Рабочая программа 5-6 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме

Плотникова Ирина Владимировна

Рабочая программа по информатике по курсу Босовой 5-6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5-6_klassy.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа Селихинского сельского поселения

РАССМОТРЕНО        СОГЛАСОВАНО        УТВЕРЖДАЮ

Протокол № __________        Заместитель директора по УР        Директор школы  

от «___»________2012 г.        ____________/Королева Г.А./        __________/Шиманская Л.П./

Руководитель МО         «___»_______________2012г.

_______/Дымченко Н.Б./        

                                                                                                         

                                                                                                                                                         

Рабочая программа

по информатике

по курсу «Информатика и ИКТ» 5-6 классы

Плотниковой Ирины Владимировны,

учителя информатики и ИКТ

 

 

 

СЕЛИХИНО, 2012


Пояснительная записка.

Рабочая  программа по информатике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5-6 классов и реализуется на основе следующих документов:

Закон РФ «Об образовании»;

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;

Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ;

Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным  технологиям  («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ.  Лаборатория  знаний, 2005).

Обязательный минимум содержания основного общего курса информатики;

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р;

Л.Л. Босова. Программно методические материалы курса Информатики 5-7 кл. (М. «Бином» 2007)

С процессом развития информационного общества связано интенсивное становление новой образовательной парадигмы, основывающейся на изменении фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование. Требование освоения учащимися всего знания, накопленного человечеством, уже давно не ставится перед современной общеобразовательной школой. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, т. е. уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учащимися.

Программа представляет собой основной курс информатики изучаемого в 5 - 6 классах. Изучение курса предполагает  наличие компьютерного класса и практическую работу на компьютере. 2-х годичная программа курса информатики рассчитана на 70 учебных часов (по 1 часу в неделю). Существенных изменений в авторскую программу внесено не было.

Преподавание курса ориентировано на использование учебно-методического комплекта, в который входят:

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

Основные цели курса.

Пропедевтический этап информатики в 5 – 6 классах направлен на подготовку учащихся к более осознанному и осмысленному восприятию вопросов базового курса, и преследует следующие цели:

формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики (эта цель может быть достигнута только за счет реализации межпредметных связей);

формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития (достигаемая в рамках предмета «Информатика и ИТ» данная цель должна активно использоваться при изучении других предметов);

усиление культурологической составляющей школьного образования;

пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Необходимым условием реализации этих целей в полном объёме является обеспечение преемственности содержания школьного курса информатики на различных этапах обучения (пропедевтический, базовый, профильный).

Основные задачи курса:

Заложить фундамент для построения информационной картины мира, в основу которой ложится понятие информация.

Заложить фундамент операционного стиля мышления.

Сформировать основные навыки пользователя при общении с компьютером.

Сформировать у ученика творческое отношение к своей деятельности.

показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года). Формами контроля может быть фронтальный опрос, самостоятельная работа, практическая работа, тестирование, контрольная работа.

Используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа. В качестве одной из основных форм контроля рассматривается тестирование.

Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические контрольные работы для учащихся 5-6 классов представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям. В данном курсе предусматривается 8 контрольных работ (по одной в каждой четверти).

 В основу отбора содержания курса информатики для 5 -6 классов положены следующие принципы:

1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 7-9 (основной курс) и 10 - 11 (профильные курсы) классах.

2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий «настоящей» информатики для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо — если что-то слишком сложно для школьников — не учить этому вовсе.

3. Практикоориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

5. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

Необходимым условием реализации этих целей в полном объёме является обеспечение преемственности содержания школьного курса информатики на различных этапах обучения (пропедевтический, базовый, профильный).

Старт информационного образования в пятом классе представляет собою оптимальное в сегодняшних условиях организационно-методическое решение проблемы информатизации школ. Это позволяет наиболее эффективно решить комплекс проблем — содержание и методика преподавания информатики, межпредметные связи информатики с другими предметами, организационные вопросы управления учебным процессом (от кадрового обеспечения до составления расписания).

