Статья по теме: «Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения»
статья на тему

Мелещенко Елена Александровна

Данная статья посвящена актуальной проблеме формирования мотивации учащихся к обучению, поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников учебных заведений. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 0a3d-0001defc-55c7e986.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения школьников

Часть 1.

Понятие «мотивация». Классификация мотивов учения

Формирование учебной мотивации учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников разный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния).

Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленности и активности.

Можно выделить пять содержательных блоков мотивации:

  1. Личностный смысл учения. Смысл учения для каждого ученика определяется системой его идеалов, ценностей, которые он усваивает из своего окружения (общества в целом, семьи).

   Смысл включает в себя следующие моменты:

  • осознание ребенком объективной значимости учения;
  • понимание значимости учения лично для себя.
  1. Виды мотивов учения:

I

- познавательные;

- социальные;

 II

- внутренние;

- внешние;

III

- мотив достижения успеха;

- мотив избежания неудач.

3. Целеполагание. Наличие умения ставить цели является показателем зрелости мотивационной сферы школьника.

4. Реализация мотива в поведении. Аспектами мотивации являются:

- реальное влияние мотивов учения на ход учебной деятельности и поведение ребенка;

- степень распространения влияния мотива на разные виды деятельности;

- освоение учебных предметов;

- выбор форм учебных заданий.

5. Эмоциональный компонент мотивации учения, т.е. эмоциональное отношение школьника к учению.

Личностный смысл учения можно определить, как внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу, «прикладывание», если можно так выразиться, школьником процесса обучения к себе, своему опыту и своей жизни. Понимание смысла учения, осознание его личностной значимости не происходит автоматически в процессе усвоения знаний. В ходе обучения необходимо формировать у школьников активное внутреннее стремление к знаниям, к способам их приобретения. Личностный смысл учения в разные школьные возрасты различен. Соответственно содержание обучения и его методы должны анализироваться учителем с точки зрения того, соответствуют ли они личностным смыслам учения школьников данного возраста.

Смысл учения для каждого ученика определяется системой его идеалов, ценностей, которые он заимствует из своего окружения (семьи, друзей, соучеников). Благодаря этому уже до начала обучения у ребёнка складывается определенное представление об учебной деятельности. Однако в ходе обучения в средней школе эти представления могут существенно меняться. Смысл учения включает в себя следующие моменты: осознание ребенком объективной важности учения, которая определяется выработанными в обществе нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении и в семье данного ребенка; понимание значимости учения лично для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку учебной работы, ее отдельных звеньев. Поскольку все эти аспекты в ходе обучения находятся в процессе развития, то и сам смысл учения по мере развития учебной деятельности может изменяться качественно. Психологические исследования показывают, что при осознании смысла учения у школьников успехи в учебной деятельности возрастают (увеличивается запас и повышается качество знаний, совершенствуются способы и приемы приобретения знаний), легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит его запоминание, активно концентрируется внимание учащихся, улучшается их работоспособность. Смысл учения, его значимость являются основной мотивационной составляющей личности учащегося.

Рассматривая учебную мотивацию, следует опираться на три подхода к описанию групп мотивов.

Первый вариант классификации предполагает рассмотрение двух больших групп мотивов: познавательные и социальные.

Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например, стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремление хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и позиционные мотивы, которые выражаются в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в попытках самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

Второй вариант классификации – виды мотивов - характеризует отношение мотивов и непосредственно учебной деятельности. Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае — процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними. Мотив учения может быть внутренним (при самостоятельной познавательной работе) или внешним (при оказании помощи взрослым). Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д. Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним для ученика. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы.

Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи. Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям. Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции. Ребята, ориентированные на недопущение неудач, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, причем они игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях.

Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи — везением или легкостью задания. В этом случае начинает развиваться так называемая «выученная беспомощность». Поскольку ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий. Данный мотив указывает на необходимость развития у ребенка стремления к успеху, которое должно преобладать над стремлением к недопущению неудачи.

Известно, что реализация мотивов зависит от умения школьников ставить перед собой цели, обосновывать их и достигать в процессе обучения. Учителю необходимо обучать школьников целеполаганию, умению воплощать свои мотивы через последовательную систему целей.

