Избирательное право в Российской федерации
материал по информатике и икт (11 класс) по теме

Белянская Татьяна Михайловна

откратый урок по теме Избирательное право в России

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Цели и задачи:

Сформировать представление об избирательном праве в России.

Сформировать эмоционально-ценностное отношение к избирательному процессу в нашей стране.

        Создать представление о демократических выборах и принципах участия граждан в выборах.

        Сформировать у учащихся представление об избирательном праве, избирательной системе, действующей в России, принципах участия граждан в выборах;

        Формировать у учащихся активную жизненную позицию, донести до их сознания необходимость участия каждого гражданина в выборах органов власти.

Оборудование: Схемы «Избирательное право», «Избирательные системы», «Стадии избирательного процесса»  (для школьной доски и в виде раздаточного материала для учащихся);

 Наглядный материал, посвященный выборам, для оформления и доски;

Раздаточный материал «Статья 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» для каждого ученика (Приложение 1);

Мультимедийное оборудование, компьютеры,  программное  обеспечение

Ход урока:

1 этап. Погружение в проблему.

2 этап. Освоение нового материала.

3 этап.  Избирательная система

4 этап. Подведение итогов - гражданская позиция по отношению к выборам.

        5  этап.  Домашнее задание:

Основные вопросы содержания.

1.Понятие «выбор» и его роль в жизни человека.

2. Избирательное право в РФ:

- цель,

- виды,

- ограничения,

- принципы,

- значение для государства и гражданина.

3. Избирательные системы.

4. Гражданская позиция по вопросу  о выборах.

1 этап. Погружение в проблему.

Обсудите в группах и напишите ассоциации со словом «выбор».

Выскажите и обоснуйте свое мнение о важности выбора в жизни человека, используя ассоциации с этим словом.

Дополните схему вариантов жизненного выбора человека и докажите их важность.

2 этап. Освоение нового материала.

Продолжите предложение.

Участие в выборах нужно для того, чтобы ___________________.

варианты ответа.

выбирать достойного президента

чтобы влиять на жизнь в стране

чтобы выбрать самого лучшего

это право человека

чтобы сделать свой выбор

так надо

не знаю

Назовите главную цель процедуры выборов и запишите значение этого понятия.

Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять  их интересы в тех или иных органах власти.

На основе известных определений сформулируйте понятие «избирательное право».

проверь себя

Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранным в государственные органы.

Дополните схему «Виды избирательного права».

ТРЕБОВАНИЯ:

 1.  Достижение определенного возраста. ( Президентом - с 35 лет).

 2.  Знание проблем государства и определённое время проживания в РФ. (Президент – проживание в России последних 10 лет постоянно).

 3.  Один и тот же человек не может одновременно занимать должность в различных ветвях власти (Депутат Государственной Думы не может стать Президентом и наоборот).

 4.  Право избирать и быть избранными имеют граждане, достигшие 18 лет.

 ЛИШЕНЫ ЭТОГО ПРАВА:

1.  Лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

2.  Лица, признанные недееспособными  (т.е. не способными нести ответственность за свои поступки, психически больные)

Перечислите  ограничения  (цензы) избирательного права:

гражданства, т.е. принимать участие в выборах могут только граждане государства.

оседлости, т.е. голосовать могут только те, кто прожил в государстве определенное время.

имущественные – запрет на участие в выборах тех, кто обанкротился.

моральный – запрет на участие в выборах лиц, которые лишены свободы за совершение преступлений.

образовательный – требование кандидатам иметь соответствующий уровень образования.

проверь себя

1)  Что такое избирательное право? Какой документ закрепляет это право?

 2)  Каким бывает избирательное право?

 3)  Какое право называют активным? Пассивным?

 4)  Какие лица лишены избирательного права?

 5)  Какие требования выдвигаются к осуществлению пассивного избирательного права?

 6) Что такое референдум? Какие вопросы выносятся на референдум?

Определите  возраст кандидатов в депутаты:

- президента РФ

- депутата Государственной Думы РФ

- главы исполнительного органа субъекта РФ

- главы местного самоуправления.

3 этап.  Избирательная система

порядок организации, проведения выборов и определения результатов голосования

После анализа схемы проводится беседа по вопросам:

1) Что такое избирательная система?

 2)  Какие виды избирательных систем существуют в мире?

 3)  Какая избирательная система действует в России?

