Урок: Алгоритмическая структура “ветвление”
методическая разработка (информатика и икт, 7 класс) по теме
Методика подготовки и проведения урока по информатике и ИКТ Алгоритмическая структура “ветвление”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 319.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Методика подготовки и проведения урока по информатике и ИКТ «Алгоритмическая структура “ветвление” »»
Урок подготовил:
учитель информатики ГБОУ
специальной школы № 10
Гудков А.О
Урок по теме «Алгоритмическая структура ”ветвление”»
Место темы урока в курсе информатики
Теоретические вопросы:
Особенности алгоритмов «ветвление». Использование блок-схем при записи алгоритма «ветвление».
Практическая работа:
Решение задач с использованием алгоритма «ветвление».
Урок проводится в рамках изучения раздела «Основы алгоритмизации».
Рассмотрение учебного материала рассчитано на 6 часов (2 четверть). В конце изучения раздела проводится проверочная работа на знание линейных алгоритмов, алгоритмических структур «ветвление», «цикл» (составление блок-схем для заданных задач, нахождение значений переменных после выполнения фрагментов алгоритмов).
Урок проходит после освоения тем:
«Алгоритм и его свойства. Способы записи алгоритмов. Исполнители»,
«Алгоритмические структуры: линейный алгоритм».
Понятия «алгоритм» и «исполнитель» известны ребятам с 6 класса, они обладают необходимыми базовыми знаниями.
Задачи урока:
вспомнить отличительные особенности алгоритмической структуры «ветвление»,
сравнить структуры данного вида алгоритмов и ранее изученного линейного алгоритма,
познакомиться с использованием блок-схем для представления алгоритма «ветвление»,
решить ряд задач, которые имеют разную степень сложности (в расчете на разный уровень подготовки учащихся) на определение выходных данных.
В рамках изучения материала раздела «Основы алгоритмизации» далее следуют уроки:
«Алгоритмическая структура «Цикл»,
«Применение различных видов алгоритмов для решения задач».
После изучения темы данного урока ученики должны иметь представление о том, в каких случаях целесообразно использовать алгоритм «ветвление», к какому результату приводит выполнение данного алгоритма.
Триединая дидактическая цель урока
Образовательный аспект ТДЦ урока:
Вспомнить отличительные особенности алгоритма «ветвление».
Сформировать прочное представление о том, в каких случаях целесообразно использовать алгоритм «ветвление».
Сформировать осознанный подход к использованию линейных алгоритмов и алгоритмов «ветвление» в зависимости от типа задачи.
Дать представление о понятиях «полное ветвление» и «неполное ветвление».
Представить разновидности алгоритмической структуры «ветвление» с помощью блок-схем.
Научить рассчитывать значения переменных после выполнения фрагмента алгоритма «ветвление» по готовой блок-схеме.
Сформировать навыки и умения самостоятельной разработки алгоритмов «ветвление» для решения отдельных задач с использованием блок-схем.
Развивающий аспект ТДЦ урока:
Формирование у учащихся умения сравнивать особенности линейного алгоритма и алгоритма «ветвление».
Развитие логического мышления:
выполнение алгоритма «в уме» по предложенной блок-схеме, анализ полученных результатов,
аргументация целесообразности использования алгоритма «ветвление» при решении конкретной задачи.
Развитие навыков публичного выступления.
Развитие памяти — обогащение словарного запаса новыми терминами («полное и неполное ветвление», блок «условие»).
Развитие познавательного интереса путем решения интересных для учащихся задач.
Воспитательный аспект ТДЦ урока:
Воспитание внимательности и дисциплинированности при составлении и выполнении алгоритмов.
Воспитание усердия и ответственности за выполненную работу.
Урок закрепления новых знаний и выработка умений.
Имеет своей целью выработку умений по применению знаний, их вторичное применение. По форме — собеседование и практикум.
Этапы урока
Организационный момент
Приветствие, объявление темы и задач урока.
Проверка выполнения домашнего задания
Вопросы ко всему классу:
Что такое алгоритм, его основные свойства?
