Рабочая программа 7-9 классы
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) по теме
Рабочая программ по базовому курсу информатики 7-9 классы автора Семакин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 451 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа Селихинского сельского поселения
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол № ________ Заместитель директора по УР Директор школы
от «___»_______2012 г. ____________/Королева Г.А./ __________/Шиманская Л.П./
Руководитель МО «___»_______________2012г.
______/Дымченко Н.Б./
Рабочая программа
по информатике
по курсу «Информатика и ИКТ» 7-9 классы
басовый уровень
Плотниковой Ирины Владимировны,
учителя информатики и ИКТ
СЕЛИХИНО, 2012
Пояснительная записка
Настоящая программа по информатике и ИКТ составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312; Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ; примерной программы по учебным предметам (Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 7—9 классы. — М. : Просвещение, 2011. — 32 с. — (Стандарты второго поколения)); примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (сборник Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 380 с.); обязательного минимума содержания основного общего курса информатики. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Необходимость разработки новой программы обусловлена, с одной стороны, пересмотром содержания общего образования в целом, с другой стороны, потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и связанной с этим необходимостью уделять в курсе информатики большее внимание вопросам алгоритмизации и программирования. При этом учитывается важная роль, которую играет алгоритмическое мышление в формировании личности.
В качестве основного варианта изучения информатики в основной школе рассматривается изучение информатики в 7— 9 классах с общим количеством часов — 105 (из расчета 1 час в неделю в каждом классе), в том числе:
7 класс - 35 учебных часов.
8 класс - 35 учебных часов.
9 класс – 35 учебных часов.
Содержание курса соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. План прохождения базового курса информатики поставлен в соответствие с учебным планом, принятым в школе. Существенных изменений в примерную программу внесено не было.
Для реализации программного содержания курса используется следующий учебно-методический комплект:
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Информатика: задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Основные цели курса
Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в новой концепции государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми учениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитание черт личности, ценных для каждого индивидуума и общества в целом.
В качестве основных целей информатики выделяются следующие:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Основные задачи курса
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года). Формами контроля может быть фронтальный опрос, самостоятельная работа, практическая работа, тестирование, контрольная работа.
Используется несколько различных форм контроля: фронтальный опрос, тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа, комбинированная контрольная работа. В качестве основных форм контроля рассматриваются тестирование и фронтальный опрос.
Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах.
В программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Содержание курса
7 класс
Введение в предмет (1 ч.)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.
Человек и информация (4 ч.)
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
Первое знакомство с компьютером (5 ч)
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Текстовая информация и компьютер (9 ч.)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок, сканирование и распознавание текста, машинный перевод
Графическая информация и компьютер (8 ч.)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре). Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Технология мультимедиа (8 ч.)
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
8 класс
Передача информации в компьютерных сетях (8 ч.)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Информационное моделирование (5 ч.)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
Хранение и обработка информации в базах данных (12 ч.)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем.
Табличные вычисления на компьютере (10 ч.)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
класс
Управление и алгоритмы (10 ч.)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). Знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы.
Программное управление работой компьютера (17 ч.)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке «Паскаль». Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке «Паскаль»; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Информационные технологии и общество (8 ч.)
