ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ
статья по информатике и икт по теме

Чернова Антонина Ильинична

 

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Мотивация — важный компонент регуляции любой деятельности человека. Ее изучением занимались и занимаются различные ученые с древнейших времен по наши дни. В различные периоды жизни человека значимыми становятся разные виды деятельности. Для подростка необходима учебная деятельность, как основа последующего успешного функционирования в обществе, соответственно необходимо развитие мотивации обучения. ИКТ являются одними их средств развития такой мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informacionno.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Крупа Татьяна Викторовна

Психологический институт РАО, г. Москва

Мотивация — важный компонент регуляции любой деятельности человека. Ее изучением занимались и занимаются различные ученые с древнейших времен по наши дни. В различные периоды жизни человека значимыми становятся разные виды деятельности. Для подростка необходима учебная деятельность, как основа последующего успешного функционирования в обществе, соответственно необходимо развитие мотивации обучения. ИКТ являются одними их средств развития такой мотивации.

обсудить на форуме задать вопрос автору 

Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. Надо сказать, что мотивации как одному из ведущих факторов любой деятельности придавалось огромное значение с древних времен.

Свидетельством этого можно могут служить работы Аристотеля, Демокрита, Платона, которые изучали потребность как основу получения знаний, опыта, рассматривали ее как основную движущую силу. Возникли попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Другими словами уже в то время ученые пытались выяснить структуру мотивации, условия ее формирования, механизмы действия.

Следует отметить, что четко определить как структуру, так и механизм формирования и действия мотивации, а также дать, по крайней мере, четкое определения терминам мотив и мотивация не удалось ни тогда, ни сейчас.

В настоящее время существует большое количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие феномены как нужда, потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности и т д.

В нашей стране вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные ученые психологи как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн [3,5]. Л.С. Выготский первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации [4]. Огромнейший вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой [2, 4].

Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.

В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности школьника. Это весьма сложный и долгий процесс, требующий учета многих факторов, среди которых индивидуальные различия школьников, их возрастные особенности развития.

Подростковый возраст можно отнести к одному их самых важных в формировании мотивации учебной деятельности.

Как показывает анализ имеющихся данных, в подростковый период происходит снижение мотивации учения, посещение школы становиться обузой. Соответственно меняется и подход к получению знаний, который можно условно назвать «борьба за оценку», даже если реальные знания ей не соответствуют. Для подростков, как считает Л.И. Божович, отметка является средством, позволяющим найти свое место среди сверстников[1].

То есть на смену познавательной мотивации приходят так называемые мотивация достижения или избегания неудач. Результатом, по мнению Е. П. Ильина, является то, что «у таких школьников не вырабатывается правильного взгляда на мир, отсутствуют убеждения, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, требующего достаточного уровня понятийного мышления».[2; 256].

Именно поэтому важно найти те средства, которые бы позволил повернуть ученика лицом к учебной деятельности.

Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация все областей человеческой жизни. Это неслучайно. Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным подросткам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации.

Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип—принцип наглядности. Объекты представленные посредством ИКТ более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне. Так химический опыт, показанный на уроке с применением реактива, может быть показан один, максимум два раза, а если учащиеся не понял? В этом случае можно прибегнуть к использованию компьютера, который позволяет воспроизводить процесс множество раз, до тех пор, пока ученику не станут понятны все тонкости химической реакции, в самостоятельном режиме, с учетом индивидуального темпа восприятия информации.

Близость знаний к реальной жизни делает их более понятными. Но как быть, если цветение по учебному плану изучается зимой? Примеров приводить можно огромное количество, однако из этих примеров становится ясно одно — использование ИКТ позволяет заинтересовать ученика, интерес это один из элементов мотивации.

Кроме того, информационно-компьютерные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможности применения проектного метода обучения.

Использование ИКТ в процессе обучения возможно как в индивидуальном, так и в групповом режиме работы. Последний позволяет учитывать ведущую деятельность подросткового периода — общение со сверстниками.

Существенно влияет на мотивацию школьника и иная организация проверки знаний. ИКТ позволяет сделать это процесс более индивидуализированным.

В заключении хочется отметить, что использование ИКТ существенно влияет на развитие познавательной мотивации, однако нельзя применять их слепо. Процесс построения и учебного процесса с использование ИКТ и их разработка должны быть продуманы методически и обоснованы научно.

Возможность развития самореализации личности учащихся с применением информационно-коммуникационных технологий в условиях личностно ориентированного обучения.

