Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков с отклонениями в развитии.
статья (6 класс) на тему

Ахапкина Лидия Викторовна

   Разработана система работы по формированию мотивации учебной деятельности младших подростков с отклонениями в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivaciya_ml._podr.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков с отклонениями в развитии.

      Проблема трудового воспитания и обучения детей с недостатками интеллектуального развития представляет собой одну из наиболее значимых областей знаний, разрабатываемых коррекционной психологией и педагогикой. Рассматривая эту проблему как неотъемлемую часть программы социализации личности аномального ребёнка Л.С.Выготский подчёркивал, что организованный особым образом труд такому ребёнку обеспечивает всё: общение, речь, сознание. Определяя сущность труда, как социально организованного момента, в полной мере раскрывающего для аномального ребёнка мир духовный и мир материальный.

     Л.С.Выготский конкретизировал понимание педагогической стратегии. При этом особое ударение делается на то, что качество трудовой деятельности детей с проблемами развитии должно определяться не столько уровнем развития их двигательных навыков, сколько уровнем самостоятельности ребёнка при решении умственных задач, определяющих её содержание. Трудовая  деятельность должна рассматриваться с позиции единства реализации, которые образуют, по словам Л.С.Выготского, «мышление и деятельность», интеллектуальный план и его практическое воплощение.

     Многолетний опыт работы школы, наблюдения за работой по различным программам, поиск таких содержания и условий обучения труду, при которых преодоление разрыва между двумя сторонами деятельности – интеллектуальной и практической – приобрело бы наиболее выраженный коррекционно-развивающий характер, привели к введению в школе нового вида труда «Художественная керамика».

    Первоочередными  задачами при переходе на данный вид работы для меня  стали:

  1. Заинтересовать детей  этой сферой человеческой деятельности, побуждая тем самым к развитию интереса к данному виду труда.
  2. Обогатить детей содержательными представлениями о работе гончара, скульптора, керамиста.
  3. Создать эмоциональный настрой на предстоящую самостоятельную деятельность по изготовлению изделий.
  4. Познакомить с новым видом материала и изделиями из него.

    Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании, т.е. были ему интересны.

     Интерес выступает как

      1.мотив деятельности,

      2.и как средство, используя которое можно добиться очень многого.

    Мотивация, являясь движущей силой поведения, занимает ведущее место в структуре личности. Она объединяет собственно мотивы, потребности, интересы, стремления, установки. Мотивацией объясняется выбор одного из многих возможных действий, одного из разных вариантов восприятия и содержания мышления.

 Кроме того, ею опосредствуются интенсивность и упорство в реализации избранного действия и достижении его результатов.

    Мотивационная готовность рассматривается как неотъемлемая часть психологической готовности ребёнка к обучению. Исходя из результатов теоретического и экспериментального исследования, можно заключить, что воздействие на мотивационную сферу ребёнка, в том числе и на формирование мотивации занятия определённым видом труда, может осуществляться в двух направлениях: непосредственно через личностно значимую деятельность и опосредованно – через личностно значимых субъектов.

 Для наших детей наиболее значимыми субъектами являются родители, лица их заменяющие, поэтому участие родителей в процессе формирования мотивационного отношения к учению является особенно ценным.

Поэтому выступление на родительском собрании в 6 и 7 классах  было использовано для пропаганды успешности работы детей в этом виде труда. Особенности психики детей групп, выделяемых для работы по программе «Художественная керамика» и психолого- педагогической коррекции детей именно при данном виде труда.

Важно, чтобы сотрудничество с родителями началось как можно на более ранних этапах. В таком случае успехи детей будут более значительными.

     Наметила 3 подхода в работе с родителями:

1. совершенствование взаимоотношений родителей и детей (вопросы поддержки интереса к данному виду труда, его значение для данного ребёнка, похвала успехов).

2. Привлечение родителей к работе класса (жить интересами детей).

3. Установление связей сотрудничества между школой и семьёй (помощь в ремонте оборудования).

    После выступления на родительских собраниях я не могу похвалиться тем, что родители принялись оказывать скорую помощь школе, но настрой детей изменился в лучшую сторону, т.е. со стороны родителей не было помех, что в условиях работы с нашими детьми немаловажно.

     Для знакомства с изделиями и новым для детей материалом мы посетили выставку «Глиняная скульптура», послушали экскурсовода. Детей это очень заинтересовало, они по-другому стали относиться к глине, как материалу для работы, увидев возможности воплощения фантазий, эстетическую ценность результатов труда. В конце экскурсии активизировались понятия «мастер», «мастерская». Я поинтересовалась: «Хотели бы вы тоже делать нужные и красивые вещи своими руками? Почему?»

    Кроме того, особое внимание детей обращалось на материал и его качества. Дети принимали участие в подготовке материала к занятию, а также необходимого оборудования (доски, стеки, штампики и др.)

    Основное содержание обучения было направлено на формирование:

1. Мотивов деятельности и интереса к изготовлению изделий.

2. Ориентировочной основы деятельности, включающей работу над пониманием и осознанием ребёнком цели предстоящей деятельности: умения анализировать образец будущего изделия, осуществлять выбор условий и средств его достижения, умения планировать процесс выполнения задания, контролировать правильность его выполнения по ходу деятельности и в её результате.

3. Способов фиксации практического опыта средствами перцепции, речи, наглядного моделирования.

4. Орудийных действий.

    Для обучения на уроках были взяты такие темы:

  1. Народная игрушка.
  2. Настенное панно
  3. Маски.
  4. Свистульки.
  5. Ручная лепка сосудов.

    Работа по каждой теме включала занятия, отличающиеся мотивационным планом:

  1. Для себя.
  2. Для друга.
  3. Выбери, для кого бы ты хотел сделать.

   Наблюдая за работой учащихся, отметила, что дети работают увлечённо, но, осуществляя трудовое задание, действуют по-разному и с разной степенью успеха, в зависимости от того, как они усвоили теоретический материал, научились ориентироваться в условиях деятельности и планировать её.

    В помощи учителя нуждаются все учащиеся, причём, необходимы бывают разные её виды. Большинству детей с нарушением интеллекта требуется индивидуальная помощь. И важно видеть на каком этапе занятия какой ученик нуждается в помощи, чтобы его работоспособность была наиболее длительной, и во избежание стрессовых ситуаций. Работоспособность и качество в большой степени зависит от мотивов, которые побуждают ученика к сознательной учебной деятельности. Наблюдая  за школьниками в процессе обучения, выделила мотивы личного характера, главным из которых является интерес, вызванный желанием иметь полезную для себя вещь. Это и является стимулом к достижению хороших результатов на 1 этапе работы по теме: делаем сувениры для родных, а плохое изделие домой брать нельзя, На 2 этапе – совершенствование навыка – использую ещё один из личных мотивов – это стремление получить вознаграждение за свой труд в виде хорошей оценки, похвалы.

    Как правило, у детей и подростков на второй план отступают мотивы достаточно для них отвлечённые, обусловленные чувством долга, такие как понимание необходимости получить определённые знания, умения и навыки для дальнейшей трудовой жизни.

Мотив создания условий для собственного благополучия в большей степени выступает активизирующей силой, способствующей непреднамеренному усвоению школьниками теоретического и практического материала.