Рабочая программа по информатике 9 кл
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме

Рабочая программа к учебнику Н.Д. Угринович

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

 - овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

-  выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и ИКТ» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и базисного учебного плана. Программа курса рассчитана на преподавание информатики и ИКТ 9 класса – 68 учебных часов (2 часа в неделю).

Наименование раздела

Количество часов в рабочей программе

Всего

Кон. раб

Прак.

раб

Практикум

Алгоритмы и исполнители

24

1

6-9

-

Кодирование и обработка графической информации

5

1

1-2

-

Мультимедийные технологии

8

1

3-5

-

Моделирование и формализация

8

1

10-11

-

Хранение, поиск и сортировка информации

5

1

12-13

-

Коммуникационные технологии

12

1

14-16

-

Информатизация общества

4

-

17-18

-

Итоговое повторение

4

-

-

-

Итого

68

6

18

-

Раздел «Представление информации» (6 часов) не преподается отдельным блоком, а включен отдельными темами при изучении соответствующих разделов: «Информация и информационные процессы» – 1 час, «Обработка текстовой информации» – 1 час, «Обработка числовой информации» – 2 часа, «Мультимедийные технологии» – 2 часа. Образующийся резерв времени (5 часов) используется на изучение раздела «Алгоритмы и исполнители» и 6 часов на контроль и резерв учебного времени.

Предполагается проведение непродолжительных практических работ (ПР) на 10—25 минут, направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Основное содержание (68 ч)

Кодирование и обработка графической информации (5 ч).

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).

Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.

Мультимедийные технологии (8 ч).

Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

Алгоритмы и исполнители (24 ч).

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи I на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных.

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация — кодирование — отладка — тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествознание.

Формализация и моделирование (8 ч).

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе — компьютерного. Модели, управляемые компьютером.

Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание.

Хранение поиск и сортировка информации (5 ч).

Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология.

Коммуникационные технологии (12 ч).

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

Информатизация общества (4 ч)

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.

Основные этапы развития средств информационных технологий.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание.


Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Информатика и ИКТ» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Модем
  5. Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  7. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  1. Операционная система – Windows 7.
  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Клавиатурный тренажер.
  6. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  7. Простая система управления базами данных.
  8. Простая геоинформационная система.
  9. Система автоматизированного проектирования.
  10. Виртуальные компьютерные лаборатории.
  11. Программа-переводчик.
  12. Система оптического распознавания текста.
  13. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  14. Система программирования.
  15. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  16. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  17. Программа интерактивного общения.
  18. Простой редактор WеЬ-страниц.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения ученик должен

знать/понимать:

• виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

• единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

уметь:

• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

• программный принцип работы компьютера;

• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий,

• выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

  1. структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  2. создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  3. создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  4. создавать записи в базе данных;
  5. создавать презентации на основе шаблонов;

• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

• передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 9 классе.

(2 ч. в неделю, 68 ч. в год) 


темы


урока

Тема урока

Кол. час.

Сроки

план

факт

1

Кодирование и обработка графической информации

5

1

Кодирование графической информации.

1

03.09-09.09.2012

2

Растровый графический редактор. Векторный графический редактор. Устройства ввода графических изображений.

1

03.09-09.09.2012

3

Практическая работа №1 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

1

10.09-16.09.2012

4

Практическая работа №2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

1

10.09-16.09.2012

5

Контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической информации»

1

17.09-23.09.2012

2

Мультимедийные технологии

8

6

Компьютерные презентации.

1

17.09-23.09.2012

7

Практическая работа №3 «Анимация».

1

24.09-30.09.2012

8

Демонстрация презентации.

1

24.09-30.09.2012

9

Кодирование звуковой информации.

1

01.10-07.10.2012

10

Запись изображений и звука.

1

01.10-07.10.2012

11

Практическая работа №4 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».

1

08.10-14.10.2012

12

Практическая работа №5 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».

1

08.10-14.10.2012

13

Контрольная работа №2 по теме «Мультимедийные технологии»

1

15.10-21.10.2012

3

Алгоритмы и исполнители

24

14

Алгоритм. Свойства алгоритма.

1

15.10-21.10.2012

15

Способы записи алгоритмов.

1

22.10-28.10.2012

16

Исполнители алгоритмов.

1

22.10-28.10.2012

17

Алгоритмические конструкции.

1

29.10-04.11.2012

18

Решения задач «Выбор алгоритмических конструкций».

