Урок информатики и ИКТ по теме"Основы логики", 10 класс
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему

Вводный урок по теме "Логика: основные понятия", 10 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Логика: основные понятия», 10 класс

Вид урока: урок изученного материала (вводный).

Тип урока: комбинированный.

Технология: личностно-ориентированная.

Цели: Развить умения применять законы логики и правила преобразования сложных логических выражений при решении практических логических задач.

Задачи урока:

Развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Обучающие:

  1. углубление, обобщение и систематизация приемов решения логических задач;
  2. формирование умения применять полученные знания на практике.

Воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.

План урока

Содержание этапа урока

Время

1. Организационный момент - Приветствие

1 мин

2. Мотивационное начало урока - Постановка цели урока.

 5 мин

3. Актуализация знаний

5 мин

4. Основной материал

15 мин

5. Этап систематизации, обобщения изученного

10 мин

6. Подведение итогов, домашнее задание

4 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Для урока подготовлена презентация с помощью Power Point с целью визуализации информации по ходу изложения материала.

2. Мотивационное начало урока.

Учитель «Всё наше достоинство заключено в мысли. Не пространство, не время,

 которых мы не можем заполнить, возвышает нас,а именно она, наша мысль.

Будем же учиться хорошо мыслить».

3. Актуализация знаний

Учитель: Теперь нам предстоит, очень ответственная работа - научиться логично мыслить.

4. Основной материал

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ в логике:  понятие, суждение и умозаключение. 

  1. апельсин;                        4)  трапеция;
  2. белизна;                        5) река Нил;
  3. ураганный ветер;                 6) студент медицинского института.

ПОНЯТИЕ – форма мышления, в которой отражаются отличительные существенные признаки предметов.

Существенными называются такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью отличить (выделить) данный предмет (явление) от всех остальных и сделать обобщение, объединив однородные предметы в множество.

Основные логические характеристики понятия

  1. Содержание - совокупность существенных признаков, отраженных в этом понятии.

        Содержание понятия ромб - совокупность двух существенных признаков:

 быть параллелограммом и иметь равные стороны.

Содержание понятия ученик включает в себя признаки:

 познавать новое и иметь учителя. 

Содержание понятия хороший ученик включает в себя признаки:

познавать новое, иметь учителя, иметь интерес к учебе, быть исполнительным, быть обязательным, быть воспитанным, помогать отстающим. 

  1. Объем понятия - множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание понятия.

        Объем понятия река —

это множество, состоящее из рек, носящих имена Обь, Иртыш, Енисей, Волга и др.

Объем понятия ученик включает в себя

 всех людей, которые когда-либо учились (в частности, «чему-нибудь и как-нибудь»), учатся сейчас или будут учиться когда-нибудь.

Круги Эйлера

Изобразите нижеприведенные  множества:

Рассмотрим множество учеников вашего класса (Е). Те ученики, которые занимаются спортом, образуют множество спортсменов (А). Те, кто увлекается литературой, образуют другое множество (В). Те, кто учится на одни пятерки и на каникулах отдыхает у бабушки, образуют еще одно множество (С). Предположим, что среди учеников, составляющих множество С, нет ни одного, занимающегося спортом, т. е. множества С и А не имеют общих элементов. Множество учеников класса, которые знают пять иностранных языков (D), будет пустым, если таких полиглотов в вашем классе нет.

СУЖДЕНИЕ (высказывание, утверждение) - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях между ними.

Примеры суждений:

1) Этот апельсин вкусный.

2) Если прошел дождь, то на улице весна.

З) На Луне живут лунатики, а на Марсе — марсиане.

Суждения бывают простыми и сложными.

Суждение может иметь одно из двух значений истинности: "истина" или "ложь".

Является ли суждением фраза: "Иванов сдаст экзамен на отлично."?

   Суждение, значение истинности которого не однозначно, называется ГИПОТЕЗОЙ.

 Содержание суждения — это то, о чем в нем идет речь, его смысл.

Оцените истинность суждений:

Свободу, безопасность и комфорт дают глубокие знания.

Свободу, безопасность и комфорт дают большие деньги.

Для того чтобы вести рассуждения и оценивать их правильность, необходимо прежде договориться по каждому суждению, будем ли мы его рассматривать как истинное или ложное в данном конкретном случае.

