Рабочая программа по информатике 5 класс, Босова Л.
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме

 

Данная программа составлена на основе примерной программы школьного образования по информатике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторских программ линии Босова Л. Л., Босова А. Ю.. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития детей.

 

Структура документа

Рабочая программа по информатике для общеобразовательного уровня представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов:

  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты по окончании изучения;

  • содержание учебного предмета;

  • календарно-тематическое планирование с распределением учебных часов по темам курса;

  • описание УМК образовательного процесса;

  • внеурочная деятельность по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5klass.doc28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

Данная программа составлена на основе примерной программы школьного образования по информатике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторских программ линии Босова Л. Л., Босова А. Ю.. Программа детализирует и раскрывает содержание  стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания  и развития детей.

Структура документа

Рабочая программа по информатике для общеобразовательного уровня представляет собой целостный    документ,    включающий    шесть    разделов:  

  • пояснительную    записку;
  • планируемые  результаты по окончании  изучения;
  • содержание учебного  предмета;
  • календарно-тематическое планирование с распределением учебных часов по темам курса;
  • описание УМК образовательного   процесса;
  • внеурочная  деятельность  по предмету.

Цели и задачи курса

Изучение информатики и ИКТ в 5классе направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
  • научить учащихся пользоваться массовым ПО (текстовый редактор, графический редактор и др.).
  • формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.
  • формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
  • формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в  их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

В ходе обучения информатике и ИКТ по данной программе решаются следующие задачи:

  • Развиваются общеурочные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, то есть умения работать с информацией и действиями над ней.
  • Формируется умение описывать объекты реальной действительности, то есть представлять информацию о них различными способами, такими как: в виде чисел, таблицы, текста или рисунка.
  • Формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных ИТ для решения учебных и практических задач.

Место предмета в федеральном базисном плане

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Информатика-5» Босовой Л.Л. и может использоваться как для классов, изучавших информатику в начальной школе, так и приступающих к ее изучению впервые.

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).

 Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

  1. Планируемые  результаты по  окончании    изучения  курса

В результате изучения данного курса учащиеся должны понимать:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  • понимать различия видов информации по способам ее вос приятия человеком, по формам представления на материальных носителях.

Знать:

  • связь между информацией и знаниями человека;
  • предмет изучения информатики;
  • сущность информационных процессов;
  • виды носителей информации;
  • формы представления информации;
  • состав основных устройств компьютера и их назначение;
  • типы  и устройства внешней памяти;
  • типы и назначение устройств ввода/выводаинформации;
  • элементы диалогового окна;
  • объекты Рабочего стола;
  • элементы окна программы;
  • назначение текстовых редакторов;
  • основные объекты текстового редактора;
  • основные режимы работы текстовых редакторов;
  • назначение графического редактора;
  • требования к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасно сти и гигиены в работе со средствами ИКТ;
  • способы кодирования информации.

Уметь:

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информации и информационных процессов;
  • кодировать и декодировать информацию;
  • систематизировать информацию;
  • представлять информацию в   табличной форме;
  • преобразовывать информацию путем рассуждений;
  • обрабатывать информацию, составляя план действий;
  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • кодировать и декодировать простейшее сооб щение;
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • включать и выключать компьютер;
  • пользоваться клавиатурой и мышкой;
  • запускать программы из меню Пуск;
  • изменять размеры и перемещать окна, реа гировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью кла виатуры и мыши;
  • применять текстовый редактор для набора, ре дактирования и форматирования простейших тек стов;
  • сохранять текст на диск;
  • сохранять графические изображения на диск;
  • применять простейший графический редак тор для создания и редактирования рисунков;
  • выполнять вычисления с помощью приложе ния Калькулятор.

  1. Содержание  учебного  предмета

Структура планирования

Название раздела

Количество часов

1

Компьютер для начинающих

9

2

Информация вокруг нас

23

Содержание курса информатики 3класса

Тема 1.Компьютер для начинающих. Информация. Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Передача информации. В мире кодов. Способы кодирования информации. Метод координат. Текстовая информация. Таблицы. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись.

Тема 2. Информация вокруг нас. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Ввод информации в память компьютера. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на компьютере. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Что можно выбрать в компьютерном меню. Компьютер основной инструмент подготовки текста. Текстовый редактор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графический редактор. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.

  1. Календарно-тематическое планирование

Дата

№урока

Название урока

Освоение предметных знаний

Возможные виды деятельности учащихся

Информационное сопровождение, ТСО

Формы и виды контроля

Тема 1. Компьютер для начинающих.

