Система контроля в курсе «Основы социальной информатики»
методическая разработка по информатике и икт по теме

Шитягина Марина Владимировна

Данная система задач рекомендуется учащимся средних общеобразовательных школ, а также преподавателям информатики и информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_kontrolya_kursa_osnovy_socialnoy_informatiki.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Система контроля курса

«Основы социальной информатики»

Целью создания системы контроля является закрепление, углубление и контроль знаний и умений, полученных во время изучения темы «Основы социальной информатики» учащимися. Система включает контрольные вопросы по данной теме, задания для самостоятельного выполнения в тетрадях, домашние задания. Задания подготовлены для каждой темы модуля «Основа социальной информатики» и выполнены в различных формах: устные ответы на вопросы, письменные ответы на вопросы, защита проектов в форме презентаций и рефератов. Их можно давать всей группе учащихся или выборочно на усмотрение учителя. На последнем уроке проводится контрольная работа в форме теста, который можно подготовить в электронном виде и провести на компьютерах. Данная система задач рекомендуется учащимся средних общеобразовательных школ, а также преподавателям информатики и информационных технологий.

  1. Информационное общество.

Роль и значение информационных революций. Информатизация как глобальный процесс.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое информационная революция?
  2. Каковы отличительные признаки информационного общества?
  3. Является ли наше общество информационным? Почему?
  4. Существует ли различие между процессами компьютеризации и информатизации?
  5. Что такое информатизация?
  6. Что определяет пятую информационную революцию?

Домашнее задание:

Подготовить презентации об информационных революциях (по вариантам). Выделить основные характеристики каждой информационной революции. Затронуть вопрос неизбежности информационных революций.

  1. Информационная культура.

Факторы развития информационной культуры.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое информационная культура?
  2. Информационная  культура присуща человеку или (и) обществу?
  3. Как проявляется информационная культура?
  4. Какие подходы существуют к понятию «информационная культура»?
  5. Почему в формировании необходимого уровня информационной культуры большую роль играет английский язык?

Задание 1.

Закончите фразы:

Информационная культура проявляется в следующих аспектах:

  • В конкретных навыках по использованию…
  • В способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, которую составляют…
  • В умении извлекать информацию из…

Задание 2.

Закончите фразы:

Основными факторами развития информационной культуры являются:

  • Система образования, определяющая общий уровень…
  • Информационная инфраструктура, определяющая возможности людей…
  • Развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании…

Домашнее задание:

  1. Используя интернет выписать и проанализировать разные определения понятия «информационная культура».
  2. Сравнить понятия «культура» и «информационная культура».

  1. Информационные ресурсы общества.

Информационные услуги и продукты.

Контрольные вопросы:

  1. Какие бывают виды ресурсов?
  2. Что такое информационные ресурсы?
  3. Почему информационные ресурсы играют важнейшую роль в развитии страны?
  4. Что такое информационная услуга?
  5. Что такое информационный продукт?

Задание 1.

Установите соответствие

Вид ресурсов

Понятие ресурсов

Материальные ресурсы

Денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры.

Природные ресурсы

Отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах.

Трудовые ресурсы

Совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта.

Финансовые ресурсы

Объекты, процессы, природные условия, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

Энергетические ресурсы

Люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе.

Информационные ресурсы

Носители энергии.

Задание 2.

Закончите фразы:

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

  • Превратить деятельность по оказанию информационных услуг в…
  • Сформировать мировой и внутригосударственный рынок..
  • Образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен…
  • Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет…

Задание 3.

Выберите правильный ответ:

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются:

  • Компьютерные системы;
  • Интернет и информационно-поисковые системы;
  • Базы данных;
  • СМИ.

Домашнее задание:

  1. Составить классификацию информационных продуктов, используемых в школе.
  2. Составить классификацию информационных услуг, предоставляемых школой.

  1. Этические и правовые нормы

информационной деятельности людей.

Виды программного обеспечения.

Контрольные вопросы:

  1. Почему информацию можно считать объектом собственности?
  2. Что такое авторское право?
  3. Какими правами обладает пользователь компьютерной программы?
  4. Что такое цифровая подпись?

Задание 1.

Выпишите знаки авторского права, объясните, что означает каждый элемент:

  • ©MS Word, 1983-2010;
  • © Akella, 2007-2012;
  • © Adobe, 2012;
  • ©Бука, 1993-2012;
  • ©ООО «1C».

Задание 2.

Определите группу программ по их юридическому статусу по данной характеристике. Заполните таблицу.

Характеристика

Группа программ

Реклама и продвижение на рынок

Новые недоработанные версии программных продуктов

Коробочные дистрибутивы

Ограниченный срок действия

Распространение разработчиками на основании договоров с пользователями на платной основе

Ограниченная функциональность

Программы, являющиеся частью принципиально новых технологий

Улучшенные драйверы к устройствам

Задание 3.

Перечислите, какие этические нормы и принципы влияют на успешную информационную деятельность людей.

Домашнее задание:

  1. Найти в Интернете законы, указы, постановления об авторском праве на книгу, на программный продукт, на картину, на песню.
  2. Найти в Интернете названия справочников, журналов, газет, в которых можно найти информацию о программных продуктах, о компьютерах, об информационных системах.
  3. Найти в Интернете юридические документы для информационного рынка России, за последние 10 лет.

  1. Информационная безопасность.

Виды информационных угроз.

Методы защиты информации.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое информационная среда?
  2. Что такое информационная безопасность?
  3. Какие объекты нуждаются в обеспечении информационной безопасности?
  4. Что такое информационная угроза?
  5. Что такое компьютерный вирус?
  6. Что такое политика безопасности?

