Урок: "Информационные модели на графах"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) по теме

Рытикова Анастасия Сергеевна

Конспект урока по теме "Информационные модели на графах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №19. 7 класс (Автор Босова Л.Л.)

Тема: Информационные модели на графах.

Цели  урока:

·        образовательная: сформировать у учащихся  представление о понятиях: граф, вершина, ребро, связный и несвязный граф  через учебный мультипликационный фильм.

·        развивающая: создать условия для развития долговременной памяти через воспроизведение материала при работе с планом мультфильма.

·        воспитательная: создать условия для воспитания демократизации отношений между учителем и учащимися.

Тип урока:

·         Изучение нового материала

Литература:

Босова Л. Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 7 класса

Оборудование:

·         Мультимедийный проектор, экран, колонки.

Этапы урока:

1.   Организационный момент

2.   Актуализация

3.   Изучение нового материала

4.   Применение полученных знаний 

5.   Подведение итогов урока. Домашнее задание

Ход урока:

 

1.   Организационный момент

Цель: Настроить учащихся на работу на уроке

Метод: Беседа

Учитель:

Здравствуйте ребята!

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух…
А.С. Пушкин

Сегодня на уроке мы будем открывать новую для вас страницу «Информационные модели на графах» и научимся использовать графы в различных жизненных ситуациях.

Учащиеся: слушают, настраиваются на работу

2.   Актуализация

Цель: воспроизвести материал мультфильма

Метод: Беседа

1)   Учитель: Ребята, на прошлом уроке я вам задавала домой посмотреть мультфильм «Задачи теории граф». И постараться выполнить следующее задание

Составить краткий план мультфильма.

Все справились с заданием?

Учащиеся: отвечают на вопрос

Учитель: Скажите, пожалуйста, о чём этот мультфильм?

Учащиеся: отвечают на вопрос

Учитель: Теперь по ходу нашего урока давайте рассмотрим домашнее задание.

 

3.   Изучение нового материала

Цель: Сформировать представление у учащихся на тему:«Информационные модели на графах».

Метод: Беседа, объяснительно-иллюстративный

Учитель: Наглядным представлением состава и структуры системы является граф. Граф – это совокупность объектов со связями между ними.

Учащиеся: записывают определение

Учитель: Ребята, все настройтесь на работу. Сейчас мы с вами будем смотреть первый фрагмент мультфильма. (показ мультфильма до условия задачи).

Учащиеся: внимательно смотрят мультфильм.

Учитель: Ребята, домой вам было задание составить план мультфильма, сейчас по данному плану сформулируйте мне, пожалуйста, условие задачи рассматриваемой в мультфильме.

Учащиеся: кто–нибудь из учеников формулирует условие задачи, если учащийся близок к верному условию, то учитель ставит оценку, если же никто не может сформулировать, то вместе с учителем приходят к формулировке задачи.

Учитель: Теперь давайте посмотрим условие задачи в мультфильме, и потом вы запишите в тетрадь условие задачи: В лабораторию пробралась толпа из 24 мышей. Чтобы не возбудить подозрений, каждую ночь ровно 4 из них пробирались на склад. Возможно ли, что каждая мышка уже успела побывать на складе с каждой ровно по одному разу.

Учащиеся: записывают в тетрадь

Учитель: Сейчас давайте посмотрим следующий фрагмент. (смотрят как мыши становятся точками - вершинами)  Граф состоит из вершин. Чтобы не рисовать каждый раз мышку, можно заменить их на точки как в мультфильме или другими объектами. Давайте запишем, что граф состоит из вершин. Вершины могут обозначаться:

                                           и т.д.

Учащиеся: записывают в тетрадь

Учитель: Вершины графа связанны между собой линиями. Если линия направленная (со стрелкой), то она называется дугой; линия направленная (без стрелки) как в мультфильме называется ребром. Давайте запишем в тетрадь как обозначается дуга и ребро: линия направленная (со стрелкой) - дуга; линия направленная (без стрелки)- ребро.

Учащиеся: записывают в тетрадь

Учитель: Если объекты некоторой системы изобразить вершинами, а связи между ними – линиями, то мы получим информационную модель рассматриваемой системы в форме графа.