1

29.10-04.11.2012

19

Классификация языков программирования.

1

12.11-18.11.2012

20

Алгоритмы работы с величинами.

1

12.11-18.11.2012

21

Правила записи операторов.

1

19.11-25.11.2012

22

Правила записи линейной программы.

1

19.11-25.11.2012

23

Практическая работа №6 «Разработка линейного алгоритма с использованием математических функций при записи арифметического выражения».

1

26.11-02.12.2012

24

Правила записи  программы с ветвлением.

1

26.11-02.12.2012

25

Практическая работа №7 «Разработка алгоритма, содержащего оператор ветвление».

1

03.12-09.12.2012

26

Логические операции в записи алгоритмах.

1

03.12-09.12.2012

27

Правила записи циклической программы.

1

10.12-16.12.2012

28

Практическая работа №8 «Разработка алгоритма, содержащего оператор цикла».

1

10.12-16.12.2012

29

Решение задач с ветвлениями и циклами.

1

17.12-23.12.2012

30

Этапы разработки программы.

1

17.12-23.12.2012

31

Функции и процедуры.

1

24.12-29.12.2012

32

Массив.

1

24.12-29.12.2012

33

Обработка одномерного массива.

1

14.01-20.01.2013

34

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.

1

14.01-20.01.2013

35

Программирование символьных цепочек.

1

21.01-27.01.2013

36

Практическая работа №9 «Составление алгоритма (программы) решения задач».

1

21.01-27.01.2013

37

Контрольная работа №3 по теме «Алгоритмы и исполнители»

1

28.01-03.02.2013

4

Моделирование и формализация

8

38

Формализация. Моделирование.

1

28.01-03.02.2013

39

Виды моделей.

1

04.02-10.02.2013

40

Графические модели.

1

04.02-10.02.2013

41

Практическая работа № 10 «Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе».

1

11.02-17.02.2013

42

Математические модели.

1

11.02-17.02.2013

43

Табличные модели.

1

18.02-24.02.2013

44

Практическая работа № 11 «Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования».

1

18.02-24.02.2013

45

Контрольная работа №4 по теме «Моделирование и формализация»

1

25.02-03.03.2013

5

Хранение, поиск и сортировка информации

5

46

Базы данных.

1

25.02-03.03.2013

47

Практическая работа № 12 «Поиск записей в готовой базе данных».

1

04.03-10.03.2013

48

Практическая работа № 13 «Сортировка записей в готовой базе данных».

1

04.03-10.03.2013

49

Запросы.

1

11.03-17.03.2013

50

Контрольная работа №5 по теме «Хранение, поиск и сортировка информации»

1

11.03-17.03.2013

6

Компьютерные коммуникации

12

51

Передача информации.

1

18.03-25.03.2013

52

Информационные ресурсы.

1

18.03-25.03.2013

53

Интерактивное общение. Электронная почта.

1

01.04-07.04.2013

54

Поиск информации.

1

01.04-07.04.2013

55

Практическая работа № 14 «Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора».

1

08.04-14.04.2013

56

Поиск информации по ключевым словам.

1

08.04-14.04.2013

57

Web-технологии .

1

15.04-21.04.2013

58

Язык гипертекстовой разметки документов.

1

15.04-21.04.2013

59

Практическая работа № 15 «Создание комплексного информационного объекта в виде web-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов».

1

22.04-28.042013

60

Практическая работа № 16 « Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов».

1

22.04-28.042013

61

Контрольная работа №6 по теме «Компьютерные коммуникации»

1

29.04-05.05.2013

7

Информатизация общества

4

62

Информационные ресурсы.

1

29.04-05.05.2013

63

Информационная безопасность.

1

06.05-12.05.2013

64

Практическая работа № 17 «Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы».

1

06.05-12.05.2013

65

Практическая работа № 18 «Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи».

1

13.05-19.05.2013

8

Итоговое повторение

3

66

Повторение на тему: Алгоритмы и исполнители.

1

13.05-19.05.2013

67

Повторение на тему: Хранение, поиск и сортировка информации

1

20.05-26.05.2013

68

Обобщающее повторение

1

20.05-26.05.2013

ИТОГО:

68

В программно-методическим комплекс по информатике и информационным технологиям входят:

  1. Учебник по информатике и ИКТ 9 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2010
  2. Учебное пособие для ОУ Практикум по информатике и информационным технологиям. / под. ред. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – М.: БИНОМ, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...