План-конспект урока информатики в 7 классе "Измерение информации"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Цели урока:

Образовательная:

  • формирование умений и навыков работы с информацией.

 

Развивающая:

  • развитие логического мышления, умение анализировать.

 

Воспитывающая:

  • воспитание аккуратности, внимания, познавательного интереса к предмету.

 

Основные понятия:

  • Бит
  • Информационный вес символа
  • Информационный объём сообщения
  • Единицы измерения информации

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План конспект урока по информатике

Тема: « Измерение информации»

Класс: 7

Дата: ________

Цели урока:

Образовательная:

  • формирование умений и навыков работы с информацией.

Развивающая:

  • развитие логического мышления, умение анализировать.

Воспитывающая:

  • воспитание аккуратности, внимания, познавательного интереса к предмету.

Основные понятия:

  • Бит
  • Информационный вес символа
  • Информационный объём сообщения
  • Единицы измерения информации

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Компьютер, проектор.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала. (5 мин)
  3. Изучение нового материала (15 мин)
  4. Закрепление нового материала (15 мин)
  5. Подведение итогов, постановка домашнего задания. (3 мин)

Ход урока:

  1. Организационный момент
  • Приветствие
  • Проверка готовности к уроку учащихся
  • Оборудования
  • Классного помещения
  • Выявление отсутствующих
  • Определение групп учащихся
  • Сообщение плана и целей урока

  1. Актуализация и проверка усвоения изученного материала:

Учащиеся класса работают по группам.

Презентация (2 слайд)

На предыдущем уроке мы с вами изучали двоичное кодирование информации, кто мне ответит на вопросы:

  • С какой целью человек осуществляет преобразование информации из одной формы представления в другую?
  • В чём суть процесса дискретизации информации?
  • Что такое алфавит языка?
  • Что такое мощность алфавита?
  • Может ли алфавит состоять из одного символа?
  • Какие символы могут входить в двоичный алфавит?

Проверка рабочих тетрадей на наличие решения задачи:

Задача: От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе:

        - . . - . . - - . . - - - - .

        При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:

И

А

И

Г

Ч

. .

. -

- .

- - .

- - -.

Ответ: НАИГАЧ

Каждый участник группы получает 1 бал за правильный ответ и 1 бал за решение задачи. Результат отображается на доске.

  1. Изучение нового материала.  

Алфавитный подход к измерению информации.

Объяснение нового материала.

Презентация (3-10 слайды)

Алфавитный подход позволяет измерить информационный объём сообщения, представленного на некотором языке, независимо от его содержания. Каждый символ имеет определённый информационный вес – несёт фиксированное количество информации. Все символы одного алфавита имеют один и тот же вес, зависящий от мощности алфавита.

Информационный вес символа двоичного алфавита принят за минимальную единицу измерения информации 1 бит.

Информационный вес символа произвольного алфавита.

Запись учащимися определения и разбор задачи.

Определение.

Информационный вес i  символа алфавита и мощностью N алфавита связаны между собой соотношением: N=2i .

Задача.

        Алфавит племени Пульти содержит 8 символов. Каков информационный вес символа этого алфавита?

        Решение. Составим краткую запись условия задачи.

N=8

i-?

N=2i

С учётом исходных данных: 8=2i. Отсюда: i=3.

Полная запись решения задачи может выглядеть так:

N=8

i-?             N=2i      8=2i,, i=3 (бита)

Ответ: 3 бита.

Информационный объём сообщения.

Запись учащимися определения и разбор задачи.

Определение.

Информационный объём I сообщения равен произведению количества K символов в сообщении на информационный вес i  символа алфавита:

I=K*i

Задача 1.

Содержание записанное буквами 32 – символьного алфавита, содержит 140 символов. Какое количество информации оно несёт?  

Решение. Составим краткую запись условия задачи.

N=32             I=K*i , N=2i             32=2i, i=5, I=140*5=700(битов)

K=140

        I-?

        Ответ: 700(битов)

        Задача 2.

        Информационное сообщение объёмом 720 битов состоит из 180 символов. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано это сообщение?

