Мотивация учебно-воспитательной деятельности - основное условие успешного обучения.
методическая разработка (6 класс) по теме

В.А. Сухомлинский писал :<?xml:namespace prefix = o /??>

“Школа становится очагом знаний, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков".

Скачать:


Предварительный просмотр:

В.А. Сухомлинский писал :

“Школа становится очагом знаний, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков".

Эффективность и результативность внеклассной работы зависит от соблюдения следующих условий:
- добровольность участия;
- сочетание инициативы детей с направляющей ролью воспитателя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- эстетичность всех проводимых мероприятий;
- четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности;
- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся.

Формы внеклассной работы:

  1. Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклады, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.
  2. Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки факультативы: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т.п Положительно зарекомендовали себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно.
  1. Массовые формы внеклассной работы. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы.

Основными организационными принципами внеклассной работы являются принципы добровольности и массовости, принцип учёта и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников, принцип связи внеклассной работы с уроками.

содержание и формы внеклассной работы — должны постоянно поддерживать, углублять и развивать мотивацию к дальнейшему обучению.

. Домашние работы учащихся являются одной из форм внеклассной работы

При выполнении домашних заданий, так же как и при любой другой форме учебной работы, большую роль играет уровень интереса учащихся к изучаемому вопросу и данному виду учебной работы. Высокий уровень интереса не только усиливает упорство и настойчивость в овладении знаниями, но и повышает стремление учащихся самостоятельно преодолеть трудности – ученик старательно выполняет упражнения и подбирает наиболее удобные способы и приемы учебной работы.

Для проведения методик я попросила помощи у  учителей. По моей просьбе,        задала нашему классу на дом 3 различных  задачи по математике разного уровня сложности. Из них детям разрешалось решить любую. В итоге, Саша Белякова решила все задания, Гомзина Ю и Усков В. - по два. Остальные выбрали, одно самое простое задание.

Анна Дмитриевна дала долгосрочное задание детям сочинить несколько стихотворных строк на любую тему. Сначала задание вызвало у детей затруднение. Тогда я предложила детям объединиться в группы, припомнить интересные события, найти объект для сочинений в природе, и работа пошла. Дети повсюду находили объекты для своего творчества, рифмовали их. Постоянно подходили и цитировали свои произведения. Ребята испытывали огромное удовольствие от результата. В итоге больше половины класса  сочинило по два и более четверостишия. 40% одно и Алёша Карсунцев списали понравившиеся произведения,  с книги.

По географии нам задавали, самостоятельно подготовить доклад о «мертвом море» или «пустом озере», на выбор учащихся. Такие задания дают огромную мотивацию. Дети почувствовали свою ответственность за результаты выполнения домашнего задания. Использовали для поиска информации все возможные средства ИКТ.

После проведения каждого задания я задавала детям вопрос: « Нравится ли вам, ребята, такая домашняя работа. Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ. Хотели бы вы и дальше работать с таким методом?» При ответе на данный вопрос, дети единогласно ответили, что такая работа им нравится, потому что заданий много и из них можно выбрать любые.  Потому что это не скучно. Потому что интересно.

Мы провели  этот метод с нашим классом. Их восторгу не было конца, когда вместо обычного задания по окружающему миру на дом им было предложено либо сочинить стишок про природу, зверей и т.д., либо нарисовать картину на изучаемую тему, либо с помощью воспитателей  составить кроссворд и т.д. Результат – это и стихи, и рисунки, и кроссворды, причем от каждого ребенка по несколько видов работ.

 Прием «Необычная обычность» носит творческий характер самого домашнего задания – это понятно. Но даже подача домашнего задания может быть делом нескучным. Привнесите в него такую тайну, загадку… Конечно, не каждый раз. И, конечно, загадку посильную.

Итак, на основе проведенных методик мы выявили, что правильный подбор методов домашнего задания влияет и на мотивацию детей учиться, дети с удовольствием и желанием выполняли домашнюю работу, учась и познавая новое.

         Старейшим средством мотивации в воспитании и обучении детей является игра.

И при подготовке домашних заданий и просто в повседневной жизни мы активно используем игру.

