Статья "Решение задания А9 ЕГЭ по информатике быстро и легко"
статья по информатике и икт (11 класс) по теме

Андреева Валентина Юрьевна

В статье приведен способ решения задач на кодирование, который позволяет быстро и легко решать трудные задачи типа А9 из ЕГЭ по информатике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadaniya_a9_ege_po_informatike_bystro_i_legko.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Решение задания А9 ЕГЭ по информатике быстро и легко.

Чтобы легко решать задачи на декодирование в случае использования неравномерного кода, надо знать следующее:

Код — система условных знаков 

Кодирование — процесс представления информации (сообщения) в виде кода, то есть  переход от представления информации в одной символьной системе к представлению в другой символьной системе (например, с русского языка в двоичный код).

Декодирование — процесс обратного преобразования кода к форме исходной символьной системы, т.е. получение исходного сообщения. Например: перевод из двоичного кода в письменный текст на русском языке.

Кодирование может быть равномерное и неравномерное,  при равномерном кодировании все символы кодируются кодами равной длины, при неравномерном кодировании разные символы могут кодироваться кодами с разным количеством символов. Это осложняет  декодирование.

При  использовании неравномерного кода надо знать, что «сообщение допускает однозначное разбиение, если выполняется условие Фано: никакой код символа не является началом кода другого символа (в этом случае сообщение нужно раскодировать с начала) или обратное условие Фано: никакой код символа не является окончанием кода другого символа (в этом случае сообщение нужно раскодировать с конца).»

Рассмотрим   задание, аналогичное заданию А9 ЕГЭ:

Для кодирования некоторой последовательности, состоящей из букв А, Б, В, Г и Д, используется неравномерный двоичный код, позволяющий однозначно декодировать  полученную  двоичную  последовательность.  Вот  этот  код: А – 00, Б – 010, В –101, Г – 011, Д – 110. Можно ли сократить для одной из букв  длину  кодового  слова  так,  чтобы  код  по-прежнему  можно  было декодировать однозначно? Коды остальных букв меняться не должны. Выберите правильный вариант ответа.  

 

1)  для буквы Д – 11

 2)  это невозможно

 3)  для буквы Г –01

 4) для буквы  Б –01

Разберем, как будет работать декодирующее устройство, и представим для большей наглядности  алгоритм его работы в виде графа.

Поскольку в нашем задании используется код не длиннее  трех символом, то построим граф работы декодирующего устройства  в виде графа, у которого будет 3 уровня.  Вершины нашего графа – это символы двоичного кода, а ветви – это возможные  переходы к следующему символу, то есть те символы, которые могут  следовать за символом на уровне, выше текущего.

Первый символ  может иметь значение 0 или 1, и от каждого значения  построим ветку.

Граф нашей задачи представлен на рисунке 1

1 символ двоичного кода

0

1

2 символ двоичного кода

0

1

0

1

«А»

В

3 символ двоичного кода

0

1

0

1

«Б»

«Г»

«Д»

«Не используется»

Рис.1.  

 Код буквы А – 00, код Б – 010, код Г – 011, код В -10, код  Д – 110, а код – 111 – не используется.

Учтем условие  Фано и проанализируем граф. Из графа видно, что 01 – не может  быть  кодом  каких-либо букв, так как он является началом для букв Б и Г,  а код для буквы Д можно сократить до 11.

Ответ  нашей задачи 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания вступительного экзамена по информатике в лицей для одаренных детей при СевКавГТУ 2009 год

Эти задания вступительного экзамена по информатике в лицей для одаренных детей при Северо-Кавказском Государственном техническом университете были подготовлены мной в 2009 году....

Мастер класс "Быстрый счет-легко и просто"

Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упроще...

Задания школьной олимпиады по информатике 10 класс

представлены задания школьного этапа олимпиады по информатике для 10 класса...

Решение задач по теме «Второй закон Ньютона». Составление практического задания к компьютерной модели «Движение тел на легком блоке».

Решение задач по теме  «Второй закон Ньютона».Составление практического задания к компьютерной  модели «Движение тел на легком блоке».(Использование компьютерных технологий на уроках ф...

Решаем задания, сдаем ГИА по Информатике и ИКТ.

Подготовка обучающихся  Госудорственной  ( итоговой ) аттестации 2014 года (в новой форме) по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ, осваивших основное общеобразовательные программы....

Решаем задания, сдаем ГИА по Информатике и ИКТ.

Подготовка обучающихся  Госудорственной  ( итоговой ) аттестации 2014 года (в новой форме) по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ, осваивших основное общеобразовательные программы....

Теоретические тестовые задания по физкультуре по разделам "Баскетбол", "Волейбол", "Легкая атлетика.Бег на длинные дистанции"

Тестовые задания предназначены для учащихся 6-8 классов по состоянию здоровья освобожденных от практических занятий. Выполнены в виде билетов и включают в себя вопросы по трем темам школьной программы...