Разработка урока "Логические основы вычислительной техники"
методическая разработка по информатике и икт (9, 10, 11 класс) по теме

Фёдорова Наталья Александровна

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Логические основы вычислительной техники",  11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК   «Логические основы вычислительной техники»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний(11 класс, 4 урок в теме).

Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений по теме, определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками.

Задачи:

  1. Систематизировать знания о логических основах вычислительной техники.
  2. Применять полученные знания по созданию логической схемы с заданными свойствами
  3. Способствовать развитию аналитических способностей через разноуровневые задания.
  4. Расширить умения и навыки работы с таблицами истинности, логическими выражениями, логическими схемами.
  5. Содействовать формированию активной жизненной позиции.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация «Логические основы вычислительной техники»

Контроль:

  • активность работы на уроке;
  • проверка решений задач в тетрадях;
  • самоконтроль

План урока:

  1. Тема урока, цель и задачи урока.
  2. Решение задач с вызовом учащихся к доске,  запись в тетради.
  3. Самопроверка (10 мин) с возможностью выбора уровня сложности заданий.
  4. Итоги урока.
  5. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Тема урока: «Логические основы вычислительной техники», урок обобщения и систематизации знаний, четвертый урок в теме «Логические основы вычислительной техники», следующий урок – контроль. Урок сопровождается презентацией. В конце урока – самопроверка с вариативностью заданий (10 мин).
  2. Задания:
    № 1   Составьте  логическую формулу и упростите её


A

B

C

F

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

0

0

1

1

1

1

0

0

0

1

0

1

0

1

1

0

1

1

1

1

1

Решение: ¬ABC  AB⋅¬C  ABC = BC (¬AA)  AB⋅¬C = BC AB⋅¬C = B( C A ¬C)= B (C A).


№2  Составьте логическую схему полусумматора на 2 входа. Проблема: создать устройство для сложения двух одноразрядных чисел, не забыть о единице переноса в старший разряд. Решение:

X

Y

P

S

0

0

0

0

0

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

0

P=X Y
S=
¬XYX¬Y =¬XYX¬Y X¬X Y¬Y=¬X(YX)  ¬Y (YX)= (YX)( ¬X ¬Y) =(YX)( ¬X ¬Y)=  (YX)  ( ¬(X Y)). 
Схема:

X

Y


№3 Упростить выражения:

  1. ¬(a∧¬b c)
  2.  a∧¬ (b∨¬c) ∧¬d


Решение: 1)
¬(a∧¬b c)= ¬ab∨¬ c

       2) a ¬ (b∨¬c) ∧¬d= a ¬bc ∧¬d


№ 4 Укажите логическое выражение, равносильное данному:

(A  B)  ((¬ B ∧¬ A)  A)

  1. (A B )  (¬B)
  2. (A B )  (¬A)
  3. 1
  4. 0

Решение: (A  B)  ((¬ B ∧¬ A)  A)= AB  ¬B∧¬ A A=A(B1) ∨¬B∧¬ A =A∨¬B∧¬ A= A∨¬B.

  1. (A B )  (¬B)=A ¬B

Правильный ответ №1

№ 5 Для какого числа Y истинно высказывание

А)     (Y>1)(Y>4)(Y<2)

1) 1     2) 2     3) 3     4) 4

Решение:      (Y>1)(Y>4)(Y<2)=1

0                0 при Y=2,3,4, но первое выражение в этих случаях                                     всегда истинно

                        0                1 при Y=1

                        1                1 при Y=1

Правильный ответ №1

Б)       (Y>2)(Y<2)(Y>4)

1) 1     2) 2     3) 3     4) 4

Решение:

    (Y>2)(Y<2)(Y>4)=1

        0 при Y=2        0  2>4 ложно

        0 при Y=2        1

        1                1

Второе выражение при любом из указанных Y ложно, значит ищем такое Y, при котором первое выражение ложно.

