Рабочая программа по информатике
рабочая программа по информатике и икт на тему

Рабочая прогамма для 3 класса по информатике по учебнику Горячева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovaya_programma_2012_3_klass.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Яблоновый Гай

Ивантеевского района Саратовской области»

Рассмотрено

Председатель МО

_______/Зибарева Н.В./

Протокол № ___

от «__»____20 ___г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ с.Яблоновый Гай»

________/Погорелова О.В./

«__»____20 __г.

Утверждено

Директор МОУ «СОШ с.Яблоновый Гай»

   ________/Решетова Л.А./

  Приказ № _от «__»__20 _г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИНФОРМАТИКА И ИКТ

3 КЛАСС

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Разработчик:

Куприянова Марина Ивановна,

учитель информатики и ИКТ

1 квалификационной категории

с. Яблоновый Гай - 2012

 

Статус документа

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта по информатике  для 3 класса общеобразовательных учреждений. Настоящая рабочая программа разработана применительно к   учебной программе «Информатика», автора Горячева А.В., 2004 г.,в рамках Образовательной системы обучения “Школа 2001”. Рабочая программа ориентирована    на     использование учебников “Информатика в играх и задачах: учебник-тетрадь в 2 частях. 3 класс” А.В. Горячев, 2010 г., а также дополнительных пособий: для учителя “Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя” А.В.Горячев, 2007 г.

1. ВВЕДЕНИЕ

Предмет «Информатика» как часть системы начального образования, призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Содержание курса отражает сущность современного образования вообще и начального - в особенности, и определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения информатики. Учебный материал по информатике отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.
       Обучение информатике способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них: умение понимать построчную запись алгоритмов, выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии, осуществлять поиск и обработку информации.
    Деятельностный подход к построению процесса обучения по информатике является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира, но и позволяет сформировать у них начальные информационные и телекоммуникационные знания, важнейшие трудовые умения и навыки работы на компьютере.
Цель обучения информатике:

 - развитие личности младшего школьника,

 -  формирование умений и навыков учебной деятельности,

 -  готовность  к самостоятельному учебному труду и др.
     На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании рабочей программы  предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют

 задачи обучения:

  • Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике.
  • Овладение способами  индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности.
  • Освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной  компетенций и компетенций личностного саморазвития.

должны знать:

  • понятия алгоритм, множество, подмножество, элемент множества, аналогии, закономерность.

должны уметь:

  • понимать построчную запись алгоритмов;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса;
  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;
  • понимать истинность высказывания и отрицания;
  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  • анализировать игры с выигрышной стратегией.

Базовые компетенциями:

  • информационно-коммуникативной;
  • рефлексивной.

способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • находить, преобразовывать, хранить и применять информацию для решения различных задач;
  • осуществлять сотрудничество в совместной работе.

Ключевые компетентности:

  • привычно готовить рабочее место для занятий;
  • самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда режима дня;
  • понимать учебную задачу, поставленную учителем, и действовать строго в соответствии с ней;  
  • работать в заданном темпе;
  • оценивать учебные действия (свои и товарища) по образцу оценки учителя;
  • уметь работать самостоятельно и вместе с товарищем.


2.  КОНЦЕПЦИЯ ШКОЛЫ

Цель школы:

Создать школу, которая является основным связующим звеном в социально-культурном образовательном комплексе в селе, школу с достаточно широким диапазоном учебной и внеурочной деятельности, конкурентоспособную на рынке образовательных услуг. 

Задачи школы:

  • Создание условий для удовлетворения образовательных потребностей учащихся.
  • Создание условий для самоутверждения личности, раскрытие её способностей и возможностей, для реализации интеллектуального, творческого, нравственного потенциала школьников.
  • Развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров, способности эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении информационные ресурсы и технологии;
  • Использование здоровьесберегающих технологий в УВП, направленных на достижение учащимися допустимого уровня здоровья, здорового образа жизни.
  • Формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе в школе и в классе;
  • Создание условий для полноценного развития личности на основе интеграции общего и дополнительного образования.

3. МИССИЯ ШКОЛЫ

Школа представляет собой образовательное учреждение, в котором реализуются образовательные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования и программы дополнительного образования детей. При этом обучающиеся ориентируются на получение:

  • качественного общего образования, предполагающего владение развитыми навыками устной и письменной речи, разнообразными математическими умениями, основами наук, социально-экономическими и правовыми компетенциями, которые служили бы фундаментом для их постоянного самообразования в течение всей жизни;
  • прочных знаний, умений и навыков по учебным дисциплинам и образовательным областям в рамках  предпрофильного и профильного обучения, необходимых им для дальнейшего профессионального образования.

МОДЕЛЬ  ВЫПУСКНИКА  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Гражданские качества:

- знание своих прав и обязанностей;

- долг и ответственность перед семьей и школой;

- осознанность своих поступков;

- патриотизм;

- правдолюбие.

Нравственные качества:

- понятие чести, достоинства;

- выдержка;

- умение жить в коллективе;

- взаимопонимание и взаимовыручка.

