Мотивация учебной деятельности- основное условие успешного обучения
статья на тему

Как сохранить интерес учеников к учебе? На этот вопрос учителя найдут ответ в статье о мотивации учебной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотивация  учебной деятельности- основное условие успешного обучения

             Проблема формирования учебной мотивации – пожалуй, одна из самых сложных педагогических проблем. Педагогов всего мира волнует вопрос: «Как сохранить интерес учеников к учебе?» Ведь когда дети приходят в школу, они хотят учиться, они гордятся своим новым социальным статусом. Но как быстро гаснет огонек любопытства в детских глазах – учеба становится трудом, часто неприятным и даже непосильным.

                  Особенно актуален вопрос учебной мотивации школе, где обучаются дети, у которых проблемы с успеваемостью. Исходя из этого, была сформулирована тема педсовета.

Цель нашей работы :выявить динамику и структуру мотивов, влияющих на формирование учебной мотивации школьников

                      1.Понимание термина «мотивация»

Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

                 В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение, в другом случае — как совокупность мотивов, в третьем как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

               Кроме всего проблема развития учебной мотивации у учащихся коррекционных школ является предметом исследования  многих как отечественных, так и зарубежных педагогов- учёных: (Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, П.М. Якобсон),(Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др).

    .                        Механизм формирования учебной мотивации умственно отсталых подростков качественно отличается от нормально развивающихся сверстников. Для умственно отсталых детей характерны:

а)незрелость мотивационно-потребностной сферы,

б)слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности,

в)недостаточность социальных потребностей.

                     Поставленная задача вызывает у школьников определенный мотив деятельности, который побуждает их к высказыванию, но мотив этот нестоек, быстро исчерпывается.

                     Многие учителя коррекционной школы сталкиваются с нежеланием ребенка учиться, следствием чего является снижение базовых показателей социализированности выпускников. В связи с этим основной задачей стоящей перед учителем является создание психолого-педагогических условий для развития школьной мотивации. Исходя из этого, уровень школьной мотивации рассматривается не только как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности общеобразовательного учреждения, но и как определенный показатель социализированности учащегося. Т.е формирование навыков адаптивного поведения обучающихся и освоение ими модели коммуникативного поведения, способствующей их социальной реабилитации и интеграция в общество.

Давая анализ исследования уровней школьной мотивации и общего отношения к учёбе школьников, следует отметить,

СЛАЙД

                Школьная мотивация, как и любой другой частный вид мотивации, определяется целым рядом специфических факторов. Во-первых, - субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; в четвертых, - - субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета и др.

Развитие умственно отсталого школьника будет более интенсивным и результативным, если ребенок будет включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, а педагогическое взаимодействие будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.

              Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности.

 В первую очередь это касается форм проведения урока. В этом вопросе многое зависит от мастерства учителя, его умения организовать учебный процесс, его творческого поиска. Порою в результате этого поиска рождаются интересные нестандартные формы обучения, что позволяет повысить интерес к предмету или вернуть уже утраченный.

              Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет не в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Он сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно его предмету, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения.

 СЛАЙД

             Но все же в практике уже существует ряд форм нестандартного проведения уроков:

 - урок-исследование

 - урок-путешествие,

 - урок-экскурсия,

- урок-игра,

- урок-сказка,

Форма проведения урока важна, но важны и формы организации учебной деятельности на уроке.

Слайд

            Существует три вида организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная. Но стоит помнить и о том, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка с нарушенным интеллектом является игра, а значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения таких детей. Педагог должен объединить игру и учебный процесс, точнее - применить игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, потенциал игры как мотив будет направлен на более успешное освоение школьниками образовательной программы.

Привлечь внимание ученика, удивить его - это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого, в общем-то, не так трудно. Гораздо труднее удержать интерес, сделать его достаточно стойким. Интерес к той или иной работе надо воспитывать постепенно, поддерживая его ко всем предметам различными приёмами. Сначала это будет интерес к непосредственной деятельности во время выполнения определённой работы. Позднее под чутким руководством педагога интерес перерастет в интерес к процессу мыслительной деятельности, к новым знаниям.

            Если спросить ученика: «На каком уроке тебе интересней учиться – на обычном уроке или не совсем обычном, нетрадиционном?», то он, конечно же, ответит, что интересней там, где играют, путешествуют, соревнуются. Действительно, на нетрадиционных уроках дети работают с большим удовольствием, проявляют активность и любопытство. Учащиеся с радостью приступают к выполнению задания и выполняют их лучше, чем на обычных уроках.