Правильный ответ №1

№ 6 Какое из приведенных имен удовлетворяет логическому условию:

¬ (Последняя буква гласная Первая буква согласная)  Вторая буква согласная

1) ИРИНА                 3) СТЕПАН

2) АРТЕМ                  4) МАРИЯ

Решение:

¬(Посл.глПерв.согл)  Втор.согл=1

                1                 1  только  ИРИНА, АРТЕМ, СТЕПАН  

¬(Посл.глПерв.согл)=1

Посл.глПерв.согл=0

     1               0

Последняя гласная и первая не согласная  только в слове ИРИНА.

№ 7  Для какого слова истинно высказывание:

(Вторая буква согласная  Последняя буква гласная)  Первая буква слова гласная

  1. ГОРЕ          3) ПРИВЕТ      
  2.  КРЕСЛО    4) ЗАКОН

Решение:

(Вторая буква согласная  Последняя буква гласная)  Первая буква слова гласная=1

                        0                                                0

                        0                                                1

                        1                                                1

Первая буква во всех словах согласная, значит рассматриваем первую ситуацию.

Правильный ответ №4

№ 8  Каково наименьшее натуральное число X, при котором истинно высказывание

(X(X-1)< 99)((X-1)(X-1)>80)

Решение:

(X(X-1)< 99)((X-1)(X-1)>80)=1

        0 при x  11                    0 при x  9

        0 при x  11                1 при x  10

        1 при x=1..10                    1 при x  10

Правильный ответ X=10

№ 9 Укажите значения переменных K,L,M,N, при которых логическое выражение ложно:

(K  M) → (L  M  N)

Решение:

(K  M) → (L  M  N)=0

        1                0

 (K  M)=1 при:  

K

M

0

1

1

0

1

1

(L  M  N)=0 при L=0, M=0, N=0

Ответ: при K=1, L=0, M=0, N=0

№ 10 Сколько различных решений имеет уравнение: 

(KLM)  (¬L ∧¬MN)=1


Решение при пом табл. Истинности

K

L

M

N

(KLM)

¬L

¬M

¬L ∧¬MN

F

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

1

0

1

1

1

1

0

0

1

0

0

1

0

0

0

0

0

1

1

0

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

1

0

0

0

1

0

1

0

0

1

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

1

1

0

0

1

0

0

1

0

1

1

1

1

1

0

1

0

0

1

0

0

0

1

0

1

1

0

1

0

0

0

1

1

0

0

0

0

1

0

0

1

1

0

1

0

0

1

0

0

1

1

1

0

1

0

0

0

1

1

1

1

1

1

0

0

0

1

Ответ: 4 решения

3. Самопроверка: см приложение

Ответы:  

1

3

1

1

7

9

4. Итог урока: выставляются оценки за работу на уроке.

5. Домашнее задание переписать из карточки.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логические основы вычислительной техники Урок обобщения ГБОУ школа №569 учитель Федорова Н.А.

Слайд 2

№1 Составьте логическую формулу и упростите её A B C F 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0 1 1 1 1 0 0 0 1 0 1 0 1 1 0 1 1 1 1 1

Слайд 3

№2 Составьте логическую схему полусумматора на 2 входа X Y P S P= S=

Слайд 4

№ 3 Упростит е выражения: 1)  ( a  b  c) 2) a  (b   c)  d

Слайд 5

№ 4 Укажите логическое выражение, равносильное данному : (A  B)  ((  B  A)  A) 1) (A  B )  (  B) 2) (A  B )  (  A) 3) 1 4) 0

Слайд 6

№ 5 Для какого числа Y истинно высказывание А) (Y>1)  (Y>4)  (Y<2) 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 Б) (Y>2)  (Y<2)  (Y>4) 1 ) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Слайд 7

№ 6 Какое из приведенных имен удовлетворяет логическому условию: ¬ (Последняя буква гласная → Первая буква согласная)  Вторая буква согласная 1 ) ИРИНА 3) СТЕПАН 2 ) АРТЕМ 4) МАРИЯ Решение: ¬ (Посл.гл → Перв.согл )  Втор.согл=1 1 1 только ИРИНА, АРТЕМ, СТЕПАН ¬ (Посл.гл → Перв.согл )=1 Посл.гл → Перв.согл=0 1 0 Последняя гласная и первая не согласная только в слове ИРИНА .