Интеллектуальные способности:

- сформированный запас ЗУН;

- использование ЗУН на практике;

- понимание, что учеба – это труд.

    Общая культура:  

- приобщение к ценностям своего народа, традициям, обычаям;

- чувство прекрасного;

- внешний опрятный вид.

4. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концепция программы:

        Главная цель данного компонента курса информатики и ИКТ в начальной школе – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Основная задача – формирование умений проведения анализа действительности для построения информационных моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Цели изучения общеобразовательных основ информатики в начальной школе:

1) развитие  у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:    

  •  применение формальной логики при решении задач – построение  выводов  путем  применения  к  известным утверждениям логических операций "если-то", "и", "или", "не" и их комбинаций - "если ... и ..., то...");    
  •  алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели,  а также решения широкого класса задач,  для которых ответом является не число или  утверждение,  а описание последовательности действий;
  •  системный подход – рассмотрение сложных объектов и  явлений  в  виде  набора  более  простых составных частей,  каждая из которых выполняет  свою роль для функционирования объекта в целом;  рассмотрения влияния  изменения  в одной составной части на поведение всей системы;
  •  объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов,  а не действий,  умение объединять отдельные предметы в группу с  общим  названием,  выделять  общие  признаки  предметов этой группы и  действия,  выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет  по  принципу "из чего состоит и что делает (можно с ним делать");    

2) расширение  кругозора  в областях знаний,  тесно связанных с  информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией ("начинают и выигрывают"), и  некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам,  по отношению к каждому  из  них  предполагается  обучение  решению  простейших типовых задач,  включаемых в контрольный материал,  т.е.  акцент ставится  на  умении  приложения даже самых скромных знаний;    

3) создание  у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач –  "как  решать  задачу,  которую  раньше  не решали" – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей,  рассуждения по аналогии,  по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения  и др.).

Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только автоматизации его действий (все, что формализовано, может быть компьютеризовано), но и послужит самому человеку  для повышении ясности мышления в своей предметной области.

Обоснованность.

Учебное содержание каждого раздела программы излагается в логике от общего (фундаментального) к частному (профилированному) и от частного к конкретному (специализированному), что задает определенную логику в освоении учебного предмета, обеспечивает перевод осваиваемых знаний в практические навыки и умения.

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.  

Информатика входит в образовательную область «Математика»

Сроки реализации программы.

Программа составлена на один 2009-2010 учебный год из расчёта 1 час в неделю (34часа  в год)

Общая характеристика учебного процесса

    Программа предусматривает использование следующих

  1. форм работы: общеклассной, групповой, индивидуальной,  парной,  фронтальной,  дифференцированной;

       2)   методов обучения: словесного, наглядного,  практического, поискового, проблемно-поискового, самостоятельной работы, стимулирования, контроля и самоконтроля (обратная связь).

       Программа предусматривает  режим работы:  

   Учитель — класс.  Учитель — ученики.  Ученик — класс.  Класс — ученики. Ученик — ученик.

Изучение данного курса тесно связано с дисциплинами:

- математика

- литература

- окружающий мир

Предполагаемые результаты:

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:  
– находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
– называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
– понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
– выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
– изображать графы;
– выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
– находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;

- определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д;

Система оценки достижений учащихся.

На уроках учащиеся овладевают письменной и устной математической речью. Для решения
познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией, (текст, таблица, схема и др.).
Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника,
признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы, доказывать утверждения. Существует   традиционная система оценки достижений учащихся.

Текущая и итоговая проверка, и оценка результатов обучения осуществляется с помощью заданий разных видов, формат и процедура выполнения которых знакомы и понятны учащимся:

-   контрольные  работы, распределенные по четвертям  учебного года.

Тематические работы, как правило, содержат несколько заданий по одной теме и проводятся после изучения крупных тем программы. Их цель состоит в выявлении учителем картины усвоения каждым учеником изученного материала и, при необходимости, корректировке процесса обучения.

Оценивание контрольных работ производится  в соответствии с существующими нормами оценки.                                                                                                                                                    

Инструментарий дня оценивания результатов.

Для различных видов контроля существуют нормы оценки знаний, умений, навыков для устных и письменных ответов. Методы оценивания достижений учащихся 4 класса можно проследить по тематическому планированию, где каждому виду занятий соответствует определенный вид контроля- это математические диктанты, работа с дидактическим материалом, работа в тетрадях с печатной основой и др.. Такое многообразие методов позволяет добиться того, что оценка знаний не будет самоцелью, она явится важным средством побуждения учащихся к достижению лучших результатов.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

     «5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

       «4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; наличие одной ошибки или трех-четырех недочетов по текущему материалу, два-три недочета по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала: использование нерациональных, приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе, две три ошибки или пять-шесть недочетов по текущему учебному материалу; одна ошибка и два-три недочета по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие многочисленных ошибок как по текущему, так и по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.

Система условных обозначений

     При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:

  •  Т.- тетрадь
  • Д 1– диск №1

  

  1. Программа

Структура программы

   Согласно предусмотренным стандартам по информатике программа состоит из 34 уроков (1 час в неделю).  

