Главные вкладки

    Урок: "Информационные модели на графах"
    план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) по теме

    Рытикова Анастасия Сергеевна

    Конспект урока по теме "Информационные модели на графах"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок №19. 7 класс (Автор Босова Л.Л.)

    Тема: Информационные модели на графах.

    Цели  урока:

    ·        образовательная: сформировать у учащихся  представление о понятиях: граф, вершина, ребро, связный и несвязный граф  через учебный мультипликационный фильм.

    ·        развивающая: создать условия для развития долговременной памяти через воспроизведение материала при работе с планом мультфильма.

    ·        воспитательная: создать условия для воспитания демократизации отношений между учителем и учащимися.

    Тип урока:

    ·         Изучение нового материала

    Литература:

    Босова Л. Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 7 класса

    Оборудование:

    ·         Мультимедийный проектор, экран, колонки.

    Этапы урока:

    1.   Организационный момент

    2.   Актуализация

    3.   Изучение нового материала

    4.   Применение полученных знаний 

    5.   Подведение итогов урока. Домашнее задание

    Ход урока:

     

    1.   Организационный момент

    Цель: Настроить учащихся на работу на уроке

    Метод: Беседа

    Учитель:

    Здравствуйте ребята!

    О, сколько нам открытий чудных
    Готовит просвещенья дух…
    А.С. Пушкин

    Сегодня на уроке мы будем открывать новую для вас страницу «Информационные модели на графах» и научимся использовать графы в различных жизненных ситуациях.

    Учащиеся: слушают, настраиваются на работу

    2.   Актуализация

    Цель: воспроизвести материал мультфильма

    Метод: Беседа

    1)   Учитель: Ребята, на прошлом уроке я вам задавала домой посмотреть мультфильм «Задачи теории граф». И постараться выполнить следующее задание

    Составить краткий план мультфильма.

    Все справились с заданием?

    Учащиеся: отвечают на вопрос

    Учитель: Скажите, пожалуйста, о чём этот мультфильм?

    Учащиеся: отвечают на вопрос

    Учитель: Теперь по ходу нашего урока давайте рассмотрим домашнее задание.

     

    3.   Изучение нового материала

    Цель: Сформировать представление у учащихся на тему:«Информационные модели на графах».

    Метод: Беседа, объяснительно-иллюстративный

    Учитель: Наглядным представлением состава и структуры системы является граф. Граф – это совокупность объектов со связями между ними.

    Учащиеся: записывают определение

    Учитель: Ребята, все настройтесь на работу. Сейчас мы с вами будем смотреть первый фрагмент мультфильма. (показ мультфильма до условия задачи).

    Учащиеся: внимательно смотрят мультфильм.

    Учитель: Ребята, домой вам было задание составить план мультфильма, сейчас по данному плану сформулируйте мне, пожалуйста, условие задачи рассматриваемой в мультфильме.

    Учащиеся: кто–нибудь из учеников формулирует условие задачи, если учащийся близок к верному условию, то учитель ставит оценку, если же никто не может сформулировать, то вместе с учителем приходят к формулировке задачи.

    Учитель: Теперь давайте посмотрим условие задачи в мультфильме, и потом вы запишите в тетрадь условие задачи: В лабораторию пробралась толпа из 24 мышей. Чтобы не возбудить подозрений, каждую ночь ровно 4 из них пробирались на склад. Возможно ли, что каждая мышка уже успела побывать на складе с каждой ровно по одному разу.

    Учащиеся: записывают в тетрадь

    Учитель: Сейчас давайте посмотрим следующий фрагмент. (смотрят как мыши становятся точками - вершинами)  Граф состоит из вершин. Чтобы не рисовать каждый раз мышку, можно заменить их на точки как в мультфильме или другими объектами. Давайте запишем, что граф состоит из вершин. Вершины могут обозначаться:

                                               и т.д.

    Учащиеся: записывают в тетрадь

    Учитель: Вершины графа связанны между собой линиями. Если линия направленная (со стрелкой), то она называется дугой; линия направленная (без стрелки) как в мультфильме называется ребром. Давайте запишем в тетрадь как обозначается дуга и ребро: линия направленная (со стрелкой) - дуга; линия направленная (без стрелки)- ребро.

