Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" 10-11 классы (базовый уровень)
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (10 класс) по теме

Веткина Марина Николаевна

Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общее образование по «Информатике и ИКТ» (базовый уровень), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, и требований к уровню подготовки выпускников среднего (полного) общее образования, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

Согласно Федеральному Базисному Учебному Плану на изучение  информатики и ИКТ на базовом уровне в 10-11 классах отводится 70 часов учебного времени (1+1 урок в неделю).  С привлечением вариативного компонента БУП это количество часов может быть увеличено.

Данная программа рассчитана на 136 часов на 2 года обучения (10,11 классы — по 2 часа в неделю, в год — 68 часов).

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка, цели и задачи учебной дисциплины, структура курса, содержание программы, учебно-тематическое планирование, материально-техническое и информационное обеспечение, требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе, календарно-тематическое планирование.Е

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_programma10_11_2ch.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по предмету "Информатика и ИКТ"10-11 классы
(базовый уровень)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общее образование по «Информатике и ИКТ» (базовый уровень), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, и требований к уровню подготовки выпускников среднего (полного) общее образования, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

Согласно Федеральному Базисному Учебному Плану на изучение  информатики и ИКТ на базовом уровне в 10-11 классах отводится 70 часов учебного времени (1+1 урок в неделю).  С привлечением вариативного компонента БУП это количество часов может быть увеличено.

Данная программа рассчитана на 136 часов на 2 года обучения (10,11 классы — по 2 часа в неделю, в год — 68 часов).

Первой дополнительной целью изучения углубленного курса является  достижение большинством учащихся повышенного (продуктивного) уровня освоения учебного материала.  Качественно освоить весь этот материал в полном объеме, имея 1 урок в неделю, практически невозможно.

Второй дополнительной целью изучения расширенного курса является подготовка учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена по информатике. ЕГЭ по информатике не является обязательным для всех выпускников средней школы и сдается по выбору. С расширением количества принимаемых вузами  результатов ЕГЭ до 4-х предметов информатика и ИКТ будет востребована при поступлении на многие популярные специальности.

ГОС по информатике и ИКТ для базового уровня изучения не обеспечивает подготовки выпускников школы к сдаче ЕГЭ. Некоторые темы, присутствующие в кодификаторе ЕГЭ в нем либо отсутствуют, либо представлены недостаточно.  К числу таких тем относятся: системы счисления, логика, алгоритмизация, программирование на языках высокого уровня.   Данная рабочая программа предусматривает выделение дополнительного времени для углубленного изучения этих тем.  Используя базовые знания по этим темам, полученные учащимися при изучении информатики в основной школе, в 10-11 классах происходит их закрепление и углубление на уровне требований ЕГЭ.

Цели и задачи учебной дисциплины

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

Для осуществления образовательного процесса в МБОУ лицей № 2используются элементы следующих педагогических технологий:

  • технологии, основанные на традиционных методах обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии обучения;
  • технология уровневой дифференциации;
  • технология учебного проекта;
  • игровые технологии;
  • технология коллективной мыследеятельности;
  • ряд технологий, непосредственно связанных с организационной средой обучения:
  • работа в динамических парах, когда каждый из партнёров обучает другого, выступая в роли педагога;
  • работа в вариативных парах (чаще всего в составе малой группы);
  • работа в малых группах, в которых идёт совместный поиск решения проблемы, проводятся дискуссии;
  • ТОГИС (технология обучения с использованием глобальной сети);
  • элементы частно-предметной технологии «Методика развивающего обучения информатике»

Использование данных технологий способствует повышению эффективности учебного процесса, стабилизации результативности уровня обученности и обучаемости детей, активизации учебно-познавательного процесса. Личностно-ориентированная направленность данных технологий помогает развивать способности каждого ребёнка, раскрывать и реализовывать свои креативные возможности

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  1. Комбинированный урок;
  2. Урок-лекция;
  3. Урок-демонстрация;
  4. Урок-практикум;
  5. Творческая лаборатория;
  6. Урок-демонстрация;
  7. Урок-игра;
  8. Урок-консультация.