Объём учебного материала и его содержание учитывает возраст обучаемых, поэтому курс насыщен бытовыми примерами и аналогиями, которые позволяют раскрыть смысл фундаментальных понятий. С первых уроков у школьников формируется система научных понятий, раскрываются внутренние связи между ними.

Задача современной школы — обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.

Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.


Содержание курса

5 класс

Компьютер для начинающих (9 ч.)

Информация и информатика. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Информация вокруг нас (26 ч.).

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Информационные технологии (изучается параллельно с первыми двумя разделами)

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.

6 класс

Компьютер и информация (11 ч.)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере, цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера.

Человек и информация(12 ч.)

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отношение между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Алгоритмы и исполнители (12 ч.)

Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 5 классе.

Тема урока

Количество

часов

Тип урока

Практикум

Информационное сопровождение

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля. Измерители

Дата

Компьютер для начинающих (9 ч.)

1

 Введение. Информация – компьютер – информатика.

Техника безопасности и организация рабочего места

1

Изучение нового материала

Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода слов

Плакаты: Как мы воспринимаем информацию, Техника безопасности.

Презентации: Зрительные иллюзии, Техника безопасности.

Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ, требования к организации компьютерного рабочего места.

Уметь различать виды информации по способам ее восприятия; приводить примеры обработки информации на компьютере; определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека.

8.09.12

2

Как устроен компьютер

1

Изучение нового материала

Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода слов

Плакат: Компьютер и информация.

Презентация: Компьютер на службе у человека.

Знать: основные устройства компьютера

Уметь: показать основные устройства компьютера, правильно располагать пальцы на клавиатуре

Опрос

15.09.12

3

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.

1

Изучение нового материала

Работа №1: «Знакомимся с клавиатурой».

Плакат: Знакомство с клавиатурой.

Знать: группы клавиш, правило расположения рук на клавиатуре

Уметь: вводить символы с клавиатуры

Опрос

22.09.12

4

Основная позиция пальцев на клавиатуре

1

Изучение нового материала

Работа с клавиатурным тренажером (упражнения на выработку основной позиции пальцев на клавиатуре)

Плакат: Правила работы на клавиатуре.

Знать: группы клавиш, правило расположения рук на клавиатуре

Уметь: вводить символы основной позиции с клавиатуры

29.09.12

5

Программы и файлы.

1

Изучение нового материала

Работа с клавиатурным тренажером в режиме игры

Плакат: Как хранят информацию в компьютере.

Знать: понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы и файл

Уметь: вводить символы с клавиатуры

6.10.12

6

Рабочий стол. Управление мышью.

1

Изучение нового материала

Работа №2: «Осваиваем мышь» Логическая игра «Пары»

Знать: понятия: ярлык, значок, панель задач

Уметь: выполнять действия с мышью

Опрос

13.10.12

7

Главное меню. Запуск программ.

1

Изучение нового материала

Работа №3: «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Знать: понятия: меню, главное меню, окно программы

Уметь: открывать главное меню. Запускать программы

Опрос

20.10.12

8

Проверочная работа: «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса».

1

Контрольный

Интерактивные тесты: test1-1.xml,test1-2.xml.

Опросные листы: тест1_1. doc, тест1_2doc.

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

Знать: основные устройства компьютера, понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы и файл, понятия: ярлык, значок, панель задач, понятия: меню, главное меню, окно программы

Уметь: показать основные устройства компьютера, вводить символы с клавиатуры, выполнять действия с мышью, открывать главное меню, запускать программы

Контрольная работа

27.10.12

9

Управление компьютером с помощью меню

1

Изучение нового материала

Работа №4: «Знакомимся с компьютерным меню».

Знать: управление компьютером с помощью меню

Уметь: использовать раскрывающиеся и контекстные меню

10.11.12

Информация вокруг нас (26 ч.)

10

Действия с информацией. Хранение информации.

1

Изучение нового материала

Виртуальные лаборатории: знакомство со средой.

Плакат: хранение информации.

Презентация: Хранение информации.

