Что дает использование электронных образовательных ресурсов учителю и ученику?
статья (информатика и икт) по теме

Кащенко Лариса Витальевна

На современном этапе развития науки и техники приходится по-новому  рассматривать вопрос о том, чему и как учить в современной школе. Учитель сегодня имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным, используя творческий подход в применении информационных технологий на уроках. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что дает использование электронных


образовательных ресурсов учителю и ученику?                Кащенко Л. В.


Что дает использование электронных образовательных ресурсов учителю и ученику?

Ни одно знание не надежно,                                                                                                                      основу надежности дает лишь                                                                                                                         прогресс поиска знаний,                                                                                                                                  длящийся всю жизнь.                                                                                                                                                        Уокке

На современном этапе развития науки и техники приходится по-новому  рассматривать вопрос о том, чему и как учить в современной школе. Требования высокой степени дифференциации обучения, необходимость перехода от знаниевого подхода к компетентностному не всегда согласовываются с традиционными методиками обучения. Введение новых информационных технологий и использование ЭОР нового поколения позволяют решать многие из этих проблем, учить детей жить в современном информационном обществе, использовать возможности компьютерной техники при решении самых различных проблем.

Учитель сегодня имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным, используя творческий подход в применении информационных технологий на уроках. Все это  способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной науки, открывает новые перспективы практического применения знаний и навыков, полученных в процессе обучения.

Программно-педагогические средства образуют различные типы предметных электронных учебных изданий. К настоящему времени сформировалась их некоторая система.

Типы электронных мультимедийных изданий:

  1. Электронные учебники;
  2. Электронные энциклопедии;
  3. Электронные справочники;
  4. Электронные каталоги: рисунки, фото, иллюстрации, модели, видеоматериалы, таблицы, схемы, тематические презентации  и т.д.;
  5. Электронные библиотеки (каталоги и соответствующие им коллекции: электронных версий учебников, учебных пособий…)
  6. Обучающие среды, предусматривающие: использование комплекса средств обучающего воздействия – мотивация учения, предъявление материала, отработка, контроль; интерактивный характер обучения и вариативность его способов в двух их разновидностях:
  1. сценарии;
  2. моделирующие среды (электронные конструкторы как частный случай среды моделирования)
  1. Электронные тренажеры;
  2. Электронные тесты.

Что даёт применение электронных  пособий для учителя и учащихся? Для учителя, конечно же, дополнительную нагрузку. Но это с одной стороны. С другой стороны, это вносит разнообразие в урок. Он становится насыщеннее формами и интереснее. К примеру, использование тестовых оболочек позволяет экономить время на проверке работ и, самое главное, моментально сообщить результат ученику.  Для учащихся – это интерес к предмету, возможность отработать пробелы, исправить отметки. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезнее работы с сильным одноклассником: он спокойно работает в своем темпе. Со временем такие дети становятся увереннее в себе и преодолевают барьер в общении, преодолевают страх перед сложностями в освоении предмета.

На этапе объяснения нового материала помимо готовых ресурсов я часто использую свои собственные разработки. В чем преимущество? Изданные и опубликованные материалы рассчитаны либо на определенный стандарт, либо отражают авторское видение решения поставленной задачи. Когда просматриваю различные ресурсы, часто возникает желание либо скомбинировать, либо адаптировать к конкретной ситуации. Тем более я четко представляю, для какой аудитории готовится конкретный материал. Ни  для кого не секрет, что не только в параллели, но и в одном классе учащиеся отличаются по способности и скорости восприятия и осмысления учебного материала. Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например:

  1. Электронные учебники;
  2. Мультимедийные презентации;
  3. Учебные видеофильмы.

При проведении контролирующих мероприятий удобна тестовая оболочка MyTest,  используемая в лицее не один год учителями не только для проведения обучающих и промежуточных тематических контрольных и самостоятельных работ, но и для проведения итогового тестирования по предметам за год. Она позволяет формировать три типа тестовых заданий, предпочтительным из которых является тест с выбором одного верного из  нескольких предложенных вариантов ответов (рекомендуется 4 варианта модельных ответов). Предусмотрена установка ограничений по времени. При проведении тренировочных работ возможно обращение к подсказкам и возврат к пропущенным вопросам. Обработка результатов производится в зависимости от установок учителя и позволяет варьировать шкалу перевода тестового балла в 5-ти бальную систему.

Проектная работа ведется как на уроках информатики, так и во внеклассной работе. Результаты этого вида деятельности регулярно представляются учащимися на различных творческих и предметных конкурсах. Самое важное, на мой взгляд, это возможность расширять границы применения и использования  знаний и практических навыков, приобретенных в процессе обучения и внеурочной деятельности и самостоятельный выбор детьми среды реализации своих идей. Так, например, изучая в курсе информатики тему «Школьный конструктор сайтов» в 9 классе и «Создание Web-страниц на языке HTML» в 11 классе я знакомлю учащихся с другими вариантами создания сайтов. Некоторые учащиеся разместили свои авторские материалы в сети Интернет, были отмечены дипломами региональных конкурсов по сайтостроению.

При организации воспитательной и внеклассной работы создание различных демонстрационных материалов, сопровождающих проведение мероприятия не только позволяет усилить эффективность восприятия преподносимого материала, но и увеличивает эмоциональную составляющую. Родители с большим удовольствием просматривают отчеты и «зарисовки» о работе класса, которые я создаю к каждому родительскому собранию, подкрепляя их не только фотографиями, но и комментариями детей. Ученики принимают активное участие в создании таких подборок и с удовольствием пополняют фото-летопись класса. Каждому учащемуся приятно узнавать себя и свои работы, осознавать значимость своего личного вклада в общее творчество.

Безусловно, активное использования ЭОР приводит  к изменению технологии обучения  и отношений между участниками образовательного процесса.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Урок-игра «Торги на бирже: ПОКУПАЕМ ЭЛЕКТРОН»

На бирже «продают» электрон. Выигрывают, т.е. «покупают» электрон те,  у кого больше знаний.Каждая команда по очереди делает вступительный «взнос». «Взносом» является законченная мысль, идея, дем...

Использование электронных образовательных ресурсов в работе учителя математики

На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны и общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии, развитию речи и рисованию с использованием электронных образовательных ресурсов по теме «Овощи моего огорода» на IV Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Формула будущего

Образовательные цели:закрепить и расширить обобщенные представления детей об овощах, о их внешнем виде, сборе урожая;упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.Развивающ...

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе

Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи, требую...

Использование электронный образовательных ресурсов в образовательном процессе

Перечень ЭОР, используемых в образовательном процессе...

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР), мультимедиа - и Интернет-ресурсов для проектирования учебных ситуаций на уроках «Иностранного языка».

Данный методический материал включает анализ профессиональных интернет сайтов по изучению иностранного языка и возможностей  использования их материалов в учебной ситуации...