Как и мотивы, цели могут различаться по своему содержанию. Применительно к учебному процессу цель — это направленность ученика на выполнение отдельных действий, относящихся к учебной деятельности. Поэтому цель — это направленность на промежуточный результат учебной деятельности. Мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели характеризуют отдельные учебные действия. Мотив создает установку к действию, а поиск и осмысление цели обеспечивают реальное выполнение действия. Кроме того, содержание обучения, которое в учебной деятельности занимает место цели, осознается и запоминается учеником. Наличие способности ставить перед собой цели является показателем зрелости мотивационной составляющей у школьника. Способность к целеполаганию, в свою очередь, является одним из волевых компонентов мотивационной составляющей ученика. Эта способность в будущем ляжет в основу целеполагания в профессиональной деятельности. Постановка перспективных целей и подчинение им собственного поведения придает личности определенную нравственную устойчивость. Вместе с тем школьники встречаются с большими трудностями в ходе развития процессов целеполагания. Например, принятие задания, предлагаемого взрослым (первый этап целеполагания), как правило, вызывает активное отношение ученика к заданию, т.е. наложение учеником этого задания на свой индивидуальный опыт, определение им смысла цели, поставленной учителем. Педагогу важно помочь ученику научиться активно и самостоятельно ставить цели, адекватные его возможностям и задачам работы. Предпочтение отдается тому, чтобы научить ученика постановке перспективных целей.

Если мотив для школьника имеет личностный смысл, то он, как правило, является и действенным, то есть мотив реализуется в поведении. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативности, в его зрелости и развернутости всех компонентов учебной деятельности, когда ребенок с удовольствием работает над освоением разных учебных предметов, активно ищет дополнительные знания за пределами школьных программ, обнаруживает широкую любознательность при отсутствии глубины познания. Стержневые интересы лежат в основе склонностей, способностей школьника, влияют на выбор им профессии, представляют большую ценность для личности. Интерес может быть ситуативным, ограниченным отдельными вспышками на эмоционально привлекательные ситуации обучения. Такой интерес остывает при выходе ученика из данной ситуации. Этот интерес требует постоянной стимуляции извне и без нее угасает. Интерес становится относительно устойчивым, если связан с определенным кругом предметов, заданий. Интерес достаточно устойчивый проявляется в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним обстоятельствам, помехам. Устойчивость проявляется и в том, что ученик не может не учиться.

 Рассмотрим эмоциональный компонент мотивации, главной характеристикой которого являются переживания школьников в процессе учебной деятельности, эмоциональное отношение к обучению. Эмоции, несомненно, имеют самостоятельное мотивирующее значение в процессе обучения и зависят от особенностей учебной деятельности и ее организации.

В процессе обучения положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и с пребыванием в ней. Эти эмоции обусловлены ровными деловыми взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними; участием в жизни классного и школьного коллектива; связаны с осознанием каждым учеником своих потенциальных возможностей в достижении успехов в учебной работе и преодолении трудностей. Сюда же могут быть отнесены эмоции от положительных результатов своего ученического труда, эмоции удовлетворения от справедливо поставленной отметки, положительные эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом (от эмоций любопытства и позднее любознательности до устойчивого эмоционально-познавательного отношения к предмету, характеризующего увлеченность учащихся этим предметом). Положительные эмоции у учащихся могут возникать при овладении приемами самостоятельного добывания знаний, новыми способами совершенствования своей учебной работы, приемами самообразования. Важность всех названных эмоций заключается в том, что они образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения. В особой мере учителю следует заботиться о создании или восстановлении положительного эмоционального климата в том случае, если у ученика сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха в учении, закрепившая негативное отношение к учителю и школе, создавшая конфликт с товарищами, тревогу и беспокойство. Нельзя в обучении культивировать такие отрицательные эмоции, как обида, страх перед неприятностями, исходящими от учителя («двойкой», вызовом родителей и др.). Эти отрицательные эмоции поддерживают у ученика устойчивую мотивацию недопущения неудачи, вследствие чего возникает ощущение, что лучше ничего не делать, чем быть плохим учеником, у которого ничего не получается. В процессе обучения учителю необходимо заботиться о преобладании положительных эмоций при обучении. Мотивационная сфера школьников в процессе учения претерпевает различные изменения. Постоянно осуществляются взаимовлияния мотивов и целей учения — у ученика происходит рождение новых мотивов учения, которые способствуют появлению новых целей.

Часть 2.

