Информатика и ИКТ для 7-9 классов
рабочая программа (информатика и икт) по теме

  В данных материалах представлена рабочая программа по информатике и ИКТ для 7-9-х классов по учебному пособию для ОУ под редакцией Н.Д.Угриновича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rp_7-9.zip611.48 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  5. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 7 — 9 классов предусматривает обучение информатике 1 час в неделю (102 часа):

7 класс – 34 часа

8 класс – 34 часа

9 класс – 34 часа

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

Н.Д. Угринович. «Информатика: Учебник для 7 класса», М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

Н.Д. Угринович. «Информатика: Учебник для 8 класса», М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

Н.Д. Угринович. «Информатика: Учебник для 9 класса», М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые - в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики - дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматривающиеся во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологии коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов -интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретического практического компонентов курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50 х 50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

 Программа адаптирована для учащихся 7-9-х классов МБОУ СОШ №3

Содержание программы:  

7класс

Общее число часов – 34 ч.

  1. Клавиатурный тренажер  
  2. Аппаратные и программные средства ИКТ
  3. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
  4. . Моделирование и формализация.  
  5. Информационная деятельность человека. Информационная безопасность.  

8 класс

Общее число часов – 34 ч.

  1. Информация и информационные процессы  
  2. Аппаратные и программные средства ИКТ  

3.Кодирование и обработка текстовой информации

4.Кодирование и обработка числовой информации  

9 класс

Общее число часов – 34 ч.

  1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации  
  2. Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного визуального программирования  
  3. Моделирование и формализация.  
  4. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных  
  5. Коммуникационные технологии  
  6. Информационная деятельность человека. Информационная безопасность  
  1.  ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (102 часа)

Информация и информационные процессы (4 ч).

  1. Информация. Информационные объекты различных видов.
  2. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.
  3. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Практические работы:

  1. Фиксация аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 ч).

  1. Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
  2. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
  3. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
  4. Данные и программы. Файлы и файловая система.
  5. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Практические работы:

  1. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение, понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
  2. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно - графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
  3. Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

Обработка текстовой информации (14 ч).

  1. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.
  2. Проверка правописания.
  3. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).
  4. Параметры шрифта, параметры абзаца.
  5. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических

 объектов.

  1. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.
  2. Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
  3. Запись и выделение изменений.
  4. Распознавание текста.
  5. Компьютерные словари и системы перевода текстов.
  6. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

Практические работы:

  1. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
  2. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
  3. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
  4. Вставка в документ формул.
  5. Создание и форматирование списков.
  6. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
  7. Создание гипертекстового документа.
  8. Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
  9. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

Обработка графической информации (4 ч).

  1. Растровая и векторная графика.
  2. Интерфейс графических редакторов.
  3. Рисунки и фотографии.
  4. Форматы графических файлов.

Практические работы:

  1. Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
  2. Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
  3. Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
  4. Сканирование графических изображений.

Мультимедийные технологии (8 ч).

  1. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
  2. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.
  3. Технические приемы записи звуковой и видеоинформации.
  4. Использование простых анимационных графических объектов.

Практические работы:

  1. Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
  2. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.
  3. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
  4. Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
  5. Обработка материала, монтаж информационного объекта.

Обработка числовой информации (6 ч).

  1. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).
  2. Типы данных: числа, формулы, текст.
  3. Абсолютные и относительные ссылки.
  4. Встроенные функции.

Практические работы:

  1. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
  2. Создание и обработка таблиц.
  3. Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
  4. Построение диаграмм и графиков.

Представление информации (6 ч).

  1. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.
  2. Компьютерное представление текстовой информации.
  3. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).
  4. Кодирование звуковой информации.
  5. Представление числовой информации в различных системах счисления.
  6. Компьютерное представление числовой информации.

Практические работы:

  1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.
  2. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.
  3. Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.
  4. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

Алгоритмы и исполнители (19 ч).

  1. Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.
  2. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
  3. Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
  4. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
  5. Языки программирования, их классификация.
  6. Правила представления данных.
  7. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.
  8. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
  9. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Практические работы:

  1. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
  2. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления.
  3. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла.
  4. Разработка алгоритма (программы), содержащего подпрограмму.
  5. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
  6. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.

Формализация и моделирование (8 ч).

  1. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Модели, управляемые компьютером.
  2. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.
  3. Таблица как средство моделирования.
  4. Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

 Практические работы :

  1. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
  2. Построение генеалогического древа семьи.
  3. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
  4. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
  5. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
  6. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.

Хранение информации (4 ч).

  1. Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.
  2. Ввод и редактирование записей.
  3. Условия поиска информации: логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных.

Практические работы:

  1. Поиск записей в готовой базе данных.
  2. Сортировка записей в готовой базе данных.

Коммуникационные технологии (12 ч).

  1. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.
  2. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
  3. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
  4. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.

Практические работы:

  1. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.
  2. Путешествие по Всемирной паутине.
  3. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
  4. Загрузка файла из файлового архива.
  5. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.
  6. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.
  7. Создание комплексного информационного объекта в виде Web-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.

