Рабочая программа по информатике-7 (Босова), 2014 г.
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

Завгородняя Оксана Александровна

Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012». Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям; федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования; учебному плану МБОУ СОШ № 92 на 2014–2015 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_informatike-7_bosova.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 92

ГОРОДСКОГО  ОКРУГА  ГОРОД  ВОРОНЕЖ

РАССМОТРЕНА                               СОГЛАСОВАНА                        УТВЕРЖДЕНА

На заседании ШМО                               Зам. директора по УВР                Директор МБОУ СОШ№ 92

Руководитель _____________                              ______________________                Литвинов С.И.        

Протокол № ___                                                                        Приказ по школе № ____

«___» ____________2014 г.                       «___» ____________2014 г.                «___» ____________2014 г.        

РАССМОТРЕНА                                

На заседании ШМС                                                                                

Протокол № ___

«___» ____________2014 г.                

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

по информатике для 7 классов

Учитель: Завгородняя О.А.

г. Воронеж  2014

Раздел I. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012». Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям; федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования; учебному плану МБОУ СОШ № 92 на 2014–2015 учебный год.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации изучение предмета  «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента (утвержденного приказом ДОНиМП Воронежской области № 760 от 27.07.12), его  изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах из расчета 1 час в неделю (что позволит реализовать непрерывный курс информатики). В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 92 на 2014–2015 учебный год рабочая программа по информатике и ИКТ в 7 классе составлена из расчета 1 час в неделю (35 часов в год).

        Для реализации данной рабочей программы используется комплект учебников: Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г. (соответствует федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях в 2014-2015 учебном году).

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса нашего образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся.

        По сравнению с распределением учебных тем, предложенным программой курса информатики и информационных технологий под ред. Л.Л. Босовой, в данной рабочей программе использовано следующее соотношение материала:

Название темы

Кол-во часов

в программе Л.Л. Босовой

Кол-во часов

в рабочей

программе

Объекты и их имена

6

5

Информационное моделирование

20

20

Алгоритмика

7

8

Резерв на введение и повторение

2

2

ВСЕГО

35

35

        Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

        Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

        Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

        Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Изучение информатики и ИКТ в  5–7 классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  •  пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 7 классе необходимо решить следующие задачи:

  • создать условия для осознанного использования учащимися при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • сформировать у учащихся  умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • сформировать у учащихся  умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  •  сформировать у учащихся  основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  •  сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;  овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • сформировать у учащихся основные  умения и навыки самостоятельной  работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Раздел II. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

Уроки

Лабораторно-практические

работы

Контрольные работы (зачеты)

1

Введение в предмет

1

1

0

0

2

Объекты и их имена

5

2,5

2

0,5

3

Информационное моделирование

20

10

9,5

0,5

4

Алгоритмика

8

6,5

1

0,5

5

Повторение

1

1

0

0

ИТОГО

35

21

12,5

1,5

        Далее представлены темы отдельных уроков:

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во час.

Примечание

1

Вводный урок.

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

1

I четверть

Объекты и их имена (5 часов)

2

Объекты и их имена. Признаки объектов.

Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows»

0,5

0,5

3

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

Практическая работа №2 «Работа с объектами файловой системы» Состав объектов.  

0,5

0,5

4

Системы объектов. 

Практическая работа №3 (ч.1) «Создание текстовых объектов»

0,5

0,5

5

Система и окружающая среда.

Практическая работа №3 (ч.2) «Создание текстовых объектов»

0,5

0,5

6

Персональный компьютер как система. 

Контрольная работа №1 по теме «Объекты и их имена»

0,5

0,5

Информационное моделирование (20 часов)

7

Анализ к.р. Модели объектов и их назначение.

Практическая работа №4 (ч.1) «Создание словесных моделей»

0,5

0,5

8

Информационные модели.

Практическая работа №5  «Графические модели»

0,5

0,5

9

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4 (ч.2) «Создание словесных моделей»

0,5

0,5

10

Словесные информационные модели. 