В современных условиях быстротечный характер жизни требует от молодого человека не только знаний в предметной области, не только умения четко выполнять свои обязанности, но и ориентироваться в информационных потоках, критически осмысливать и преобразовывать получаемую информацию. Многочисленные исследования последних лет показали, что современный ученик чаще всего затрудняется самостоятельно действовать в нестандартной обстановке, выдвигать гипотезы, отстаивать свою точку зрения, свободно вести диалог, творить, критично относиться к предлагаемой извне информации и ценностям.

Повышение уровня информатизации и компьютеризации  образования оставляет актуальным переход от информационной, знаниево-ориентированной к личностно ориентированной парадигме образования (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.),  где абсолютной ценностью является сама личность в ее самобытности и целостности.

Сложность перехода к личностно ориентированному образованию на основе использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), на наш взгляд, объясняется: во-первых, объективными причинами, связанными с особенностями развития нашего общества, государства, системы образования; во-вторых, субъективными, личностными причинами, требующими кардинальной перестройки мышления каждого участника образовательного процесса; в-третьих, недостаточной разработкой методов и средств рационального соединения информационного и личностного подходов, что затрудняет широкое использование ИКТ, направленных на организацию образовательного процесса, востребующего личностные функции обучаемых – потребности в самореализации, креативности, рефлексии.

По мнению ряда исследователей  (Е.В. Данильчук, А.М. Коротков, А.В.Петров и др.), современное компьютерное образование является составной частью становления личности – ее развития, образования, воспитания, оно призвано формировать у подрастающего поколения собственное социальное основание, внутренний импульс развития – высокий уровень совести, духовности, культуры. Следовательно, компьютерное образование становится личностно ориентированным, его цель – поиск и отыскание смыслов, создание новой системы ценностей, саморазвитие и самореализация в компьютерной среде.  

Учитывая, что содержание образование  - это не только та учебная информация, которая предъявляется ученику и усваивается им, но и то, что усваивается учеников в скрытом виде через деятельность в процессе образования и что многие компоненты содержания образования определяются в процессе субъект-субъектного взаимодействия ученика и учителя и являются продуктами их духовности и культуры, можно говорить о наделении личностным смыслом элементов содержания компьютерного образования.

Содержанием обучения в компьютерной среде являются способы учебной деятельности, межсубъектного взаимодействия и самореализации в компьютерной среде, представление о информационной картине мира, роли и месте человека в этом мире, а компьютер является инструментом интеллектуальной деятельности, средством самореализации учащегося. (Коротков А.М.)

Самореализация - активное выражение собственной индивидуальности как значимой и нужной для себя и других (самовыражение), самоосуществление (реализация человеком своих потенций: способностей, умений, навыков и др.), самоутверждение, самостоятельность и свобода, творчество, самообразование, самовоспитание, уверенность в себе, последовательность в достижении цели, умение отстаивать свои права в соответствующих ситуациях, что является основой всякой деятельности.

А.М. Коротков отмечает, что самореализация – наиболее сложный вид деятельности, в котором формируются такие личностные новообразования, как способность к выбору цели, к проектированию метода достижения, к организации деятельности в компьютерной среде. В самореализации цель «распредмечивается», мотивом ее становится сам процесс и его результаты. Самореализация в компьютерной среде проявляется как самоактуализация, саморегуляция и самопрезентация…. Высокий уровень самореализации в компьютерной среде – способность к полной реализации собственных интеллектуальных возможностей, становление осознанной субъектной позиции – устойчивой системы деятельностно-ценностных отношений, освоенных в учебной деятельности в компьютерной среде. (1)

На основе анализа философской, психологической и педагогической литературы по проблеме самореализации личности, мы обратились к ее пониманию как функции личности - универсальной личностной способности к выявлению, раскрытию и опредмечиванию своих сущностных сил.

Исследуя структуру функции самореализации личности, мы выделили следующие ее сущностные качественные характеристики: самостоятельность как универсальная способность к планированию, регулированию, целенаправленности своей деятельности, к рефлексии себя и других; свобода как универсальная способность личности к автономному поведению (свободе выбора, действия, решения), саморегуляции, воле и межсубъектному взаимодействию; творчество как универсальная способность к концентрации творческих усилий, креативности в деятельности, независимости в суждениях и ответственности за свои действия и поступки.

При личностном подходе восприятие предметной действительности не формально, а осмысленно, что позволяет преобразовать когнитивный опыт, приобретаемый при изменении учебных предметов. Личностная ориентация выступает как фактор целостности образования: субъект сам определяет смысл, цели, мотивы и способы собственного образования. При таком подходе деятельность с использованием ИКТ входит в социальную сферу, в жизненное пространство личности. Преподаватель и ученик не отделяются от культурного окружения и представляются в многообразии своих личностных функций, познавательные процессы выходят в сложное пространство личностной, социальной самореализации. То есть, происходит трансформация абстрактного типа обучения, требующего усвоение знаний, которые представлены в знаковой, искусственной по своей сути форме информации, в некоторый новый тип обучения.