 Задание учащимся для самостоятельной работы:

Ситуация 1.         Используя электронную таблицу  выполните следующее задание:        найдите  недостатки и достоинства мажоритарной избирательной системы, проанализировав результаты выборов в стране N с вымышленным названием «Мажоритария»

                На президентских выборах баллотировалось пять кандидатов: А, B, C, D, E. Для победы в первом туре необходимо было получить свыше 50 % голосов избирателей. Кандидат А получил 35 % , В- 25 %, С – 15 %, D – 12 %, Е – 10% голосов избирателей, пришедших на избирательные участки. Таким образом, ни один из кандидатов не сумел получить необходимой поддержки. Потребовалось проведение второго тура выборов, в который прошли кандидаты А и В. В результате повторного голосования победу одержал кандидат А – получивший поддержку 29 % голосов избирателей данной страны. Кандидата В поддержали лишь 21 % избирателей.

                 Через год в стране состоялись парламентские выборы по мажоритарной системе относительного большинства. В выборах приняло участие 45 % избирателей, живущих в данном государстве. В результате был сформирован парламент, в котором большинство депутатов представляли одну партию. Это позволило сформировать однопартийное правительство, которое управляло страной на протяжении всего срока.

Ситуация 2.        Используя электронную таблицу выполните следующее задание:  Найдите преимущества и слабые звенья в пропорциональной системе, проанализировав следующую ситуацию в стране  N с вымышленным названием «Пропорционария»

                В выборах парламента участвовало 10 партий, семь из которых сумели туда пройти.                 Партия А  получила 22 % голосов и соответственно 25 % мест в парламенте, В – 19 % голосов (20% депутатских мандатов), С – 15 % (15 %), D – 11, 5 % (12 %) и т.д.

                Таким образом, ни одна партия не имела большинства, необходимого, чтобы сформировать правительство. По крайней мере, три партии должны были договориться между собой и создать коалицию. Но программы партий были настолько различны, что по любому поводу возникали недоразумения. За полгода поменялось три правительства. Депутаты делали попытки образовать стабильное правительство, но безуспешно. После очередного распада правящей коалиции глава государства был вынужден распустить парламент и объявить о досрочных парламентских выборах.

ДИСКУССИЯ при выполнении заданий

1. Обоснуйте свое мнение. Может ли страна обойтись без выборов?

2. Обоснуйте свое мнение. Можно стать президентом РФ не имея высшего образования?

3. Обоснуйте свое мнение. Могут ли в демократическом государстве участвовать в выборах люди, имеющие минимальный уровень доходов?

4. Докажите, что принципы избирательного права в России соответствуют демократии.

5. Согласны ли вы с утверждением некоторых людей о том, что женщины не должны голосовать на выборах? Мнение обоснуйте.

Опишите свои действия. Вы приходите на выборы, а возле кабинки стоит человек, указывающий вам, за кого голосовать.

4 этап. Подведение итогов - гражданская позиция по отношению к выборам.

Выскажите свое мнение об абсентизме и обоснуйте его.  

(Абсентеизм – сознательное неучастие граждан в выборах)

Приведите аргументы, подтверждающие первостепенное значение избирательного права граждан в демократическом обществе.

Придумайте в группе социальную рекламу выборов в нашей стране.

Составьте памятку

«Что должен знать о выборах гражданин, и какие он имеет права как избиратель?»

Основные требования к памятке:

Использовать все возможности стиля памятки-обращения

Зафиксировать конкретные права избирателей

Можно говорить об условиях голосования

Памятка может содержать призывы к гражданам.

5  этап  Домашнее задание:

1)  Составить кроссворд по теме «Выборы».

2)  Составить словарь по теме «Выборы»

Приложение 1.

Федеральный Закон

  Об основных гарантиях избирательных прав и права

 на участие в референдуме граждан Российской Федерации

 Статья 3

 1. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

 2. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению».

 ПРИЛОЖЕНИЕ 2  - УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ по теме «Избирательное право в РФ»

Выборы в зависимости  от  конкретного  соотношения  политических  и классовых сил в государстве, политического режима, уровня  политико-правовой культуры и состояния демократических традиций  в  обществе  могут  играть  роль  орудия  в  борьбе  за  власть  господствующего   класса   (или   блока политических сил).  Но  во  многих  случаях  этот  институт  есть  выражение демократизма в государстве и обществе. Путем выборных  процедур  формируются представительные органы государственной власти  и  местного  самоуправления, избираются должностные лица в государстве и  регионах.

