Разработка урока по теме: Диаграммы
план-конспект урока (информатика и икт, 9 класс) по теме

Капустина Анна Николаевна

План-конспект интегрированного урока в 9 классе (биология + информатика) по теме: "Построение диаграмм и графиков в Excel"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_diagrammy_v_excel.rar80.84 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО «Пивоваровская СОШ»

Иркутская обл, Иркутский р-н, с. Пивовариха

План – конспект урока информатики

на тему:

   Выполнила: учитель информатики

              Капустина Анна Николаевна                

2013                                                                          

План-конспект урока по информатике.

Тема: «Построение диаграмм и графиков»
Класс: 9 « а » _1 час__

Цель урока: Формирование навыков создания диаграмм и графиков в MS Excel.

Задачи:

  1. Познавательная: познакомить учащихся с
  1. дополнительными возможностями ЭТ – диаграммами и графиками,
  2. типами диаграмм в ЭТ,
  3. порядком вставки диаграмм в  ЭТ,
  4. способами изменения и форматирования диаграмм.
  5. подготовить учащихся к выполнению практической работы на следующем уроке.
  1. Развивающая:
  1. учить логически мыслить, выделять главное, ставить и решать проблемы.
  2. формировать у школьников навыки исследовательской деятельности, навыки работы с компьютером.
  1. Воспитательная:
  1. воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: беседа, фронтальное решение задачи, использование компьютера для реализации групповой, индивидуальной, коллективной работы учащихся.

Оборудование: Учебник, компьютерный класс, оснащённый современной техникой.

Ход урока:

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Актуализация опорных знаний (опрос по теме прошлого урока) (5 мин).
  1. Расскажите о способах выделения ячеек и диапазонов в ЭТ,
  2. Как можно изменить представление числовых данных в ячейках?
  3. Что такое автозаполнение?
  4. Какие могут быть ошибки в формулах, как их исправить? (ответы учащихся)

  1. Изложение нового материала (15 мин).

Excel предоставляет широкие возможности для создания деловой графики – диаграмм и графиков. Они отображают данные нагляднее, чем числа в ячейках таблицы. Рассматривая диаграммы или графики, можно сразу проводить анализ данных в таблице.

Диаграмма – это графическое представление данных в таблице.

Диаграммы строятся на основе уже готовых таблиц.

Excel позволяет использовать более 30 типов диаграмм и графиков, многие типы имеют еще и подтипы.

Построение диаграмм.

1. Выделить данные, по которым будет строиться диаграмма.

2. Нажать кнопку МАСТЕР ДИАГРАММ или ВСТАВКАДИАГРАММА

Мастер диаграмм – это серия диалоговых окон, позволяющих создать новую диаграмму или отредактировать уже существующую.

3. В диалоговом окне №1 выбрать тип диаграммы. Типы диаграмм расположены на двух вкладках – СТАНДАРТНЫЕ и НЕСТАНДАРТНЫЕ. После выбора типа и подтипа, можно нажать на кнопку ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПРОСМОТР и убедиться, что эта диаграмма будет выглядеть красиво. Иначе – выбрать другой тип. Нажать кнопку ДАЛЕЕ.

4. В диалоговом окне №2 можно уточнить диапазон данных, по которым строиться диаграмма. Переключатели Ряды в строках или столбцах позволяют выбрать направление данных для построения диаграммы в том случае, если выбранный диапазон представляет собой  прямоугольную область.

Ряды данных – наборы данных, представленные графически столбиками, секторами или линиями диаграммы.

Нажать кнопку ДАЛЕЕ.

5. В диалоговом окне №3 устанавливаются параметры диаграммы. Это окно может иметь различный вид, в зависимости от типа диаграммы.

Общие для всех типов элементы:

ЗАГОЛОВОК – можно ввести заголовок диаграммы.

Легенда – область, в которой  расшифровываются цвета и узоры, соответствующие определенным данным в диаграмме. Для того, чтобы в легенде были осмысленные обозначения, необходимо выделять числовые данные вместе с заголовками строк и столбцов в таблице.

ПОДПИСИ ДАННЫХ – числовые, процентные или текстовые подписи возле каждого элемента диаграммы.

ТАБЛИЦА ДАННЫХ – под диаграммой помещается фрагмент исходной таблицы с данными для диаграммы.

Вкладки ОСИ и ЛИНИИ СЕТКИ не появляются для круговых и кольцевых диаграмм.

После установки параметров диаграммы, нажимаем кнопку ДАЛЕЕ.

6. В диалоговом окне №4 выбираем, где будет расположении диаграмма – на отдельном листе или на том же, что и исходная таблица.

Все – диаграмма готова.

Форматирование диаграммы.

Готовую диаграмму можно в любой момент времени изменить и оформить по своему вкусу. Для этого служат панель инструментов ДИАГРАММЫ (она появляется автоматически после щелчка в любом месте диаграммы) и команда меню ДИАГРАММА. Она тоже появляется в строке меню после выделения диаграммы.

Команда меню ДИАГРАММА содержит 7 команд:

Первые 4 команды соответствуют названиям 4 диалоговых окон мастера диаграмм и открывают эти окна: ТИП ДИАГРАММЫ, ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ, ПАРАМЕТРЫ ДИАГРАММЫ и РАЗМЕЩЕНИЕ. Остальные команды позволяют выполнить такие действия:

ДОБАВИТЬ ДАННЫЕ – можно добавить данные в диаграмму.