Отличительные особенности линейных алгоритмов?
В каком случае при решении задач следует использовать линейные алгоритмы?
Подготовка к основному этапу занятия
Вопрос ко всему классу (с учетом того, что базовые знания по данному материалу были получены в 6 классе):
Как быть, если в зависимости от выполнения или невыполнения определённого условия возможны несколько вариантов действий при решении задачи?
Усвоение новых знаний и способов действий
Определение алгоритма «ветвление». Рассмотрение задач, для решения которых используется этот алгоритм (от простых к сложным, с учетом вариантов неполного и полного ветвления), составление для этих задач сначала словесных алгоритмов, а затем алгоритмов с использованием блок-схем Работа ведется в режиме собеседования с классом, с привлечением «мотивированных» учеников. Важные тезисы записываются в тетрадь.
Первичная проверка понимания
Разбор хода выполнения алгоритмов по предложенным блок-схемам, которые проектируются на экран с помощью мультимедийного проектора, указание входных данных, выяснение значений выходных данных (на примере нескольких задач). Задание выполняется совместно учениками и учителем. Задачи учитывают различный уровень подготовки и мотивации учащихся группы.
Закрепление знаний и способов действий
Выполнение самостоятельной работы по готовым блок-схемам на карточках (указать входные данные, выяснить значение выходных данных). Задание выполняется учениками по вариантам с учетом уровня подготовки и мотивации учащихся группы. Результаты работа записываются на отдельных листах, которые сдаются учителю для проверки.
Обобщение и систематизация знаний
Работа в режиме собеседования с классом, ответы на вопросы:
Отличительные особенности алгоритма «ветвление».
Целесообразность использования алгоритма «ветвление» при решении различных видов задач.
Различия с линейным алгоритмом.
Виды алгоритмов «ветвление».
Особенности представления алгоритма «ветвление» при помощи блок-схем.
Контроль и самопроверка знаний
Сравнение своих ответов с ответами учителя.
Подведение итогов занятия
Анализ усвоенных знаний.
Рефлексия
Ответы на вопросы:
Что понравилось на уроке?
Что оказалось сложным и почему?
Чему уделить особое внимание при домашней подготовке?
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
№ | Этап и его длительность | ТДЗ этапа | Методы | Формы | Вид деятельности | Критерии оценки деятельности учащихся |
| Организационная часть 2 мин | Включение в деловой ритм, подготовка класса к работе | Устное сообщение | Общеклассные |
| Не оценивается |
| Проверка выполнения домашнего задания 2 мин | Выявить уровень знаний по д. з., сосредоточить внимание на основных понятиях | Эвристическая беседа (ответы на вопросы по предыдущему уроку, связанные с темой текущего урока) | Сочетание общеклассных и индивидуальных | Ответы на вопросы | + за правильный ответ |
| Подготовка к основному этапу занятия 4 мин | Актуализация опорных знаний и умений | Эвристическая беседа (ответы на вопросы, позволяющие «подойти» к теме текущего урока) | Сочетание общеклассных и индивидуальных | Ответы на вопросы | + за правильный ответ |
| Усвоение новых знаний и способов действий 10 мин | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания материала, активизация учебно-познавательной деятельности, развитие памяти и речи | Собеседование и метод иллюстраций (определение алгоритма «ветвление», рассмотрение задач, для решения которых используется этот алгоритм) | Сочетание общеклассных и индивидуальных | Работа с привлечением «мотивированных» учеников, запись тезисов в тетрадь, совместное решение задач | + за активное участие в обсуждении |
| Первичная проверка понимания 7 мин | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция | Метод иллюстраций (пример разбора блок-схем для разновидностей алгоритма «ветвление») | Сочетание общеклассных и индивидуальных | Совместное (с учителем) выполнение практического задания | + за активное участие в обсуждении |