Виртуальная лаборатория 2-6

Знать: какие действия можно выполнять с информацией, способы хранения информации

Уметь: перечислять достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти

17.11.12

11

Носители информации

1

Изучение нового материала

Виртуальные лаборатории: знакомство с задачами

Презентация: Носители информации.

Виртуальная лаборатория 2-6

Знать: что такое носитель информации

Уметь: приводить примеры носителей информации, правильно располагать пальцы на клавиатуре

Опрос

24.11.12

12

Передача информации

1

Изучение нового материала

Виртуальные лаборатории: решение готовых задач  

Плакат: Передача информации.

Презентация: Средства передачи информации.

Виртуальная лаборатория 2-6

Знать: понятия источник и приемник информации, информационный канал

Уметь: приводить примеры передачи информации. правильно располагать пальцы на клавиатуре

Опрос

1.12.12

13

Кодирование информации

1

Изучение нового материала

§3.6 Игра «Пойми меня»

Презентация: В мире кодов.

Знать: понятия: код, кодирование

Уметь: кодировать информацию и составлять ребусы

Опрос

8.12.12.

14

Формы представления информации. Метод координат.

1

Изучение нового материала

§3.7 Игра «Морской бой»

Знать: способы кодирования информации, понятие декодирования

Уметь: применять метод координат для представления графической информации

Опрос

15.12.12

15

Текст как форма представления информации.

1

Изучение нового материала

Виртуальные лаборатории: «Черные ящики»

Презентация: Текст: история и современность (часть 1)

Виртуальная лаборатория 2-6

Знать: использование понятия текст для человека и для компьютера

Уметь: приводить примеры текстов, отличающихся по размеру, по оформлению, по назначению

Опрос

22.12.12

16

Проверочная работа: «Информация и информационные процессы».

1

Контрольный

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу.

Интерактивные тесты: test2-1.xml,test2-2.xml.

Опросные листы: тест2_1. doc, тест2_2doc.

Знать: какие действия можно выполнять с информацией, способы хранения информации, что такое носитель информации, понятия источник и приемник информации, информационный канал, понятия: код, кодирование, способы кодирования информации, понятие декодирования

Уметь: перечислять достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти, приводить примеры носителей информации, приводить примеры передачи информации, кодировать информацию и составлять ребусы, применять метод координат для представления графической информации

Контрольная работа

28.12.12

17

Табличная форма представления информации

1

Изучение нового материала

Виртуальные лаборатории: «Башни»

Презентация: Табличный способ решения логических задач.

Виртуальная лаборатория 2-6

Знать: для чего применяются таблицы

Уметь: решение задач с помощью таблицы.

18

Наглядные формы представления информации

1

Изучение нового материала

Виртуальные лаборатории: «Переправа»

Презентация Наглядные формы представления информации.

Виртуальная лаборатория 2-6

Знать: формы представления информации

Уметь: определять форму представления информации

Опрос

19

Обработка информации.

1

Изучение нового материала

Работа №5: «Выполняем вычисления с помощью программы «Калькулятор» (1 часть)

Плакат: Обработка информации

Знать: типы обработки информации

Уметь: открывать программу Калькулятор и использовать ее

Опрос

20 - 21

Обработка текстовой информации

2

Комплексного применения знаний

Работа №6: «Вводим текст». Работа №7: «Редактируем текст».

Плакат: Подготовка текстовых документов.

Презентация: Текст: история и современность (часть 2)

Файлы: Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена. rtf, Смысл. rtf,  Буква. rtf, Пословицы. rtf, Большой. rtf.

Знать: понятия: текстовый редактор и текстовый процессор. Правила ввода текста

Уметь: открывать программу Word-Pad и вводить текст

22

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

1

Комплексного применения знаний

Работа №8: «Работаем с фрагментами текста».

Плакат: Подготовка текстовых документов.

Презентация: Текст: история и современность (часть 2)

Файлы: Лишнее. rtf, Лукоморье. rtf, Фраза. rtf, Алгоритм. rtf.

Знать: понятие редактирование

Уметь: работать с фрагментами

23

Редактирование текста. Поиск информации.

