Рабочая программа по информатике 7 класс
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

Панова Анна Павловна

Рабочая программа по информатике 7 класс на 2012-2013 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_klass.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска

средняя общеобразовательная школа

 с углубленным изучением отдельных предметов №19

«Согласовано»

Руководитель МО


________

Протокол № ___ от

«____»____________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________


«____»____________2012 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ № 19


_______________ Большещапова С.Г.


Приказ №___ от «___»_______2012 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

предмет                 Информатика и ИКТ

                         

ступень обучения (класс)   основное общее, 7 класс

                                                         

количество часов   34 ч               

уровень   базовый

                 

учитель    Панова Анна Павловна

                                   

2012/2013

г. Иркутск


Рабочая программа
по информатике и ИКТ для 7 классов

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета  «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его  изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.

Изучение информатики и ИКТ в  7 классах направлено на достижение следующих целей:

 формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

 пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

 воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ

в 7 классе необходимо решить следующие задачи:

 создать условия для осознанного использования учащимися при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

сформировать у учащихся  умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

сформировать у учащихся  умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

 сформировать у учащихся  основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

 сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;  овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;

сформировать у учащихся основные  умения и навыки самостоятельной  работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Методы и формы решения поставленных задач

В  обучении младших школьников наиболее приемлемы комбинированные уроки, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свести  работу за компьютером к регламентированной норме (10-15 минут для учеников 5 класса).  С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а на конец урока планировать деятельность,  которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение.  В комбинированном уроке информатики можно выделить следующие основные этапы: 1) организационный момент; 2) активизация  мышления и актуализация ранее изученного (разминка,  короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу); 3) объяснение  нового  материала или фронтальная работа по  решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией; на этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия;  учитель в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию; правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях; 4) работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажере, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки); 5) подведение итогов урока.

Основная школа отвечает за формирование учебной самостоятельности, которая является  ключевой  педагогической задачей  подросткового этапа образования и рассматривается как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Проведенная в 5–6 классах работа по формированию навыков самостоятельной работы позволяет увидеть в 7 классе свои первые плоды: учащиеся способны самостоятельно работать с учебником, выполнять задания в рабочей тетради, выбирать и выполнять посильные для себя задания компьютерного практикума.

В 7 классе большое внимание уделяется развитию навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Формы контроля и возможные варианты его проведения

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.  Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование.

Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:

за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;

за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;

за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет  сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

50-70% — «3»;

71-85% — «4»;

86-100% — «5».

Компьютерное тестирование интересно детям, а  учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности.

Практические контрольные работы для учащихся 7 классов представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.

Тематические и итоговые контрольные работы:

Тематика

Вид

Форма

7 класс

1

Объекты и системы

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

2

Информационное моделирование

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

3

Информационное моделирование

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе

4

Алгоритмика

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе

5

Презентация

Итоговый мини-проект

Творческая работа


Учебно-тематический план

 

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

7 класс

1

Объекты и системы

6

3

3

2

Информационное моделирование

20

10

10

3

Алгоритмика

7

3

4

Резерв

1

0

1

Итого:

34

16

18

Поурочное планирование

VII класс

Номер урока

Тематика урока

Параграф учебника

I четверть

1.

06.09

07.09

Техника безопасности и организация рабочего места.

1Объекты и их имена. Признаки объектов.

Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows»

Введение, §1.1, §1.2

ЦОР 

Плакат «Техника безопасности».

Презентация «Техника безопасности», «Объекты и их признаки»

2.

13.09

14.09

2Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

§1.3, §1.4

ЦОР 

Презентация «Отношения объектов».

Файл Описание.doc

3.

20.09

21.09

3Состав объектов.

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 1–3)

§1.5

ЦОР 

Файлы Синонимы.doc, Дом.doc, Мир.doc

4.

27.09

28.09

Системы объектов.

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4–6)

§1.6

Презентация «Системы объектов».

Файлы Воды1.doc, Воды2.doc, Воды3.doc

5.

04.10

05.10

4Система и окружающая среда.

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7–9)

§1.7

ЦОР 

Презентация «Системы объектов».

Файлы Ал-Хрезми.bmp, Знаки.doc, Шутка.doc

6.

11.10

12.10

Персональный компьютер как система.

Контрольная работа

§1.8

ЦОР 

Интерактивные тесты test7-1.xml, test7-2.xml.

Файлы для печати тест7_1.doc, тест7_2.doc

7.

18.10

19.10

Модели объектов и их назначение.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 1–3)

§2.1

ЦОР 

Презентация «Модели объектов».

Файлы Портрет(заготовка).doc, История.doc

8.

25.10

26.10

Информационные модели.

Практическая работа №11

§2.2

ЦОР 

Презентация «Информационные модели»

II четверть

9.

08.11

09.11

5Словесные информационные модели. Научные и художественные описания

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 4–5)

§2.3

ЦОР 

Файлы Авгиевы конюшни.doc, Аннибалова клятва.doc, Аркадская идиллия.doc, Ахиллесова пята.doc, Дамоклов меч.doc, Драконовы законы.doc, Кануть в Лету.doc, Нить Ариадны.doc, Панический страх.doc, Танталовы муки.doc, Яблоко раздора.doc, Ящик Пандоры.doc, Цицерон.doc, Сиквейн.doc, Вулкан.doc

10.