Формирование мотивации учения младших школьников как важное звено дальнейшего обучения

Непременным требованием к любой личности является получение образования. Именно поэтому учебная деятельность занимает практически все годы становления личности.

С мотивацией учения непосредственно связано само качество образования, которому в современной школе уделяется большое внимание во всех основных документах государственного значения. Следовательно, можно сделать вывод, что актуальной является научно-практическая проблема поиска результативных средств повышения мотивации учения младших школьников как фактора обеспечения качества образования.

Поступая в школу, ребенок переходит на новый этап развития. В младшем школьном возрасте складываются психологические новообразования (формируется адекватная самооценка, внутренний план действий, произвольность, самостоятельность, рефлексивность поведения).

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, к различным видам деятельности, интересам. Деятельность без мотива или со слабым мотивом не осуществляется вообще или становится неустойчивой. И именно от того, как чувствует себя обучающийся в определенной ситуации и будет зависеть его объем усилий, который он применяет в обучении.

Первый год обучения важно рассматривать как самоценное звено не только начального, но и всего общего образования, как своего рода «пропедевтический» этап, который будет выполнять важное предназначение в дальнейшей жизни и обучении ребенка:

 - на данном этапе закрепляется, преобразуется начальная мотивация;

- осуществляется самосознание и самооценка ребенком себя как субъекта новой для него деятельности – учения, своего статуса «Я-ученик», а также формируются качества психики личности, которые и определяют его общий характер и поведение;

- формируется учебно-познавательная деятельность как база всего последующего обучения в школе, происходит развитие и обогащение речевой деятельности и речевой практики;

- складываются умения сотрудничества и коллективизма в учебной деятельности, опыт общения с обучающимися и с учителем.

Таким образом, мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается динамично. Познавательные мотивы проявляются в виде интереса к способам приобретения знаний, к дополнительным знаниям по тем или иным вопросам. Представлены в структуре мотивации детей младшего школьного возраста и социальные мотивы. Обучающиеся вполне осознают причины необходимости учиться, добиваются похвалы учителя и родителей своих действий. При правильной организации учебной деятельности у обучающихся закладывается умение самостоятельно ставить свои цели. Начинает складывается умение соотнесения цели со своими возможностями. У обучающихся с замедленным процессом развития гораздо дольше сохраняется ведущей игровая мотивация, в связи с этим с трудом формируются учебные интересы и понятия должного, нужного. У большинства обучающихся нет интересов, связанных со школой, ответственности к выполнению учебных заданий. Такие ученики, достигая школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов. У них как бы сохраняются мотивы деятельности, присущие детям дошкольного возраста – в первую очередь игровой мотив. Успешно выполняются задания, которые связаны непосредственно с игрой. Для детей с замедленным процессом развития в целом характерность бедность учебной мотивации. Учебные интересы, поддерживающие положительное отношение к учению, менее содержательны, чем у нормально развивающихся детей. Зачастую у этих детей значимым мотивом становится мотив избегания неудачи.

На мотивацию влияет много факторов: интерес к предмету, осознание его полезности, стремление к успеху, уверенность и чувство собственного достоинства, настойчивость и терпение, в конце концов – нравится или не нравится учитель. И, конечно же, не все ученики ориентированы на ценности, они имеют разные потребности и желания, среди которых следует отметить такие: потребность в познании: желание человека задавать вопросы и искать на них ответы; потребность в самовыражении, реализация которой основывается на знаниях, умениях, навыках; потребность в проведении своей самооценки: сравнение себя с другими и стремление к самосовершенствованию; потребность в социальных связях; потребность в безопасности: стремление к стабильности и самозащите; физиологические потребности. Первые четыре вида потребностей – основа для планирования учителем познавательной деятельности субъектов обучения с обязательным учетом мотивов учения.

Важнейшими положительными мотивами к обучению являются:

  • мотив «саморазвития»: желание как можно больше знать и уметь, развивать свой ум, повышать культурный уровень;
  • мотив «достижения»: желание получить хорошие результаты своей деятельности;
  • мотив «профессионально-жизненного самоопределения»: стремление достичь вершин в будущей профессии;
  • коммуникативный мотив: желание общаться, сотрудничать, взаимодействовать;
  • эмоциональный мотив: желание получать положительные эмоции (радость, удовлетворение) от учения;
  • мотив «позиция»: гражданская ответственность за дело, чувство долга.