1

Комплексного применения знаний

Работа №8: «Работаем с фрагментами текста» (задания 6-7)

Плакат: Подготовка текстовых документов.

Презентация: Текст: история и современность (часть 2)

Файлы: Медвежонок.rtf, 100.rtf.

Знать: понятие редактирование текста

Уметь: осуществлять поиск информации в учебнике, словаре

24

Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации.

1

Изучение нового материала

Знать: понятие систематизация информации

Уметь: приводить примеры систематизации информации

25

Форматирование – изменение формы представления информации.

1

Изучение нового материала

Работа №9: «Форматируем текст».

Плакат: Подготовка текстовых документов.

Презентация: Текст: история и современность (часть 2)

Файлы: Форматирование. rtf, Радуга. rtf.

Знать: понятие форматирование. способы форматирования

Уметь: форматировать текст в текстовом редакторе

Опрос

26

Компьютерная графика.

1

Изучение нового материала

Работа №10: «Знакомимся с инструментами графического редактора».

Файлы: Подкова.bmp, Многоугольник.bmp.

Знать: понятие графический редактор, устройство ввода графической информации

Уметь: открывать программу Paint и использовать имеющиеся в ней инструменты

27

Инструменты графического редактора.

Проверочная работа: «Обработка информации средствами текстового и графического редактора».

1

Комплексного применения знаний


Контрольный

Работа №11: «Начинаем рисовать» (задания 1,4,5). Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу.

Образцы выполнения заданий – файлы Змей.bmp, Букашка.bmp. Интерактивные тесты: test3-1.xml,test3-2.xml.

Опросные листы: тест3_1. doc, тест3_2doc.

Файлы: Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp.

Образцы выполнения заданий – файлы Медведь2.bmp, Медведь3.bmp, Открытка.bmp

Знать: понятие графический редактор, устройство ввода графической информации

Уметь: использовать имеющиеся в Paint инструменты

Контрольная работа

28

Кодирование  как изменение формы представления информации

1

Изучение нового материала

Решение задач

.

Знать: понятие код, кодирование, декодирование

Уметь: решать задачи на кодирование и декодирование информации

29

Обработка текстовой и графической информации

1

Комплексного применения знаний

Работа №12: «Создаем комбинированные документы»

Образец выполнения задания – файл Билет.bmp.

Знать: возможности программной обработка текстовой и графической информации.

Уметь: работать в разных программах с разными открытыми документами

Опрос

30

Преобразование информации по заданным правилам и путем рассуждений

1

Изучение нового материала

Работа №13: «Работаем с фрагментами рисунка»

Презентация: Задача о напитках.

Файлы: Природа.bmp, Тюльпан.bmp.

Знать: способы преобразование информации по заданным правилам, способы решения некоторых логических задач

Уметь: открывать программу Калькулятор и использовать ее, редактировать и форматировать графические объекты

31 - 32

Разработка плана действий и его запись

2

Изучение нового материала


Закрепление

Виртуальные лаборатории:

«Черные ящики», «Разъезды».

«Переливания», Переправы

Виртуальная лаборатория 2-6

Знать: способы записи плана действий

Уметь: решать логические и алгоритмические задачи

33

 Проверочная работа: «Информационные процессы и информационные технологии». Создание движущихся изображений 

1

Комплексного применения знаний

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу. Работа №14: «Создаем анимацию на заданную тему».

Интерактивные тесты: test4-1.xml,test4-2.xml.

Опросные листы: тест4_1. doc, тест4_2doc.

Образцы выполнения заданий – файлы Морское дно.ppt.

Знать: последовательность создания движущихся изображений

Уметь: создавать движущиеся изображения

Контрольная работа

34-35

Итоговый мини-проект

2

Комплексного применения знаний


Закрепление

Работа №15: «Анимация. Сюжет на свободную тему»

Образцы выполнения заданий – файлы Св_тема1.ppt, Св_тема2.ppt, Св_тема3.ppt, Лебеди.ppt.

Знать: понятие анимации, этапы создания движущихся изображений

Уметь: создавать движущиеся изображения

Защита проетов


Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ. 6 класс

Тематика урока

Кол-во часов

Тип урока

Практикум

Информационное сопровождение

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля. Измерители

Дата

Компьютер и информация (11 ч.)

