Главные вкладки

    Конспект урока по теме "Алфавитный подход к измерению информации"
    методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме

     

    Конспект урока с использованием  информационно-коммуникационных технологий в образовании

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока с использованием                                информационно-коммуникационных технологий в образовании

    Предмет: информатика, формирование новых знаний, навыков и умений.

    Тема: Алфавитный подход к измерению информации.

    Продолжительность: 1 урок по 45 минут.

    Класс: 8

                Технологии: мультимедийные

    Конспект урока

    Цели урока:

    1. Познавательная: познакомить учащихся с
    1. единицами информации;
    2. определением алфавит, мощность алфавита;
    3. понятием информационный вес символа;
    4. информационным объёмом текста.

               2. Развивающая:

    1. учить строить аналогии, выделять главное, ставить и решать проблемы.

              3. Воспитательная:

    1. воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность.

    Ожидаемые результаты:

    После этого урока ученики смогут:

    1. Рассказать об основных единицах измерения информации;

    2. Рассказать определение алфавита, мощности алфавита;

    3. Объяснить что такое информационный вес символа, информационный объём текста;

    4. Высказывать свое мнение по поводу решения задач на определение информационного объёма сообщения, составленного из символов некоторого алфавита.

    Оборудование: проектор, компьютеры учащихся и учителя, учебник.

    Программная поддержка: Microsoft Office PowerPoint 2007, Калькулятор.

    Ход урока:

    1. Организационный момент
    2. Повторение и закрепление материала, пройденного на прошлом уроке.

    Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что мы живём в мире информации. Мы привыкли к таким словам и фразам как, "информационный процесс", "информационный кризис", "информационное общество", "информационная защита" и др. Мы попытались определить, что же такое "информация"? Что есть "информация" для человека, и что есть "информация" для технической системы, в частности для компьютера.

    Давайте коротко повторим:

    1. Каковы должны быть свойства информации, представленной в форме сообщений, знаний?
    2. Каковы должны быть свойства информации, распространяемой СМИ?
    3. Каковы должны быть свойства информации, которую вы получаете на уроке?
    4. А какими свойствами должна обладать информация, распространяемая через Интернет?

    Опрос сопровождается показом презентации слайдов 1-2-3-4-5 (идёт повторение)

    1. Объяснение нового материала

    Итак, информация измеряема. Каковы единицы измерения информации?

    Учащиеся - отвечают. Ответ подтверждается показом слайдов 6,7.

    Учитель: А теперь давайте попробуем ответить на вопросы - Как определить информационный объём сообщения? От чего он зависит?

    Нам известно, что одна и та же информация может существовать в различных формах. И удобнее всего использовать для представления информации знаковые системы. Знаковая система состоит из определенного набора знаков и правил работы с ними. Более привычными для нас с вами понятиями являются - ЯЗЫК и АЛФАВИТ. Итак, рассмотрим АЛФАВИТНЫЙ ПОДХОД к измерению информации.

    Показ слайдов сопровождается краткими комментариями учителя, содержание слайдов кратко конспектируется учениками.

    Слайд 8        Учитель: Самые известные знаковые системы - это языки.

    Любой язык имеет свой алфавит (набор знаков) и правила работы с ним. Языки делятся на естественные (русский, китайский и т.д.) и формальные (азбука Морзе, языки программирования, язык математики, язык записи музыки- ноты)

    Слайд 9        Учитель: Для техники - информация - это последовательность некоторых сигналов, доступных и понятных для приёма, передачи, преобразования. И это - язык техники.

    Слайд 10        Учитель: Попробуем запомнить основные понятия, которые в дальнейшем пригодятся нам для решения различных задач.

    Слайд 11        Учитель: Приведём примеры из нашей жизни.

    Слайд 12        Учитель: Вот теперь, когда мы назвали вещи своими именами, попробуем усложниться и перейти от простого к сложному.

    Запомните эту формулу!!!

    Слайд 13        Учитель: Коль скоро это так, то можно говорить об информационном объёме текста, составленного из символов некоторого алфавита.

    Запомните эту формулу!!!

    Слайд 14  Учитель: А теперь, как всегда - ЗАДАЧИ!

    Решим СОВСЕМ ПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ!

    Ученики: решают, объясняя своё решение.

    Учитель сверяет ответ с ответом слайда.

    Слайд 15        Учитель: Это тоже СОВСЕМ ПРОСТАЯ ЗАДАЧА!

    Ученики: решают.

    Слайд 16        А эти задачи на дом ( учитель раздаёт задачи ученикам на бумажном носителе). Давайте первую задачу разберём на уроке, используя, Калькулятор.

    Слайд 17        Проверяем ход решения и ответ.

    Слайд 18        Остальные задачи решите самостоятельно дома.

    1. Итоги урока

    Вы сегодня познакомились с измерением информации.

    Продолжите предложения:

    1. Минимальная единица измерения информации это …
    2. Формула мощности алфавита …
    3. Формула объёма текста …

    1. Домашнее задание

      Решить задачи в тетради.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока на тему: «Алфавитный подход к измерению информации. Единицы измерения информации»

    Тема: Алфавитный подход к измерению информации. Единицы измерения информации.Цель: Познакомить учащихся с алфавитным подходом к измерению информацииЗадачи:     образовательна...

    План-конспект урока. Решение задач по теме "Измерение информации"

    План-конспект урока"Решение задач по теме \'Измерение информации\' ". На данном уроке используются цифровые и электронные образовательные ресурсы. Достоинство: учителю не нужно искать ЭОРы, конспект уро...

    Учебная презентация к дистанционному курсу «Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации»

    Аннотация курса: Наша современная жизнь протекает в эпоху высоких технологий, одной из сторон которой является ИНФОРМАЦИЯ. Информация является отправной точкой во всем курсе «Информатики» и использова...

    Конспект урока по информатике в 8 классе "Алфавитный подход к измерению информации"

    На уроке рассматривается понятие количества информации, учащиеся знакомятся с  алфавитным подходом при определении количества информации, знакомятся с единицами измерения информации, учатся ...

    Урок информатики в 8-ом классе (№1) Тема: «Измерение информации. Содержательный и алфавитный подход к измерению информации»

    Урок информатики в 8-ом классе (№1)Тема: «Измерение информации. Содержательный и алфавитный подход к измерению информации»...

    Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.

    Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...