        Решение. Составим краткую запись условия задачи.

I=720           N=2i,  I=K*i             i= 720/180 =4 (бита)

K=180   i= I/K                     N=24 =16 (символов)

        N-?

        Ответ: 16 символов.

Единицы измерения информации

        Подготовка текстов в основном осуществляется с помощью компьютеров. «Компьютерный алфавит» содержит следующие символы: строчные и прописные русские и латинские буквы, цифры, знаки препинания, знаки арифметических операций, скобки и др. Такой алфавит содержит 256 символов.

Определим информационный вес символа, N=2i, 256=28, отсюда i= 8. Значит информационный вес каждого символа равен 8 битам. Величина равная 8 битам называется байтом.

1 байт – информационный вес символа алфавита мощностью 256.

        Учащиеся записывают единицы измерения информации и задачу 3.

1 бит

1 байт =8 бит

1 килобайт = 1Кб =1024 байта = 210 байта = 213 бита

1 мегабайт = 1Мб =1024 Кб = 210 Кб = 220 байта = 223 бита

1 гигабайт = 1Гб = 1024 Мб = 210 Мб = 220 Кб = 230 байта = 233 бита

1терабайт = 1Тб = 1024 Гб = 210 Гб = 220 Мб = 230 Кб = 240 байта = 243 бита

Задача 3. Информационное сообщение объёмом 4 Кбайта состоит из 4096 символов. Каков информационный вес символа этого сообщения? Сколько символов содержит алфавит, с помощью которого записано это сообщение.?

Решение.

        Решение. Составим краткую запись условия задачи.

I=4Кб      I=4Kб =4*1024*8(битов)             N=2i,  

K=4096                                                    I=K*I, i=I/K

        I-? N-?

        

        i=4*1024*8/4096=8(битов)

Ответ: 256 символов.

Закрепление нового материала. Работа с компьютером.

Презентация ( 11 слайд)

В текстовом редакторе Word 2010 набор самого главного стр.39

Критерии оценки результата работы: Скорость и соответствие исходному тексту.

 Вопросы и задания. (стр.28 – 30)

 Учащиеся получают карточки с заданиями.

Содержание карточки 1 вопрос и 2 задачи.

Например:

  1. В чём суть алфавитного подхода к измерению информации?
  2. Информационное сообщение объёмом 650 битов состоит из 130 символов. Каков информационный вес каждого символа этого сообщения?
  3. Определите информационный вес i символа алфавита мощность N, заполняя таблицу:

N

N=2i

i(битов)

8

32

64

128

256

Учащиеся групп производят самооценку своей работы, а также осуществляют взаимоконтроль друг друга.

Подведение итогов.

Презентация (12-13 слайд)

Сегодня мы с вами изучили:

  • Минимальную единицу измерения информации.
  • Информационный вес символа произвольного алфавита.
  • Информационный объём сообщения.
  • Единицы измерения информации
  • Решение задач

А теперь пусть каждый ответит на вопросы.

 

Что нового на уроке получил?

Актуальна ли данная информация?

Мне было интересно и комфортно?

Умею ли я решать задачи?

Подведение результатов работы групп.

Выставление оценок.

Домашнее задание. §1.5 Задания №5, 9 с.40.

Презентация (14 слайд)

Объяснение домашнего задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока «Измерение информации»

Слайд 2

Вопросы: С какой целью человек осуществляет преобразование информации из одной формы представления в другую? В чём суть процесса дискретизации информации? Что такое алфавит языка ? Что такое мощность алфавита ? Может ли алфавит состоять из одного символа? Какие символы могут входить в двоичный алфавит?

Слайд 3

Каждый символ имеет определённый информационный вес – несёт фиксированное количество информации. Все символы одного алфавита имеют один и тот же вес, зависящий от мощности алфавита. Информационный вес символа двоичного алфавита принят за минимальную единицу измерения информации 1 бит.

Слайд 4

Задача. Алфавит племени Пульти содержит 8 символов. Каков информационный вес символа этого алфавита?