1.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

Изучение нового материала

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Плакаты: «Техника безопасности», «Компьютер и информация».

Презентации: «Техника безопасности», «История вычислительной техники».

Знать: требования к организации компьютерного рабочего места, виды информации по способам её восприятия, по формам представления на материальных носителях  назначение компьютера и его применение для обработки, основные и дополнительные устройства, виды памяти

Уметь: соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ, различать виды информации по способам её восприятия и приводить примеры обработки информации на компьютере, определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека

8.09.12

2.

Файлы и папки.

1

Изучение нового материала

Практическая работа №1: «Работаем с файлами и папками».

Плакат «Как хранят информацию в компьютере».

Презентация «Файлы и папки»

Знать: основные понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами

Уметь: создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению

Опрос

15.09.12

3.

Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

1

Изучение нового материала

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором» (задание 1)

Плакат «Цифровые данные».

Презентации: «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1).

Файл Ошибка.doc

Знать: форму представления информации в компьютере, знать объекты текстовой информации

Уметь: приводить примеры различных систем счисления,  запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, сохранять документы в WORD

опрос

22.09.12

4.

Двоичное кодирование числовой информации.

1

Изучение нового материала

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором» (задание 2)

Плакат «Цифровые данные».

Презентация «Цифровые данные» (часть 1)

Знать: виды систем счисления

Уметь: приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления, выполнять базовые операции в процессоре WORD

Опрос

29.09.12

5.

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

1

Комплексного применения знаний

Работа с приложением Калькулятор

Плакат «Цифровые данные».

Презентация «Цифровые данные»  (часть 1)

Знать: алгоритм перевода из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора

Уметь: переводить из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора, копировать и форматировать текст и его фрагменты

Опрос

6.10.12

6.

Тексты в памяти компьютера.

1

Изучение нового материала

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1)

Плакат «Цифровые данные».

Презентация «Цифровые данные»  (часть 2)

Знать: основные операции в текстовом процессоре

Уметь: редактировать и форматировать текст, создавать надписи

Опрос

13.10.12

7.

Кодирование текстовой информации.

1

Изучение нового материала

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2)

Плакат «Цифровые данные».

Презентация «Цифровые данные»  (часть 2).

Файл Заготовка.doc

Знать: понятие код, кодирование, декодирование, основные способы кодирования текста

Уметь: кодировать и декодировать текстовую информацию

20.10.12

8.

Создание документов в текстовом процессоре Word.


Практическая контрольная работа «Компьютер и информация»

1

Комплексного применения знаний

Практические работы №№1-3.

Файлы для печати: ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc

Знать: форму представления информации в компьютере, знать объекты текстовой информации

Уметь: приводить примеры различных систем счисления,  запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, сохранять документы в WORD

Контрольная работа

27.10.12

9.

Растровое кодирование графической информации.

1

Изучение нового материала

Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные».

Файл Образец.bmp

Знать: основные способы кодирования изображения

10.11.12

10.

Векторное кодирование графической информации.

1

Изучение нового материала

Практическая работа №4: «Нумерованные списки».

Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные»  (часть 3).

Файлы: Слова.doc, Кувшин.doc

Знать: способы кодирования изображения

Уметь: объяснять принципы двоичного кодирования графической информации

Опрос

17.11.12

11.

Единицы измерения информации.

1

Изучение нового материала

Практическая работа №5: «Маркированные списки».

Плакат «Как хранят информацию в компьютере».

Презентация «Единицы измерения информации».

Файлы: Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc

Знать: способы кодирования информации

Уметь: кодировать и декодировать простейшее сообщение

Опрос

24.11.12

Человек и информация(12 ч.)

12.

Информация и знания.

1

Изучение нового материала

Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1-2)

Презентация «Информация и знания».

Файл Пары.doc

Учащиеся должны знать: текстовую форму представления информации

Учащиеся должны уметь: выявлять достоинства и недостатки представления информации в виде текста

Опрос

1.12.12

13.