| Закрепление знаний и способов действий 10 мин | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации | Тренировочные упражнения по вариантам | Индивидуальное задание | Самостоятельная работа по карточкам | Самостоятельная работа учитывает общий уровень подготовки и мотивации учащихся – «средний уровень подготовки», «хороший и отличный уровень подготовки». Для каждого уровня разрабатывается по 2 варианта задания. Задания раздаются с учетом успехов учеников на предыдущих занятиях. За правильное выполнение заданий ставится оценка «5», за неточное выполнение – «4», за неудачную попытку выполнить задание – «3». Т.о. каждый ученик на первом занятии по данной теме имеет возможность получить положительную оценку. |
| Обобщение и систематизация знаний 3 мин | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме | Собеседование | Сочетание общеклассных и индивидуальных | Ответы на вопросы по текущей теме | Не оценивается. |
| Контроль и самопроверка знаний 2 мин | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции | Устное сообщение учителя | Индивидуальная работа | Сравнение своих ответов с ответами учителя, самопроверка | Оценивается самими учениками для себя (самоконтроль). |
| Подведение итогов урока 2 мин | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы | Устное сообщение учителя | Общеклассные |
| Оценивается в общих словах. |
10. | Рефлексия 2 мин | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества | Собеседование | Общеклассные | Ответы на вопросы | Не оценивается. |
11. | Домашнее задание 1 мин | Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию | Устное сообщение учителя | Общеклассные | Консультация | Не оценивается. |
Дата проведения: 22.11.11
Тип урока и его структура
Урок закрепления новых знаний и выработка умений.
Имел своей целью выработку умений по применению знаний, их вторичное применение.
Теоретические вопросы
Особенности алгоритмов «ветвление». Использование блок-схем при записи алгоритма «ветвление».
Практическая работа
Решение задач с использованием алгоритма «ветвление».
Урок проводился в рамках изучения раздела «Основы алгоритмизации».
Рассмотрение учебного материала раздела рассчитано на 6 часов. В конце изучения раздела проводится проверочная работа на знание линейных алгоритмов, алгоритмических структур «ветвление», «цикл» (составление блок-схем для заданных задач, нахождение значений переменных после выполнения фрагментов алгоритмов).
Данный урок проводился после освоения тем:
«Алгоритм и его свойства. Способы записи алгоритмов. Исполнители»,
«Алгоритмические структуры: линейный алгоритм».
Понятия «алгоритм» и «исполнитель» известны ребятам с 6 класса, они обладали необходимыми базовыми знаниями.
Задачи урока:
вспомнить отличительные особенности алгоритмической структуры «ветвление»,
сравнить структуры данного вида алгоритмов и ранее изученного линейного алгоритма,
познакомиться с использованием блок-схем для представления алгоритма «ветвление»,
решить ряд задач, которые имеют разную степень сложности (в расчете на разный уровень подготовки учащихся) на определение выходных данных.
В рамках изучения материала раздела «Основы алгоритмизации» далее следуют уроки:
«Алгоритмическая структура «Цикл»,
«Применение различных видов алгоритмов для решения задач».
После изучения темы данного урока ученики должны получить представление о том, в каких случаях целесообразно использовать алгоритм «ветвление», к какому результату приводит выполнение данного алгоритма.
Триединая дидактическая цель урока
Образовательный аспект ТДЦ урока:
Вспомнить отличительные особенности алгоритма «ветвление».
Сформировать прочное представление о том, в каких случаях целесообразно использовать алгоритм «ветвление».
Сформировать осознанный подход к использованию линейных алгоритмов и алгоритмов «ветвление» в зависимости от типа задачи.
Дать представление о понятиях «полное ветвление» и «неполное ветвление».
Представить разновидности алгоритмической структуры «ветвление» с помощью блок-схем.
Научить рассчитывать значения переменных после выполнения фрагмента алгоритма «ветвление» по готовой блок-схеме.
Сформировать навыки и умения самостоятельной разработки алгоритмов «ветвление» для решения отдельных задач с использованием блок-схем.
Развивающий аспект ТДЦ урока:
Формирование у учащихся умения сравнивать особенности линейного алгоритма и алгоритма «ветвление».