Практическая работа №4 (ч.3) «Создание словесных моделей»

0,5

0,5

II четверть

11

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4 (ч.4) «Создание словесных моделей»

0,5

0,5

12

Многоуровневые списки.

Практическая работа №6 «Многоуровневые списки»

0,5

0,5

13

Математические модели.

Контрольная работа №2 по теме «Модели объектов»

0,5

0,5

14

Анализ к.р. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы.

Практическая работа №7 (ч.1) «Создание табличных моделей»

0,5

0,5

15

Простые и  сложные таблицы.

Практическая работа №7  (ч.2) «Создание табличных моделей»

0,5

0,5

16

Сложные таблицы.

Практическая работа №7 (ч.3) «Создание табличных моделей»

0,5

0,5

17

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №7 (ч.4) «Создание табличных моделей»

0,5

0,5

III четверть

18

Вычислительные таблицы.

Практическая работа  №8 «Создание вычислительных таблиц в Word»

0,5

0,5

19

Электронные таблицы.

Практическая работа №9 (ч.1) «Знакомство с электронными таблицами Excel»

0,5

0,5

20

Электронные таблицы.

Практическая работа №9 (ч.2) «Знакомство с электронными таблицами Excel»

0,5

0,5

21

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

Практическая работа №10 (ч.1) «Создание диаграмм и графиков»

0,5

0,5

22

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. 

Практическая работа №10 (ч.2) «Создание диаграмм и графиков»

0,5

0,5

23

Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. 

Практическая работа №10 (ч.3) «Создание диаграмм и графиков»

0,5

0,5

24

Многообразие схем.

Практическая работа №11 (ч.1) «Схемы, графы и деревья»

0,5

0,5

25

Информационные модели на графах.

Практическая работа №11 (ч.2) «Схемы, графы и деревья».

0,5

0,5

26

Деревья.

Практическая работа №11 (ч.3) «Схемы, графы и деревья»

0,5

0,5

Алгоритмика (8 часов)

27

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Алгоритмика.

1

IV четверть

28

Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде Алгоритмика

1

29

Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». Работа в среде Алгоритмика.

1

30

Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде Алгоритмика.

1

31

Работа в среде Алгоритмика.

1

32

Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде Алгоритмика.

1

33

Проверочная работа №1 по теме «Алгоритмизация»

1

34

Анализ проверочной работы.

Практическая работа №12 «Итоговая работа в среде Алгоритмика»

0,5

0,5

Повторение (1 час)

35

Итоговое повторение.

1


Раздел III. Содержание учебного предмета

        Рассмотрим стержневые линии учебной дисциплины и их наполнение: 

п/п

Стержневые

линии

Кол-во часов

Учащиеся должны:

КИМы

Знать/понимать:

Уметь:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной

жизни:

1

Введение в предмет

Предмет информатики.

Содержание базового курса информатики  и ИКТ.

Правила ТБ при работе в компьютерном классе.

1

  • предмет информатики;
  • содержание базового курса информатики и ИКТ.
  • применять правила техники безопасности при работе в компьютерном классе.
  • организовывать рабочее место;
  • выполнять правила гигиены труда.

2

Объекты и их имена

Объекты и их имена. Признаки объектов.

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Системы объектов.

Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. 

5

  • требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
  • разновидности отношений объектов, как осуществить деление заданного множества объектов на классы по заданному признак;
  • основные приёмы создания текстовых документов;
  • название распространенных систем окружающего  мира, новые приёмы создания текстовых документов.
  • формулировать определения понятия объект, указывать их признаки, работать с объектами операционной системы;
  • классифицировать объекты по заданному признаку;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия  «система»,  «системный подход», выполнять правила поведения и ТБ  в компьютерном классе.

Практические работы № 1, 2, 3

Контрольная работа № 1

3

Информационное моделирование

Модели объектов и их назначение. Информационные модели.

Словесные информационные модели.

Многоуровневые списки.

Математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы.

Простые и  сложные таблицы.

Сложные таблицы.

Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы.

Электронные таблицы.

Графики и диаграммы.

Наглядное изменение процессов изменения величин.

Наглядное представление о соотношении величин. 

Визуализация многорядных данных. 