Добавить линию тренда – в столбиковые и некоторые другие типы диаграмм добавляется плавная линия типа дополнительного графика.

ОБЪЕМНЫЙ ВИД – можно настроить объем для некоторых типов диаграмм, например, для трехмерной гистограммы или для объемной линейчатой диаграммы.

Панель инструментов ДИАГРАММЫ служит для изменения внешнего вида диаграммы. С ее помощью можно изменить цвет элементов диаграммы, шрифт подписей, выполнить заливку фона диаграммы и т.д. Выделяем нужный элемент, нажимаем кнопку ФОРМАТ на панели инструментов и устанавливаем нужные свойства. Либо щелкнуть правой кнопкой мыши на нужном элементе диаграммы и в контекстном меню выбрать нужную команду.

Разберём более подробно создание диаграмм на примере задачи про популяцию кабанов.

  1. Закрепление (решение задачи с построением диаграммы в Excel) (10 мин).

Постановка задачи:

В лесу живет 200 кабанов. Построить модель изменения численности популяции кабанов в течение 20 лет в зависимости от значения коэффициента ежегодного отлова  равного: 20, 40, 60, 80 кабанов в год, если коэффициент прироста =1,5, коэффициент перенаселенности =0.001. Построить графики зависимости численности популяции от параметра   и сделать соответствующие выводы.

Объект изучения: изменение численности популяции кабанов.

Цель: выяснить, как изменяется численность популяции в зависимости от параметра =20, =40, =60, =80, получить графики зависимости численности популяции от .

Состав информации:

- численность кабанов в начальный момент времени при =0 (по условию =200)

- коэффициент прироста  (по условию =1,5)

– коэффициент перенаселенности (по условию =0.001)

– величина ежегодного отлова (по условию ={20, 40, 60, 80})

=1, 2, 3…20 (по условию)

Формулы:

x0 =200 по условию

x1=(a-b*x0)*x0-C

х2=(a-b*x1)*x1-C и т.д.

Открываем табличный процессор Excel и набираем таблицу с вставкой формулы для расчёта популяции кабанов с учётом естественного прироста и отлова:

Для ячейки D6:        =($B$1-$B$2*D5)*D5-$D$2 и копируем формулу до n=20;

Аналогично записываем формулу для ячеек E6; F6; G6

Получим таблицу следующего вида:

a=

1,5

b=

0,001

C=

20

40

60

80

n

x

0

200

200

200

200

1

240

220

200

180

2

282

242

200

158

3

324

264

200

132

4

361

286

200

100

5

391

308

200

60

6

414

327

200

6

7

429

343

200

-70

8

440

357

200

-190

9

446

368

200

-402

10

450

377

200

-845

11

453

383

200

-2060

12

454

388

200

-7415

13

455

391

200

-66177

14

455

394

200

-4478695

15

456

396

200

-20065430628

16

456

397

200

-402621536386719000

17

456

398

200

-162104101562402000000000000000000

18

456

399

200

##################################

19

456

399

200

##################################

20

456

399

200

##################################

затем выделяем данные таблицы и выбираем нужную диаграмму, оформляем диаграмму используя все настройки диаграммы.

Вывод: по результатам компьютерного эксперимента установлено:

при =20  популяция кабанов  растет и на 15 году переходит в стационарное состояние и численность равна 456

при =40  популяция кабанов  растет и на 17 году переходит в стационарное состояние и численность равна 399

при =60  численность кабанов вообще не меняется в течении 20 лет

при =80  популяция кабанов вымирает на 7 году.

V. Итоги урока (4 мин).

Вы познакомились с порядком создания диаграмм и графиков и способами их форматирования и редактирования. Продолжите предложения:

  1. Диаграммы используются для …
  2. Для того, чтобы построить диаграмму или график, нужно …
  3. Команда меню и панель инструментов ДИАГРАММА появляется на экране, если …
  4. Для изменения цвета области диаграммы нужно …
  5. Для добавления данных в диаграмму нужно…
  6. Чтобы изменить вид готовой диаграммы нужно…

VI. Домашнее задание: Гл. 3, §3.3 ответить на вопросы. Подготовиться к лабораторной работе.

VII. Объявление оценок (2 мин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Работа с диаграммами в Microsoft Word"

Данная разработка содержит конспект урока, презентацию к уроку и раздаточный материал.-Целью урока является формирование у учащихс представления об областях применения диаграмм различных типов, и форм...

Урок по теме"Диаграммы и графики в электронных таблицах "Excel"

Разработка урока в 9 классе по теме " Построение диаграмм и графиков с помощью электронных таблиц Excel"...

Конспект урока по теме "Диаграммы", 6 класс

Технологическая карта урока, презентация и самостоятельная работа по теме урока.Цель урока:познакомить с понятием диаграмма и их видами....

интегрированный урок по теме "Диаграммы"

Развитие познавательного интереса к предметам математика и информатика...

Урок на тему "Диаграммы"

Открытый урок по информатике на тему "Диаграммы" с использованием заданий на интерактивной доске....

Урок по теме "Диаграммы"

Интегрированный урок с элементами краеведения для 6 класса...

Разработка урока по теме "Диаграммы"

Разработка урока по теме "Диаграммы"...