Различают пять уровней мотивации.

1 уровень. У детей с высоким уровнем школьной мотивации есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.

2 уровень. Большинство учащихся начальных классов имеют хорошую школьную мотивацию, успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3 уровень. Положительное отношение к школе имеют дети, которых привлекает внеучебная деятельность. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

4 уровень. Дети с низкой школьной мотивацией посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

5 уровень. Ученики с негативным отношением к школе, со школьной дезадаптацией испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, ощущают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Обучающиеся могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

Основными задачами учителя начальной школы должны стать:

  • скрупулезное изучение мотивационной сферы обучающихся;
  • развитие положительных мотивов, их учет при планировании учебной деятельности;
  • формирование новых мотивов, способных обеспечить повышение качества учебной работы.

Эффективная реализация этих задач возможна при условии целевого использования приемов стимулирования эмоционально-положительного влияния на мотивационную сферу школьников, учета их интересов и склонностей; поддержки успехов; стремления сделать работу интересной; одобрения здорового соперничества; применения разнообразных эффективных методов организации познавательной деятельности; предоставления ученику шанса проявиться. Так, с целью формирования положительной мотивации к учению учитель может создавать проблемно-поисковые ситуации на уроках.

 В начальной школе это постановка перед обучающимися определенного познавательного задания, которое содержит в себе противоречие, вызывает дискуссию, побуждает к размышлениям, поискам и выводам. В начальных классах наиболее целесообразными и наиболее распространенными приемами создания проблемных ситуаций через общую адекватно-полноценную положительную мотивацию являются:

- столкновения учащихся с противоречивыми фактами (металл в воде тонет, а дерево— нет; почему?);

- демонстрация ошибок, к которым приводит незнание определенной темы (например, трудности, возникающие во время написания буквосочетаний ьо, йо);

- исследовательские задачи (проследите, где снег начинает таять быстрее, и объясните, почему;);

- побуждение обучающихся к обобщению фактов (сравните слова: сорняк – морковь, перья – пурга; сформулируйте определенное правило на основе этого сравнения);

- побуждение обучающихся к анализу фактов и явлений, которые логически противоречат их жизненному опыту (металл в воде тонет, почему же не тонет пароход?);

- постановка проблемного вопроса на основе элементов дискуссии, беседы;

- создание ситуации, когда обучающиеся убеждены в недостаточности своих знаний и испытывают потребность обрести новые, чтобы ответить на поставленный вопрос (назовите слова одного корня: вода, водитель, водичка, водяной, водить, водный) и т.д.

Важным фактором повышения мотивации обучающихся является создание ситуации успеха для ученика. Также в течение урока можно включать игровые задания. Учебный материал, поданный в игровой форме, вызывает у ученика эмоциональный подъем.

Следует отметить общие причины снижения интереса детей к обучению:

  •  завышенные требования родителей;
  • неадекватное оценивание деятельности ребенка родителями;
  • частые конфликты в семье по поводу учебы ребенка;
  • общая неуспеваемость обучающихся.

Младший школьный возраст имеет большие резервы формирования мотивационной сферы. Это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит судьба ребенка на протяжении всего школьного времени; поэтому именно в этом возрасте главное содержание мотивации заключается в том, чтобы научить ребенка учиться.

Ответственное формирование учителем мотивационной сферы параллельно с развитием эмоционально-волевого компонента сферы личности с позиции «вместе с ребенком» способствует формированию у маленького ученика личностного видения мира и способности вступать в диалог с ним, выработке умений самостоятельно принимать решения, навыков самовоспитания и саморегуляции взаимоотношений, целенаправленности в действиях и поступках, то есть постепенному воспитанию личности, в дальнейшем успешной в социуме.

Часть 3.

Развитие мотивов у младших школьников

На свете есть только один способ побудить людей что-то сделать. Он заключается в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать.

Дейл Карнеги

Степень внутренней мотивации зависит от эффективности обратной связи в процессе обучения. В школьной практике мотивация на учебу чаще всего выступает в форме интереса. Учебный материал должен включаться в картину мира ученика, связываться с его повседневным жизненным опытом. Поскольку основной потребностью человека является познание мира и утверждение себя в нем, в учебной деятельности, обеспечивающей это познание, заложен мощный источник внутренней мотивации.