В преамбуле Закона от 6 декабря 1994г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» говорится «Демократические  свободные  выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного  самоуправления Российской   Федерации   являются   высшим    непосредственным    выражением принадлежащей народу власти. Государство  гарантирует  свободные   волеизъявление    граждан    на выборах  путем  защиты  демократических  принципов  и  норм   избирательного права».

Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять  их интересы в тех или иных органах власти.

Понятие избирательного права употребляется в широком и узком  смысле.

В   широком   смысле   – это   совокупность   правовых   норм,   регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, в узком   смысле   – нормы,   регулирующие   порядок предоставления права участия в выборах . Иначе - избирательное право – это право граждан избирать и быть избранным в государственные органы.

Избирательное право бывает активное( право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в плебисцитах, референдумах) и пассивное (допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства).

Выделяют ограничения (цензы) избирательного права:

гражданства, т.е. принимать участие в выборах могут только граждане государства.

оседлости, т.е. голосовать могут только те, кто прожил в государстве определенное время.

имущественные – запрет на участие в выборах тех, кто обанкротился.

моральный – запрет на участие в выборах лиц, которые лишены свободы за совершение преступлений.

образовательный – требование кандидатам иметь соответствующий уровень образования.

Ограничены в праве избирать и  быть избранными в РФ лица, признанные судом недееспособными, и лица, содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы.

В Российской Федерации избирать имеют право лица, достигшие 18-летнего возраста, с 18-летнего возраста можно избираться депутатом местного совета, с 21 года – депутатом Государственной Думы, а с 35 – президентом страны.

Под принципами российского  избирательного  права  понимают  основные начала российского демократизма, имеющие руководящее значение  для  выборов, закрепленные в действующих  конституционных  нормах  и  выражающие  сущность власти народа в  государстве. Иначе -  это требования, при соблюдении которых выборы признаются законными.

К  принципам избирательного права относят: всеобщность выборов;  равноправие избирателей  на  выборах;  непосредственность  избрания  депутатов  и  тайну голосования, обеспечивающую свободу волеизъявления избирателей на выборах.

Всеобщим  признается  такое  избирательное  право,  при  котором  все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать  участие  в выборах.

Равное  избирательное  право  трактуется  в  Федеральном  законе  как участие  граждан  на  выборах  «на  равных  основаниях». Все голоса должны  иметь  «равный  вес», то есть одинаково влиять на результат выборов.

Прямое избирательное  право  означает,  что  избиратели  голосуют  на выборах за или против кандидатов непосредственно.  Прямые  выборы  позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам,  которых они знают и которым они данный пост доверяют.

Тайное  голосование-  обязательный  атрибут  демократической  системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет  свою  волю без  всякого  контроля  за  ним,  давления  или  запугивания,  а   также   с сохранением своего гарантированного права никому и  никогда  не  сообщать  о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени  не  подлежат нумерации, и никто не в праве пытаться идентифицировать личность  избирателя по использованному бюллетеню.

Демократизация    российской    избирательной    системы    привнесла существенный  элемент  —  состязательность  кандидатов  на   выборах.   Этот принцип, получивший широкое мировое признание, наконец-то прочно вошел  и  в нашу российскую избирательную  практику.  Состязательность  кандидатов  есть свидетельство зарождения гражданского общества в России.

Ныне действующая Конституция России не  содержит  специальной  главы, но во  множестве  положений Конституции РФ (ст. ст. 3, 32, 71, 81, 84, 96, 97, 102, 109,  111, 117, 130) и в п. 3, 5, 7 и  8  раздела  второго  содержатся  конституционные основы избирательной системы.

 Для реализации субъективного избирательного права граждан  Российской Федерации  необходимы  определенные   действия   участников   избирательного процесса: избирателей, избирательных  объединений,  избирательных  комиссий, органов государственной власти.

Избирательная система - в широком смысле - порядок формирования выборных (представительных) органов государства. Избирательная система регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Избирательная система - в узком смысле - система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.

Выделяют избирательные системы:

1)Мажоритарная избирательная система - система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Различают мажоритарные системы абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

2) Пропорциональная избирательная система - порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими свои кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов.

В России – смешанная избирательная система, потому что порядок определения результатов голосования на выборах президента – мажоритарный, а на выборах в Государственную Думу – пропорциональный.

Литература:

Конституция Российской Федерации. М., Юридическая литература, 2008 г.

Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Внеурочная деятельность учащихся по правовому образованию школьников. Российский фонд правовых реформ. М., 2009.

 Коваленко А.И. Правоведение. 10 -11 кл. М., 2010.