Чувственное познание окружающего мира.

1

Изучение нового материала

Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 3-4)

Презентация «Чувственное познание».

Файлы: Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc

Знать: как человек познает мир через органы чувств

Уметь: приводить примеры чувственного познания мира, строить таблицы в текстовом редакторе

Опрос

8.12.12

14.

Понятие как форма мышления.

1

Изучение нового материала

Практическая работа №7: размещаем текст и графику в таблице».

Презентации: «Мышление», «Понятие» (часть 1).

Файл Загадки.doc

Знать: существенные признаки объектов, которые находят своё выражение в понятии

Уметь: читать схемы и диаграммы, приводить примеры наглядной информации

Опрос

15.12.12

15.

Как образуются понятия.

1

Изучение нового материала

Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания1-2)

Презентация «Понятие» (ч. 2).

Файлы: Задача1.doc, Задача2.doc

Знать: как образуются понятия

Уметь: приводить примеры логических приёмов, обрабатывать графическую информацию в WORD

22.12.12

16.

Структурирование и визуализация информации.

Контрольная работа «Информация и знания»

1

Комплексного применения знаний

Файлы для печати: КР1_1.doc, КР1_2.doc; ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc

Знать:  отличия текстового редактора и процессора, основные этапы подготовки текстового документа  c графическими объектами на компьютере, правила ввода текста, приемы работы

Уметь: применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов

Контрольная работа

28.12.12

17.

Содержание и объем понятия. 

1

Изучение нового материала

Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 3 - 5)

Презентация «Содержание и объем понятия».

Файлы: Задача3.doc, Задача4.doc, Задача5.doc

Уметь различать общие и единичные понятия, приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи

18.

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

1

Изучение нового материала

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1-3)

Презентация «Отношения между понятиями» (часть 1).

Файл Головоломка.bmp

Знать: возможности сравнения понятий, возможности графических редакторов, устройства ввода графической информации

Уметь: приводить примеры равнения понятий по содержанию и объему

Опрос

19.

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.

1

Изучение нового материала

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания  4-7)

Презентация «Отношения между понятиями» (часть 2).

Файлы: Клоуны.bmp, Флаги.bmp, Лепестки.bmp

Уметь: приводить примеры данных логических отношений

Опрос

20.

Определение понятия.

1

Изучение нового материала

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1-3)

Презентация «Понятие»

Знать: состав понятия, способы определения понятия

Уметь: составлять план преобразования информации различными способами

Опрос

21.

Классификация.

1

Изучение нового материала

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (Задания 4-6)

Знать: понятие классификации, признака классификации

Уметь: приводить примеры классификаций по определенному признаку

22.

Суждение как форма мышления.

1

Изучение нового материала

Практическая работа №11 «Знакомимся с векторной графикой» (задания 1-3)

Презентация «Суждение».

Файл Домик.doc

Знать:  понятие суждений и их виды

Уметь: приводить примеры различные виды суждений

Опрос

23.

Умозаключение как форма мышления.

1

Изучение нового материала

Практическая работа №11: «Знакомимся с векторной графикой» (задания 4-6)

Презентация «Умозаключение».

Файл Конструктор.doc

Знать: понятие умозаключения и правила их получения

Уметь: приводить примеры умозаключений

Опрос

Алгоритмы и исполнители (12 ч.)

24.

Контрольная работа «Человек и информация»


Что такое алгоритм.

1

Закрепление

Практическая работа №12: «Рисунок на свободную тему».

Интерактивные тесты: test5-1.xml, test5-2.xml.

Файлы для печати тест5_1.doc, тест5_2.doc

Знать: определение алгоритма, его свойства

Уметь: приводить примеры алгоритмов

Контрольная работа

25.

Исполнители вокруг нас.

1

Изучение нового материала

Логическая игра «Переливашки»

Плакат «Алгоритмы и исполнители».

Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 1).

Виртуальная лаборатория 2-6

Знать: понятия исполнителя и сочинителя, формального исполнения алгоритма;

Уметь исполнять алгоритм

26.

