Рабочая программа по предмету "Основы теории информации"
рабочая программа по информатике и икт по теме

Рабочая программа по прдмету "Основы теории информации" для студентовЮ обучающихся по специальности ФГОС "Компьютерные сети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_predmetu_teoriya_informacii.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ СПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Теория информации

2012 г.


Рабочая программа учебной дисциплины является  частью основной  профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО  230111 Теория информции, входящей в состав укрупненной группы специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника

Организация-разработчик ГОУ СПО Санкт-Петербургский колледж информационных технологий

Разработчик:

Кузнецов С.П,.   ГОУ СПО «Санкт-Петербургский колледж информационных технологий»


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и  содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации примерной программы учебной дисциплины

9

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

9


1. паспорт РаБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Операционные системы.

1.1. Область применения программы

        Рабочая программа  учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, входящим в состав укрупненной группы специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника

230111 Теория информации

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

применять закон аддитивности информации  ;

применять теорему Котельникова;

использовать формулу Шеннона.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

виды и формы представления информации;

методы и средства определения количества информации;

принципы  кодирования и декодирования информации ;

способы передачи цифровой информации;

методы повышения помехозащищенности передачи и приема данных;

основы теории сжатия данных

1.4.  Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося   110  часов, в том числе:

        обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося   73  часа;

        самостоятельной работы обучающегося   37  часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

110

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

         73

в том числе:

     практические занятия

20

     лабораторные работы

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

37

в том числе:

 работа с конспектом и другими источниками информации  с целью подготовки к практическим занятиям

20

 работа с конспектом и другими источниками информации  с целью подготовки к контрольным работам

12

Подготовка рефератов

5

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Основы теории информации»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,  лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Измерение и кодирование информации

Тема 1.1 Предмет теории информации. Непрерывная и дискретная информация

1. Предмет и основные разделы кибернетики.

2. Предмет теории информации.

3. Принцип управления.

4. Характеристики  непрерывной и дискретной информации.

5. Перевод непрерывной информации в дискретную.

6. Кодирование информации.

7. Частота дискретизации.

8. Теорема Котельникова и ее применение.

12

1

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. Проработка конспекта лекции, учебной литературы и Интернет источников.

6

Тема 1.2. Общая схема передачи информации

1. Схема передачи информации.

2. Канал передачи информации.

3. Скорость передачи информации.

4. Аналоговые и цифровые преобразователи.

5. Сущность АВМ и ЦВМ и их применение на практике.

6

1

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. Проработка конспекта лекции, учебной литературы и Интернет источников.

3

Тема 1.3 Измерение информации

1. Методы измерения информации.

2. Вероятностный подход к измерению информации. Мера информации Шеннона.

3. Понятие энтропии. Свойства количества информации и энтропии.

4. Алфавитный подход к измерению информации.

6

2

Практическая работа.  Решение задач по измерению информации.

4

2

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. Решение задач по теории информации.  Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, справочной  и научной литературы.

8

Тема 1.4. Кодирование информации.

1. Постановка задачи кодирования.

2. Кодирование информации при передаче без помех. Первая теорема Шеннона.

3. Кодирование информации при передаче в канале с помехами. Вторая теорема Шеннона.

4. Основные виды помехоустойчивых кодов.

5. Практическая реализация помехоустойчивого кодирования.

10

1

Практическая работа. Решение задач по кодированию информации.

4

2

Контрольная работа. Работа по разделу 1. «Измерение и кодирование информации»

1

2

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. Решение задач по кодированию информации.  Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, справочной  и научной литературы. Подготовка к ответам на контрольные вопросы и к контрольной работе.

8

Раздел 2.  Основы  преобразования информации

Тема 2.1 Сжатие информации.

1. Сжатие информации, как основной аспект передачи данных. Пределы сжатия информации.

2. Простейшие алгоритмы сжатия информации.

3. Применение метода Шеннона-Фено для сжатия данных. Примеры.

4. Метод  Хаффмена.  Применение метода Хаффмена для сжатия данных.

5. Подстановочные или словарно-ориентированные методы сжатия данных.

6. Арифметический метод  сжатия данных

16

1

Практическая работа. Выполнение заданий по сжатию данных.

4

2

Самостоятельная работа.  Выполнение домашних заданий. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. Выполнение практических заданий по сжатию  информации.  Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, справочной  и научной литературы.

6

Тема 2.2. Шифрование информации

1. Основные понятия классической криптографии.

2. Классификация шифров.

3. Шифры перестановки и шифры замены.

4. Потоковые шифрующие системы.

5. Симметричные блочные шифры. Шифры DES, AES.

6. Асимметричные шифры. Шифр  RSA.

20

1

Лабораторные работы: «Классические криптосистемы», «Криптосистема AES»,  «Криптосистема RSA»

6

2

Зачетное занятие

2

2

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. Решение задач по кодированию информации.  Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, справочной  и научной литературы. Подготовка к ответам на контрольные вопросы и к контрольной работе.

        

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия компьютерного класса.

Оборудование класса:

- 15 персональных компьютеров, объединенных в сеть;

- рабочее место преподавателя;

- комплект лицензионного программного обеспечения;

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;

Технические средства обучения:

- компьютер  преподавателя  с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

В. В. Лидовский  Теория информации. Москва. Компания Спутник 2004.

Л. М. Дергачева. Решение типовых задач по информатике, Москва, Бином 2011 г.

Дополнительные источники:

Р. Л. Стратонович. Москва, Советское радио, 1975 г


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и письменной внеаудиторной самостоятельной работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

применять закон аддитивности информации  

практические занятия


применять формулу Котельникова

практические занятия


Применять формулу Шеннона

практические занятия

Знания:

виды и формы представления информации

тестирование

методы и средства измерения количества информации

тестирование, практические занятия

принципы кодирования и декодирования информации

тестирование, практические занятия

способы передачи цифровой информации

тестирование, практические занятия

методы повышения помехозащищенности приема и передачи данных

тестирование

основы теории сжатия данных

тестирование, практические занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре, теории вероятностей и статистике 7 класс

Подробная рабочая программа по алгебре, теории вероятностей и статистике 7 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...

Рабочая программа курса по теории вероятностей и статистики для 7-8 классов.

Рабочая программа курса по теории вероятностей и статистики для 7-8 классов....

Рабочая программа по алгебре, теории вероятности и статистике 7 класс

Рабочая программа по алгебре, теории вероятности и статистике 7 класс...

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика решения текстовых задач"

Пояснительная записка. Решение текстовых задач составляет значительную часть деятельности школьников при изучении математики. В обучении они являются и целью, и средством обучения и математическо...