Множество.Подмножество.Урок информатики. 3 класс
план-конспект урока по информатике и икт по теме

Конспект урока информатики для 3 класса. Программа А.В.Горячева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_informatike.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Множество. Число элементов множества. Подмножество».

Цели урока:

   - познакомить детей с понятиями «множество», «элемент множества», «подмножество»;

   - научить определять число элементов множества;

   - учить определять принадлежность элементов заданному множеству;

   - учить определять принадлежность элементов множеству и подмножеству;

Оборудование:

   Доска, проектор, карточки, презентация.

План урока:

Орг.момент

Теоретическая часть

Итог урока

Практическая часть

Домашнее задание

Ход урока

Орг.момент

Приветствие, проверка присутствующих. Объявление темы урока.

Теоретическая часть

Учитель: А начнем мы с вами урок с игры – я называю остров, на котором живет множество, а вы -  жителей этого острова – элементы множества.

  Множество фруктов?...

Ученики: Груши, яблоки, мандарины, апельсины,…

Учитель: Множество цветов?...

Ученики: Роза, астра, колокольчик, гвоздика,…

Учитель: Посмотрите, как много вы назвали жителей этих островов, т.е. элементов множеств. Но назвали мы их не все, их гораздо больше.

Скажите, от какого же слова происходит слово «множество»?

Ученики: От слова «много».

Учитель: Однако в математике словом «множество» обозначают необязательно большую группу предметов или существ. Сколько, например, элементов в множестве:

   - учеников в вашем классе? ( Дети называют число учеников в классе)

   - месяцев в году? (Дети называют 12 месяцев)

   - пальцев на одной руке у человека? (5)

   - множество звезд, освещающих небо? (1 – это Солнце)

   - хвостов у человека? (0)

- Как видите, множество может включать совсем немного элементов и даже быть пустым – не иметь ни одного элемента.

Учитель: Давайте выполним задание 1 (стр.2)

- Элементы какого множества «живут» на прямоугольном острове? Почему на этом острове нарисовано три точки?

Ученики: На прямоугольном острове – элементы множества вагонов. На рисунке – 3 вагона, поэтому на острове нарисовано 3 точки.

Учитель: Сколько точек нужно поставить на квадратном острове? Внутри трапеции? На треугольном острове? В ромбе? Почему?

Ученики: В квадрате – 4 точки – 4 окна в каждом вагоне; в трапеции – 6 точек – 6 деревьев на рисунке; в треугольнике – 1 точка – 1 паровоз; в шестиугольнике – 1 точку – 1 звезда Солнце; в ромбе – нет точек – нет облаков.

Учитель: Какой остров нужно обвести красным цветом и почему? Какой остров нужно закрасить зеленым цветом и почему?

Ученики: Красным – трапецию, потому что в множестве деревьев больше всего элементов (6). Зеленым – ромб, т.к. множество облаков – пустое (0).

Учитель: Выполним задание 2 (стр.2) самостоятельно. Здесь каждое множество задано перечислением всех его элементов. Вы должны определить название каждого множества. Обратите внимание на круглый остров!

Ученики:                                - множество дней недели;

                                         -  множество цифр;

                                             - множество гласных букв.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам построить пирамиду множеств:

   - сколько музыкантов в сказке «Бременские музыканты»? (4)

   - сколько зимних месяцев в году? (3)

   - сколько ушей у зайца? (2)

   - сколько хвостов у собаки? (1)

   - сколько инопланетян в нашем классе? (0)

Учитель: Ребята, в начале урока, мы с вами говорили об острове и его жителях. Но на острове есть страна, а в стране – город. Давайте рассмотрим это подробнее на примере задания 3 (стр.3).

Какую форму в этом задании имеет остров? Элементы какого множества «живут» на этом острове?

Ученики: На прямоугольном острове «живут» элементы множества растений.

Учитель: Можно «поселить» на этом острове бабочку? Воробья? Ромашку?

Ученики: Бабочка и воробей не являются элементами этого множества, а ромашку можно «поселить» на этом множестве.