СТРУКТУРА КУРСА

Программой предусматривается прямое и концентрическое изучение материала указанных содержательных линий. Это позволяет по мере изучения курса давать более глубокие знания по каждой из содержательных линий, не теряя при этом целостности изложения всего материала курса.

Обучение информатике осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу теоретической и практической подготовки учащихся, формирования их научного мировоззрения. Основная идея курса «Информатики и ИКТ» – это создание системы непрерывного изучения данной науки, в зависимости от уровня подготовки обучающихся, профиля обучения на старшей ступени, выбранной будущей профессии, уровня оснащенности компьютерами и т.д.

      пропедевтический курс                                                              базовый курс

основные содержательные линии

Данная структура позволяет усилить преемственные связи между разделами курса. В основе курса лежит поэтапный принцип построения обучения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 класс

Информация и информационные процессы

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

Управление системой как информационный процесс.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Организация личной информационной среды.

Компьютерные технологии представления информации

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.

Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.

Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.

Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

знать/понимать

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей

(сетевые технологии)

Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.

Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Инструментальные средства создания Web-сайтов.

Учащиеся должны:

  • иметь представление о скорости передачи информации по различным типам линий связи;
  • иметь представление о назначении модема и его основных характеристиках;
  • описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет;
  • объяснять основные принципы технологии World Wide Web (WWW);
  • уметь пользоваться электронной почтой и файловыми архивами и путешествовать по Всемирной паутине.
  • знать основы языка разметки гипертекста (HTML – HyperText Markup Language);
  • уметь создавать и публиковать в Интернете Web-сайты.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Распределение часов по темам курса

«Информатика и ИКТ» на базовом уровне

(примерная программа, 1 час в неделю)

Рабочая учебная программа

(2 часа в неделю)

1

Информация и информационные процессы

9

16

2

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

4

7

3

Средства и технологии создания и

преобразования информационных

объектов

12

34

4

Информационные модели

13

14

5

Информационные системы

5

11

6

Компьютерные технологии

представления информации

7

7

Средства и технологии обмена информации с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

10

18

8

Основы социальной информатики

2

2

9

Резерв учебного времени

8

7

Добавлены темы из профильного уровня:

1

Логика и компьютер

-

15

2

Алгоритмизация и программирование

-

12

Итого:

70ч.

136ч.

Программой предусмотрено проведение в 10 классе:

Тема раздела

Кол-во

часов

Форма контроля

Практические работы

Контрольные работы

Самостоятельные работы

1

Информация и информационные процессы

16

3

1

1

2

Информационные модели

14

3

1

1

3

Логика и компьютер

15

-

1

1

2

Информационные системы

11

4

-

-

4

Алгоритмизация и программирование

12

-

1

2

Всего:

68 ч.

10

4

3

В 11 классе:

Тема раздела

Кол-во

часов

Форма контроля

Практические работы

Контрольные работы

Самостоятельные работы

1

Компьютерные технологии

представления информации

10

2

1

-

2

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

7

3

1

-

3

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

25

19

-

2

4

Средства и технологии обмена информации с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

18

9

1

-

5

Основы социальной информатики

2

-

-

-

Резерв учебного времени:

6

Всего:

68 ч.

33

3

2

Календарно-тематический план изучения базового курса информатики для 10-11 класса ориентирован на третью ступень школьного образовательного процесса по курсу «Информатика и информационно-компьютерные технологии».

Содержательные линии обучения соответствуют содержательным линиям изучения предмета в средней (полной) школе.

Основное содержание Примерной программы полностью нашло отражение в данном календарно-тематическом планировании (Приложение 1).