 Обществознание. Краткий справочник школьника. 9-11 кл. М., « Дрофа», 2009.

 Политологический словарь. М., 2000.

 Певцова Е. А. Обществознание. М., «Русское слово», 2010.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» «Конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (всенародном голосовании )» Ст.32 Конституции Российской Федерации

Слайд 2

Цели и задачи : Сформировать представление об избирательном праве в России. Сформировать эмоционально-ценностное отношение к избирательному процессу в нашей стране . Формировать у учащихся активную жизненную позицию, донести до их сознания необходимость участия каждого гражданина в выборах органов власти.

Слайд 3

Основные вопросы содержания. 1 . Понятие «выбор» и его роль в жизни человека. 2. Избирательное право в РФ: - цель, - виды, - ограничения, - принципы, - значение для государства и гражданина. 3. Избирательные системы. 4 . Гражданская позиция по вопросу о выборах.

Слайд 4

Зачем нужны выборы? выбирать достойного президента чтобы влиять на жизнь в стране чтобы выбрать самого лучшего это право человека чтобы сделать свой выбор так надо не знаю

Слайд 5

Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти.

Слайд 6

Выборы: укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения помогают людям выказать поддержку или разочарование существующему правительству это эффективный способ политического просвещения народа это есть барометр общественного мнения

Слайд 7

Выборы президента школы

Слайд 8

Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранным в государственные органы. Активное право – право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в плебисцитах, референдумах Пассивное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства.

Слайд 9

Цензы (ограничения): гражданства, т.е. принимать участие в выборах могут только граждане государства. оседлости, т.е. голосовать могут только те, кто прожил в государстве определенное время. имущественные – запрет на участие в выборах тех, кто обанкротился. моральный – запрет на участие в выборах лиц, которые лишены свободы за совершение преступлений. образовательный – требование кандидатам иметь соответствующий уровень образования.

Слайд 10

Какие ограничения или цензы вы знаете в РФ?

Слайд 11

В Российской Федерации: избирать имеют право лица, достигшие 18-летнего возраста. с 18-летнего возраста можно избираться депутатом местного совета. с 21 года – депутатом Государственной Думы с 35 – президентом страны.

Слайд 12

Некоторые ограничены в праве избирать и быть избранными: лица, признанные судом недееспособными лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

Слайд 13

Абсентеизм – сознательное неучастие граждан в выборах Участие в выборах, это, в первую очередь, конституционное право граждан

Слайд 14

Принципы избирательного права - это те требования, при соблюдении которых выборы признаются законными.

Слайд 15

Принципы избирательного права всеобщее равное прямое свободное тайное Всеобщим избирательным правом в выборах обладают (при определенных цензах) все взрослые граждане мужского и женского пола.

Слайд 16

действия всех политических субъектов, которые так или иначе связаны с выборами. Избирательный процесс -

Слайд 17

Стадия подготовки, куда включаются такие действия, как назначение даты выборов, создание избирательных округов и избирательных комиссий, составление списков избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов. I стадия

Слайд 19

Избирательная компания, которая включает агитационно-пропагандистские действия кандидатов или политических партий, принимающих участие в выборах. II стадия

Слайд 20

Дебаты

Слайд 21

Голосование, подсчёт голосов, общее подведение итогов. III стадия

Слайд 23

Избирательные системы Мажоритарная (Беларусь, США, Великобритания, Франция) Пропорциональная (Россия, Испания, Швейцария, Нидерланды, Чехия) Абсолютного большинства Относительного большинства Смешанная - основана на принципах мажоритарной и пропорциональной систем. (Франция, Италия, Россия, Польша)

Слайд 24

Особенности мажоритарной системы: Существует тесная связь между депутатами и избирателями, потому что округа одномандатные и каждый депутат представляет свой регион; Партия (или избирательный блок), проигравшая на выборах по одномандатному округу, то есть получившая, например 49% голосов (незначительное меньшинство), может быть вообще не представлена в парламенте. Нередко избираются депутаты, удобные властям данного региона, или сами представители властных структур; Выборы могут вызывать социальную напряженность в нестабильном обществе

Слайд 25

2) Депутаты, избранные по партийным спискам, ответственны не только перед народом, но и перед своей политической партией; Особенности пропорциональной системы: В представительном органе могут быть широко представлены социальные, этнические, конфессиональные и другие группы (достаточно им образовать свои партии);

