Урок-игра по информатике для 8 класса на тему "Человек. Информация. Компьютер."
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Обобщающий урок по информатике для 8 класса, который можно провести после изучения тем: Человек и информация. Первое знакомство с компьютером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_informaciya_kompyuter_8_kl.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок информатики в 8 классе

Тема: «Человек. Информация. Компьютер»

КВН

Цели урока:

Обучающие:

  1. повторить, обобщить и закрепить знания учащихся;
  2. проверить уровень знаний учащихся по изученному материалу.        

Развивающие:

  1. развить умения учащихся работать индивидуально и в группе, готовить доклады;
  2. развить логическое мышление, познавательные и творческие способности.

Воспитательные:

  1. воспитать интерес к знаниям, коллективизм, соперничество;
  2. воспитать интерес к предмету.

Форма учебной работы: групповая.

Тип урока: урок – игра.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, плакаты с изображением различных устройств (системный блок, монитор, клавиатура, принтер, мышь, колонки, сканер), карточки с заданиями(«шифровка», «установи соответствие»), плакаты с девизами и эмблемами команд.(Все плакаты подготовлены учениками заранее).

Особенность урока: текущий контроль знаний учащихся проводится в виде игры. (Урок проводится после изучения следующих тем: «Человек и информация» и «Первое знакомство с компьютером»).

Ход урока.

  1. Организационный момент(5 минут).
  1. Проверка отсутствующих в классе;
  2. Объявление темы и плана урока;
  3. Знакомство учащихся со членами жюри (учителя и учащиеся старших классов);
  4. Короткий доклад одного из учеников на тему «Человек. Информация. Компьютер».
  1. Основная часть. КВН(30 минут).

1 конкурс.  «Домашнее задание»

Учащимся заранее было предложено разделиться на две команды, придумать название девиз и эмблему команды, выбрать капитана.

Капитаны представляют каждый свою команду, хором произносятся девизы команд. (Максимум за конкурс 10 баллов).

2 конкурс. «Конкурс капитанов»

Учитель просит учеников перечислить основные информационные процессы, после чего предлагается прослушать по одному докладу (капитаны) от каждой команды на темы:

  1. Как хранили информацию раньше.
  2. Хранение информации в XXI веке.

       (Максимум за конкурс 5 баллов).

3 конкурс. «Установи соответствие»

Каждая команда получает карточку (карточка №3), на которой перечисляются различные действия с информацией. Необходимо определить, к какому из информационных процессов относится каждое действие.

Задание оценивается по следующим критериям: 1) Скорость – команде, справившейся с заданием первой +2 балла; 2) правильность – за каждый верный ответ +1 балл.

(Максимум за конкурс 12 баллов).

4 конкурс. «Составь слово»

Выходит по одному ученику из каждой команды. Одной команде необходимо назвать устройство ввода информации, другой – устройство вывода. Ученики забирают листочки с изображениями названных устройств, затем выходит следующая пара. Если ученик ошибается, то команда пропускает ход. На обратной стороне каждого листочка написан один слог, входящий в слово, которое необходимо составить. Та команда, которая первой, верно, составит слово и будет победителем в данном конкурсе.

(Максимум за конкурс 5 баллов).

5 конкурс. «Шифровка»

Каждая команда получает карточку (карточка №1, 2) с зашифрованной фразой и ключом к шифру. Та команда, которая первой, верно, расшифрует фразу и будет победителем в данном конкурсе.

(Максимум за конкурс 5 баллов).

6 конкурс. «Черный ящик»

Некое устройство «Черный ящик» настраивается на определенную программу преобразования числовой или текстовой информации. Необходимо заполнить пустые клетки. Задание демонстрируется на экране с помощью мультимедиапроектора. Команда, которая первой догадывается, чем заполнить пустую клеточку, получает +1 балл.

(Максимум за конкурс  7 баллов).

  1. Подведение итогов и выставление оценок. (10 минут) Пока жюри подсчитывает баллы, учащимся предлагается написать мини-сочинение на тему «Значение компьютера в жизни человека».

Карточка №1

Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы:

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9  

10

11

12

  1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

пробел

  2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

     −

  3

а

б

в

г

д

е

ë

ж

з

и

й

     .

(10,3), (4,1), (6,2), (5,1), (2,2), (3,1), (1,3), (4,2), (10,3), (1,1), (1,3), (12,1), (12,2), (12,1), (9,1), (4,2), (5,1), (12,1), (4,1), (1,3), (5,2), (1,1), (1,3), (12,3).

Карточка №2

Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы:

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9  

10

11

12

  1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

пробел

  2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

     −

  3

а

б

в

г

д

е

ë

ж

з

и

й

     .

(10,3), (4,1), (6,2), (5,1), (2,2), (3,1), (1,3), (9,2), (10,3), (11,1), (12,1), (12,2), (12,1), (9,1), (4,2), (5,1), (12,1), (9,3), (4,1), (1,3), (4,1), (10,3), (11,1), (12,3).

Карточка № 3

Определить, к какому из информационных процессов:

  1. Обработка информации;
  2. Хранение информации;
  3. Передача информации;

можно отнести следующие действия:

  • Решение физической задачи
  • Написанный на листе список
  • Переписка по Интернету
  • Разговор мамы с подругой
  • Разгадывание головоломки
  • Составление кроссворда
  • Записанная на диск информация
  • Записи в записной книге
  • Просмотр новостей по телевизору
  • Рассказ учителя на уроке

Конкурс «Черный ящик»

Вход

1

2

урок

5

10

11

Выход

о

д

нет

п

д

?

Вход

осень

72

45

645

24

2000

Выход

нет

д

д

т

д

?

Вход

12

белый

нос

сел

она

река

Выход

нет

п

с

г

м

?

Вход

рука

123

нож

окно

лук

шоссе

Выход

ж

нет

м

с

м

?

Вход

2

уж

села

лак

весло

вечер

Выход

нет

2

4

3

5

?

Вход

что

8

14

21

129

48

Выход

нет

ч

ч

н

н

?

Вход

15

карась

слон

скворец

паук

сом

Выход

нет

р

з

п

н

?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по информатике 5 класс "Виды представления информации."

Презентация  на тему "Виды информации по форме представления", выполнена по учебнику  Л.Л. Босовой  "Информатика и ИКТ" 5 класс...

Урок информатики в 5 классе по теме "Информация - Компьютер - Информатика"

Разработка первого урока информатики в 5 классе по программе Босовой Л.Л. Учащиеся знакомятся с понятиями информация, ее виды, с правилами поведения в кабинете информатики....

Контрольная работа по информатике 6 класс по теме "Информация в компьютере, единицы измерения информации"

Данная  работа имеет 2 варианта и вариант для инклюзивных детей. Содержит задания по темам, текстовая, графическая информация в компьютере, двоичная система счисления, перевод из одних одних един...

Урок-игра на повторение раздела "Кодирование и обработка текстовой информации" для 8 класса

Предлагаю Вашему вниманию урок на повторение материала, выполненный в виде игры. Класс делится на две группы, выбирают название командам. Капитан назначает игрока, который будет отвечать на вопрос. Во...