Учитель: Какой фигурой обозначена страна? Элементы какого множества в ней живут?

Ученики: Страна обозначена квадратом. В ней живут элементы множества деревьев.

Учитель: А какие еще множества могут быть странами на острове растений?

Ученики: Множество цветов, кустов.

Учитель: Какой фигурой обозначен город? Элементы какого множества в нем живут?

Ученики: Город обозначен кругом. В нем живут элементы плодовых деревьев.

Учитель: Какие еще множества могут быть городами страны деревьев?

Ученики: Множества хвойных деревьев, лиственных деревьев.

Учитель: Сколько названий растений в приведенном списке? (5) Однако теперь нельзя вписать все 5 названий на острове. Какие-то из растений нужно поселить в страну деревьев, а какие-то – в город плодовых деревьев этой страны. (вместе обсуждаем каждое название и вписываем его на рисунке из фигур).

                               

Учитель: Итак, часть элементов множества, может образовывать подмножество (страну на острове). В свою очередь часть элементов подмножества тоже может образовывать подмножество (город в стране).

Учитель: Попробуем выполнить задание 4 (стр.3).

Чтобы выполнить это задание, вы должны определить какое множество будет страной на острове зверей, а какое – городом в этой стране. Здесь возможны два варианта: первый – на острове зверей есть страна зайцев, а в этой стране – город  длинноухих зверей; второй -  на острове есть страна длинноухих зверей, а в этой стране – город зайцев. Как вы думаете кого на свете больше – зайцев или длинноухих зверей?

Учитель: Задание 6 (стр.4) учащиеся выполняют самостоятельно.

Учитель: Давайте немного поиграем. Я буду называть множество, а вы – его подмножество.

 - цветы (комнатные, садовые, полевые);

 - игрушки (пластмассовые, механические, электронные);

 - животные (птицы, рыбы, звери, насекомые);

 - числа (четные, нечетные)

Итог урока.

Учитель: Сегодня вы узнали, что множество может включать много и не очень много элементов, и даже быть пустым. И что внутри множества некоторые элементы могут образовывать подмножество.

Практическая часть.

Учащимся раздаются карточки с заданиями (два варианта).

1 вариант:

Какие из перечисленных элементов принадлежат множеству «Обувь»: валенки, гольфы, ботинки, лыжи, сапоги, туфли, подошва, кроссовки, шнурки.

Определи верное название множеств:

Где кто должен жить?

Тигр, лиса, корова, лось, белка.

                                            -    множество   животных    

                                            - множество диких животных

                                            - множество хищников

2 вариант:

Какие из перечисленных элементов принадлежат множеству «Сладостей»: печенье, зефир, попугай, пастила, конфеты, самосвал, варенье, гвоздика, корица.

Определи верное название множеств:

Где кто должен жить?

Тигр, лиса, лось, поросенок, белка.

                                          - множество животных

                                          - множество диких животных

                                           - множество хищников

Домашнее задание.

Задание 5 (аналогичное заданию 4),

Задание 7 (аналогичное заданию 6),

Задание 8.

   

Литература :

Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Учебник в 2-х частях, часть 2.

 Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Методические рекомендации для учителя.

Горячев А.В., Суворова Н.И. Учебник. Информатика (Логика и алгоритмы).

Крылова О.Н. Тесты по информатике.                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно -тематическое планирование по информатике и ИКТ (РАСШИРЕННЫЙ КУРС) для 10-11 класса на основе учебника «Информатика и ИКТ». Базовый уровень учебник для 10 класса/ Н. Д. Угринович

Некоторые темы, присутствующие в кодификаторе ЕГЭ в нем либо отсутствуют, либо представлены недостаточно.  К числу таких тем относятся: системы счисления, логика, алгоритмизация, программир...

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г.  и др.  "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"  включает...

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс  3,...

Предмет: Информатика. Класс: 5. Учитель: А.Н. Комогорцева Урок 1. Тема «Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас»

Цели урока:Образовательная:·         рассмотреть правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе;·...