Развитие логического мышления:
выполнение алгоритма «в уме» по предложенной блок-схеме, анализ полученных результатов,
аргументация целесообразности использования алгоритма «ветвление» при решении конкретной задачи.
Развитие навыков публичного выступления.
Развитие памяти — обогащение словарного запаса новыми терминами («полное и неполное ветвление», блок «условие»).
Развитие познавательного интереса путем решения интересных для учащихся задач.
Воспитательный аспект ТДЦ урока:
Воспитание внимательности и дисциплинированности при составлении и выполнении алгоритмов.
Воспитание усердия и ответственности за выполненную работу.
Этапы урока:
Организационный момент
Приветствие, объявление темы и задач урока.
Проверка выполнения домашнего задания
Вопросы ко всему классу по теме предыдущих уроков раздела.
Подготовка к основному этапу занятия
Вопросы ко всему классу (с учетом того, что базовые знания по данному материалу были получены в 6 классе), которые помогают «подойти» к теме урока.
Усвоение новых знаний и способов действий
Определение алгоритма «ветвление». Рассмотрение задач, для решения которых используется этот алгоритм (от простых к сложным, с учетом вариантов неполного и полного ветвления), составление для этих задач сначала словесных алгоритмов, а затем алгоритмов с использованием блок-схем. Тезисы записывались в тетрадь.
Первичная проверка понимания
Совместно с учителем разбор хода выполнения алгоритмов по предложенным блок-схемам, указание входных данных, выяснение значений выходных данных (на примере нескольких задач).
Закрепление знаний и способов действий
Выполнение самостоятельной работы по готовым блок-схемам на карточках (указать входные данные, выяснить значение выходных данных). Задание выполняется учениками по вариантам с учетом уровня подготовки и мотивации учащихся группы. Результаты работы записывались на отдельных листах, которые сдавались учителю для проверки.
Обобщение и систематизация знаний
Работа в режиме собеседования с классом, ответы на вопросы по новой теме.
Контроль и самопроверка знаний
Сравнение своих ответов с ответами учителя.
Подведение итогов занятия
Анализ усвоенных знаний.
Рефлексия
Ответы на вопросы по результатам работы на уроке.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Оборудование, использованное на уроке:
компьютеры,
мультимедийный проектор,
классная доска.
Наглядные пособия:
презентации по теме «Алгоритмическая структура “ветвление”»
фрагменты программ, представленные в форме блок-схем, в электронном виде;
карточки для тренировочного упражнения с фрагментами программ, представленными в форме блок-схем.
В подгруппе учится 11 человек, из них 6 мальчиков и 5 девочек. Класс дружный, активный, ребята с уважением относятся друг к другу и к учителям, в общении доброжелательны, у многих выражены черты лидера.
При изучении предмета «Информатика и ИКТ» ученики подгруппы проявляют интерес, понимание, мотивацию. По результатам предыдущей четверти 3 человека имеют оценку «5», 6 человек – оценку «4», два человека – оценку «3». В потенциале на оценку «5» может претендовать 5 человек, с оценкой «4» четверть могут закончить также 5 человек. На уроках в своем большинстве ребята хорошо воспринимают материал, умеют работать совместно.
Во время проведения урока для лучшего восприятия материала я использовала собеседование с учениками всей подгруппы и самостоятельную работу (краткое объяснение учителя, а затем практическая работа для усвоения нового материала). Для выполнения практической работы были подготовлены дифференцированные задания (для успешных учеников и для отстающих в понимании учебного материала).
Урок проходил в соответствии с разработанной ранее технологической картой. На занятии присутствовали все 11 человек.
На разных этапах урока для достижения ТДЦ использовались различные формы и методы обучения:
Этапы 1,8,9,11 – устное сообщение учителя (на этих этапах необходимо было сосредоточить внимание учеников на важности момента, приготовить их к восприятию новой, значимой информации)
Этапы 2,3 – эвристическая беседа (эти этапы помогли вспомнить материал, необходимый для освоения новых знаний)
На перечисленных этапах в той или иной степени затрагивались различные аспекты ТДЦ.
