Мотивация учебной деятельности обучающихся подростков
статья по психологии на тему
В современном, постоянно меняющемся мире на первый план выходит не просто обучение учащегося, а личность обучающегося, как будущего активного деятеля. В деятельности человека проявляется сила его личности . В учебной деятельности она выступает как система побуждений к овладению знаниями, как реализация потребности быть личностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивация учебной деятельности обучающихся подростков.
В современном, постоянно меняющемся мире на первый план выходит не просто обучение учащегося, а личность обучающегося, как будущего активного деятеля. В деятельности человека проявляется сила его личности . В учебной деятельности она выступает как система побуждений к овладению знаниями, как реализация потребности быть личностью.
Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели.
Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Знание мотивов помогает прогнозировать поведение и стимулировать нужную деятельность, а также помогает избежать ненужных ошибок.
Мотивация выполняет несколько функций:
побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.
В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:
1. Через усвоение обучающимися общественного смысла учения;
2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
( желание получать хорошие оценки ; обучающимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений.)
В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы.
К внутренним мотивам относятся такие,
- как собственное развитие в процессе учения;
- действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного.
К внешними мотивами:
- учеба как вынужденное поведение;
- процесс учебы как привычное функционирование;
- учеба ради лидерства и престижа;
- стремление оказаться в центре внимания.
Эти мотивы могут оказывать и негативное влияние на характер и результаты учебного процесса.
Подростковый возраст сензитивен, т. е. очень благоприятен для развития познавательных интересов, которые возникают в той или иной мере у всех детей, а не только у детей, обладающих исключительными способностями. Развитию широких познавательных мотивов способствуют в этом возрасте многие виды внеклассных и внешкольных увлечений (кружки, секции и др.).
В этом возрасте существенно укрепляются и учебно-познавательные мотивы, для которых характерен интерес к способам приобретения знаний. Интерес к знаниям, выходящим за пределы школьной программы, является очень характерным для подростков. В общепсихологическом определении интерес — это эмоциональное переживание познавательной потребности.
Наряду с этим обучающихся этого возраста отличает переход к овладению не только дополнительными знаниями, но и методами научного мышления.
Развитие целеполагания выражается в том, что старшеклассник при постановке системы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения . Принципиальные качественные сдвиги в подростковом возрасте имеют место в так называемых узких социальных, т. е. позиционных, мотивах учения. Возрастает умение оценить реалистичность своих целей.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
В старшем школьном возрасте широкие познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук. Прежде всего, у подростков укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. Причем в этом возрасте у большинства школьников интерес к фактам сменяется интересом к закономерностям.
В. А. Сухомлинский называл это духовной потребностью отрочества в абстрагировании, потребностью охватить мыслью большое число фактов, что повышает интерес к учению, снимает усталость.
Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии .
Особенности негативной мотивации к учению у подростка вызваны рядом причин:
- Незрелость оценок подростком самого себя и другого человека . (подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми)
- Стремление ко взрослости и нежелание прослыть маленьким среди сверстников ( вызывают внешнее безразличие ко мнению и отметке учителя, порой браваду, несмотря на то что реально подросток дорожит мнением взрослого)
- Избирательный интерес к одним учебным предметам препятствует интересу к другим ( из-за неумения подростка совместить их, организовать свою учебную работу)
- Широта интересов может приводить к их поверхности и разбросанности;
- Неустойчивость интересов приводит к их смене, чередованию;
Мотивы положительного отношения к учению осознаются лучше, чем мотивы отрицательного отношения. Мотивировать обучающихся – значит дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.
Формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, внутренних устремлений самого подростка.
Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у обучающегося выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.
Воспитанию положительной мотивации учения способствуют:
- общая атмосфера в школе, классе;
-участие обучающегося в коллективистических формах организации разных видов деятельности; -отношения сотрудничества учителя и обучающегося, формирование у обучающихся адекватной самооценки.
В.А. Сухомлинский писал, что главным в воспитании подростков и юношества должно быть «тонкое прикосновение одной души человеческой к другой душе, такое прикосновение, которое озаряет тянущегося к счастью человека, пробуждает в нем дремлющие силы, зажигает страсть к познанию, рождает и укрепляет веру в то, что истинное счастье в жизни — быть неутомимым тружеником, что учение, познание — это самый сложный и нелегкий, дьявольски напряженный и счастливый труд»
Учебная деятельность для подростка становится не только формой усвоения знаний об окружающем мире, но и формой усвоения и реализации нравственных норм отношений с другими людьми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/11/picture-43644-1352648879.jpg)
Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков с отклонениями в развитии.
Разработана система работы по формированию мотивации учебной деятельности младших подростков с отклонениями в развитии....
Из опыта работы по теме "Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"
Представлен самоанализ работы по теме "Повышение мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/14/picture-109695-1405339754.jpg)
Презентация «Мотивация учебной деятельности обучающихся"
Презентация «Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития» была показана в рамках Единого методического дня. Вк...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-533663-1416768920.jpg)
Статья "Мотивация учебной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках истории и обеспечение условий её развития"
Доклад на педагогическом совете, в котором я делюсь опытом работы по мотивации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/02/picture-887779-1485988685.jpg)
Мотивация учебной деятельности обучающихся подростков
В современном, постоянно меняющемся мире на первый план выходит не просто обучение учащегося, а личность обучающегося, как будущего активного деятеля. В деятельности человека проявляется с...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/11/picture-261359-1415726544.jpg)
Способы мотивации учебной деятельности обучающихся.
Сегодня в образовании особое внимание уделяется проблеме мотивации познавательной и учебной деятельности обучающегося. Так как, современное общество предъявляет все более высокие требования к будущему...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1004699-1517408461.jpg)
статья "Развитие мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках географии"
Сегодня перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. А для нынешнего времени важно понять, что, вооруж...