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Календарно-тематическое планирование уроков информатики и ИКТ в 7 классе
№ ур. | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Информационное сопровождение | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители | Дата |
Введение в предмет (1 ч.) |
Человек и информация (4 ч.) |
Практическая работа: «Освоение клавиатуры» | 1 | Комплексного применения знаний | Практикум | Уметь: Работать с клавиатурным тренажером. Применять основные приемы редактирования. | Тестирование | 26.09.12 |
Первое знакомство с компьютером (5 ч) |
Практическая работа: Знакомство с операционной системой Windows: работа с окнами, запуск программ и завершение работы с ними. | 1 | Программа-тренажер "Устройство компьютера - 2" | Уметь: Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню. Пользоваться клавиатурой. Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами. | Опрос |
Практическая работа: Работа с группами файлов. Поиск файлов на диске. | 1 | Комплексного применения знаний | Уметь: Инициализировать выполнение программ из программных файлов. Просматривать на экране директорию диска. Выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками):копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск. Использовать антивирусные программы. |
Текстовая информация и компьютер (9 ч.) |
13. | Практическая работа: Редактирование готового текста. | 1 | Комплексного применения знаний | Знать: Назначение текстовых редакторов (тестовых процессов). Основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование6, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами). Уметь: Набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов. Выполнить основные операции над текстом, допускаемые этим редактором. Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. | Тестирование |
14. | Практическая работа: Набор и редактирование текста. | 1 | Комплексного применения знаний | Уметь: Набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов. Выполнить основные операции над текстом, допускаемые этим редактором. Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. |
15. | Практическая работа: Форматирование текста. Работа со шрифтами. Поиск и замена текста. | 1 | Комплексного применения знаний | Знать: Назначение текстовых редакторов (тестовых процессов). Основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование6, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами). Уметь: Набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов. Выполнить основные операции над текстом, допускаемые этим редактором. Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. |
17. | §3.17 Системы перевода и распознавания текста. Программы-переводчики. Сканирование машинописного и рукописного текста. | 1 | Изучение нового материала | Знать: Назначение текстовых редакторов (тестовых процессов). Основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование6, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами). |
18 | Практическая работа: Сканирование и распознавание текста. | 1 | Комплексного применения знаний | Уметь: Набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов. Выполнить основные операции над текстом, допускаемые этим редактором. Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. | Тестирование |
19. | Практическая работа: Форматирование и редактирование текста. | 1 | Комплексного применения знаний | Знать: Назначение текстовых редакторов (тестовых процессов). Основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование6, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами). Уметь: Набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов. Выполнить основные операции над текстом, допускаемые этим редактором. Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. |
Графическая информация и компьютер (8 ч.) |
21. | §4.19 Технические средства компьютерной графики: монитор, видеопамять и дисплейный процессор, устройства ввода изображения в компьютер. | 1 | Изучение нового материала | Презентация «Технические средства компьютерной графики» | Знать: Способы представления изображений в памяти и ЭВМ, понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти. Какие существуют области применения компьютерной графики. Назначение графических редакторов. | Тестирование |
22. | Практическая работа: Интерфейс графического редактора. Построение изображения с использованием различных графических примитивов. Работа с фрагментами изображения. | 1 | Комплексного применения знаний | Знать: Способы представления изображений в памяти и ЭВМ, понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти. Какие существуют области применения компьютерной графики. Назначение графических редакторов. Назначение основных компонентов среды графического редактора. Уметь: Строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов. Сохранять рисунки на диске и загружать с диска, выводить на печать. | Тестирование |
23. | §4.20,4.21 Растровая и векторная графика. Как кодируется изображение. | 1 | Изучение нового материала | Знать: Способы представления изображений в памяти и ЭВМ, понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти. Какие существуют области применения компьютерной графики. Назначение графических редакторов. Назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа. Уметь: Строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов. Сохранять рисунки на диске и загружать с диска, выводить на печать. |