Изменения, внесенные в программу:

  1. В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 68 часов в год (вместо 34 часов)  в рабочей программе увеличено количество часов на изучение отдельных тем, а также добавлены темы «Логика и компьютер» и «Алгоритмизация и программирование», которые не входят в базовый курс, но знание которых необходимо для успешной сдачи ЕГЭ.
  2. Программой предусмотрено проведение практических работ (20-25 минут), направленных на отработку отдельных технологических приемов и ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и заинтересованного применения полученных знаний.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Требования к технике

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программное обеспечение всех тем непрерывного курса информатики с 10-го по 11-й классы ориентировано на программные продукты фирмы Microsoft:

  • Электронный калькулятор Numlock Windows- CD 
  • Электронный калькулятор Операционная система Windows 
  • Файловый менеджер Total Commander Windows-CD 
  • Архиватор WinRAR Windows-CD 
  • Антивирусные программы Kaspersky Anti-Virus Dr.Web Windows-CD 
  • Растровый графический редактор Gimp
  • Векторный графический редактор OpenOffice Draw Windows- CD 
  • Программа разработки презентаций Microsoft PowerPoint Дистрибутив Microsoft Office 
  • Звуковой редактор Audacity Windows- CD 
  • Электронные таблицы StarOffice Calc Windows- CD 
  • Система управления базами данных, входящая в Open Office Calc Windows- CD 
  • Электронные таблицы Microsoft Excel Дистрибутив Microsoft Office 
  • Текстовый редактор Microsoft  Word Дистрибутив Microsoft Office 
  • Электронные таблицы Microsoft Excel Дистрибутив Microsoft Office 
  • Текстовый процессор Microsoft  Word Дистрибутив Microsoft Office 
  • Браузер Internet Explorer Операционная система Windows 
  • Браузер Mozilla Windows- CD 
  • Программа трассировки передачи данных NeoTrace Pro Windows- CD 
  • Менеджер загрузки файлов FlashGet Windows- CD 
  • Программа интерактивного общения в локальной сети ICHAT Windows- CD
  • Программа интерактивного общения в глобальной сети ICQ Windows- CD 
  • Программа разработки Web-сайтов FrontPage Express Windows- CD 

Учебники и методические пособия:

Преподавание курса ориентировано на использование обучающимися учебника [1].

Основная  литература:

  1. И.Г. Семакина, Е. К. Хеннера. Информатика 10-11. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний

Для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся используется задачник-практикум.

Дополнительная литература:

  1. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. -М.: БИНОМ, Лаборатория знаний
  2. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса. -М.: БИНОМ, Лаборатория знаний
  3. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10—11 классов. -М.: БИНОМ, Лаборатория знаний
  4. Угринович Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Изд. 2-е, испр. / Н. Д. Угринович, Л. Л. -М.: БИНОМ, Лаборатория знаний
  5. Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень/ Под ред. Н.В. Макаровой - Спб.: Питер.
  6. Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. «Математические основы информатики» (учебное пособие и методическое пособие)
  7. Нурмухамедов Г. М.  Информатика для абитуриента. Теоретические основы информатики. Элективный курс : учебное пособие. 
  8. Журнал «Информатика и образование».
  9. Материалы, размещенные в Интернете  на сайтах   поддержки ЕГЭ:   www.ctege.org/ ,   www.fipi.ru.
  10. Приложение к газете «1 сентября» «Информатика»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать:

  • объяснять различные подходы к определению понятия «информация»;
  • различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; знать
  • единицы измерения информации;
  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  • использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • распознавать информационные процессы в различных системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Приложение 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 Б,В классы

Дата

Тема

Основное содержание

Наглядность (ЦОР, ссылки в Internet, презентации)

Домашнее

задание

I. Информация и информационные процессы (16 часов)

  1. 1

Техника безопасности.

Основные подходы к определению понятия «информация».

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

Основные подходы к определению понятия «информация».

Презентация

«Информация»

  1. 2

Виды и свойства информации.

Виды информации: по представлению, восприятию и по степени значимости. Свойства информации.

  1. 3

Измерение информации. Формула Хартли.

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Равновероятные события. Единицы измерения информации: бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт,  Тбайт. Формула Хартли.