Учитель: Теперь давайте смотреть дальше следующий фрагмент мультфильма. ( смотрят до решения задачи)  

Учитель: Графы могут быть связными и несвязными это мы увидим с вами в мультфильме. Давайте запишем, что такое связный граф: связный граф – граф, в котором для каждой пары вершин найдётся соединяющая их цепь. А цепь – это путь по вершинам и ребрам, включающий любое ребро графа не более одного раза. Например:

 

 

     Связный граф    

Несвязный граф – граф, в котором не для каждой пары вершин найдётся соединяющая их цепь.

 

 

 Несвязный граф

 Учащиеся: записывают в тетрадь определения, которые  учитель сказал.

Учитель: Сейчас давайте посмотрим, как в мультфильме демонстрируется связность и несвязность графа. Не отвлекайтесь, смотрите внимательно.

Учащиеся: внимательно смотрят продолжение мультфильма.

Учитель: Мы с вами познакомились и рассмотрели главные определения из мультфильма, сформулировали условие задачи, а теперь нужно найти её решение. Сейчас вам нужно также применяя план, который вы сделали дома сформулировать решение задачи.

Учащиеся: кто–нибудь из учеников формулирует условие задачи, если учащийся близок к верному решению, то учитель ставит оценку, если же никто не может сформулировать, то вместе с учителем смотрят продолжение мультфильма, где демонстрируется решение задачи и после этого вместе формулируют её решение. 

Учитель: Будьте внимательны при просмотре решения задачи! После того как просмотрели, учитель показывает, комментирует решение задачи  на доске. Учащиеся записывают за учителем. Решение: Каждая мышка за одну ночь может побывать на складе с каждой из 23 других мышек по одному разу, ей необходимо 23/3 ночей. Но число 23 не делится нацело на три. Поэтому такая ситуация невозможна.

 4.   Применение полученных знаний 

Цель: применение полученных знаний учащихся посредством задания

Метод: Практическая работа

Учитель: Мы с вами познакомились с новой темой, узнали много новых понятий, посмотрели мультфильм, где рассматривается решение задачи, и нашли её решение. А сейчас вам предстоит ответить письменно на вопрос по мультфильму: 1) Сколько должно быть мышек, чтобы ситуация описанная в мультфильме стала возможной? Изобразите такую ситуацию в виде графа.

Учитель: смотрит, как выполняют учащиеся работу, подсказывает как нужно. В конце рассматривают вопрос вместе.

5.   Подведение итогов урока. Домашнее задание

Цель: подвести итоги, дать домашнее задание

Метод: Беседа

Учитель: Спасибо вам за хорошую работу! Тема «информационные модели на графах» успешно начата. Цель урока достигнута, мы с вами теперь знаем основные понятия теории графов и сможем применять их на последующих уроках изучения данной темы.

Домашнее задание:§2.10 (стр.101-102), задание 1-3 на стр.53 учебника, практическая работа №10 задание 3.

Учащиеся: слушают учителя, записывают домашнее задание.

Учитель: Оценки получите на следующем уроке после небольшой проверочной работы.

Успехов в дальнейшей учебе!

Спасибо, урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные модели на графах

Разработка открытого урока в 7 классе по учебнику Л.Л.Босовой....

Презентация к уроку "Информационные модели на графах"

Данная презентация служит дополнением к методической разработке "Информационные модели на графах"...

Информационные модели на графах. Готовимся к ЕГЭ с 7 класса.

Подготовку к ЕГЭ по информатике можно начинать с 7 класса. Так, при изучении темы "Информационные модели на графах" показаны образцы решения  задач ЕГЭ....

Разработка урока «Информационные модели на графах», 6 класс

Урок изучения нового материала «Информационные модели на графах» формирует виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. Умение структурировать и визуализировать информацию с помощью схем ...

Конспект урока по теме "Ваше Сиятельство Граф или информационные модели на графах. Использование графов при решении задач"

Конспект урока по теме "Ваше Сиятельство Граф или информационные модели на графах. Использование графов при решении задач"...