Задание 1.

Описать информационную среду для школы, библиотеки, кинотеатра, супермаркета (по вариантам). Указать возможные информационные угрозы.

Задание 2.

Выберите из списка объекты, нуждающиеся в обеспечении информационной безопасности:

  • Материальные ресурсы;
  • Информационные ресурсы;
  • Системы создания, распространения и использования информационных ресурсов;
  • Предприятия, оказывающие бытовые услуги населению;
  • Информационная структура общества;
  • Средства массовой информации;
  • Мобильная связь;
  • Права человека и государства на получение, распространение и использование информации;
  • Защита интеллектуальной собственности и конфиденциальной информации;
  • Защита частной собственности.

Задание 3.

Заполните таблицу «Источники информационных угроз»:

Внешние источники

Внутренние источники

Задание 4.

Обозначьте: 1 – преднамеренные угрозы, 2 – случайные угрозы.

Угроза

Вид

Ошибки пользователя

Форс-мажорные обстоятельства

Хищение информации

Отказы и сбои аппаратуры

Компьютерные вирусы

Физическое воздействие на аппаратуру

Ошибки профессионалов

Задание 5.

Соберите пирамиду значимости безопасности информации для различных специалистов (от большей значимости к меньшей):

  • Информационные услуги;
  • Банковская деятельность;
  • Прикладные задачи;
  • Коммерческая деятельность;
  • Управленческие задачи.

Домашнее задание:

  1. Подготовить презентацию о видах компьютерных угроз.
  2. Подготовить реферат по методам и средствам защиты информации.

  1. Перспективы развития

информационно-коммуникационных технологий.

Контрольные вопросы:

  1. Какие этапы проходят информационно-коммуникационные технологии в своем развитии?
  2. Объясните суть каждого этапа.

Домашнее задание:

Используя Интернет, найти примеры технологий, соответствующих различным этапам развития ИКТ.

  1. Контрольная работа по теме:

«Основы социальной информатики».

  1. Как называются этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавшие кардинальные изменения в обществе:
  1. Информационные ресурсы;
  2. Информационные кризисы;
  3. Информационные революции;
  4. Информационные технологии.
  1. Что является базовой составляющей пятой информационной революции:
  1. Высокий уровень развитости населения в области информатизации;
  2. Высокий уровень развитости компьютерных сетей;
  3. Большое количество баз данных;
  4. Процесс информатизации общества.
  1. В чем заключается информационная культура человека:
  1. В умении рассчитывать количество потребляемой информации;
  2. В умении целенаправленно работать с информацией, используя современные технические средства и методы;
  3. В умении пользоваться современными гаджетами;
  4. В умении находить информацию.
  1. К какому виду ресурсов относятся отдельные документы или массивы документов:
  1. К информационным ресурсам;
  2. К материальным ресурсам;
  3. К финансовым ресурсам;
  4. К трудовым ресурсам.
  1. Для чего информационные ресурсы являются основой:
  1. Для информационной революции;
  2. Для создания информационных продуктов;
  3. Для повышения компьютерной грамотности населения;
  4. Для информатизации общества.
  1. На что распространяется охрана интеллектуальных прав, а также прав собственности:
  1. На все виды программ для компьютера;
  2. На языки программирования;
  3. На идеи и принципы, лежащие в основе программы;
  4. На идеи и принципы организации интерфейса и алгоритм программы.
  1. При регистрации электронно-цифровой подписи выдаются ключи:
  1. Открытый и закрытый;
  2. Секретный, открытый и запасной;
  3. Административный и второго уровня;
  4. Секретный и открытый.
  1. На формирование этических норм информационной деятельности влияют:
  1. Правовое обеспечение, стабильность власти, политическая и экономическая свобода;
  2. Владение на высоком уровне информационно-коммуникационными технологиями;
  3. Конфиденциальность информации;
  4. Стремительное развитие компьютерных сетей.
  1. Что не относится к основным целям обеспечения информационной безопасности общества:
  1. Защита национальных интересов;
  2. Защита прав  частной собственности;
  3. Обеспечение человека и общества достоверной и полной информацией;
  4. Правовая защита человека и общества при получении, распространении и использовании информации.
  1.  Что не относится к традиционным методам защиты от преднамеренных угроз:
  1. Ограничение доступа к информации;
  2. Использование самого современного программного обеспечения;
  3. Шифрование (криптография);
  4. Законодательные меры.
  1.  Что характеризует четвертый этап развития информационно-коммуникационных технологий «Подъем жизнестойкости»:
  1. На основе новых исследований оптимизируется технологический процесс и начинается массовое серийное производство;
  2. Широко разрекламированная новая технология теряет свою привлекательность в глазах потребителей;
  3. Разработчики и средства массовой информации внушают обществу высокую ценность новой технологии;
  4. Массовое производство изделий по новой технологии находит массовый устойчивый спрос потребителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа факультативного курса "Основы социального проектирования"

Содержание программы предполагает выход за рамки традиционных учебных предметов.  Она знакомит школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, ...

Планирование курса "Основы социальной информатики"

Предлагаю тематическое планирование темы «Основы социальной информатики», рассчитанное на 8 учебных часов для изучения в 8-9х классах....

Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus"

Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus" содержит пояснительную записку, в которой рассматриваются: цели и задачи курса, методы ...

Элективный курс "Основы социальной информатики"

Элективный курс "Основы социальной информатики"...

Статья на тему: "Система контроля и оценивания образовательных результатов по информатике"

в статье приведены система контроля и оценивания образовательных результатов по информатике...