24. | Практическая работа: Поворот и отображение рисунка. Работа с текстом в графическом редакторе. | 1 | Комплексного применения знаний | Знать: Способы представления изображений в памяти и ЭВМ, понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти. Какие существуют области применения компьютерной графики. Назначение графических редакторов. Назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа. Уметь: Строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов. Сохранять рисунки на диске и загружать с диска, выводить на печать. | Тестирование |
25. | Практическая работа: Работа с изображением в растровом редакторе. | 1 | Комплексного применения знаний |
26. | Практическая работа: Итоговая работа в растровом редакторе. | 1 | Комплексного применения знаний |
Технология мультимедиа (8 ч.) |
28. | §5.23 Понятие мультимедиа. Области использования. | 1 | Изучение нового материала | Знать: Что такое мультимедиа. Принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера. Основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. |
29. | §5.24 Аналоговый и цифровой звук | 1 | Изучение нового материала | Знать: Что такое мультимедиа. Принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера. Уметь: Различать цифровые звуки от аналоговых. Оценивать качество звука. | Тестирование |
30. | §5.25 Технические средства мультимедиа. | 1 | Изучение нового материала | Знать: Что такое мультимедиа. Принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера. Основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. | Тестирование |
31. | §5.26 Компьютерные презентации. Виды презентаций. Этапы создания презентаций. Программные средства для разработки презентаций. | 1 | Изучение нового материала | Презентация «Компьютерные презентации» | Уметь: Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. | Тестирование |
32. | Практическая работа: Проектирование презентации на произвольную тему. | 1 | Комплексного применения знаний | Уметь: Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. | Тестирование |
33. | Практическая работа: Создание презентации на произвольную тему. Демонстрация презентации. | 2 | Комплексного применения знаний | Знать: Что такое мультимедиа. Принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера. Основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. Уметь: Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. |
34. | Закрепление |
Календарно-тематическое планирование уроков информатики в 8 классе
№ ур. | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Информационное сопровождение | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители | Дата |
Передача информации в компьютерных сетях (8 ч.) |
3. | Практическая работа: Обмен информацией по локальной. Архиваторы. | 1 | Комплексного применения знаний | Уметь: Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети. Работать с одной из программ-архиваторов. | 22.09.12 |
5. | Практическая работа: Работа в Интернете с электронной почтой, с поисковыми системами. | 1 | Комплексного применения знаний | Уметь: Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера. Осуществлять прием и передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-прорграммы. Работать с поисковыми системами в Интернете. Отбирать нужную информацию из представленных. | Тестирование | 6.10.12 |
6. | Практическая работа: Осуществление поиска и обмена информацией. Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). | 1 | Закрепление | Знать: Различия между локальными и глобальными сетями. Назначение основных видов услуг глобальных сетей. Какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина – WWW». Что такое поисковые системы в Интернете и их назначение. Уметь: Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети. Осуществлять прием и передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы. Работать с одной из программ-архиваторов. Осуществлять поиск информации в интернете. | 13.10.12 |
8. | Практическая работа: Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). | 1 | Закрепление | Знать: возможности сети Интернет, как найти необходимые энциклопедии и справочники в Интернете. Уметь: работать с электронными энциклопедиями и справочники. | 27.10.12 |
Информационное моделирование (5 ч.) |
10. | §2.7§2.8 Графические информационные модели. Табличные модели. | 1 | Изучение нового материала | Презентации: «Графические и информационные модели» | Знать: Какие существуют формы информационных моделей. Что понимается под графической моделью. Классификацию таблиц. Понятие табличных моделей. Уметь: Определять различные формы информационных моделей. Определять графические информационные модели Ориентироваться в таблично-организованной информации. Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев. | Тестирование |
12. | Практическая работа: Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей. | 1 | Комплексного применения знаний | Знать: Что такое модель? В чем разница между натурой и информационной моделью. Какие существуют формы информационных моделей. Что такое имитационное моделирование. Уметь: Приводить примеры натурных и информационных моделей. Определять различные формы информационных моделей. Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев. | Тестирование |
Хранение и обработка информации в базах данных (12 ч.) |
16. | Практическая работа: Работа с готовой БД | 1 | Закрепление | Знать: Что такое база данных (БД). Что такое СУБД, информационная система. Структуру команд поиска и сортировки информации в БД. Уметь: Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа. Организовывать поиск информации в БД. Редактировать содержимое полей. | Тестирование |
