Урок "Арифметические основы вычислительной техники"
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме

Селезнева Елена Николаевна

Результативность урока определяется активностью учащихся. А это возможно при личностно ориентированном подходе и работе в группах. Эти технологии позволяют раскрыться каждому ученику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arifmeticheskie_osnovy_evm.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК: «АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭВМ. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»

Тип: урок-презентация

Вид: комбинированный

Технология: личностно-ориентированный, работа в группах

Цель: формирование представлений об информации как одного из трех основополагающих понятий науки-вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира.

Дать понятие информации как социального и культурного феномена

Развитие у школьников теоретического , творческого мышления

Познакомить учащихся с понятием систем счисления, развитием систем счисления, дать понятие основания системы счисления.

Задачи: развитие познавательного интереса, логического мышления;

              Знакомство с системами счисления, способами записи чисел в разных системах счисления, взаимосвязь между системами счисления.

              Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Подготовка : каждая группа готовит мини-презентацию, сообщение на одну из тем:

- Как считали в древности?

- Римская система счисления

- Вавилонская система счисления.

- Как записывали цифры славяне?

- Системы счисления с различными основаниями

- Счисление в Древнем Китае

- Счисление на Руси

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
  2. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
  1. Что такое информация?
  2. Каким образом мы получаем информацию?
  3. С какими видами информации мы встречаемся в жизни?
  4. Какие типы информации вам известны. В чем их отличие?

3.ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ

А чем отличается текстовая информация от цифровой?

Почему люди разных стран говорят на разных языках, а считают одинаково?

В первую очередь, это связано с торговлей. Люди пришли к выводу, что считать и записывать количество товаров удобней одинаково.

Но так было не всегда! Начнем с того, что выясним КАК СЧИТАЛИ В ДРЕВНОСТИ?

(сообщение  группы)

В основном все люди пользовались счетом на десятки, но записывали цифры по – разному. КАК? (выступление группы с мини-презентацией)

Вавилонская система счисления (сообщение)

Мы познакомились с некоторыми системами счисления. Так что же такое система счисления?

СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ – СОВОКУПНОСТЬ СИМВОЛОВ И

ПРАВИЛ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧИСЕЛ.

Существует два вида систем счисления: непозиционные и позиционные.

НЕПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ – СИСТЕМА, В КОТОРОЙ ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРЫ НЕ ЗАВИСИТ ОТ ЕЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ЧИСЛЕ.

 РИМСКАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ (сообщение )

     ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ- СИСТЕМА , В КОТОРОЙ ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРЫ ЗАВИСИТ ОТ ЕЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ЗАПИСИ ЧИСЛА.

ДЕСЯТИЧНАЯ система счисления появилась впервые  в 595 году (нашей эры). Знаменитый персидский математик Аль-Хорезми выпустил учебник, в котором изложил основы десятичной системы индусов. После перевода его на латынь , эта система стала доступна европейцам.

Системы счисления на Руси (сообщение группы)

РАЗРЯД-ПОЗИЦИЯ ЦИФРЫ

ОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАВНО КОЛИЧЕСТВУ ЦИФР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЕЮ И ОПРЕДЕЛЯЕТ, ВО СКОЛЬКО РАЗ РАЗЛИЧАЮТСЯ ЗНАЧЕНИЯ ЦИФР СОСЕДНИХ РАЗРЯДОВ ЧИСЕЛ.

ДВОИЧНАЯ, ВОСЬМЕРИЧНАЯ, ШЕСТНАДЦАТЕРИЧНАЯ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

ЗАПИСЬ ЧИСЕЛ В ЛЮБОЙ СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ

Аsn Snn-1Sn -1+…+a1S1+a0S0+a -1S-1+…a-mSm

Пример записи числа в десятичной системе счисления

                 258= 2*100+5*10+8=2*102+5*101+8*100

«Количество цифр для записи числа в любой системе счисления не может превышать основания этой системы»

  1. Закрепление  - тест 5 минут.

Домашняя работа §     перевести число 158 в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную

1вариант

  1. Верно ли что в древности считали в двоичной системе счисления?
  2. Верно ли, что в Древнем Вавилоне цифры изображались с помощью иероглифов?
  3. Верно ли, что на Руси  не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с «титлом»?
  4. Верно ли, что в Древнем Риме нельзя было делить числа в столбик?
  5.  Верно ли, что число 34263 может быть записано в пятеричной системе счисления?

2 вариант

1. Верно ли, что в древности использовали руку как инструмент для счета?

2. Верно ли, что число 1001101 может быть записано в двоичной системе счисления?

3. Верно ли, что арабские цифры изобрели арабы?

4. Верно ли, что клинописью пользовались в Древнем Египте?

5. Верно ли, что мы не пользуемся в быту шестидесятеричной  системой счисления древних шумеров?

3 вариант

1. . Верно ли, что число 443423 может быть записано в пятеричной системе счисления?

2. . Верно ли, что в компьютерах используется римская система счисления?

3.  Верно ли, что десятичную позиционную систему счисления изобрели в Древней Индии?

.4.  Верно ли, что число 443423 может быть записано в пятеричной системе счисления?

  1. Верно ли, что арабские цифры удобны для сложных арифметических вычислений?

4 вариант

1. . Верно ли, что число 2456733 может быть записано в восьмеричной системе счисления?

2.  Верно ли, что на циферблатах часов пишут древнерусские цифры?

3.  Верно ли, что в памяти компьютера цифры записываются клинописью?

4. Верно ли, что в Китае изобрели десятичную систему счисления?

5. Верно ли, что в современной Европе иногда применяется двенадцатеричная система счисления?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по «Основам информатики и вычислительной техники» среди учащихся 8х классов «Волшебный телевизор»

Интеллектуальная играпо «Основам информатики и вычислительной техники»среди учащихся 8х классов «Волшебный телевизор» Игра проводится среди учащихся 8л, 8м и 8н классов. Каждый класс выдвигает ко...

План урока: Техника безопасности и правила поведения в кабинете вычислительной техники

Техника безопасности и правила поведения в кабинете вычислительной техники....

Основы информатики и вычислительной техники

Теоретический материал по дисциплине "Основы информатики и вычислительной техники" по профессиям "Машинист тепловоза"  и "Машинист электровоза"...

Учебно-лабораторный практикум «Изучение логических устройств» по дисциплине «Элементы систем автоматики» (на промышленном универсальном стенде по основам автоматики и вычислительной техники (ОАВТ)).

Данное учебное пособие предназначено для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Элементы систем автоматики». В учебном пособии кратко отражены теоретические сведения по темам лабораторных работ ...

Разработка урока "Логические основы вычислительной техники"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Логические основы вычислительной техники",  11 класс...

«Основы информатики и вычислительной техники»

Рабочая тетрадь может использоваться в преподавании  таких предметов, как «Аппаратное обеспечение», «Основы информатики и вычислительной техники», так и в обучении другим ...