Информационные технологии в обществе (4 ч).

  1. Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.
  2. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
  3. Этика и право при создании и использовании информации.
  4. Информационная безопасность.
  5. Правовая охрана информационных ресурсов.
  6. Основные этапы развития средств информационных технологий.

Практические работы:

  1. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.
  2. Защита информации от компьютерных вирусов.
  3. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.
  1. Перечень практических работ по изучаемым темам:

7класс

Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры».

Практическая работа №2 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа №3 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты».

Практическая работа №4 «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши».

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №5 «Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти ».

Практическая работа №6 «Знакомство с графическим интерфейсом Windows».

Практическая работа №7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

Практическая работа №8 «Редактирование изображений в растровом редакторе Paint».

Практическая работа №9 «Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word».

Практическая работа №10 «Сохранение изображения в различных графических форматах с помощью растрового редактора».

Практическая работа №11 – 12 «Рисование трехмерных объектов в векторном редакторе StarOffice Image».

Практическая работа №13 «Ввод дополнительных цветов в палитру и замена цветов в растровых изображениях».

Практическая работа №14 «Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения Компас».

Практическая работа №15 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения Компас».

Практическая работа №16 «Создание анимации, встроенной в презентацию».

Практическая работа №17 «Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах»

Практическая работа №18 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА»

Практическая работа №19 «Разработка презентации ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ»

8класс

Практическая работа №1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».

Практическая работа №2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Практическая работа №3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа №4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты».

Практическая работа №5 «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши».

Практическая работа №6 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

Практическая работа №7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

Практическая работа №8 «Кодирование текстовой информации».

Практическая работа №9 «Создание визитных карточек на основе шаблона».

Практическая работа №10 «Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц».

Практическая работа №11 «Вставка в документ формул».

Практическая работа №12 «Форматирование символов и абзацев».

Практическая работа №13 «Создание и форматирование списков».

Практическая работа №14 «Вставка оглавления в документ, содержащий заголовки».

Практическая работа №15 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

Практическая работа №16 «Создание гипертекстового документа».

Практическая работа №17 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря»

Практическая работа №18 «Сканирование и распознавание бумажного текстового документа»

Практическая работа №19 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

Практическая работа №20 «Арифметические вычисления в различных системах счисления»

Практическая работа №21 «Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок в электронных таблицах»

Практическая работа №22 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»

Практическая работа №23 «Построение диаграмм различных типов»

9класс

Практическая работа №1 «Кодирование графической информации».

Практическая работа №2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

Практическая работа №3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

Практическая работа №4 «Создание анимации».

Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации».

Практическая работа №6 «Программирование алгоритмов линейной структуры».

Практическая работа №7 «Программирование алгоритмов разветвляющейся структуры.».

Практическая работа №8 «Программирование алгоритмов с использованием цикла.».

Практическая работа №9 «Программирование одномерных массивов».

Практическая работа №10 «Программирование двумерных массивов».

Практическая работа №11 «Программирование алгоритмов с использованием подпрограмм».

Практическая работа №12 «Сортировка данных в электронных таблицах».

Практическая работа №13 «Поиск данных в электронных таблицах».

Практическая работа №14 «Создаем и редактируем базы данных ЗАПИСНАЯ КНИЖКА».

Практическая работа №15 «Представление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети».

Практическая работа №16 «Подключение к Интернету».

Практическая работа №17 «География Интернета».

Практическая работа №18 «Путешествие по Всемирной паутине»

Практическая работа №19 «Работа с электронной почтой»

Практическая работа №20 «Загрузка файлов с серверов файловых архивов»

Практическая работа №21 «Поиск информации в Интернете»

Практическая работа №22 «Разработка сайта с использованием Web — редактора»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Информатике и ИКТ в 3-м классе

Разработка урока представлена по теме "Действия с информацией". Данный урок построен на основе УМК Н.В. Матвеевой и УМК С.Н. Тур. В качестве компьютерного практикума использовалась программа "Конструк...

Планирование по информатике и ИКТ в 10-11 классах.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по информатике и информационно – коммуникативным технологиям в 10-11 классах. ...

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 5-9 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., Хруцкая Н. А. - учителя информатики

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ»  для 5-9  классов базовый уровень, Малюкова Н. И., Хруцкая Н. А. - учителя информатики...

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., учитель информатики

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ»  для 10-11  классов базовый уровень, Малюкова Н. И.  учитель информатики...

Классный час по информатике и ИКТ для 6-8 классов "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА"

Классный час по информатике и ИКТ для 6-8 классов "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА"...

Викторина "Информатика в физике" для 9-х классов коррекционной школы. Авторы: Учитель физики: Потоцкая Софья Александровна, учитель информатики: Ольховская Мария Валерьевна.

Викторина по физике и информатике расчитана  для 9-х классов I вида и для 9-го класса I и VIII вида. Это внеклассное интегрированное игровое мероприятие  состоит из нескольких различных конк...