При разработке процессуальной стороны обучения с использованием ИКТ, направленной на самореализацию личности, мы опирались на положение о том, что «основной процессуальной характеристикой личностно ориентированного образования является учебная ситуация, которая актуализирует, делает востребованными личностные функции обучаемых» (3).

Именно поэтому, в качестве структурной единицы педагогического процесса, направленного на развитие функции самореализации личности мы предлагаем - ситуацию самореализации. Ситуация рассматривается как комплексное многостороннее явление, обуславливающее результат усвоения материала и развития личности. Ситуация самореализации личности (ситуация самостоятельности действий, ситуация свободы выбора и принятия решений, ситуация креативности в деятельности) выступает как своеобразное единство содержательной и процессуальной сторон обучения в условиях ИКТ: с одной стороны выступает как проблема, задача, несущие аспект выявления и раскрытия собственных возможностей и способностей; с другой - предстает как система действий учащихся в компьютерной среде, выходящих в итоге на реализацию и опредмечивание сущностных сил личности.

Овладение ситуацией самореализации личности как некоторой психологической целостностью возможно лишь при включении учащегося в ходе обучения в деятельность, выполняя которую они могли бы осознать ценность собственных возможностей, способностей и потенциала, важность и необходимость их выявления и раскрытия в жизни; ценность межличностных отношений в самореализациии за счет включения в ориентированные виды жизнедеятельности; ценность осознания своего места, роли в обществе; важность быть независимым, самостоятельным и свободным в суждениях и действиях; ценность способности реализации в себе скрытых сущностных сил и возможностей в оригинальной, творческой деятельности; осознание ответственности за действия и поступки в жизни.

Ситуации такого типа создаются таким образом, что ученик все время ощущает себя субъектами этих ситуаций. Преподаватель воспринимается им как партнер. При проектировании такого рода ситуаций нельзя заранее разработать сценарий, но можно продумать ориентиры, схему узловых моментов; нельзя заранее четко определить содержание, но можно приближенно очертить круг проблем, которые будут рассмотрены. Все это требует не только умений и знаний в работе с компьютером, но и проявления личностных особенностей, открытости, интуиции, преодоления стереотипов, внутреннего согласия, взаимопонимания. Модель личностно ориентированной ситуации представляет собой совокупность дидактических регулятивов, обеспечивающих проектирование реальных ситуаций обучения.

Таким образом, проведенное нами исследование показывает, что ИКТ обучения, при определенных условиях, возможно использовать как эффективное средство для развития функции самореализации личности учащегося: компьютер позволяет создать  условия, при которых каждый ученик может реализовать себя в планировании, регулировании, целенаправленности своей деятельности; диалог в компьютерной среде позволяет ученику осознать свои возможности, умения, навыки, оценить их, добиться рефлексии себя и других; автономность поведения в работе с машиной актуализирует личность к свободе выбора, действия, решения, саморегуляции, воле и межсубъектному взаимодействию;. и, наконец, современные ИКТ позволяют создавать ситуации, направляющие ученика к концентрации творческих усилий, креативности в деятельности, независимости в суждениях и ответственности за свои действия и поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки как средство повышения мотивации учебной деятельности учащихся

Интеграции предметов гуманитарного цикла способствует развитию  у ребёнка эмоциональной сферы, его чувств, души. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого ...

Современные педагогические технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках физики

В сфере образовательной политики и методологии развития образования  обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к  системно- деятельностной парадигме образования, следовательно...

Формирование мотивации учебной деятельности подростков.

В данной статье рассказывается об интересном эксперименте, показывающем наглядно, по каким принципам должна строиться вербальная оценка учителя для повышения учебной мотивации подростков....

Использование информационно-коммуникационных технологий как средство повышения к учебной деятельности у детей с нарушением слуха

Использование ИКТ приобретает особое значение в работе с детьми с  нарушением слуха, т.к. в связи с компенсаторной активизацией деятельности сохранных органов чувств у детей зрительное восприятие...

Мобильные технологии как средство развития мотивации учащихся

Мобильные технологии позволяют усилить мотивацию ребенка, развить самостоятельность, творчество и критическое мышление. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности смартфонов и...

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традици...

Мотивация учебной деятельности подростков. Особенности и динамика.

Доклад по теме "Мотивация учебной деятельности подростков. Особенности и динамика"...