 Игра способствует активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. Игры делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изучаемого материала, формирует навыки коллективной работы.

 Приём «Привлекательная цель» даёт возможность развивать и сохранять учебную мотивацию у  школьников, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев.

театрализованной деятельность

И в этом нам помогает театральная деятельность.

Не первый год наши дети занимаются в театральной кружке. Он способствует:

 - развитию реальных мотивов (игра и обучение проходят не по принуждению, а радостно, так как театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью);

- преобладанию внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

- включают ребёнка во внутренние мотивы мотивации успешности, продвижения вперед.

 Данная  технология способствует расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической работе.

. Экскурсии так же является   важнейшей формой внеклассных занятий

Третий год мои дети посещают краеведческий музей. Ребята видят не только подлинники старины но и на практике пытаются изобразить их карандашом и красками используя фотографии в группе. Лепят из глины на уроках в музее. Используют полученные знания для проектной деятельности.

 На последних занятиях математики мы изучали римские цифры.И кто мог подумать, что в который раз, проходя мимо старинной литературы В.Богдан вдруг воскликнул:              

-«Посмотрите там, в старинных книгах тоже есть римские цифры». Я попросила экскурсовода рассказать об истории возникновения и использования в России римской нумерации. Дети с огромным интересом слушали рассказ.  Я думаю, что эту информацию вызванную мотивацией, дети не просто не забудут, но и продолжат её пополнять, в совместном решении создать проект на данную тему.

. Наглядность — существеннейший признак учебной экскурсии: удельный вес зрительной и слуховой наглядности в получении информации на экскурсии составляет более 70 процентов. Благодаря наглядности учащиеся быстрее усваивают знания, которые затем на уроках становятся опорным фактическим материалом при восприятии новой темы, при обобщении и формировании соответствующих выводов. Экскурсионные наблюдения используются нами также для проверки, исправления, уточнения уже имеющихся у школьников знаний и представлений, для обогащения их новыми конкретными данными.            

Наши проекты: « Русская весна», « Восславим Русскую берёзку» и др. также тесным образом связались с работой в музее.

 Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения.  В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

В ходе работы над проектом я стараюсь на всех его этапах помогать в поиске источников информации, поощрять и поддерживать энтузиазм участников проекта, помогать при появлении трудностей, поддерживать обратную связь.

Информационные Коммуникативные Технологии также способствуют развитию мотивации учебной деятельности.  На сегодняшний день это одно из самых эффективных и современных средств для повышения интереса детей к предмету.

Важно обеспечить разнообразную, способную увлечь детей деятельность и постараться организовать ее таким образом, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от достигнутых результатов, чтобы осознание успеха и чувство гордости стимулировали их на всех этапах школьной и внеклассной работы.

Внеклассная работа способствует развитию и углублению интереса учащихся к, совершенствованию их практических навыков и умений, расширению их культурного кругозора и общеобразовательного уровня.

свобода выбора даёт ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие ребёнок испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.

        

Мотивация учебно-воспитательной деятельности - основное условие успешного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация учения - основное условие успешного обучения

Мотивация учения – основное условие успешного обучения (1.слайд)(2 слайд)1.Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. ...

Презентация на тему «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»

Презентация на тему «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения» полезна для использования на родительском собрании....

Педсовет по теме "Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного обучения школьников"

Педсовет даёт представление о том, что такое мотивация учебной деятельности, помогает разобраться в механизмах регулирования уровня мотивации, путях её повышения, факторах, влияющих на учебную мотивац...

Мотивация учебной деятельности- основное условие успешного обучения

Как сохранить интерес учеников к учебе? На этот вопрос учителя найдут ответ в статье о мотивации учебной деятельности...

Мотивация учебно-воспитательной деятельности - основное условие успешного обучения.

Материалы к выступлению на педагогическом совете на тему: "Мотивация учебно-воспитательной деятельности - основное условие успешного обучения". В данном выступлении представлены результаты диагностики...

Статья по теме: «Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения»

Данная статья посвящена актуальной проблеме формирования мотивации учащихся к обучению, поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению обр...

МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Мотивация обучения - основное условие успешности обучения...