Многообразие схем.

Информационные модели на графах. Деревья.

20

  • смысл терминов «модель», «моделирование»;
  • различные стили выполнения словесных  информационных моделей;
  • понимать в каких случаях полезны аннотация или конспект;
  • новые приёмы работы с текстовыми документами (сортировка, колонки, колонтитулы);
  • знать разные виды списков;
  • компоненты таблицы, правила оформления таблиц, преимущество табличных моделей над словесными;
  • определение знаковой информационной модели;
  • правила оформления простых таблиц;
  • правила оформления сложных таблиц;
  • условия взаимно однозначного соответствия, примеры взаимно однозначного соответствия;
  • назначение  электронных таблиц (ЭТ), преимущество ЭТ, области использования, структуру  ЭТ;
  • определения графика, диаграммы, виды диаграмм.
  • работать со словесными информационными моделями, различать стили выполнения словесная информационная модель;
  • создавать аннотацию и конспект известного материала;
  • систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;
  • систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;
  • преобразовывать словесную модель в математическую, составлять математические модели;
  • применять табличный способ при решении логических задач;
  • строить блок-схему к любому алгоритму;
  • строить графы  к различным задачам;
  • создавать графы и деревья в графическом редакторе, правильно использовать при решении логических задач.

  • создавать, форматировать таблицы, подбирать материал для заполнения таблицы;
  • применять табличный способ при решении логических задач;
  • вводить текст, формулы в ЭТ, производить простейшие вычисления, редактировать и форматировать;
  • строить графики и диаграммы в табличном процессоре Excel.

Практические работы № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Контрольная работа № 2

4

Алгоритмика

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Алгоритмика.

Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде Алгоритмика

Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». Работа в среде Алгоритмика.

Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде Алгоритмика.

Работа в среде Алгоритмика.

Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде Алгоритмика.

8

  • определение исполнитель, примеры исполнителей, виды исполнителей, круг исполняемых задач, среда исполнителя, СКИ, режим работы, управление, алгоритм, программа;
  • знать определение вспомогательного алгоритма, процедура, СКИ;
  • СКИ Робот,  среду  действия Робот.        

  • определять типы исполнителей, приводить примеры исполнителей, задавать СКИ;
  • создавать программу для линейного алгоритма;
  • создавать программу для циклического алгоритма.

  • иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры;
  • иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.

Практические работы № 12

Проверочная работа № 1

5

Повторение

1

Умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи. Умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности. Анализ, обобщение и систематизация информации.


Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся по предмету

        В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в 7 классе ученик должен:

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —   основанию классификации;
  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
  • иметь представление о назначении и области применения моделей;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
  • знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;
  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;
  • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
  • создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
  • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

Раздел V. Учебно-методическое обеспечение

        Основная литература

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 7 кл. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  4. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

           Дополнительная литература

  1. Авторский коллектив под руководством д.п.н., проф. Могилёва А.В. Программно-методический комплекс «Мир информатики». Компания «Кирилл и Мефодий»
  2. Коробкова Е.М. Мультимедиа-курс «Устройство персонального компьютера»

        Технические средства обучения

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Модем ADSL
  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
  6. Сканер
  7. Локальная вычислительная сеть

Программные средства (всё программное обеспечение, используемое в учебном процессе, подлежит лицензированию)

  1. Операционная система Windows ХР
  2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
  3. Программа-архиватор WinRar
  4. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007
  5. Программа-переводчик
  6. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint
  7. Мультимедиа проигрыватель
  8. Программируемая среда Алгоритмика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный год 7 класс Угринович

Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...

Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный годы 8 класс Семакин

Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...

Рабочая программа по информатике-6 (Босова), 2014 г.

Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразов...

Рабочая программа по информатике для 5, 6 и 7 классов (по учебнику Босовой Л.Л.), 2014-2015 учебный год

Рабочая программа составлена к УМК «Информатика» для 5–9 классов (ФГОС)  Босовой Л. Л., Босовой А. Ю., на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авт...

Рабочая программа по информатике на 2014 – 2015 учебный год 5-9 классы

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...

Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...