Презентация

«Содержательный подход к измерению информации»

  1. 4

Алфавитный подход к определению количества информации.

Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения.

Презентация

«Алфавитный подход к определению количества информации»

  1. 5

Формула Шеннона.

Неравновероятные события. Формула Шеннона.

Презентация

«Измерение информации при неравновероятных событиях»

  1. 6

Решение задач на измерение количества информации.

Задачи на измерение количества информации.

  1. 7

Практическая работа №1 «Измерение информации»

  1. 8

Кодирование информации.

Язык, алфавит, знак, сигнал. Формальные и естественные языки. Кодирование, декодирование.

Презентация

«Кодирование информации»

  1. 10

Практическая работа №2 «Кодирование информации»

Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

  1. 10

Дискретное и двоичное представление информации.

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.  Двоичное кодирование информации в компьютере.

ЦОР «Двоичное представление информации в компьютере»

  1. 11

Классификация информационных процессов.

Информационный процесс. Основные информационные процессы, классификация.

Презентация

«Классификация информационных процессов»

  1. 12

Хранение и передача  информации.

Виды носителей информации. Выбор способа хранения информации.

Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

ЦОР «Хранение и передача  информации»

  1. 13

Поиск информации

Формирование запросов на поиск данных.

Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.

  1. 14

Обработка  и защита информации. Методы защиты.

Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Методы защиты.

Защита информации. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.

ЦОР «Обработка  и защита информации»

Индивидуальные задания

  1. 15

Информационные процессы в различных системах.

Практическая работа № 3 «Информационные процессы»

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс.

  1. 16

Организация личной информационной среды. Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы»

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

II. ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ (14 часов)

  1. 17

Моделирование как метод познания

Модель, моделирование.

Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования

Презентация «Моделирование»

  1. 36/2

Системный подход  в моделировании

Система, статические и динамические информационные модели

  1. 37/3

Формы представления моделей. Формализация 

Практическая работа № 4

«Формализация текстовой информации Представление зависимостей в виде формул».

Материальные и информационные модели.

Формализация

  1. 38/4

Типы информационных моделей.


Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа.

Табличные, иерархические, сетевые информационные модели

Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема.

  1. 39/5

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

Презентация «Основные этапы построения моделей на компьютере»

  1. 40/6

Исследование физических моделей

Самостоятельная работа

Моделирование при решении физической задачи

Презентация «Исследование моделей из различных предметных областей»

  1. 41/7

Исследование астрономических моделей

Моделирование при решении астрономической задачи. Геоинформационные модели.

  1. 42/8

Исследование математических моделей

Практическая работа № 5

Моделирование при решении алгебраической и геометрических задач

  1. 43/9

Исследование химических моделей

Моделирование при решении химической задачи

  1. 44/10

Исследование биологических моделей

Моделирование при решении биологической задачи

  1. 45/11

Оптимизационное моделирование в экономике

Практическая работа № 6

Моделирование при решении экономической задачи

  1. 46/12

Модели логических устройств

Модели логических устройств

  1. 47/13

Информационные модели управления объектами.

Информационные модели управления объектами.

  1. 48/14

Моделирование игровой ситуации.
Контрольная работа «Информационные модели»

Моделирование игровой ситуации.

III. ЛОГИКА И КОМПЬЮТЕР (15 часов)

  1. 18

Техника безопасности. Алгебра высказываний.

Формы мышления: понятие, высказывание, умозаключение. Алгебра высказываний. Простое и сложное высказывания

Презентация «Основы логики»

§ 3.1-3.2 (2)

стр. 122-125 (до конца), привести примеры высказываний

  1. 2

Основные операции алгебры высказываний.

Базовые логические операции: отрицание, дизъюнкция, конъюнкция. Свойства логических операций.

  1. 3

Таблицы истинности.

Назначение и построение таблиц истинности.

  1. 4

Эквивалентные высказывания.

Эквивалентные высказывания. Истинность высказывания. Логические операции импликации, эквивалентности.  

