностью при использовании умело и грамотно созданных средств контроля.
    5. Тестовый контроль - может быть машинным или безмашинным, в основе которого лежат тесты.
    6. Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

    Оценка практических работ

    Оценка «5»

    выполнил    работу    в    полном    объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;

    проводит  работу  в  условиях,   обеспечивающих  получение   правильных результатов и выводов;

    соблюдает правила техники безопасности;

    в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи,    графики, вычисления;

    правильно выполняет анализ ошибок.

    Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не     более одной ошибки и одного недочета.

    Оценка «3» ставится, если

    работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;

    в ходе проведения работы были допущены ошибки.

    Оценка «2» ставится, если

    работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;

    работа проводилась неправильно.

    Оценка «1» ставится в том случае, если

    ученик совсем не выполнил работу.

    Оценка устных ответов

    Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся

    правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;

    правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;

    строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;

    может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

    Оценка «4» ставится, если

    ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;

    учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

    Оценка «3» ставится, если учащийся

    правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

    умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;

    допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;

    допустил четыре-пять недочетов.

    Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

    Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

    Оценка тестовых работ

    Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся

    •       выполнил   работу   в   полном   объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;

    допустил не более 2% неверных ответов.

    Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).

    Оценка «3» ставится, если учащийся

    выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;

    если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.

    Оценка «2» ставится, если

    работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;

    работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.

    Оценка «1» ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.

    Критерии оценивания реферата

    • соответствие реферата теме;
    • глубина и полнота раскрытия темы;
    • адекватность передачи первоисточников;
    • логичность, связность;
    • доказательность;
    • структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);
    • оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);
    • языковая правильность.

    Частные критерии относятся к конкретным структурным частям реферата: введению, основной части, заключению.

    Защита творческой работы   

    1. Уверенное владение материалом творческой работы (реферата).
    2. Компетентность и эрудированность учащегося по теме работы.
    3. Аргументированность выводов по заявленной теме.
    4. Грамотность и полнота ответов на встречные вопросы.
    5. Личностное отношение к проблеме исследования.
    6. Четкость представления материала с использованием программы Microsoft Office PowerPoint (не менее 20 слайдов в 9 классе и не менее 30 слайдов в 11 классе).

    Методическое обеспечение курса:

    Литература для учителя

    1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
    2. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
    3. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 класс: методическое пособие/ составитель М.Н. Бородин.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
    4. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

    5.  Рабочие программы по информатике и ИКТ. 5-11 классы/Т.К.Смыковская. – М.:Глобус, 2009

    Литература для учащихся

    1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
    2. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович.  –           М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

    Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

    Аппаратные  средства

    • Компьютер
    • Проектор
    • Принтер
    • Модем
    • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
    • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

    Программные средства

    • Операционная система.
    • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
    • Антивирусная программа.
    • Программа-архиватор.
    • Клавиатурный тренажер.
    • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
    • Звуковой редактор.
    • Простая система управления базами данных.
    • Простая геоинформационная система.
    • Система автоматизированного проектирования.
    • Виртуальные компьютерные лаборатории.
    • Программа-переводчик.
    • Система оптического распознавания текста.
    • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
    • Система программирования.
    • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
    • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
    • Программа интерактивного общения
    • Простой редактор Web-страниц

    Список полезных образовательных сайтов

    1. http://www.klyaksa.net/
    2. http://www.informatka.ru/
    3. http://www.informatik.kz/index.htm
    4. http://uchinfo.com.ua/links.htm
    5. http://www.school.edu.ru/
    6. http://infoschool.narod.ru/
    7. http://www.school.edu.ru/
    8.  http://kpolyakov.narod.ru
    9. http://window.edu.ru/resource/526/58526
    10. http://www.it-n.ru
    11. fcior.edu.ru
    12. school-collection.edu.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по информатике и ИКТ. 7-9 классы. (базовый уровень)

    Рабочая программа по информатике и ИКТ. 7-9 классы (Угринович Н.Д.)...

    Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс (базовый)

    Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов.Рабочая программа курса «Инфо...

    Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс (расширенный уровень)

    Согласно Федеральному Базисному Учебному Плану (2004 г.) на изучение  информатики и ИКТ на базовом уровне в 10-11 классах отводится 68 часов учебного времени (1+1 урок в неделю).  С привлече...

    Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 класс (базовый уровень)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»ДЛЯ 5 – 7 КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ Пояснительная запискаСтатус документаСовременный период общественного развития характеризуется новыми треб...

    Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 - 9 класс Базовый уровень

    Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общег...

    Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс профильный уровень (Угринович Н.Д.)

    Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс профильный уровень (Угринович Н.Д.)1.      Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс профильный уровень (Угринович ...

    Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс (профильный уровень)

    Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс (профильный уровень).  УМК Семакин И.Г....