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов.

1

Комплексного применения знаний


Практическая контрольная работа.

Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2).

Файлы для печати: ПК3_1.doc, ПК3_2.doc, ПК3_3.doc

Знать: способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков

Уметь составлять алгоритм известными способами

Опрос

27-28.

Линейные алгоритмы.

2

Комплексного применения знаний

Практическая работа №13: «Создаем презентацию «Часы».

Плакат «Алгоритмы и исполнители».

Презентация «Типы алгоритмов» (часть 1).

Образец выполнения задания  файлы Город.ppt, Дом.ppt, Лебеди.ppt, Муха.ppt, Часы.ppt, Читатель.ppt.

Знать: правила записи линейного  алгоритма. Обозначения блоков;

Уметь составлять алгоритмы и записывать их различными способами

Опрос

29-30.

Алгоритмы с ветвлениями.

2

Комплексного применения знаний

Практическая работа №14: «Создаем презентацию «Времена года».

Плакат «Алгоритмы и исполнители».

Презентация «Типы алгоритмов» (часть 2).

Образец выполнения задания  файл Времена года.ppt, Головные уборы.ppt

Знать: правила записи  разветвленного алгоритма. Обозначения блоков;

Уметь составлять алгоритмы и записывать их различными способами

Опрос

31-32.

Циклические алгоритмы.

2

Комплексного применения знаний

Практическая работа №15: «Создаем презентацию «Скакалочка».

Плакат «Алгоритмы и исполнители».

Презентация «Типы алгоритмов» (часть 3).

Образец выполнения задания  файлы Прыжки.ppt, Скакалочка.ppt

Знать: понятие цикла, его разновидности

Уметь: составлять циклические алгоритмы

Опрос

33.

Контрольная работа «Алгоритм и исполнители»


Систематизация информации.

1

Контрольный

Практическая работа №16: «Работаем с файлами и папками».

Интерактивные тесты: test6-1.xml, test6-2.xml.

Файлы для печати тест6_1.doc, тест6_2.doc

Уметь:  работать в программе PowerPoint

Опрос

34-35

Итоговый мини проект.

2

Практическая работа №17: «Создаем слайд-щоу»

Защита проектов

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий в 5 классе.

Учащиеся должны:

понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

приводить примеры информационных носителей;

иметь представление о способах кодирования информации;

уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

запускать программы из меню Пуск операционной системы Windows;

уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий в 6 классе.

Учащиеся должны:

определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

понимать смысл  терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

различать необходимые и достаточные условия;

иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

определять назначение файла по его расширению;

выполнять основные операции с файлами;

уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.


Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебные пособия:

Л.Л. Босова Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Л.Л. Босова Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Л.Л. Босова Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Л.Л. Босова Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Методические пособия

Л.Л. Босова Информатика и ИКТ. 5 – 7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Медиаресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru)

Л.Л. Босова Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Материалы авторской мастерской Л.Л. Босовой (metodist.lbz.ru/ authors/informatika/3/)

Список литературы.

Методическая литература:

Л.Л. Босова, Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 класса: методическое пособие /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

Л.Л. Босова, Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 6 класса: методическое пособие /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

Сборник  «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 205 с., илл.»

Дополнительная литература:

А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина, Н.В. Матвеева, Л. В. Милохина Непрерывный курс информатики (концепция, системы модулей, типовая программа) //Информатика и образование. 2005, № 1.

Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, Ю. Г. Коломенская Занимательные задачи по информатике. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

Периодическая литература:

Газета «Информатика»,  изд.дом 1 сентября

Журнал «Информатика и образование»

Интернет - источники:

http://nauka.kz – научный портал

http://edu.gov.kz – сайт министерства образования

http://e-library.kz  - электронная библиотека

http://nit.kz – сайт информационных технологий

http://aic.gov.kz  - агентство по информатизации

http://rusedu.ru    - информатика и информационные технологии

http://informatka.ru  - информатика

http://vselectronik.narod.ru/ - электроника, устройство ПК

http://1semptember.ru – издательство «1 сентября»

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...