Методические рекомендации по информатике на 2012-2013 учебный год
календарно-тематическое планирование по информатике и икт по теме

Рышкевич Наталья Вячеславовна

Методические рекомендации по информатике на 2012-2013 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inf_nach_shk2012-13.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

Преподавание информатики в начальной школе

(методические рекомендации на 2012-2013 учебный год).

ФГОС начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373. Согласно стандарту, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать, в частности:

 «…6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать  (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;…»

Предмет «информатика» включён в предметную область «математика и информатика». Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету

«…12.2. Математика и информатика:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами,  цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности….»

Для достижения вышеуказанных результатов рекомендуется организовать обучение информатике со 2 по 4 класс по 1 часу в неделю  («Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», 4 издание, переработанное, М: Просвещение, 2012).

Примерный учебный план образовательного учреждения

Учебные предметы

Классы

Количество часов в неделю

Всего часов

I

II

III

IV

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Испанский язык

2

2

2

6

Математика

4

4

4

4

16

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Духовная культура народов России

1

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

3

3

3

3

12

Краеведение

1

1

1

3

Информатика

1

1

1

3

Итого

21

25

25

25

97

В рамках предмета Технология изучается тема «Практика работы на компьютере», где обучаемые знакомятся с компьютером, безопасным его использованием для поиска информации и для решения с его помощью доступных для них задач. Занятия необходимо проводить в компьютерном классе. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и высшего профессионального образования гласит: «11.5. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать +-5 градусов, допустимое +-10 градусов», что означает, что за одним монитором при продолжительных занятиях фактически должен сидеть 1 человек. Это возможно лишь при делении класса на 2 подргуппы.

Организовать обучение информатике можно и в рамках внеучебной деятельности. Хотелось бы обратить внимание на ребят, увлекающихся этим предметом. Чтобы воспитать участника олимпиады по информатике, необходимо начинать работу уже в начальной школе. Некоторые аспекты интеллектуальной активности и творческого мышления,  необходимые для программирования закладываются именно в этом возрасте.

В указанной выше программе подробно описаны предметные результаты обучения выпускников начальной школы в областях: «математика и информатика», «технология». Там же приведены метапредметные результаты по формированию ИКТ-компетентности обучающихся. Формирование ИКТ-компетентности является одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий, входит разделом в программу формирования УУД. Здесь же Вы можете найти примерный вариант вклада каждого предмета (русский язык, литература, окружающий мир…) в формирование  ИКТ-компетентности обучающихся.

В ФГОС идёт речь о создании в образовательном учреждении информационной образовательной среды (ИОС). В частности, говорится об укомплектованности кабинетов начальной школы, библиотек цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) по каждому учебному предмету:

Создание в образовательном учреждении информационно-образовательной среды, соответствующей требованиям Стандарта

№ п/п

Необходимые средства

Необходимое количество средств/ имеющееся в наличии

Сроки создания условий в соответствии с требованиями Стандарта

I

Технические средства

II

Программные инструменты

III

Обеспечение технической, методической и организационной поддержки

IV

Отображение образовательного процесса в информационной среде

V

Компоненты на бумажных носителях

VI

Компоненты на CD и DVD

Рекомендуем данный список пополнить ЭОР (электронными образовательными ресурсами), размещёнными в открытом доступе в Интернете (http://school-collection.edu.ru/). Можно сделать подборки ЭОР по предметам и по темам с гиперссылками (это облегчит работу с ЭОР в дальнейшем). Вообще, использованию ЭОР в последнее время уделяется большое внимание. Необходимо их знать и грамотно использовать. Также необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования по использованию компьютеров в обучении (Приложение 1).

УМК по информатике для начальной школы: на сайте Школьный гид представлены все программы и УМК для начальной школы. http://schoolguide.ru/index.php/main.html

В Федеральном перечне представлено много УМК (см приложение Федеральный перечень по информатике. Начальная школа). В тех системах учебников, где имеются учебники по информатике, необходимо использовать эти учебники при выборе данной программы обучения в начальной школе. Если же в системе учебников учебник по информатике отсутствует, то можно выбрать любой из перечня (Приложение 2).

Рекомендуем ознакомиться с ЭОР на сайте http://school-collection.edu.ru/ по информатике для начальной школы.  Имеется поддержка курса Горячева, Матвеевой, Семёнова и Рудниченко («Информатика 1-4»).  Следует обратить внимание на инновационные учебные материалы «Курс элементарной компьютерной грамотности» и «Система виртуальных лабораторий по информатике», которые возможно использовать при работе с любым УМК. Надо правда отметить, что работа с некоторыми ЭОРами не столь проста, требуется обучение. В связи с этим вот уже второй год в ГАОУ РК ИПКРО проводятся курсы повышения квалификации «Информатика в начальной школе как инструмент формирования моделирующего мышления школьников», где рассматриваются вопросы преподавания предмета и использования ЭОР по информатике в начальной школе.