  1. 5

Законы алгебры логики.

Основные законы алгебры логики.

  1. 6

Законы де Моргана. Тождественность высказываний.

Основные законы алгебры логики.

  1. 7

Упрощение формул.

Применение законов логики при упрощении формул.

  1. 8

Решение логических задач.

Самостоятельная работа

Применение законов логики при решении логических задач.

  1. 9

Решение логических задач.

Применение законов логики при решении логических задач.

  1. 10

Решение логических задач.

Применение законов логики при решении логических задач.

  1. 11

Логические основы построения ЭВМ.

Логические элементы И, ИЛИ, НЕ: структурные и функциональные схемы, принцип работы.

Презентация «Логика и компьютер»

  1. 12

Структурные формулы и функциональные схемы.

Формы описания  логических устройств.

  1. 13

Сумматор двоичных чисел.

Сумматор. Назначение. Принцип работы. Схема.

  1. 14

Триггер. Регистр.

Сумматор. Триггер. Регистр. Назначение. Принцип работы. Схема.

  1. 15

Контрольная работа №1

«Основы логики»

IV. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (11 часов)

  1. 46

Понятие и типы информационных систем.

Базы данных — БД (табличные, иерархические, сетевые).

Презентация «Базы данных»

Системы управления базами данных (СУБД). Создание табличной базы данных (БД).

Практическая работа № 7

«Создание табличной БД»

Знакомство с системой управления базами данных OOBase. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Создание структуры табличной БД. Ввод и редактирование данных.

Презентация «СУБД»

Формы в БД

Использование формы для просмотра и редактирования записей в БД

Презентация « Основные объекты СУБД»

Фильтры в БД

Поиск данных с помощью фильтров

Презентация «Поиск данных в БД»

Запросы в БД

Практическая работа № 8

«Поиск данных с помощью фильтров и запросов»

Поиск данных с помощью запросов.

Упорядочение данных в БД. Формирование запросов на поиск данных в БД.

Отчеты в БД.

Практическая работа № 9

«Создание отчета в БД»

Создание и печать отчетов в БД

Многотабличные БД

Многотабличные БД

Презентация «Многотабличные БД»

Связывание таблиц

Связывание таблиц

Связывание таблиц

Связывание таблиц

конспект

Запросы в многотабличной БД

Запросы в многотабличной БД

конспект

Зачетная практическая работа № 10

V. АЛГОРИТМИЗАЦИЯ

И ПРОГРАММИРОВАНИЕ(12 часов)

  1. 57

Алгоритм. Программа.

Алгоритм и его формальное исполнение. Блок-схема. Программа.

Презентация «Алгоритмы»

конспект

Линейные алгоритмы и программы. Трассировка программы.

Основные алгоритмические структуры: линейная, разветвляющаяся и циклическая.

Переменная. Определение значений переменных в ходе выполнения алгоритма (программы).

Презентация «Основные алгоритмические структуры»

конспект

Ветвление в алгоритмах и программах.

Полное и неполное ветвление в алгоритмах и программе. Определение значений переменных в ходе выполнения алгоритма (программы).

конспект

Поиск ошибок в программе.

Самостоятельная работа

Определение значений переменных в ходе выполнения алгоритма (программы). Поиск ошибок.

конспект

Циклы в алгоритмах и программах.

Циклы с постусловием и предусловием в алгоритмах и программе. Определение значений переменных в ходе выполнения алгоритма (программы).

конспект

Циклы в алгоритмах и программах.

Цикл с параметром (со счетчиком) в алгоритмах и программе. Определение значений переменных в ходе выполнения алгоритма (программы).

конспект

Вспомогательный алгоритм. Подпрограмма.

Самостоятельная работа

Использование  вспомогательных алгоритмов при решении задач. Подпрограмма.

Презентация «Вспомогательный алгоритм»

конспект

Одномерные массивы.

Решение задач на применение одномерных массивов. Определение значений переменных в ходе выполнения алгоритма (программы).