Цели ученика:

  • знать правила ТБ
  • развитие понятий «информация», «компьютер», «программа», «файл»
  • овладение умением управлять компьютером с помощью мыши
  • овладение умением управлять компьютером с помощью меню
  • овладение умением запуска различных программ

Цели педагога:

  • создание условий для того, чтобы учащиеся расширили свои представления о  информации , устройстве компьютера
  • создание условий для формирования у учащихся представлений о группе клавиш на клавиатуре
  • создание условий у учащихся для формирования навыков управления компьютером с помощью меню, клавиатуры(клавишами) и мыши.

Формирование УУД:

регулятивные:

  •  Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

познавательные:

  • Смысловое чтение.
  • Установление причинно-следственных связей.
  • Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

коммуникативные:

  • Контролировать действия партнера.

Личностные:

  • критческого отношения к информации и избирательности её восприятия.

Творческие работы учащихся: реферат, составление кроссворда «Компьютер»

1 неделя

1

Информация . Компьютер . Информатика. ТБ и организация рабочего места.

Ознакомятся: понятие "информация", "программа", "файл", "рабочий стол", "информатика", устройство компьютера, принцип работы клавиатуры, основные группы клавиш,  управлять компьютером с помощью мыши, запускать различные программы.

Наблюдение, работа с книгой, слушание объяснений учителя, работа с научно-популярной литературой, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом,

просмотр учебных фильмов,

выполнение работ практикума, изучение устройства приборов по моделям и чертежам.

Компьютер, презентация «Информация», видео по ТБ, электронный плакат, обучающая программа

Устный опрос, практическая работа

2 неделя

2

Как устроен компьютер

Компьютер, презентация «Как устроен ПК», элекстронный плакат, практическая работа

Устный опрос, практическая работа

3 неделя

3

 Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.

Компьютер, презентация «Ввод информации в память компьютера»

Устный опрос, практическая работа

4 неделя

4

Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер.

Компьютер, презентация «Клавиатура. Группы клавиш», видео, тренажер

Устный опрос, практическая работа, групповой контроль

5 неделя

5

Программы и файлы

Компьютер, презентация «Программы и файлы», электронный плакат

Устный опрос, практическая работа

6 неделя

6

Рабочий стол. Управление мышью.

Компьютер, презентация «Рабочий стол. Управление мышью», видео

Устный опрос, практическая работа

7 неделя

7

Главное меню. Запуск программ

Компьютер, презентация «Главное меню»

Устный опрос, практическая работа

8 неделя

8

Управление компьютером с помощью меню. Подготовка к контрольной работе

Компьютер, видео «Управление компьютером с помощью меню»

Устный опрос, групповой контроль, практическая работа

9 неделя

9

Контрольная работа.

Сборник контрольных работ

Контрольная работа

Тема 2. Информация вокруг нас.

Цели учащихся:

  • развитие понятий «код», «кодирование», «текст», «графика», «ветвление», «цикл»
  • овладение умением производить сбор информации
  • овладение умением кработы с текстом, графикой и таблицами
  • овладение умением декодировать информацию
  • овладение умением хранения информации

Цели педагога:

  • создание условий для того, чтобы учащиеся расширили свои представления о работе с информацией.
  • Создание условий для формирования у учащиеся представления о кодировании и декодировании информации

Формирование УУД:

регулятивные:

  •  Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

познавательные:

  • Смысловое чтение.
  • Установление причинно-следственных связей.
  • Структурирование знаний;
  • Построение логических цепочек рассуждений.
  • Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

коммуникативные:

  • Контролировать действия партнера.

Личностные:

  • выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

Творческие работы учащихся: составление и разгадывание ребусов по информатике, составление собственной кодовой таблицы, сообщения «Носители информации»

10 неделя

10

Анализ контрольной работы. Действия с информацией.

Ознакомятся: понятия "код", "кодирование", "текст", "компьютерная графика", "ветвление", "цикл", различные носители информации, уметь работать с информацией, хранить информацию, кодировать информацию, передавать информацию, знать формы представления информации, уме ть работать с текстом и графической информацией, создавать движущиеся изображения.

Наблюдение, работа с книгой, слушание объяснений учителя, наблюдение за демонстрациями учителя,

просмотр учебных фильмов, построение графиков, выполнение заданий по разграничению понятий,

выполнение работ практикума.