Слайд 8

№ 7 Для какого слова истинно высказывание: (Вторая буква согласная  Последняя буква гласная) → Первая буква слова гласная 1) ГОРЕ 3 ) ПРИВЕТ 2) КРЕСЛО 4 ) ЗАКОН

Слайд 9

№ 8 Каково наименьшее натуральное число X, при котором истинно высказывание ( X  (X-1)< 99 )  ((X-1)  (X-1)>80 )

Слайд 10

№ 9 Укажите значения переменных K,L,M,N, при которых логическое выражение ложно: (K  M) → (L  M  N)

Слайд 11

№ 10 Сколько различных решений имеет уравнение : (K  L  M)  (  L  M  N)=1



Предварительный просмотр:

САМОПРОВЕРКА к уроку обобщения «Логические основы ВТ»:

Вариант

Простой

Сложнее

1. Укажите логическое выражение, равносильное данному

¬(¬a b)

1) a ¬b           2) ) ¬a b            3)b¬ a             4)  a ¬b   

¬(¬a b) ∧¬( b∨¬c)

1) a ¬b∨¬ c       2) ¬a ∧¬b ∧¬c         3) a ∧¬b c             4) ¬a b∧¬ c

2. Какое из приведенных названий удовлетворяет логическому условию:

 ((Предпоследняя буква согласная)  ((первая буква согласная)  (в названии нет буквы «д»)))


1) Вольво         2) Киа         3)Мерседес         4)Ауди

(Первая буква гласная  Последняя буква гласная)В названии нет «ф»

1) Фивы                    2) Вена                 3) Венеция                      4) Осло

3. Каково наибольшее целое число X, при котором ложно высказывание:

(X (X+1) >55) →X X>50

Каково наибольшее целое число X, при котором истинно высказывание:

(XX - 2 >80) →(X (X-2)<70)

Домашнее задание:

  1. Для какого слова истинно высказывание:  
    ((первая буква согласная) (последняя буква согласная)) (название содержит букву «м»)

    1) Лондон    2)  Манила     3) Вашингтон    4) Оттава

  1. Каково наибольшее целое число X, при котором истинно высказывание:  (X (X+1) >75) →(XX<65)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по «Основам информатики и вычислительной техники» среди учащихся 8х классов «Волшебный телевизор»

Интеллектуальная играпо «Основам информатики и вычислительной техники»среди учащихся 8х классов «Волшебный телевизор» Игра проводится среди учащихся 8л, 8м и 8н классов. Каждый класс выдвигает ко...

Методическая разработка открытого урока на тему "Recent Developments & the Future of IT\'\' для студентов 4-ого курса специальности "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем"

Методическая разработка урока(деловая игра)Светлана Ерофеева, преподаватель английского языка УКСИВТ   ol.png Содержание методической разработки Пояснительная записка Методиче...

Урок "Арифметические основы вычислительной техники"

Результативность урока определяется активностью учащихся. А это возможно при личностно ориентированном подходе и работе в группах. Эти технологии позволяют раскрыться каждому ученику....

Основы информатики и вычислительной техники

Теоретический материал по дисциплине "Основы информатики и вычислительной техники" по профессиям "Машинист тепловоза"  и "Машинист электровоза"...

Учебно-лабораторный практикум «Изучение логических устройств» по дисциплине «Элементы систем автоматики» (на промышленном универсальном стенде по основам автоматики и вычислительной техники (ОАВТ)).

Данное учебное пособие предназначено для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Элементы систем автоматики». В учебном пособии кратко отражены теоретические сведения по темам лабораторных работ ...

«Основы информатики и вычислительной техники»

Рабочая тетрадь может использоваться в преподавании  таких предметов, как «Аппаратное обеспечение», «Основы информатики и вычислительной техники», так и в обучении другим ...