Презентация «Массивы»

конспект

Одномерные массивы.

Решение задач на применение одномерных массивов. Определение значений переменных в ходе выполнения алгоритма (программы).

конспект

Двумерные массивы.

Решение задач на применение двумерных массивов. Определение значений переменных в ходе выполнения алгоритма (программы).

конспект

Двумерные массивы.

Решение задач на применение двумерных массивов. Определение значений переменных в ходе выполнения алгоритма (программы).

конспект

Контрольная работа №4

«Алгоритмизация и программирование»


Приложение 2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 Б,В класс

№ урока

Дата

Тема

Основное содержание

Наглядность (ЦОР, ссылки в Internet, презентации)

Домашнее задание

1 полугодие

  1. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ (10 часов)

  1. 1

Дискретное представление информации

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Позиционные и непозиционные системы счисления.  

ЦОР «Представление числовой информации с помощью систем счисления»

  1. 2

Перевод чисел в позиционных системах счисления.

Правила перевода из одной системы счисления в другую

Презентация «Перевод чисел в позиционных системах счисления»

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Правила выполнения арифметических операций в позиционных системах счисления

Представление чисел в компьютере.

Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.

Презентация «Представление чисел в компьютере»

Представление текстовой информации в компьютере.

Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации

Уметь кодировать и упаковывать тестовую, графическую и звуковую информации

Презентация

Практическая

работа

Кодовые таблицы.  

Практическая работа № 1 «Кодировки русских букв»

Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы

Уметь использовать кодовые таблицы при обработке информации. Уметь представлять текстовую информацию в компьютер

Подходы к представлению графической информации

Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики

Знать подходы к представлению графической информации; особенности растровой и векторной графики; процедуры технологии построения анимационных изображений

Презентация

Представление звуковой информации.

Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Временная дискретизация звука. Глубина кодирования звука. Частота дискретизации звука. Качество оцифрованного звука.

ЦОР «Кодирование звуковой информации»

Звуковые редакторы.

Практическая работа № 2 «Создание и редактирование оцифрованного звука. »

Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.

Презентация «Звуковые редакторы»

Контрольная работа №1

«Компьютерные технологии представления информации»

II. КОМПЬЮТЕР КАК СРЕДСТВО АВТОМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ (7 часов)

  1. 11

Архитектура персонального компьютера.

Практическая работа № 3

«Сведения об архитектуре компьютера»

Конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера.

Презентация «Архитектура ПК»

  1. 17/2

Операционная система Windows.

Практическая работа № 4

«Сведения о логических разделах дисков»

Файл и файловая система. Файловые менеджеры

Презентация «Многообразие ОС»

  1. 18/3

Операционная система Windows.

Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Windows

  1. 19/4

Графический интерфейс ОС 

Практическая работа № 5 «Графический интерфейс ОС Windows»

Графический интерфейс ОС

  1. 20/5

Защита информации от несанкционированного доступа.

Виды защиты информации. Защита от несанкционированного доступа: пароли, биометрические системы защиты информации.

Презентация «Виды защиты информации»

  1. 21/6

Физическая защита данных на дисках.

RAID-контроллеры

  1. 22/7

Защита от компьютерных вирусов.

Контрольная работа №2

Компьютерные вирусы, антивирусные программы.

III. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (25 часов)

III.1. Технология обработки текстовой информации (8 часов)

  1. 14/2

Создание и редактирование текстового документа.

Автоматизированные средства и технологии организации текста. Форматы текстовых файлов. Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц.

Презентация «Текстовый процессор Microsoft Word»

  1. 15/3

Форматирование документа.

Практическая работа № 6

«Создание и форматирование документа»

Параметры страницы. Форматирование абзацев в документе: выравнивание, установка красной строки. Абзацные отступы и интервалы.  Форматирование символов: шрифт, параметры шрифта. Стили форматирования. Вставка оглавления.

  1. 16/4

Вставка в документ таблицы. Создание списков.

Самостоятельная работа

Форматирование и заполнение таблицы данными. Нумерованные и маркированные списки.

