Формирование мотивации учебной деятельности подростков.
статья на тему

Бунгова Ольга Вячеславовна

В данной статье рассказывается об интересном эксперименте, показывающем наглядно, по каким принципам должна строиться вербальная оценка учителя для повышения учебной мотивации подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование мотивации учебной деятельности подростков.

Тема формирования мотивации учебной деятельности подростков представляется нам чрезвычайно актуальной. В педагогическом арсенале есть много способов воздействовать на мотивацию учащихся, но ,зачастую, многие из они имеют кратковременный характер действия и не влияют на внутренние, глубинные установки учащихся. В данной статье рассматривается способ формирования педагогом внутренней мотивации учащихся, испытывающих неудачи в обучении. В основе этого способ лежит положение, сформулированное зарубежными психологами Р.М. Райан, Е.Л.Десси, И.Р.Конел,  о положительном влиянии на мотивацию следующей причинной схемы: неуспех всегда должен объясняться недостаточными усилиями. Российский практический психолог Е.Б.Гончарова провела интересное исследование, целью которого явилось изучение возможности формирования мотивации учебной деятельности подростков.

Исходная гипотеза заключалась в том, что у подростков возможно формирование оптимальной причинной схемы «неуспех – недостаточность усилий».

Для проверки названной гипотезы было организовано исследование, объектом в котором выступили учащиеся 7-8 классов одной из средних школ Ивановской области. В эксперименте приняли участие 44 учащихся в возрасте 13-14 лет.

В процессе исследования использовались метод беседы и метод формирующего эксперимента.

Цель беседы заключалось в том, чтобы познакомить учителей, согласившихся принять участие в формирующем эксперименте, с природой и действием причинных схем при объяснении учащимися своих школьных неудач. В ходе нескольких бесед с 7-ю учителями-предметниками ( учителями алгебры и геометрии, истории, географии, физики, русского языка и литературы, английского языка, черчения) им были разъяснены особенности психологической причинности.

Согласно общепринятым представлениям, люди по-разному воспринимают и объясняют причины своих действий и поступков. Наиболее типичными объяснениями человеком причин неуспешности своих действий являются следующие: недостаточность способностей, недостаточность усилий, трудность контрольного задания, отсутствия везения.

Из всех перечисленных факторов «неуспеха», только «усилие» - единственная причина, которая находится под волевым контролем человека, и, следовательно, она образует единственную причинную схему, не формирующую у учащихся неуверенности в себе, в своих возможностях улучшить результаты.

В процессе эксперимента было решено изменить характер той обратной связи, которую эти учащиеся обычно получали от учителей при ответах и разборах домашних заданий. Было решено, что любые неудачи учащихся экспериментальной группы будут оцениваться и комментироваться  учителями следующим образом: «Ты сможешь ответить (сделать) лучше, если ты…приложишь больше усилий».

Цель формирующего эксперимента состояла в том, чтобы так изменить субъективные представления учащихся о причинах школьных неуспехов, чтобы любые причинные объяснения заменить лишь одним – недостаточностью собственных усилий. Этот эксперимент продолжался несколько месяцев (с 5 октября 1998 года по 24 апреля 1999г.).

Перед началом и после окончания формирующего эксперимента подросткам экспериментальной и контрольной групп было предложено ответить на следующий вопрос: «Чем вы объясняете свои школьные неуспехи?» Предполагалось четыре возможных варианта ответа:

  1. Недостаток способностей.
  2. Недостаток усилий.
  3. Трудность контрольного задания.
  4. Отсутствие везения.

Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать вывод о том, что в сравнении с учащимися контрольной группы учащиеся экспериментальной группы начали в большей степени, чем раньше, приписывать свои неуспехи недостатку усилий.

Причинные схемы

До начала эксперимента

После окончания эксперимента

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Неуспех – отсутствие способностей

10 человек

45,4%

10 человек

45,4%

2 человека

9%

9 человек

40,9%

Неуспех – трудность задачи

7 человек

31,8%

8 человек

36,3%

2 человека

9%

7 человек

31,8%

Неуспех – отсутствие везения

1 человек

4,5%

2 человека

9%

1 человек

4,5%

4 человека

18,1%

Неуспех – отсутствие усилий

4 человека

18,1%

2 человека

9%

17 человек

77,1%

2 человека

9,0%

 Полученные результаты были таковы: при объяснении причин школьных неуспехов 9% учащихся контрольной группы  использовали схему «неуспех – недостаточность усилий» до и после эксперимента; в то время, как в экспериментальной группе до начала эксперимента 18,1% учащихся использовали схему «неуспех – недостаточность усилий», а по завершении эксперимента – 77,1% учащихся. Таким образом, в было установлено, что в ходе формирующего эксперимента произошли существенные изменения у подростков экспериментальной группы: число учащихся, приписывающих свои школьные неуспехи недостатку усилий, увеличилось на 59,2%.

Эти данные  подтверждают идею о том, что наилучшей для сохранения и развития мотивации учебной деятельности в ситуациях неуспеха является  причинная схема «неуспех – недостаточность усилий».

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что учителя и педагоги могут и должны в процессе вербального оценивания помогать учащимся формировать внутреннюю учебную мотивацию, объясняя причину «неуспеха» недостаточностью их собственных усилий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков с отклонениями в развитии.

Разработана система работы по формированию мотивации учебной деятельности младших подростков с отклонениями в развитии....

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВМотивация — важный компонент регуляции любой деятельности человека. Ее изучением занимали...

Современные педагогические технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках физики

В сфере образовательной политики и методологии развития образования  обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к  системно- деятельностной парадигме образования, следовательно...

Условия формирования мотивации учебной деятельности школьников

В статье рассматриваются условия формирования мотивации учебной деятельности и влияние педагогической оценки на формирование личности неуспевающих детей. Приводятся советы американского профессора Г.О...

Статья по теме: «Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения»

Данная статья посвящена актуальной проблеме формирования мотивации учащихся к обучению, поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению обр...

Формирование мотивации учебной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

Формирование у учащихся с ограниченными возможностями положительного отношения к процессу обучения....

Мотивация учебной деятельности подростков. Особенности и динамика.

Доклад по теме "Мотивация учебной деятельности подростков. Особенности и динамика"...