18. | Практическая работа: Создание и заполнение базы данных. | 1 | Комплексного применения знаний | Знать: Элементы базы данных (записи, поля ключи). Типы и форматы полей. Правила заполнения баз данных. Уметь: Создавать новую БД в одной из СУБД. Заполнять БД. Редактировать, созданную БД. | Тестирование |
20. | Практическая работа: Составление условий выбора информации с простыми логическими выражениями. | 1 | Комплексного применения знаний | Знать: Что такое логическая величина. Что такое логическое выражение. Что такое логические операции. Структуру команд поиска. Уметь: Находить логические величины. Составлять простые логические выражения. | Тестирование |
22. | Практическая работа: Составление сложных логических выражения для поиска информации в БД. | 1 | Комплексного применения знаний | Знать: Что такое логическая величина. Что такое логическое выражение. Что такое логические операции. Структуру сложных команд поиска. Уметь: Находить логические величины. Составлять сложные логические выражения. | Тестирование |
24. | Практическая работа: Составление команд на сортировку, удаление и добавление записей. | 1 | Комплексного применения знаний | Знать: Правила составления команд сортировки информации. Правила составления команд добавления и удаления записей. Уметь: Составлять команды на сортировку информации в БД. Составлять команды на добавление и удаление записей в БД. | Тестирование |
Табличные вычисления на компьютере (10 ч.) |
28. | Практическая работа: Работа с готовой ЭТ: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул. Создание ЭТ для решения расчетной задачи. | 1 | Комплексного применения знаний | Знать: Как создавать ЭТ. Правила заполнения полей ЭТ. Типы полей. Уметь: Открывать готовую ЭТ. Редактировать записи полей. Устанавливать типы полей. Заполнять ЭТ. Производить простые вычисления с помощью ЭТ. | Тестирование |
30. | Практическая работа: Манипулирование фрагментами ЭТ, решение расчетных задач. | 1 | Комплексного применения знаний | Знать: Что такое диапазон в ЭТ. Операции, проводимые над фрагментами ЭТ. Уметь: Производить определенные операции с фрагментами ЭТ. Решать простые задачи в ЭТ. Обрабатывать решение задач, используя диапазоны ЭТ. | Тестирование |
32. | Практическая работа: Решение задач с использованием условной и логической функций. | 1 | Комплексного применения знаний | Знать: Правила составления логических выражений. Что такое логические и условные функции. Уметь: Составлять выражения для логических и условных функций. Использовать логические и условные функции в решении задач. Решать сложные вычислительные задачи в ЭТ. | Тестирование |
34. | Практическая работа: Использование встроенных графических средств. | 1 | Закрепление | Знать: Что такое электронная таблица и табличный процессор. Основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации. Уметь: Открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров. Редактировать содержимое ячеек, осуществлять расчеты по готовой электронной таблице. Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка. Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора. | Тестирование |
Календарно-тематическое планирование уроков информатики в 9 классе
№ ур. | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Информационное сопровождение | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители | Дата |
Управление и алгоритмы (10 ч) |
3. | Практическая работа: Разработка линейных алгоритмов для графического исполнителя. | 1 | Комплексного применения знаний | Уметь: Пользоваться языком блок-схем. Понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом языке. Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя. | Тестирование | 19.09.12 |
5. | Практическая работа: Учебный исполнитель алгоритмов. Использование вспомогательных алгоритмов. | 1 | Комплексного применения знаний | Уметь: Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей. Выделять подзадачи, определять и использовать вспомогательные алгоритмы. | 3.10.12 |
6. | Практическая работа: Учебный исполнитель алгоритмов. Циклические алгоритмы. | 1 | Комплексного применения знаний | Уметь: Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей. Выделять подзадачи, определять и использовать вспомогательные алгоритмы. | 10.10.12 |
9. | Практическая работа: Учебный исполнитель алгоритмов. Ветвления. Циклы в сочетании с ветвлениями. | 1 | Комплексного применения знаний | Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей. Выделять подзадачи, определять и использовать вспомогательные алгоритмы. |
10. | Практическая работа: «Составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов для учебного исполнителя» | 1 | Закрепление | Знать: правила составления линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов на языке исполнителя Уметь: составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы для учебного исполнителя |
Программное управление работой компьютера (17 ч) |
12. | §6.34,6.36 Линейные вычислительные алгоритмы. Алгоритмы с ветвящейся структурой. | 1 | Изучение нового материала | Презентации: «Линейные и ветвящиеся алгоритмы» | Знать: Основные типы и виды величин. Представление линейных и ветвящихся алгоритмов. | Тестирование |
14. | Практическая работа: Знакомство с системой программирования на языке Паскаль. Ввод, трансляция и исполнение программы на Паскале. | 1 | Комплексного применения знаний | Знать: Правила составления и оформления программ на Паскале Уметь: Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня. |
15. | Практическая работа: Разработка и исполнение линейных и ветвящихся программ. | 1 | Комплексного применения знаний | Знать: Правила составления и оформления линейных и ветвящихся программ на Паскале Уметь: Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня. Составлять несложные линейные и ветвящиеся программы. |