  1. 17/5

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов.

Системы оптического распознавания документов.

Практическая работа № 7

«Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика»

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов.

Системы оптического распознавания документов.

  1. 18/6

Создание гипертекстового документа.

Практическая работа №8 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа»

Гипертекстовое представление информации.

  1. 19/7

Редактор формул.

Редактор формул.

конспект

Размещение графики.

Вставка изображений.

  1. 20/8

Зачетная практическая работа №9

III.2. Технология обработки графической информации (6 часов).

  1. 22/2

Растровая и векторная графика.

Растровые и векторные графические изображения.

Презентация «Компьютерная графика»

  1. 23/3

Растровый графический редактор GIMP.

Практическая работа №10

«Изменение размера изображения»

Возможности и интерфейс растрового  графического редактора GIMP. Панель инструментов. Форматы растровых графических файлов.

Презентация «Растровый графический редактор GIMP»

конспект

  1. 24/4

Обработка изображения в GIMP.

Практическая работа №11

«Работа с инструментами выделения объектов»

Инструменты  выделения объектов.

конспект

  1. 26/6

Создание изображения в GIMP.

Практическая работа №12

«Работа с инструментами рисования. Gif-анимация.»

Инструменты рисования объектов.

Gif-анимация.

конспект

  1. 27/7

Векторные графические редакторы.

Форматы векторных графических файлов.

Графические примитивы. Создание изображения в векторном редакторе.. Форматы векторных графических файлов.

Презентация «Векторные графические редакторы»

Технологии трехмерной графики. Практическая работа №13

«Трехмерная векторная графика»

Flash-анимация. Технологии трехмерной графики.  

III.4. Компьютерные презентации (4 часа)

  1. 30/1

Компьютерные презентации.

Дизайн, слайд, макеты слайдов.

Требования к презентации.

Презентация «Компьютерные презентации»

  1. 31/2

Рисунки и графические примитивы на слайдах.

Практическая работа №14

«Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»»

Вставка готовых изображений на слайд.

Использование панели рисования. Демонстрация презентации.

конспект

  1. 32/3

Анимация и звук в презентации

Анимация и звук при смене слайдов, в процессе появления объектов на слайде

конспект

  1. 33/4

Интерактивные презентации.

Практическая работа №15

«Разработка презентации по выбранной теме» (защита проекта)

Гиперссылки и кнопки перехода. Триггеры.

конспект

II.5. Технология обработки числовой информации (7 часов)

  1. 39/6

Электронные таблицы.

Типы и формат данных.

Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Объекты ЭТ. Интерфейс Microsoft Excell

Презентация «Электронный процессор Excell»

  1. 40/7

Относительные ссылки.

Практическая работа №16

«Относительные ссылки»

Основные способы представления математических зависимостей между данными. Форматирование таблицы: обрамление, цвет фона.

  1. 41/8

Абсолютные и смешанные ссылки.

Практическая работа №17

«Абсолютные и смешанные ссылки»

Решение расчетных задач с помощью ЭТ.

  1. 42/9

Встроенные функции.

Самостоятельная работа

Математические, статистические, логические функции. Мастер функций.

Презентация «Встроенные функции в MS Excell»

  1. 43/10

Сортировка и поиск данных в ЭТ.

Фильтры.

  1. 44/11

Построение диаграмм и графиков.

Практическая работа №18

«Построение диаграмм и графиков»

Типы диаграмм и графиков. Мастер диаграмм.

Презентация «Наглядное представление числовой информации»

  1. 46/13

Зачетная практическая работа №19

IV. Средства и технологии обмена информации с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

(18 часов)

  1. 47/1

Локальные сети и их топология

Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей.

Презентация «Локальные сети и их топология»

  1. 48/2

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP.  Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей

Презентация «Интернет»

  1. 49/3

Подключение к Интернету.