Такие уроки очень продуктивны. Качество знаний на таких уроках повышается, развивается познавательный интерес, память, дети больше запоминают материала, и, конечно же, повышается интерес к предмету. На них повышается мотивация к учебно-познавательной деятельности даже у слабых учащихся, так как они чувствуют себя увереннее. Но главное – не перестараться, а то тогда нетрадиционное станет традиционным и интерес снова исчезнет. Поэтому следует чередовать формы обучения учащихся и помнить, что не форма определяет содержание, а наоборот - содержание определяет форму .

                 Использование новых информационных технологий в деятельности учителя в повышении мотивации является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются почти всеми учителями.

СЛАЙД

а) широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.

б) широко популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний.

 Внеурочная деятельность

               Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую не используем  на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.

 Дистанционные олимпиады

                 Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на раскрытие своего потенциала. Участие в дистанционных олимпиадах ведет к углубленному изучению школьных предметов, развивает их  способности.

СЛАЙД

               Итак: формированию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

СЛАЙД

                   Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания.

                  Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

                  Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения. Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а также он должен хорошо знать себя.

                 Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.

                Мотивация достижения и способности. Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или "слишком легкой", или "слишком трудной".

                  Эмоциональность урока — стимул или вред? Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность. Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока. Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность — фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.

                 Любознательность и познавательный интерес. В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности.

                       Взаимоотношение учителя с классом Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить:

                        Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).

                       Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).

                         Характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия "учитель — лидер" на атмосферу в классе.

Также немаловажно какими личностными качествами обладает учитель и насколько он сам заинтересован в преподаваемом предмете. Как сказал известный немецкий поэт И.Гёте: «Научить других можно только тому, что любишь сам».

                   В рамках данной проблемы проводилась  небольшая работа по определению мотивации учащихся 8-9 класса нашей школы . Для реализации намеченной работы была выбрана методика на основе анкеты Н.Г. Лускановой с целью выявления уровня школьной мотивации и общего отношения к учебному процессу, школе, эмоционального реагирования на школьную ситуацию, а также сбора конкретных данных относительно личности испытуемых.

                  Было установлено следующее:

1.Хорошая школьная мотивация - отношение к себе как к школьнику практически сформировано.

2.Положительное отношение к школе - но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

3.Низкая школьная мотивация - отношение к себе как к школьнику не сформировано.

Выводы:

1. Становление мотивации учения у школьников с умственной отсталостью зависит от педагогических условий процесса обучения.

2. Педагогическими условиями формирования мотивации учения у

школьников с умственной отсталостью являются: учёт

возрастных особенностей и состояния мотивации учения; включение

учащихся в позитивно-мотивированную социально значимую деятельность;

оказание педагогической и поэтапной поддержки и контроля в определении,

 уточнении и конкретизации целей деятельности;

3.Реализация особой педагогической технологии ,а также  применение педагогической технологии, содержание которой  составляют: коррекционно-развивающие упражнения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, отражающие социально-бытовой опыт ученика, использование различных форм совместной деятельности (бригады, мини-группы, пары) способствует формированию и развитию мотивации учения у школьников с умственной отсталостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация учебно-воспитательной деятельности - основное условие успешного обучения.

В.А. Сухомлинский писал : “Школа становится очагом знаний, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечател...

Мотивация учения - основное условие успешного обучения

Мотивация учения – основное условие успешного обучения (1.слайд)(2 слайд)1.Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. ...

Презентация на тему «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»

Презентация на тему «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения» полезна для использования на родительском собрании....

Педсовет по теме "Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного обучения школьников"

Педсовет даёт представление о том, что такое мотивация учебной деятельности, помогает разобраться в механизмах регулирования уровня мотивации, путях её повышения, факторах, влияющих на учебную мотивац...

Мотивация учебно-воспитательной деятельности - основное условие успешного обучения.

Материалы к выступлению на педагогическом совете на тему: "Мотивация учебно-воспитательной деятельности - основное условие успешного обучения". В данном выступлении представлены результаты диагностики...

Статья по теме: «Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения»

Данная статья посвящена актуальной проблеме формирования мотивации учащихся к обучению, поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению обр...

МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Мотивация обучения - основное условие успешности обучения...