17, 18. | Практическая работа: Разработка и исполнение линейных и ветвящихся программ. | 2 | Закрепление | Уметь: Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня. Составлять несложные ветвящиеся программы. |
20,21,22. | Практическая работа: Разработка и исполнение циклических программ. | 3 | Комплексного применения знаний Закрепление | Уметь: Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня. Составлять несложные ветвящиеся программы. | Тестирование |
23. | §6.41,6.42 Таблицы и массивы. Массивы в Паскале. | 1 | Изучение нового материала | Знать: Основные типы и виды величин. Назначение языков программирования. Что такое трансляция. Назначение систем программирования. Правила оформления программы на Паскале. Правила представления данных и операторов на Паскале. Последовательность выполнения программы в системе программирования. |
24,25,26. | Практическая работа: Программирование обработки массивов. | 3 | Комплексного применения знаний | Уметь: Составлять несложные программы обработки одномерных массивов. Отлаживать и исполнять программы в системе программирования. | Тестирование |
Информационные технологии и общество (8 ч) |
29. | Практическая работа: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую». | 1 | Комплексного применения знаний | Знать: Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую. Уметь: Переводить числа из одной системы счисления в другую (системы счисления с основанием 2, 8, 10, 16) | Тестирование |
30. | §7.46 История ЭВМ. | 1 | Изучение нового материала | Знать: Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения. Уметь: Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества. |
33. | Творческая работа: создание кроссвордов, буклетов, презентаций по теме: «ИКТ и общество» | 1 | Закрепление | Знать: Понятие Кибернетики, ее предмет и задачи. Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме. Понятие программирования. Правила оформления программы на Паскале. Основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества. Историю способов записи чисел (систем счисления) Уметь: Пользоваться языком блок-схем. Понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом языке. Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей Переводить числа из одной системы счисления в другую Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения |
34. | Защита творческих работ | 1 | Закрепление | Знать: Понятие Кибернетики, ее предмет и задачи. Понятие программирования. Историю способов записи чисел (систем счисления) Уметь: Пользоваться языком блок-схем. Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей Переводить числа из одной системы счисления в другую Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения |
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
знать / понимать:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебные пособия
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Методические пособия
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Информатика и ИКТ: задачник-практикум в 2 т.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Семакин И.Г., Вараксин Г.С., Структурированный конспект курса «Информатика». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
Медиаресурсы
ЭОР к курсу И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ», 8-9 классы, версия ГОС 2004 года
Список литературы.
Методическая литература
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – 2-е издание, исправленное и дополненное – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 380 с
Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 7—9 классы. — М. : Просвещение, 2011. — 32 с. — (Стандарты второго поколения)
Семакин И. Г., УМК «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов,
Дополнительная литература
Кузнецов А. А., Бешенков С. А., Ракитина Е. А., Матвеева Н.В., Милохина Л. В. Непрерывный курс информатики (концепция, системы модулей, типовая программа) //Информатика и образование. 2005, № 1.
Интернет - ресурсы:
http://nauka.kz – Научный портал;
http://edu.gov.kz – Сайт министерства образования;
http://e-library.kz - Электронная библиотека;
http://nit.kz – Сайт информационных технологий;
http://aic.gov.kz – Агентство по информатизации;
http://rusedu.ru – Информатика и информационные технологии в образовании;
http://informatka.ru – Информатика;
http://vselectronik.narod.ru – Электроника, устройство ПК;
http://1semptember.ru – Издательство «1 сентября»;
http://www.computer-museum.ru – Виртуальный компьютерный музей;
http://www.phis.org.ru/informatika - Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников;
http://book.kbsu.ru – Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой;
http://school87.kubannet.ru/info - Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям;
http://www.nethistory.ru – История Интернета в России ;
http://distant.463.jscc.ru – Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова;
http://www.klyaksa.net – Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках;
http://www.orakul.spb.ru/azbuka.htm - Персональный компьютер, или «Азбука PC» для начинающих;
http://teormin.ifmo.ru – Теоретический минимум по информатике;
http://emc.km.ru – Учебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера»;
http://niac.natm.ru/graphinfo - Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР;
http://mega.km.ru/pc - Энциклопедия персонального компьютера;
http://neerc.ifmo.ru/school - Олимпиады школьников по информатике в Санкт-Петербурге;
http://www.junior.ru/wwwexam/ - Тесты по информатике и информационным технологиям .
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...