Практическая работа №20

«Подключение к Интернету и определение IP-адреса»

Интернет-провайдер. Подключение по телефонной линии. Модем. Беспроводное подключение Wi-Fi. Подключение по локальной сети, по оптоволоконной линии, по спутниковому каналу.

  1. 50/4

Всемирная паутина.

Практическая работа №21

«Настройка браузера»

Технология www. Гиперссылка. Язык HTML. Web-страница,  web-сайт. Браузер.

  1. 51/5

Электронная почта.

Практическая работа №22«Работа с электронной почтой»

Возможности электронной почты. Адрес электронной почты. Почтовые программы.

Презентация «Сервисы сети Интернет»

  1. 52/6

Общение в Интернете в реальном времени.

ICQ, Интернет-телефония, sms- и mms-сообщения.

  1. 53/7

Файловые архивы. Радио, телевидение и web-камеры в Интернете.

Практическая работа №23

«Работа с файловыми архивами»

Серверы файловых архивов. Протоколы передачи данных. Менеджеры загрузки файлов. FTP-клиенты. Off-line-браузеры.

Радио, телевидение и web-камеры в Интернете.

  1. 54/8

Геоинформационные системы в Интернете.

Практическая работа №24

«Геоинформационные системы в Интернете»

Геоинформационные системы.

Интерактивные карты в Интернете.

Программа-навигатор.

  1. 55/9

Поиск информации в Интернете.

Практическая работа №25

«Поиск информации в Интернете»

Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче

Электронная коммерция в Интернете.

Контрольная работа №3

«Сетевые технологии»

  1. 57/11

Основы языка разметки гипертекста.

Структура HTML-кода web-страницы. Тэг.

Презентация «Основы языка разметки гипертекста»

  1. 58/12

Создание  Web-страницы.

Практическая работа №26

«Создание  первой Web-страницы»

Основные тэги HTML.

  1. 59/13

Форматирование текста.

Тэги форматирования символов

Презентация «Основные тэги HTML»

  1. 60/14

Вставка изображений.

Тэг вставки изображения.

  1. 61/15

Гиперссылки на Web-страницах.

Текстовые и графические гиперссылки.

  1. 62/16

Списки на Web-страницах

Нумерованные и маркированные списки.

  1. 63/17

Формы на Web-страницах.

Практическая работа №27

«Разработка сайта с использованием Web-редактора»

Работа 2.11. Разработка сайта с использованием Web-редактора

  1. 64/18

Тестирование и публикация Web-сайта.

Зачетная практическая работа №28

(защита проекта Web-сайта по выбранной теме)

Хостинг.

VI. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ (2 часа)

  1. 60/1

Информационное общество его информационные ресурсы

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества.

Презентация «Основы социальной информатики»

  1. 61/2

Информационная культура

Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность

Резерв учебного времени (6 часов)                

ИНФОРМАТИКА и ИКТ

5-6 класс

7-9 класс

10 – 11 класс основной (полной) школы

информация и информационные процессы

компьютер

представление информации

моделирование и формализация

информационные технологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по физике 10-11 класс (базовый уровень)

Представлены рабочие программы для 10-11 класса (базовый уровень) для УМК Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский "Физика-10,11",Просвещение 2009 г.Программы составлены в соответствии с требованиями Ф...

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса (базовый уровень), программа и учебное пособие А.И. Кравченко

         Рабочая программа учителя  составлена на основе авторской программы .Кравченко А.И. . Обществознание. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразова...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...

Рабочая программа по математике для 9 класса (базовый уровень) и Аннотация к программе

Рабочая программа по математике для 9 класса (базовый уровень).По алгебре за основу рабочей программы взята авторская программа «Алгебра 7 – 9 классы. Предметная линия учебников Макарычева Ю. Н. и дру...

Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)

Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...

Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...

Рабочая программа по обществознанию 10-11 классы (базовый уровень) по программе Л.Н.Боголюбова.

Рабочая программа по обществознанию(базовый уровень). Составлена в соответствии с требованиями ФК ГОС,на основе примерной программы, с учетом авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова....