Рабочая программа по информатике-6 (Босова), 2014 г.
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему
Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов, изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012». Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям; федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования; учебному плану МБОУ СОШ № 92 на 2014–2015 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_informatike-6_bosova.doc | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 92
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
На заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ№ 92
Руководитель _____________ ______________________ Литвинов С.И.
Протокол № ___ Приказ по школе № ____
«___» ____________2014 г. «___» ____________2014 г. «___» ____________2014 г.
РАССМОТРЕНА
На заседании ШМС
Протокол № ___
«___» ____________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике для 6 классов
Учитель: Завгородняя О.А.
г. Воронеж 2014
Раздел I. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов, изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012». Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям; федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования; учебному плану МБОУ СОШ № 92 на 2014–2015 учебный год.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента (утвержденного приказом ДОНиМП Воронежской области № 760 от 27.07.12), его изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах из расчета 1 час в неделю (что позволит реализовать непрерывный курс информатики). В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 92 на 2014–2015 учебный год рабочая программа по информатике и ИКТ в 6 классе составлена из расчета 1 час в неделю (35 часов в год).
Для реализации данной рабочей программы используется комплект учебников: Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г. (соответствует федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях в 2014-2015 учебном году).
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса нашего образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся.
По сравнению с распределением учебных тем, предложенным программой курса информатики и информационных технологий под ред. Л.Л. Босовой, в данной рабочей программе использовано следующее соотношение материала:
Название темы | Кол-во часов в программе Л.Л. Босовой | Кол-во часов в рабочей программе |
Компьютер и информация (Обработка текстовой и графической информации) | 11 | 12 |
Человек и информация | 13 | 13 |
Элементы алгоритмизации | 9 | 9 |
Резерв на повторение | 2 | 1 |
ВСЕГО | 35 | 35 |
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Изучение информатики и ИКТ в 5–7 классах направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
- включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
- создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
- расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Раздел II. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | ||
Уроки | Лабораторно-практические работы | Контрольные работы (зачеты, тесты) | |||
1 | Компьютер и информация | 12 | 7 | 3 | 2 |
2 | Человек и информация | 13 | 6 | 5,5 | 1,5 |
3 | Элементы алгоритмизации | 9 | 4 | 3,5 | 1,5 |
4 | Повторение | 1 | 1 | 0 | 0 |
ИТОГО | 35 | 18 | 12 | 5 |
Далее представлены темы отдельных уроков:
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во час. | Примечание |
Компьютер и информация (12 часов) | |||
1 | Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | I четверть |
2 | Файлы и папки. Практическая работа №1 «Работа с файлами и папками» | 0,5 0,5 | |
3 | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. | 1 | |
4 | Двоичное кодирование числовой информации | 1 | |
5 | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор | 1 | |
6 | Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №2 «Ввод, редактирование и форматирование текста» | 0,5 0,5 | |
7 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 «Редактирование и форматирование текста. Создание надписей» | 0,5 0,5 | |
8 | Практическая контрольная работа №1 «Создание документов в текстовом процессоре Word» | 1 | |
9 | Растровое кодирование графической информации Практическая работа №4 «Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки» | 0,5 0,5 | |
10 | Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №5 (ч.1) «Оформление текста в виде списков. Маркированные списки» | 0,5 0,5 | II четверть |
11 | Единицы измерения информации. Практическая работа №5 (ч.2) «Оформление текста в виде списков. Маркированные списки» | 0,5 0,5 | |
12 | Контрольная работа №1 «Компьютер и информация» | 1 | |
Человек и информация (13 часов) | |||
13 | Анализ к.р. Информация и знания. Практическая работа №6 (ч.1.) «Создание таблиц» | 0,5 0,5 | |
14 | Чувственное познание Окружающего мира. Практическая работа №6 (ч.2.) «Создание таблиц» | 0,5 0,5 | |
15 | Понятие как форма мышления. Практическая работа №7 «Таблицы. Размещение текста и графики» | 0,5 0,5 | |
16 | Как образуются понятия? Практическая работа №8 (ч.1) «Таблицы. Построение диаграмм» | 0,5 0,5 | |
17 | Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа №2 «Текст, графика в текстовом редакторе» | 0,5 0,5 | III четверть |
18 | Анализ контрольной работы. Содержание и объем понятия. Практическая работа № 8 (ч.2) «Таблицы. Построение диаграмм» | 0,5 0,5 | |
19 | Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа № 8 (ч.3) «Таблицы. Построение диаграмм» | 0,5 0,5 | |
20 | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа № 9 (ч.1) «Графический редактор Paint» | 0,5 0,5 | |
21 | Определение понятия. Практическая работа № 9 (ч.2) «Графический редактор Paint» | 0,5 0,5 | |
22 | Классификация. Практическая работа № 9 (ч.3) «Графический редактор Paint» | 0,5 0,5 | |
23 | Суждение как форма мышления. Практическая работа №10 (ч.1) «Графические возможности текстового процессора Word» | 0,5 0,5 | |
24 | Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №10 (ч.2) «Графические возможности текстового процессора Word» | 0,5 0,5 | |
25 | Контрольная работа №2 по теме «Человек и информация» | 1 | |
Элементы алгоритмизации (9 часов) | |||
26 | Анализ к.р. Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Практическая работа №11 «Рисунок на свободную тему» | 0,5 0,5 | |
27 | Формы записи алгоритмов. Практическая контрольная работа №3 «Алгоритмы» | 0,5 0,5 | IV четверть |
28 | Анализ к.р. Линейные алгоритмы. Практическая работа №12 «Линейная презентация «Часы»» | 0,5 0,5 | |
29 | Линейные алгоритмы. Практическая работа №13 «Времена года» | 0,5 0,5 | |
30 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14 «Циклическая презентация «Скакалочка»». | 0,5 0,5 | |
31 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №15 «Работа с файлами и папками» | 0,5 0,5 | |
32 | Циклические алгоритмы. Практическая работа №16 «Знакомство со средой программирования» | 0,5 0,5 | |
33 | Циклические алгоритмы. Практическая работа №17 «Исполнитель» | 0,5 0,5 | |
34 | Контрольная работа №3 по теме «Алгоритмизация» | 1 | |
Повторение (1 час) | |||
35 | Анализ к.р. Итоговое повторение | 1 |
Раздел III. Содержание учебного предмета
Рассмотрим стержневые линии учебной дисциплины и их наполнение:
№ п/п | Стержневые линии | Кол-во часов | Учащиеся должны | КИМы | ||
Знать/понимать: | Уметь: | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: | ||||
1 | Компьютер и информация Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Файлы и папки. Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор. Тексты в памяти компьютера. Кодирование текстовой информации. Растровое кодирование графической информации. Векторное кодирование графической информации. Единицы измерения информации. | 12 |
|
|
| Практические работы № 1, 2, 3, 4, 5 Практическая контрольная № 1 Контрольная работа № 1 |
2 | Человек и информация Информация и знания. Чувственное познание Окружающего мира. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия? Структурирование и визуализация информации. Содержание и объем понятия. Отношения тождества, пересечения и подчинения. Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления. | 13 |
|
|
| Практические работы № 6, 7, 8, 9, 10 Практическая контрольная работа № 2 Контрольная работа № 2 |
3 | Элементы алгоритмизации Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Циклические алгоритмы. | 9 |
|
|
| Практические работы № 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 Практическая контрольная работа № 3 Контрольная работа № 3 |
4 | Повторение | 1 | Умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи. Умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности. Анализ, обобщение и систематизация информации. |
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся по предмету
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в 6 классе ученик должен:
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- различать необходимые и достаточные условия;
- иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
- уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
- иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
- иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла по его расширению;
- выполнять основные операции с файлами;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
- иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Раздел V. Учебно-методическое обеспечение
Основная литература
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 кл. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Дополнительная литература
- Авторский коллектив под руководством д.п.н., проф. Могилёва А.В. Программно-методический комплекс «Мир информатики». Компания «Кирилл и Мефодий»
- Коробкова Е.М. Мультимедиа-курс «Устройство персонального компьютера»
Технические средства обучения
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем ADSL
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
- Сканер
- Локальная вычислительная сеть
Программные средства (всё программное обеспечение, используемое в учебном процессе, подлежит лицензированию)
- Операционная система Windows ХР
- Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
- Программа-архиватор WinRar
- Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007
- Программа-переводчик
- Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint
- Мультимедиа проигрыватель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный год 7 класс Угринович
Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...
Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный годы 8 класс Семакин
Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...
Рабочая программа по информатике-7 (Босова), 2014 г.
Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов, изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразов...
Рабочая программа по информатике для 5, 6 и 7 классов (по учебнику Босовой Л.Л.), 2014-2015 учебный год
Рабочая программа составлена к УМК «Информатика» для 5–9 классов (ФГОС) Босовой Л. Л., Босовой А. Ю., на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авт...
Рабочая программа по информатике на 2014 – 2015 учебный год 5-9 классы
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...
Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...