Урок информатики по теме "Моделирование геометрических объектов в программе QCAD" (9 класс)
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Иванова Валентина Владимировна

Урок информатики в 9 классе по теме "Моделирование". Учащиеся учатся создавать геометрические модели в программе компьютерного черчения QCAD (операционная система Линукс). При необходимост может быть адаптирован для использования в программе КОМПАС - 3D (операционная система Windows).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок информатики в 9 классе

Тема: Моделирование геометрических объектов в программе QCAD.

Цели:

Образовательная:

Повторить понятие модели, виды моделей

Сформировать понятие о процессе  моделирования на примере  создания и исследования конкретной модели

формировать навык конструирования и моделирования на компьютере.

Развивающая: Активизировать учебный материал темы «моделирование» для выстраивания системы внутрипредметных связей (моделирование – работа с графикой) и межпредметных связей (информатика - геометрия)

Развитие навыков самостоятельной практической работы за компьютером.

Воспитательная:  Формировать отношение к информатике как к средству решения практических задач из различных областей знаний;

Формировать навыки организации самостоятельной  деятельности во время учебного занятия

Ход учебного занятия:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

1.Орг.момент

2. Актуализация имеющихся знаний.

Слайд 1-3

На слайде – тема урока.

Как вы думаете, что мы с вами сегодня будем изучать?

(Сообщение целей урока)

- Вспомните, что такое модель?

- Какие виды моделей вы знаете?


Для чего мы используем модели в повседневной жизни?



Сегодня мы с вами будем строить математические модели, помогающие нам в решении геометрических задач.





Отвечают

Информационные и материальные

Изучаем то, что недоступно,

Для решения каких-то задач

3. Повторение

Слайд 4

Задание: вспомните, пожалуйста, основные этапы построения и исследования модели. Установите правильную последовательность.

- Кто сможет охарактеризовать каждый из этапов?



Отвечают

4. Новый материал.



Слайд 5


































Слайд 6











Итак, мы с вами сегодня на уроке информатики занимаемся немного геометрией.

Историческая справка.


 В современной математике есть специальные задачи на построение, которые решаются только с помощью циркуля и линейки. Что же можно делать с помощью линейки и что с помощью циркуля?

  Ясно, что линейка позволяет провести произвольную прямую, а также построить прямую, проходящую через две данные точки.

·С помощью циркуля можно провести окружность произвольного радиуса, а также с центром в данной точке и радиусом, равным данному отрезку; можно отложить отрезок заданной длины.

Выполняя эти несложные операции, мы можем решать разные задачи на построение.

В 7 классе вы изучали ряд простейших построений циркулем и линейкой. Вспомните, какие это построения?





Готовили дети















  биссектрисы угла;

  через данную точку провести прямую, перпендикулярную к данной прямой;

  разделить данный отрезок пополам;

  построение угла, равного данному.;

  построение треугольников по трем заданным элементам и т.д.

Сегодня мы строим перпендикуляр к прямой, проведенный через точку этой прямой.

Как вы думаете, для чего нам на информатике нужно решать подобную задачу?







 Как бы вы решали эту задачу на уроке геометрии?



Так как на уроке информатики мы изучаем моделирование, то нам необходимо построить модель решения всех этих типовых задач.




Выступление ученицы

К какому этапу построения модели мы можем отнести рассказ Люды?

Какой следующий этап?

Зафиксируем рассказ Люды в виде алгоритма. Это я сделала предварительно, составив практическое задание на сегодня. Прочитайте и докажите, что получилась формальная модель.

Можно ли чертеж считать формальной моделью? Почему?

Информационная модель


Формальная модель





Имеются названия инструментов…


Можно, т.к. имеются условные обозначения, геометрические фигуры…

Слайд 7

Какой следующий этап нашей работы?

Для построения компьютерной модели мы будем использовать программу QCAD, с которой познакомились на прошлом уроке.

Вспомним, что это за программа.



Чем она отличается от других САD –систем?


Вспомним приемы построения основных геометрических объектов, которые мы сегодня будем использовать.

(Демонстрация построения линии по двум точкам, окружности по центру и радиусу, обозначения).

Компьютерная модель





Система компьютерного проектирования

Более проста в использовании, более удобна.

5. Практическая работа.

Практическая работа

Выполняют индивидуально.

Итак, наша модель готова. Теперь мы должны провести эксперимент и  доказать, что построение выполнено верно. Как это сделать?



Итак, построение выполнено верно. Последний этап исследования модели – анализ полученных результатов. Какой можем сделать вывод?




Измерить угол, образованный прямой а и отрезком PQ.


Модель, построенную с помощью программы компьютерного черчения QCAD, мы можем использовать при решении геометрических задач на построение.

Подведение итогов

Какие цели мы сегодня перед собой ставили?

Достигли ли мы с вами этих целей?

Урок 2 – практическая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку информатики по теме «Информация» для базового курса 10 класса в соответствии с «Примерной программой среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень)».

В соответствии с учебным планированием, объём информации большой, а времени на изучение очень мало. Поэтому так необходимы средства, повышающие эффективность учебного процесса. Одним из таких средств ...

Урок информатики по теме: Операторы цикла языка Pascal. 10 класс

Здесь предложен урок по теме: операторы цикда языка  Pascal. Данный урок может буть третим/ четтвёртыв по данной теме. Он предусматривает как проверку теоретических знаний обучающихся, так и реше...

Урок информатики и ИКТ по теме"Основы логики", 10 класс

Вводный урок по теме "Логика: основные понятия", 10 класс...

урок информатики на тему: Устройства ввода-вывода информации. 8 класс

Презентация к уроку  информатики на тему: Устройства ввода-вывода информации. 8 класс...

Урок информатики по теме: «Характеристика объекта»

Разработка урока информатики по теме "Характеристика объекта", 3 класс / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова , Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова....

Обобщающий урок информатики по теме: « Информация вокруг нас» в 5А классе ,Урок-игра.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознате...

Развитие способностей талантливых и одаренных детей на уроках информатики в начальной школе через использование программы ЛогоМиры 3.0

Педагогический практикум (материалы II Международной учебно-пратической конференции (2015 год)...