Развитие учебно-познавательных мотивов в начальной школе требует организации следующих условий:

  • создание проблемных ситуаций, активизации творческого отношения учеников к учению;
  • формирование рефлексивного отношения к учению и личностного смысла учения;
  • осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью;
  • обеспечение средствами решения задач, оценивание ответа учащегося с учетом его новых достижений, по сравнению с прошлыми знаниями;
  • организации форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

Для формирования мотивации учащихся к обучению возможно использование приемов и методов личностно-ориентированного обучения. Личностно ориентированное обучение – это обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития.

 Как чаще всего учитель ведет урок? «Запишите дату, запишите тему», «Будем решать, писать, читать».

  План такого урока составлен учителем, цели так же ставит он. Откуда у ребёнка возьмется мотивация и ответственность за получение знаний, за свою работу? Почему он должен включаться в ту деятельность, которая на данный момент ему не понятна, и он её не планировал? Поэтому целеполаганию следует уделять большое внимание, учащиеся должны проектировать урок вместе с учителем.

От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

Коллективное целеполагание напрямую выходит на процесс мотивации.

Если цель поставлена верно, понятна каждому, является значимой для всех обучающихся, то она мотивирует деятельность всех учащихся и коллектива в целом. Чем актуальнее, четче и привлекательнее цель, тем успешнее пройдет этап планирования, подготовки и реализации, тем старательней и интенсивней школьники будут стремиться к её достижению.

 Например, на этапе целеполагания на вопрос учителя «Можем ли мы начать урок» ученики отвечают, что нельзя, так как не договорились, как будем работать.

Затем учитель выясняет, какие проблемы у учащихся, над чем они хотели бы поработать. Учащиеся в группах обсуждают свои предложения, после чего «магистр» группы должен сообщить предложения.

Дети выходят по одному человеку от группы и составляют план урока на интерактивной доске или используют карточки:

1. Начало урока.

2. Разминка («Зарядка для ума»).

3. «Проверка сил», повторение.

4. Групповая работа («Помогите мне научиться!»).

5. «Я могу сам!»

6. Окончание урока.

      Таким образом можно организовать деятельность учащихся по принятию цели урока. Проект урока, составленный детьми, помогает формировать навыки самостоятельной учебной деятельности, моделирования, логического построения плана действий, осознания своих проблем (отделение знания от незнания) и путей их решения. Теперь ребёнок выступает в роли субъекта, который отвечает за свою деятельность.

Педагог должен придерживаться условия, при котором урок будет четырёхтактным, т.е. предполагается смена форм организации деятельности: фронтальная работа (чаще всего для целеполагания, актуализации знаний); парная (пары сменного состава), групповая и индивидуальная.

Важным элементом в формировании мотивации является организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества. Методы и приёмы следует подбирать в зависимости от конкретных задач урока, особенностей детей. Основным фактором выбора методов и приёмов обучения служит задача организации продуктивной деятельности учеников, включенности всех в образовательный процесс. В младшем школьном возрасте большое значение имеет работа в сотрудничестве. Умения работать в сотрудничестве приобретаются постепенно. Это должно стать одной из стратегических целей учителя.

Можно предложить семь постепенных шагов в обучении этому умению:
1. Помогите ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык.
2. Помогите учащимся понять из чего это умение или навык состоит.
3. Организуйте практику сотрудничества.
4. Убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том, правильно или нет он выполняет задания по овладению навыком или умением.
5. Стимулируйте учащихся, чтобы они помогали друг другу во время практики.
6. Создайте ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата.
7. Стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.

Одним из важных путей повышения мотивации можно назвать предъявление требований, соответствующих уровню индивидуального развития ученика на данный момент, т.е. адаптирование образовательного процесса к познавательным возможностям каждого школьника.

Например, в течение нескольких уроков (уроки определяются в зависимости от общего количества часов, отведенных на изучение данного раздела или темы) дети изучают учебный материал. Далее, совместно с учениками, необходимо проанализировать и оценить, как каждым из них усвоен материал, как освоены способы деятельности. Результатом анализа и оценки становится деление всех учащихся на три группы.

Первую группу составляют дети, усвоившие материал (норма).

Во вторую группу входят дети, не усвоившие материал или частично его усвоившие; дети с проблемами в обучении, либо пропустившие занятия по причине болезни; дети, требующие педагогической поддержки.

Третья группа включает детей, имеющих высокий уровень обученности по теме.