Горбунова Татьяна Михайловна,

методист Центра Интернет-образования

ГАОУ РК ИПКРО

Приложение 1

Время работы за компьютером (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях")

Приложение 2

Учебники по информатике из Федерального перечня на 2012-2013

Начальная   школа

Рекомендованы

ФГОС

Перспективная начальная школа

245 Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ 2 Академкнига/  Учебник

246 Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ 3 Академкнига/Учебник

247 Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ 4 Академкнига/Учебник

Школа 2100

252 Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика 1 Баласс 

253 Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика 2 Баласс

254 Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика 3 Баласс

255 Горячев А.В. Информатика и ИКТ 3 Баласс

256 Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика 4 Баласс

257 Горячев А.В. Информатика и ИКТ 4 Баласс

Перспектива

298 Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. / Под ред. Семёнова А.Л. Информатика 1 Просвещение

299 Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. / Под ред. Семёнова А.Л. Информатика 2 Просвещение

300 Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. / Под ред. Семёнова А.Л. Информатика 3 Просвещение

301 Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. / Под ред. Семёнова А.Л. Информатика 4 Просвещение

Школа России

306 Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика 3 Просвещение   

307 Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика 3—4 Просвещение

308 Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика 4 Просвещение

Учебники, которые можно использовать в других системах:

278 Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др.Информатика 2  БИНОМ. Лаборатория знаний

279 Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др.Информатика 3 БИНОМ. Лаборатория знаний

280 Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др.Информатика 4 БИНОМ. Лаборатория знаний

285 Нателаури Н.К., Маранин С.С. Информатика и ИКТ 2 Ассоциация XXI век

286 Нателаури Н.К., Маранин С.С. Информатика и ИКТ 3 Ассоциация XXI век

287 Нателаури Н.К., Маранин С.С. Информатика и ИКТ 4 Ассоциация XXI век

292 Плаксин М.А., Иванова Н.Г., Русакова О.Л. Информатика 3 БИНОМ. Лаборатория знаний

293 Плаксин М.А., Иванова Н.Г., Русакова О.Л. Информатика 4 БИНОМ. Лаборатория знаний

302 Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Математика и информатика 1 Мнемозина

303 Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Математика и информатика 2 Мнемозина

304 Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Математика и информатика 3 Мнемозина

305 Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Математика и информатика 4 Мнемозина

Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту

государственного образовательного стандарта общего образования

553 Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ 3 Академкнига/Учебник

554 Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ 4 Академкнига/Учебник

555 Горячев А.В. Информатика и ИКТ 3 Баласс

556 Горячев А.В. Информатика и ИКТ 4 Баласс

557 Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика 3 Баласс

558 Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика 4 Баласс

559 Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ 3 БИНОМ. Лаборатория знаний

560 Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ 4 БИНОМ. Лаборатория знаний

561 Плаксин М.А., Иванова Н.Г., Русакова О.Л. Информатика и ИКТ 3 БИНОМ. Лаборатория знаний

562 Плаксин М.А., Иванова Н.Г., Русакова О.Л. Информатика и ИКТ 4 БИНОМ. Лаборатория знаний

563 Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика 3 Просвещение

564 Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика 3—4 Просвещение

565 Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика 4 Просвещение

Допущены

191 Могилев А.В., Могилева В.Н. Информатика и ИКТ 3 БИНОМ. Лаборатория знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План методического объединения учителей математики и информатики на 2012-2013 учебный год

В данном документе предоставлен план работы учителей математики и информатики на данный учебный год. Городские и школьные мероприятия детские и для педагогов МО. График областных мониторингов, отчёов ...

План работы методического объединения гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год

План включает в себя 11 заседаний МО, на которых будут рассматриваться различные вопросы, например,* утверждение УМК по предметам гуманитарного цикла, * анализ  (программно-методического обе...

Модифицированная программа проектного часа в 8 классах «ИНФОРМАТИКА» на 2012-2013 учебный год (на основе государственной программы элективных курсов «Математические основы информатики», «Информационнные системы и модели» (автор И.Г. Семакин), госуда

Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...

План работы МО учителей математики, физики и информатики на 2012 - 2013 учебный год

План работы МО учителей математики, физики и информатики на 2012 - 2013 учебный год...

План работы школьного методического объединения учителей математики, физики, химии и информатики на 2012-2013 учебный год.

Тема :Современные аспекты деятельности учителя в рамках подготовки к реализации ФГОС ООО....

Отчёт МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ, технологии и ИНФОРМАТИКИ за  2012 -2013 учебный год.

Воспитание ученика как компетентностной, успешной и востребованной обществом личности. Личностно-ориентированное обучение в работе с обучающимися испытывающими затруднения в математике и с высоко...