15.11

16.11

Работа со словесными информационными моделями.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 6–7)

§2.3

11.

22.11

23.11

Создание и оформление словесных информационных моделей.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 8–9)

§2.3

ЦОР 

Файлы Слова.doc, Текст.doc

12.

29.11

30.11

6Многоуровневые списки.

Практическая работа №5 «Многоуровневые списки»

§2.3

ЦОР 

Файлы Устройства.doc, Природа России.doc, Водные системы.doc

13.

06.12

07.12

7Математические модели.

Контрольная работа

§2.4

ЦОР 

Интерактивные тесты test8-1.xml, test8-2.xml.

Файлы для печати тест8_1.doc, тест8_2.doc

14.

13.12

14.12

8Табличные информационные модели.

Структура и правила оформления таблицы.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 1, 2)

§2.5(1)

ЦОР 

Презентация «Табличные информационные модели».

Файл Природа России.doc

15.

20.12

21.12

Простые таблицы.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 3, 4)

§2.5(2)

ЦОР 

Файлы Владимир.bmp, Гусь-Хрустальный.bmp, Кострома.bmp, Переславль-Залесский.bmp, Ростов великий.bmp, Суздаль.bmp, Ярославль.bmp

16.

27.12

28.12

Сложные таблицы.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 5, 6)

§2.5(3)

III четверть

17.

17.01

11.01

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задание 7)

§2.6

18.

24.01

18.01

Вычислительные таблицы.

Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word»

§2.7

19.

31.01

25.01


Знакомство с электронными таблицами.

Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel» (задания 1–3)

§2.8

ЦОР

Файл Температура.xls

20.

07.02

01.02

Работа с электронными таблицами.

Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel» (задания 4–6)

§2.8

21.

14.02

08.02

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5–7)

§2.9 (1,2)

ЦОР 

Презентация «Графики и диаграммы».

Файл Температура.xls

22.

21.02

15.02

Графики и диаграммы.

Наглядное представление о соотношении величин.

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1–3)

§2.9 (3)

ЦОР 

Презентация «Графики и диаграммы»

23.

28.02

22.02

Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных.

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задание 4)

§2.9 (4)

ЦОР 

Презентация «Графики и диаграммы»

24.

06.03

29.02

Многообразие схем.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 1, 2)

§2.10 (1)

ЦОР 

Презентация «Схемы».

Файл Солнечная система.doc

25.

13.03

07.03

Информационные модели на графах.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 3-5)

§2.10 (2)

ЦОР 

Презентация «Графы».

Файл Поездка.doc

26.

20.03

21.03

Деревья.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 6, 7)

Проверочная работа

§2.10 (2,3)

ЦОР 

Презентация «Графы».

Файлы для печати ПР1_1.doc, ПР1_2.doc

IV четверть

27.

03.04

04.04

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертёжник. Управление Чертёжником.

Работа в среде «Алгоритмика»

§3.1, §3.2(1, 2)

ЦОР 

Презентация «Алгоритм — модель деятельности исполнителя»

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»[1]

28.

10.04

11.04

Исполнитель Чертёжник. Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде «Алгоритмика»

§3.2(3)

ЦОР 

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»

29.

17.04

18.04

Исполнитель Чертёжник.

Цикл «повторить n раз».

Работа в среде «Алгоритмика»

§3.2(4)

ЦОР 

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»

30.

24.04

25.04

Исполнитель Робот.

Управление Роботом.

Работа в среде «Алгоритмика»

§3.3(1)

ЦОР 

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»

31.

08.05

11.05

Исполнитель Робот.

Цикл «пока».

Работа в среде «Алгоритмика»

§3.3(2, 4)

ЦОР 

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»

32.

15.05

16.05

Исполнитель Робот.

Ветвление.

Работа в среде «Алгоритмика»

§3.3 (5)

ЦОР 

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»

33.

22.05

23.05

Проверочная работа

ЦОР 

Файлы для печати ПР2_1.doc, ПР2_2.doc

34.

29.05

30.05

Итоговый проект. Практическая работа №12.

Содержание курса информатики и ИКТ

7 класс

1. Объекты и их имена

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.

Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».

2. Информационное моделирование

Модели объектов и их назначение.

Информационные модели.

Словесные информационные модели.

Многоуровневые списки.

Математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Компьютерный практикум

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».

Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».

Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».

Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».

Практическая работа №11 «Графические модели».

Практическая работа №12 «Итоговая работа».

3. Алгоритмика

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.

Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

Компьютерный практикум

Работа в среде Алгоритмика.

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

7 класс

Учащиеся должны:

для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —   основанию классификации;

понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

иметь представление о назначении и области применения моделей;

различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;

знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;

осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

выполнять операции с основными объектами операционной системы;

выполнять основные операции с объектами файловой системы;

уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 7 классов

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

Операционная система Windows XP/7

Пакет офисных приложений MS Office 2003/2007/2010



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...