 Распределение детей по группам является условным и происходит с согласия ребёнка, группы динамичные и в течение, например, месяца ребенок может оказаться несколько раз в любой из групп.

Для каждой группы разрабатываются специальные задания, цель которых усвоение общеобразовательных знаний и способов деятельности, либо расширение и углубление материала по изучаемой теме. Такая организация обучения даёт ощутимый результат, ведь основная задача учителя – выявление причин возникающих у ребёнка трудностей в освоении учебного материала, а, следовательно, использование научно обоснованных методов обучения, пошаговая помощь школьнику, выработка вместе с ним алгоритма действия для выполнения любой учебной задачи.

С целью повышения мотивации на учебных занятиях можно использовать такой элемент коллективного способа обучения как «Доводящие карточки».

«Доводящие карточки» являются «представителями» учителя при самостоятельной работе ученика. Особенность «доводящих карточек» состоит в том, что они используются не для проверки уровня усвоения учеником излагаемой темы, а для обеспечения понимания этой темы. «Доводящие карточки» – это набор таких вопросов и заданий, которые доводят учеников до понимания темы, то есть ученики, отвечая на вопросы и выполняя задания, приходят к пониманию своей темы.

Разным ученикам предлагаются различные по цвету карточки. Карточки красного цвета содержат повышенный уровень заданий, зеленого цвета – средний уровень, карточки голубого цвета предназначены для учащихся, испытывающих затруднения.

Учащимся предоставляется возможность самим определить свою роль для выполнения задания. Организатор («магистр» т.к. началка немыслима без игры) следит за активностью своих партнеров по группе; контролер отвечает за культуру общения и взаимопомощи внутри группы; редактор контролирует правильность выполнения задания; лидер руководит всей работой. Группам даются одинаковые задания, или каждая получает свое. Ученики должны совместно дать ответы на все вопросы и от своей группы представить их на обсуждение класса. Если это упражнение или задача (по математике, русскому языку), то предлагается всем ученикам индивидуально решить эту задачу, либо выполнять действия, задания, упражнения по вертушке (т.е. по очереди, также с пояснениями). Оценка ставится одна на всю группу, например, каждому 5, либо, если дети готовы к этому, каждый участник группы получает индивидуальную отметку. Контролер сообщает, насколько активно каждый ученик группы принимал участие в работе, как партнеры помогали друг другу.

 Интеграция работы в группах осуществляется различными способами: это и возможность проверить домашнее задание в парах, где каждый ученик выполняет роль учителя и ученика, и потренироваться в группах, прежде чем выполнить тест или проверочную работу.

Литература

  1. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитания. – М., 1986.
  3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986.
  4. Синицкая В.А. Организация коллективной деятельности учащихся на уроке. //Нравственное формирование личности школьников в коллективе. – Л.,1975.
  5. Педагогическая диагностика в школе /Под ред. А. И. Кочетова. – Минск, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация учебно-воспитательной деятельности - основное условие успешного обучения.

В.А. Сухомлинский писал : “Школа становится очагом знаний, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечател...

Презентация на тему «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»

Презентация на тему «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения» полезна для использования на родительском собрании....

Педсовет по теме "Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного обучения школьников"

Педсовет даёт представление о том, что такое мотивация учебной деятельности, помогает разобраться в механизмах регулирования уровня мотивации, путях её повышения, факторах, влияющих на учебную мотивац...

Мотивация учебной деятельности- основное условие успешного обучения

Как сохранить интерес учеников к учебе? На этот вопрос учителя найдут ответ в статье о мотивации учебной деятельности...

Мотивация учебно-воспитательной деятельности - основное условие успешного обучения.

Материалы к выступлению на педагогическом совете на тему: "Мотивация учебно-воспитательной деятельности - основное условие успешного обучения". В данном выступлении представлены результаты диагностики...

Выступление Т.В.Давтян на педсовете «Мотивация – основное условие успешного обучения» 17.02.2012 г. на тему «Из опыта работы с одаренными и мотивированными детьми»

Тезисно представлены методические рекомендации для коллег по развитию высоких способностей у детей и выстроены основные стратегии работы с одаренными детьми....

Педагогический совет на тему: «Мотивация учения - основное условие успешного обучения. Обмен опытом»

Понятие "мотивация обучения", способы влияния на мотивацию достижения, способы повышения мотивации обучения у школьников...