Компьютер, презентация «Действия с информацией»,  проектор, видео

Устный опрос, практическая работа

11 неделя

11

Носители информации

Компьютер, видео, презентация «Носители информации»

Устный опрос, диктант

12 неделя

12

Передача информации

Компьютер, видео, презентация «Передача информации», РТ

Устный опрос, практическая работа

13 неделя

13

Кодирование информации

Компьютер, презентация «Кодирование информации», обучающая программа

Устный опрос, практическая работа, групповой контоль

14 неделя

14

Формы представления информации. Метод координат

Компьютер, презентация «Формы представления информации. Метод координат», видео

Устный опрос, групповой контроль, практическая работа

15 неделя

15

Текс как форма представления информации

Компьютер, презентация «Текст как форма представления информации», видео, обучающая программа, OpenOffice.org Writer

Устный опрос, практическая работа, тест

16 неделя

16

Табличная форма представления информации

Компьютер, презентация «Табличная форма представления информации», видео, OpenOffice.org Calc

Устный опрос, практическая работа

17 неделя

17

Наглядные формы представления информации

Компьютер, презентация «Формы представления информации», тестер

Устный опрос, тест, практическая работа

18  неделя

18

Обработка информации. Обработка текстовой информации

Компьютер, презентация «Обработка информации», OpenOffice.org Writer

Устный опрос, практическая работа

19 неделя

19

Редактирование текста. Работа с фрагментами

Компьютер, презентация «Редактирование текста», обучающая программа, OpenOffice.org Writer

Устный опрос, практическая работа

20 неделя

20

Редактирование текста. Поиск информации

Компьютер, презентация «Поиск информации», OpenOffice.org Writer

Устный опрос, практическая работа,

21 неделя

21

Изменение формы представления информации

Компьютер, презентация «Изменение формы представления информации», видео

Устный опрос, практическая работа

22 неделя

22

Формирование-- изменение формы представления информации

Компьютер, презенатация  «Форматирование», видео

Устный опрос, практическая работа

23 неделя

23

Компьютерная графика

Компьютер, презентация «Компьютерная графика», видео, обучающая программа

Устный опрос, групповая работа, практическая работа

24 неделя

24

Инструменты графического редактора

Компьютер, презентация «Графический редактор», ЭОР

Устный опрос, практическая работа

25 неделя

25

Обработка графической информации

Компьютер, презенация «Обработка графической информации»

Устный опрос, групповая работа, практическая работа

26 неделя

26

Обработка текстовой и графической информации

Компьютер, презентация «Обработка информации»

Устный опрос, практическая работа

27 неделя

27

Преобразование информации по заданным правилам

Компьютер, презентация «Преобразование информации»

Устный опрос, практическая работа

28 неделя

28

Преобразование информации путем рассуждений. Цикл «повторить n раз»

Компьютер, презентация «Цикл», видео

Устный опрос, практическая работа

29 неделя

29

Разработка плана действий и его запись. Управление Роботом

Компьютер, презентация «Робот. Управление Роботом», видео

Устный опрос, практическая работа

30 неделя

30

Разработка плана действий и его запись. Цикл «пока»

Компьютер «Цикл «пока», видео

Устный опрос, практическая работа

31 неделя

31

Создание движущихся изображений. Ветвление

Компьютер, презентация «Движущиеся изображения. Ветвление», OpenOffice.org Impress

Устный опрос, практическая работа

32 неделя

32

Создание движущихся изображений. Подготовка к котнрольной работе

Компьютер, презентация, OpenOffice.org Impress

Устный опрос, практическая работа

33 неделя

33

Контрольная работа

Сборник контрольных работ

Контрольная работа

34 неделя

34

Анализ контрольной работы

Компьютер, презентация «Задачи»

Групповой контроль, устный опрос

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса / Л. Л. Босова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
  2. Босова Л. Л. Информатика: Рабочая тетрадь 5 класс/ Л. Л. Босова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
  3. Босова Л. Л., Босова А. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
  4. Югова Н. Л., Камалов Р. Р. Поурочные разработки по информатике 5 класс(в помощь щкольному учителю), М.: ВАКО, 2009

Внеурочная деятельность по предмету

Подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам, подготовка сообщений, поиск информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике-6 (Босова), 2014 г.

Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразов...

Рабочая программа по информатике-7 (Босова), 2014 г.

Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразов...

Рабочая программа для 5 класса (Босова Л.Л.) по ФГОС

Рабочая программа для 5 класса (Босова Л.Л.) по ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс для рабочей программы 5-9 классы (Босова Л.Л.)

Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс является дополнением  к рабочей программе для 5-9 классов, учебник Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса....

Рабочая программа 10-11 класс Босова

Рабочая программа к учебнику Босова 10-11 класс...

Рабочие программы по информатике (УМК Босова Л.Л.)

Рабочие программы по информатике (УМК Босова Л.Л.)...

Рабочая программа по информатике к УМК "Информатика" Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой для 7-9 классов.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образова...