Слайд 26

1 2 3 4 5 6 7 8 Задачи

Слайд 27

1. Может ли страна обойтись без выборов? Назад

Слайд 28

2. Можно стать президентом РФ не имея высшего образования? Назад

Слайд 29

3. Какие существуют избирательные системы? Назад

Слайд 30

4. Могут ли в демократическом государстве участвовать в выборах люди, имеющие минимальный уровень доходов? Назад

Слайд 31

5.Перечислите принципы избирательного права. Назад

Слайд 32

6. Могут ли женщины голосовать на выборах? Назад

Слайд 33

7. Вы приходите на выборы, а возле кабинки стоит человек, указывающий вам, за кого голосовать. Правомочно ли это? Назад

Слайд 34

8. По какой избирательной системе формируется Государственная Дума РФ? Назад

Слайд 35

Задача №1 Используя электронную таблицу найдите недостатки и достоинства мажоритарной избирательной системы, проанализировав результаты выборов в стране N с вымышленным названием « Мажоритария » На президентских выборах баллотировалось пять кандидатов: А, B , C , D , E . Для победы в первом туре необходимо было получить свыше 50 % голосов избирателей. Кандидат А получил 35 % , В- 25 %, С – 15 %, D – 12 %, Е – 10% голосов избирателей, пришедших на избирательные участки. Таким образом, ни один из кандидатов не сумел получить необходимой поддержки. Потребовалось проведение второго тура выборов, в который прошли кандидаты А и В. В результате повторного голосования победу одержал кандидат А – получивший поддержку 29 % голосов избирателей данной страны. Кандидата В поддержали лишь 21 % избирателей. Через год в стране состоялись парламентские выборы по мажоритарной системе относительного большинства. В выборах приняло участие 45 % избирателей, живущих в данном государстве. В результате был сформирован парламент, в котором большинство депутатов представляли одну партию. Это позволило сформировать однопартийное правительство, которое управляло страной на протяжении всего срока.

Слайд 36

Используя электронную таблицу найдите преимущества и слабые звенья в пропорциональной системе, проанализировав следующую ситуацию в стране N с вымышленным названием « Пропорционария » В выборах парламента участвовало 10 партий, семь из которых сумели туда пройти. Партия А получила 22 % голосов и соответственно 25 % мест в парламенте, В – 19 % голосов (20% депутатских мандатов), С – 15 % (15 %), D – 11, 5 % (12 %) и т.д. Таким образом, ни одна партия не имела большинства, необходимого, чтобы сформировать правительство. По крайней мере, три партии должны были договориться между собой и создать коалицию. Но программы партий были настолько различны, что по любому поводу возникали недоразумения. За полгода поменялось три правительства. Депутаты делали попытки образовать стабильное правительство, но безуспешно. После очередного распада правящей коалиции глава государства был вынужден распустить парламент и объявить о досрочных парламентских выборах. Задача №2

Слайд 37

Составление памятки (Задание выполните в программе Microsoft Office Word) «Что должен знать о выборах гражданин, и какие он имеет права как избиратель?» Основные требования к памятке: Использовать все возможности стиля памятки-обращения Зафиксировать конкретные права избирателей Можно говорить об условиях голосования Памятка может содержать призывы к гражданам. Задача №3

Слайд 38

Домашнее задание 1) Составить кроссворд по теме «Выборы». 2) Составить словарь по теме «Выборы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Избирательное право и выборы в Российской Федерации

Методическая разработка содержит интерактивную презентацию и методические рекомендации по изучению предложенной темы урока. На презентации показаны схемы, рисунки, фото на слайдах, наглядн...

Презентационный материал к уроку по теме "Избирательная система в Российской Федерации. Политические партии"

Презентация к уроку обществознания в 10 классе по теме "Демократические выборы и политические партии"...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ .Избирательное право-конституционное право граждан Российской Федерации

Цели:1.     Пополнение знаний о процессе и процедуре демократических выборов.2.     Повышение уровня правового и гражданского воспитания будущих избирателей, пр...

"Избирательное право-конституционное право граждан Российской Федерации"

Цели: после урока учащиеся смогут: назвать принципы избирательного права, работать с документами, словарем, работать в группе, понять необходимость участия в выборах...

Технологическая карта учебного занятия по обществознанию по теме "Избирательное право в Российской Федерации"

Технологическая карта учебного занятия позволяет провести учебное занятие в соответствие с современными требованиями, указав все этапы деятельности преподавателя и обучающихся, оценить обучающимся св...

презентация ОБЖ 9 класс "Основы семейного права в Российской Федерации."

Основы семейного права в Российской Федерации....