Слайд 5

Решение . Составим краткую запись условия задачи. N=8 i-? N =2 ^i С учётом исходных данных: 8=2 ^i . Отсюда: i =3. Полная запись решения задачи может выглядеть так: N=8 i-? N=2^i 8=2^i,, i=3 ( бита ) Ответ: 3 бита.

Слайд 6

Информационный объём I сообщения равен произведению количества K символов в сообщении на информационный вес i символа алфавита:

Слайд 7

Задача 1. Содержание записанное буквами 32 – символьного алфавита, содержит 140 символов. Какое количество информации оно несёт? Решение . Составим краткую запись условия задачи. N=32 I=K*i , N=2^i 32=2^i, i=5 K=140 I=140*5=700 ( битов ) I-? Ответ: 700(битов)

Слайд 8

Задача 2. Информационное сообщение объёмом 720 битов состоит из 180 символов. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано это сообщение ? Решение . Составим краткую запись условия задачи. I=720 N=2^i, I=K*i i= 720/180 =4 ( бита ) K=180 i= I/K N=2^4 =16 ( символов ) N-? Ответ : 16 символов.

Слайд 9

Задача 3. Информационное сообщение объёмом 4 Кбайта состоит из 4096 символов. Каков информационный вес символа этого сообщения? Сколько символов содержит алфавит, с помощью которого записано это сообщение.? Решение. Решение . Составим краткую запись условия задачи. I=4 Кб I=4K б =4*1024*8 ( битов ) N=2^i, K =4096 I=K*I, i=I/K I -? N -? i=4*1024*8/4096=8 (битов) Ответ: 256 символов.

Слайд 10

Единицы измерения информации 1 бит 1 байт = 8 бит 1 килобайт = 1 Кб = 1024 байта = 2 ^ 10 байта = 2 ^ 13 бита 1 мегабайт = 1 Мб = 1024 Кб = 2 ^ 10 Кб = 2 ^ 20 байта = 2 ^ 23 бита 1 гигабайт = 1 Гб = 1024 Мб = 2 ^ 10 Мб = 2 ^ 20 Кб = 2 ^ 30 байта = 2 ^ 33 бита 1 терабайт = 1 Тб= 1024 Гб = 2 ^ 10 Гб = 2 ^ 20 Мб = 2 ^ 30 Кб = 2 ^ 40 байта = 2 ^ 43 бита

Слайд 11

Работа с компьютером. В текстовом редакторе Word 2010 набор самого главного (стр.28) Работа с карточками. Вопросы и задания. (стр.28 – 30)

Слайд 12

Подведение итогов. Сегодня мы с вами изучили: Минимальную единицу измерения информации. Информационный вес символа произвольного алфавита. Информационный объём сообщения. Единицы измерения информации Решение задач

Слайд 13

А теперь пусть каждый ответит на вопросы: Что нового на уроке получил? Актуальна ли данная информация? Мне было интересно и комфортно? Умею ли я решать задачи?

Слайд 14

Домашнее задание §1.5 Задания №5,9 с.40, 41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Информация и информатика».

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Информация и информатика».Цель урока:Сформировать общее представление: о предмете изучения информатики; о понятии информация; о видах...

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Действия с информацией. Хранение информации».

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Действия с информацией. Хранение информации».Цель урока:Акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных пр...

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Носители информации».

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Носители информации».Цель урока:Дать представление о процессе хранения информации и устройствах для хранения информации.Развить логич...

План-конспект к уроку "Наглядные формы представления информации" 5 класс

План-конспект к уроку "Наглядные формы представления информации" 5 класс...

Урок информатики по теме "Информация. Виды информации". 5 класс

Сопроводительная презентация к уроку информатики в 5 классе. Создана на основе разработки урока в книге "Поурочные разработки по информатике. 5 класс" Автор: Югова Наталья Леонидовна,...

Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)

Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...

План-конспект обобщающего урок по информатике "Дискретное представление информации". 10 класс

План-конспект обобщающего урок по информатике "Дискретное представление информации". 10 класс....