    Учащиеся: записывают в тетрадь

    Учитель: Если объекты некоторой системы изобразить вершинами, а связи между ними – линиями, то мы получим информационную модель рассматриваемой системы в форме графа.

    Учитель: Теперь давайте смотреть дальше следующий фрагмент мультфильма. ( смотрят до решения задачи)  

    Учитель: Графы могут быть связными и несвязными это мы увидим с вами в мультфильме. Давайте запишем, что такое связный граф: связный граф – граф, в котором для каждой пары вершин найдётся соединяющая их цепь. А цепь – это путь по вершинам и ребрам, включающий любое ребро графа не более одного раза. Например:

     

     

         Связный граф    

    Несвязный граф – граф, в котором не для каждой пары вершин найдётся соединяющая их цепь.

     

     

     Несвязный граф

     Учащиеся: записывают в тетрадь определения, которые  учитель сказал.

    Учитель: Сейчас давайте посмотрим, как в мультфильме демонстрируется связность и несвязность графа. Не отвлекайтесь, смотрите внимательно.

    Учащиеся: внимательно смотрят продолжение мультфильма.

    Учитель: Мы с вами познакомились и рассмотрели главные определения из мультфильма, сформулировали условие задачи, а теперь нужно найти её решение. Сейчас вам нужно также применяя план, который вы сделали дома сформулировать решение задачи.

    Учащиеся: кто–нибудь из учеников формулирует условие задачи, если учащийся близок к верному решению, то учитель ставит оценку, если же никто не может сформулировать, то вместе с учителем смотрят продолжение мультфильма, где демонстрируется решение задачи и после этого вместе формулируют её решение. 

    Учитель: Будьте внимательны при просмотре решения задачи! После того как просмотрели, учитель показывает, комментирует решение задачи  на доске. Учащиеся записывают за учителем. Решение: Каждая мышка за одну ночь может побывать на складе с каждой из 23 других мышек по одному разу, ей необходимо 23/3 ночей. Но число 23 не делится нацело на три. Поэтому такая ситуация невозможна.

     4.   Применение полученных знаний 

    Цель: применение полученных знаний учащихся посредством задания

    Метод: Практическая работа

    Учитель: Мы с вами познакомились с новой темой, узнали много новых понятий, посмотрели мультфильм, где рассматривается решение задачи, и нашли её решение. А сейчас вам предстоит ответить письменно на вопрос по мультфильму: 1) Сколько должно быть мышек, чтобы ситуация описанная в мультфильме стала возможной? Изобразите такую ситуацию в виде графа.

    Учитель: смотрит, как выполняют учащиеся работу, подсказывает как нужно. В конце рассматривают вопрос вместе.

    5.   Подведение итогов урока. Домашнее задание

    Цель: подвести итоги, дать домашнее задание

    Метод: Беседа

    Учитель: Спасибо вам за хорошую работу! Тема «информационные модели на графах» успешно начата. Цель урока достигнута, мы с вами теперь знаем основные понятия теории графов и сможем применять их на последующих уроках изучения данной темы.

    Домашнее задание:§2.10 (стр.101-102), задание 1-3 на стр.53 учебника, практическая работа №10 задание 3.

    Учащиеся: слушают учителя, записывают домашнее задание.

    Учитель: Оценки получите на следующем уроке после небольшой проверочной работы.

    Успехов в дальнейшей учебе!

    Спасибо, урок окончен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информационные модели на графах

    Разработка открытого урока в 7 классе по учебнику Л.Л.Босовой....

    Презентация к уроку "Информационные модели на графах"

    Данная презентация служит дополнением к методической разработке "Информационные модели на графах"...

    Урок на тему: «Информационные модели на графах»

    На предыдущем уроке мы с вами узнали о многообразии схем. Сегодня вы узнаете, как можно отображать информационные модели с помощью графов....

    Информационные модели на графах. Готовимся к ЕГЭ с 7 класса.

    Подготовку к ЕГЭ по информатике можно начинать с 7 класса. Так, при изучении темы "Информационные модели на графах" показаны образцы решения  задач ЕГЭ....

    Разработка урока «Информационные модели на графах», 6 класс

    Урок изучения нового материала «Информационные модели на графах» формирует виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. Умение структурировать и визуализировать информацию с помощью схем ...