1 четверть  -  8 уроков

2 четверть – 8 уроков

3 четверть  - 10 уроков

4 четверть – 8 уроков

Из них  уроков, отведённых для проведения контрольных работ – 4

Рабочая программа составлена на 2011- 2012 учебный год из расчёта  33 урока (1 час в неделю)

Всего уроков – 33

Контрольных работ - 4

Содержание тем учебного курса

Алгоритмы (9 ч)
Алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
          Группы (классы) объектов (8 ч)
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
       Логические рассуждения (10 ч)
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
     Применение моделей (схем) для решения задач (6 ч)
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

Календарно – тематический  план

№ п/п

№ урока

Дата по плану

Дата фактически

Наименование раздела

 и тем урока

Тип урока

Вид

контроля

Оборудование                               урока

АЛГОРИТМЫ (9 часов)

1

1

4.09

Вводный инструктаж по ТБ. Алгоритм

КУ

Д16

2

2

11.09

Схема алгоритма

КУ

Д16

3

3

18.09

Алгоритм с ветвлением

КУ

Д16

4

4

25.09

Цикл в алгоритме

КУ

Д16

5

5

2.10

Алгоритмы с ветвлением и циклами

КУ

Д16

6

6

9.10

Алгоритмы с ветвлением и циклами

КУ

Д16

7

7

16.10

 Контрольная работа  «Алгоритмы»

К

8

8

23.10

 Алгоритмы

ОСЗ

Д16

9

9

9.11

Алгоритмы.

ОСЗ

Д16

ГРУППЫ (КЛАССЫ) ОБЪЕКТОВ (8 часов)

10

1

16.11

Состав и действия объекта

КУ

Д16

11

2

23.11

Группа объектов. Общее название

КУ

Д16

12

3

30.11

Общие свойства объектов одного класса. Выделение объекта из класса

КУ

Д16

13

4

7.12

Единичное  имя объекта. Отличительные признаки объектов

КУ

Д16

14

5

14.12

Единичные имена объектов

КУ

Д16

15

6

21.12

Контрольная работа  

«Состав и действия объектов»

К

16

7

28.12

Единичные имена объектов

КУ

Д16

17

8

18.01

Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов.

ОСЗ

Д16

ЛОГИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ  (10 часов)

ОСЗ

18

1

25.01

Множество. Число элементов множества.

КУ

Д16

19

2

1.02

Логические операции. Пересечение  множеств.

КУ

Д16

20

3

8.02

Пересечение и объединение множеств

КУ

Д16

21

4

15.02

Истинность высказывания. Отрицание

КУ

Д16

22

5

22.02

Истинность высказывания со словами и, или

КУ

Д16

23

6

29.02

Граф. Вершины и рёбра графов

КУ

Д16

24

7

7.03

Ориентированный граф

КУ

Д16

25

8

14.03

Множество, отношения на множестве, отрицание, логические операции. Графы.

КУ

Д16

26

9

21.03

Контрольная работа

«Логические рассуждения»

ОСЗ

Д16

27

10

4.04

28.03

Множество, отношения на множестве, отрицание, логические операции. Графы.

К

МОДЕЛИ В ИНФОРМАТИКЕ (6 часов)

Д16

28

1

11.04

4.04

Аналогия

КУ

Д16

29

2

18.04

18.04

Закономерность

КУ

Д16

30

3

25.04

25.04

Аналогичная закономерность

КУ

Д16

31

4

2.05

16.05

Аналогичная закономерность

КУ

32

5

16.05

23.05

Контрольная работа

«Модели в информатике»

К

Д16

33

6

23.05

30.05

Выигрышная стратегия

КУ

Д16

  Перечень учебно-методического обеспечения для учителя

  1. Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика.   2002 г.
  2. Горячев А.В., Горина К.И. Информатика  в играх и задачах. 3 класс: Учебник – тетрадь в 2 – х частях. – изд. 2- е испр. – М.: Баласс, 2010 г Горячев А.В., Горина К.И. Информатика  в играх и задачах. 3 класс: Учебник – тетрадь в 2 – х частях. – изд. 2- е испр. – М.: Баласс, 2010 г.
  3. Горячев А.В. Информатика  в играх и задачах. 3 класса: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс.

5. Основные информационные источники для обучающихся

  1. Горячев А.В., Горина К.И. Информатика  в играх и задачах. 3 класс: Учебник – тетрадь в 2 – х частях. – изд. 2- е испр. – М.: Баласс, 2011 г.
  2. Диск «Мир информатики»  1-2 и 3-4 год обучения
  3.  Диск  «Информатика для детей» (1- 4 классы)

        6 . Адреса электронных сайтов

  1. http://school-collection.edu.ru 
  2. infoschool.narod.ru 
  3. klyaksa.net
  4. http://school.ciit.zp.ua/   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо природоведению 5 кл (надомное обучение детей с ограничеснными возможностями здоровья)

Рабочая программасоставлена по курсу природоведения 5 класс, с использованием УМК А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Рабочая программа сосотавлена с учётом ограниченных возможностей здоровья учащихс...