«Договориться» мы можем только по отношению к простым суждениям. Значение же истинности сложных суждений вычисляется. При вычислении истинности (ложности) сложного суждения содержание входящих в него простых суждений является незначимым.

Логическая форма суждения — это его строение, способ связи его составных частей.

Форма суждения, в отличие от его содержания, объективна, т. е. не зависит от тех или иных взглядов того или иного человека.

1) Все лошади едят овес.

2) Все реки впадают в море.

З) Все школьники — отличники.

4) Все книги имеют страницы.

5) Все планеты вращаются вокруг звезд.

Все S есть Р.

  1. Все медузы не имеют головы.
  2. Люди не боги.

Все S не есть Р.

Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем суждение-заключение (вывод умозаключения).

Посылками умозаключения по правилам логики могут быть только истинные суждения.

Все люди смертны.

 Сократ — человек.

_________________________________________________________________

Сократ смертен.

Примеры верных умозаключений

Четырехугольник (S1), у которого противоположные стороны параллельны (Р), есть параллелограмм (S2).

Квадрат (S3) - это четырехугольник (S1), у которого противоположные стороны параллельны (Р).

_________________________________________________

Квадрат – это параллелограмм.

Если цветы поливают, то они не засохнут.

 Цветы засохли.

_________________________________________________

Цветы не поливали.

 5. Этап систематизации, обобщения изученного.

(Из учащихся класса формируется две группы).

Задание 1 группе: Правильно ли рассуждает человек, когда он говорит:

1. Если что-то есть металл, то оно проводит электрический ток.

Алюминий проводит ток.

_________________________________________

Алюминий - металл.

2. Если что-то есть металл,

 то оно проводит электрический ток.

 Вода проводит ток.

_________________________

Вода – металл.

Задание 2 группе: 1. Изобразите множества: а)  X= Ю. Гагарин,  Y= Первый космонавт;  б) X= лев,  Y= хищник; в) X= спортсмен,  Y= школьник;  г) А= большой дом,  В= небольшой дом; д) ) А= большой дом,  В= маленький дом; е) ) А= береза,  В= ель; С - дерево.

2. Выделите следующие виды отношений между сравнимыми понятиями: равнозначность (тождество), перекрещивание (пересечение), подчинение (субординация), соподчинение,  противоположность и противоречие.

Выступление групп сопровождается слайдами.

6. Домашнее задание

1. Перечислите существенные признаки, составляющие содержание понятий:

а) квинтэссенция; б) добродетель; в) истина; г) ложь.

2. Определите объемы понятий:

а) столица России; б) столица; в) город; г) знаменитый полководец; д) бесконечность; е) Змей Горыныч.

3. Оцените правильность следующего рассуждения:

Сидящий встал; кто встал, тот стоит; значит, сидящий стоит.

4. Выведите, если это возможно, заключение из каждой пары посылок:

        а) Тем, кто лыс, расческа не нужна. Ни одна ящерица не имеет волос.

        б) Ни один добрый поступок не является незаконным. Все, что законно, можно делать без страха.

        в) Некоторые уроки трудны. Все, что трудно, требует внимания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока информатики и ИКТ по теме "Умозаключение" 4 класс

Представлен конспект урока по теме "Умозаключение" по предмету "Информатика и ИКТ" для обучающихся 4 класса.Также здесь представлен раздаточный материал и презентация "Умозаключение" к данному уроку. ...

Мультимедийнная презентация у уроку информатики на тему "Основы логики"

Мультимедийная презентации к уроку информатики на тему " Логика", содержит историческую справку, логические упражнения и задачи на виды логических операций....

Интерактивные тесты по Информатике и ИКТ (по теме "Основы логики" для подготовки к ЕГЭ 10-11 кл.)

Интерактивные тесты для 10-11 класса (4 варианта) для проведения зачёта по теме "Основы логики" при подготовке к ЕГЭ. Тест содержит 6 заданий, время выполнения - 40 минут....

Срез знаний по информатике 10 кл по теме «Основы логики»

Самостоятельная работа для проверки знаний по данной теме...

Конспект урока по информатике на тему «Основы логики и логические основы компьютера»

Конспект урока по информатике на тему «Основы логики и логические основы компьютера»...