Статья Внедрение информационных технологий в процесс обучения
статья по информатике и икт по теме

 

 

Внедрение информационных технологий в процесс обучения

Персональный компьютер в современном мире стал неотъемлемой частью жизни человека. Персональный компьютер помогает современному человеку не только в работе, но и в проведении досуга. А после того, как интернет стал неотъемлемым ресурсом для многих людей, без персонального компьютера просто не обойтись.  

Сегодня почти в каждой школе есть компьютерные классы, так как без компьютера никак не обойтись.

ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Новые технологии можно использовать в любом предмете, на любом этапе урока.   Использование ИКТ является эффективным методом обучения и таким методическим приёмом, который активизирует мысль учащихся, стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний. 

Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Конечно, для того, чтобы использовать ИКТ учитель должен быть знакомы с технологией работы на компьютере. 

 Таким образом, включение в урок информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений.

Применение компьютерных программных средств на уроках  позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи

·       развивать научное мировоззрение;

·        повысить уровень обучения,

·        обеспечить дифференциацию обучения

·        осуществлять контроль знаний учащихся;

·        повысить интерес к предмету, познавательную активность учащихся. 

Использование информационных технологий является одной из новых форм организации образовательного процесса. Это реализация той или иной учебной программы, ориентированной главным образом на самостоятельную работу учащихся. Переход к информационному обществу открывает новые возможности для модернизации содержания обучения и методов преподавания. Компьютер становится мощным средством для структурирования и систематизации знаний и умений, для формирования мировоззрения и развития интеллекта учащегося. 

При системном использовании компьютера в преподавании нужно учитывать следующие основные положения: Для получения ожидаемого результата, компьютер в учебном процессе должен использоваться постоянно. Учитель должен свободно владеть компьютером, применять гибкую методику использования УМК в различных видах учебной деятельности, направленную на активизацию обучающегося. 

Учитель имеет сейчас мощный инструмент для обучения и широкий набор электронных учебных изданий для интенсификации учебного процесса и повышения эффективности обучения. Однако, как это всегда бывает, новые технологии и технические средства обучения несут с собой и новые проблемы. Это отсутствие или недостаточное количество методик использования новых учебных средств и электронных изданий.

Работа по использованию информационных технологий строится по следующим направлениям: 

• набор методических материалов; 

• внедрение мультимедийных технологий; 

В современных условиях новых информационных технологий в образовательном процессе преподаватели вынуждены растущий объём изучаемого материала уложить в небольшое число часов. С другой стороны, существует необходимость в тщательно подобранных учебно-методических материалах и пособиях, которые могут быть использованы при проведении учебных и практических занятиях. Одним из путей решения этой проблемы является создание презентаций, которые на современном этапе развития информационных технологий являются одним из самых эффективных методов представления и изучения любого материала. Компьютерные презентации позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения урока с целью получения высокого результата, при минимальных затратах времени на обучение. 

Применение компьютерных презентаций в обучении - это, прежде всего, средство управления учебной деятельностью учащихся. Оно обеспечивает индивидуализацию обучения, помогает создать проблемную ситуацию, дает возможность учителю, учащимся выступать в роли пользователя современной компьютерной техники, получить доступ к самой различной информации, сделав ее средством деятельности. Использование цвета, эффектов анимации, мультипликации в создании компьютерных презентаций, усиливают наглядность учебного материала; способствует активизации учащихся. 

Мультимедийные технологии способствуют лучшему усвоению и закреплению учебного материала. Одной из дидактических преимуществ технологии мультимедиа, по сравнению традиционными, заключается в том, что создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации раскрывающей практическую значимость темы.

Важнейшей особенностью мультимедийных технологий является их интерактивность, т.е. ученик является не пассивным слушателем, а играет роль активного деятеля. 

Использование компьютера позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. При этом практически неограниченно увеличивается количество тренировочных заданий; достигается оптимальный темп работы ученика; легко достигается уровневая дифференциация обучения; поддерживается интерес у ребенка, его активность на протяжении всего урока. 

При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности компьютера: 
• расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала; 
• привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок; 

• развитие познавательных способностей учащихся; 

При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля. 
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

Для расширения видов учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний и способов действий использую современные технические средства. Практикую проведение уроков-исследований с использованием обучающих программ, на которых ученики самостоятельно в ходе исследовательской деятельности добывают знания.

 Педагог, выступая в роли посредника, наставника, создает ситуацию активного поиска и практической деятельности. 

В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования. Основную роль играет задачный материал, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники. При помощи этих программ ученик самостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнить теоретико-практические задания. Здесь имеются теоретические вопросы, образцы выполнения заданий, задания для самопроверки. Программы удобны своей универсальностью. Они могут быть использованы и для самоконтроля, и для контроля со стороны учителя. 
Также применяю обучающие программы в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных учащихся. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Предъявляемые учебные задачи разнятся по степени трудности, учащимся дается возможность запросить определенную форму помощи, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, графиками, примерами и т.д. Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. В ходе решения задач учащийся может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране. Работая с обучающейся программой, учащийся получает возможность убедиться в правильности своих действий, опираясь на необходимую помощь. Создается благоприятный психологический климат, так как учащийся не теряется из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи обучающей программы. 

При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание у обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать многогранные возможности Интернета в образовательных целях.

К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю учащимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации или веб-странички об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно анализируются и рецензируются результаты выполнения. 

Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни.

Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока

Внедрение информационных технологий в процесс обучения  показывает повышение качества успеваемости.

На протяжении веков накоплен достаточно большой опыт обучения.  Многие педагоги исследовали  формы обучения,   таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм  процесса обучения. Ведутся поиски  новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся. 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения физике»

В конце ХХ века человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными,...

«Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения физике»

В конце ХХ века человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными,...

Внедрение интерактивных технологий в процесс обучения иностранным языкам.

В  своей работе автор делиться опытом работы по внедрению  интерактивных  технологий  в процесс обучения иностранным языкам....

научная статья«Внедрение информационных технологий на занятиях математики»

Одной из причин использования новых информационных технологий в образовательном процессе является то, что преподаватели вынуждены постоянно решать дилемму – как «уложить» растущий объём изучаемого мат...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению информационной технологии в процесс обучения географии.

Данная работа содержит теоретическое обоснование выбора, структуры и сроков реализации проекта....

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ.

Описывается целесообразность внедрения информационных технологий в процесс обучения математике в школе, что позволяет формировать ученика, умеющего действовать не только по образцу, но и самостоятельн...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению информационной технологии в процесс обучения силовой гимнастики. Актуальность выбора.

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению  информационной технологии в процесс обучения силовой гимнастики.Актуальность выбора.В современных условиях педагогический процесс треб...