Этапы 4,5,6 – являлись основными на уроке.
Для этапа 4 использовался метод собеседования с иллюстрациями для лучшего восприятия информации (объяснение новой темы), что в большей мере соответствует образовательному аспекту ТДЦ урока.
На 5 этапе метод иллюстраций помог понять практическую составляющую вопроса (развивающий аспект ТДЦ).
6 этап – тренировочное упражнение – позволил проявить самостоятельность в освоении нового материала, что способствовало достижению и развивающего, и воспитательного аспекта ТДЦ урока.
На этапах 7 и 10 использовалось собеседование для формирования целостной системы ведущих знаний по теме
Время на уроке в этой подгруппе было распределено рационально, прослеживалась взаимосвязь между этапами. Отведенного времени на объяснение теоретического материала (10 мин) и времени на совместное выполнение практического задания (7 мин) вполне хватило на успешное написание самостоятельной работы (10 мин). Ход урока оказался эффективным для освоения нового материала, тема урока в таком изложении для учеников оказалась несложной, но для некоторых учеников потребовалась доработка.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков
На 2,3,4,5 этапах урока осуществлялся путем выставления «плюсов». По результатам работы 1 человек, получив 4 «плюса», смог повысить оценку за тренировочное упражнение на 1 балл.
6 этап (выполнение тренировочного упражнения) оценивался по 5-тибалльной системе:
за правильное выполнение заданий ставилась оценка «5», за неточное выполнение – «4», за неудачную попытку выполнить задание – «3».
Ребята должны были письменно указать, по какой ветке блок-схемы будет выполняться алгоритм, и вычислить выходные данные.
Итог практической работы:
7 человек – оценка «5» (с учетом 1 человека, получившего 4 «плюса» на предыдущих этапах),
4 человека – оценка «4».
Тех, кто не справился с заданием, не оказалось.
Дидактические материалы урока
ЗАДАНИЯ СРЕДНЕЙ СЛОЖНОСТИ
Тренировочные упражнения для задач с использованием алгоритма «ветвление»
Вариант 1-а
1. Найдите значения переменной y после выполнения программы
1. Найдите значения переменной S после выполнения программы
Тренировочные упражнения для задач с использованием алгоритма «ветвление»
Вариант 2-а
1. Найдите значения переменной y после выполнения программы
1. Найдите значения переменной S после выполнения программы
ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ
Тренировочные упражнения для задач с использованием алгоритма «ветвление»
Вариант 1-б
1. Найдите значения переменной S после выполнения программы при X=1, Y=2, Z=3
1. Найдите значения переменной с после выполнения программы
Тренировочные упражнения для задач с использованием алгоритма «ветвление»
Вариант 2-б
1. Найдите значения переменной S после выполнения программы при X=1, Y=3, Z=3
1. Найдите значения переменной c после выполнения программы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Алгоритмические конструкции следование, ветвление, повторение.
Раздел «Алгоритмизация и программирование» является одним из самых сложных в курсе «Информатика и ИКТ», поэтому немаловажно с самого первого урока контролировать понимание учебного материала учащимися...

Разработка урока Алгоритмическая конструкция ветвление 8 класс
Архив содержит технологическую карту урока, презентацию, карту урока, домашнее задание. Материал соответсвует ФГОС, к учебнику Босовой Л.Л....

Открытый урок "Алгоритмическая конструкция «Ветвление»"
ФИО учителя: Пятышина Елена Константиновна.ОУ: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предмет...
Технологическая карта урока "Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления"
Урок в 8 классе "Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления"...

Презентация к уроку "Алгоритмическая структура "Ветвление"
Презентация к уроку информатики в 8 классе "Алгоритмическая структура "Ветвление"....

Конспект урока "Алгоритмическая структура "Ветвление""
Урок-практикум, который тесным образом связан с изученным материалом, а также способствует прочному его усвоению...

План-конспект урока «Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления»
План-конспект урока «Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления»...