Рабочая программа по информатике-6 (Босова), 2014 г.
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему

Завгородняя Оксана Александровна

Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012». Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям; федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования; учебному плану МБОУ СОШ № 92 на 2014–2015 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_informatike-6_bosova.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 92

ГОРОДСКОГО  ОКРУГА  ГОРОД  ВОРОНЕЖ

РАССМОТРЕНА                               СОГЛАСОВАНА                        УТВЕРЖДЕНА

На заседании ШМО                               Зам. директора по УВР                Директор МБОУ СОШ№ 92

Руководитель _____________                              ______________________                Литвинов С.И.        

Протокол № ___                                                                        Приказ по школе № ____

«___» ____________2014 г.                       «___» ____________2014 г.                «___» ____________2014 г.        

РАССМОТРЕНА                                

На заседании ШМС                                                                                

Протокол № ___

«___» ____________2014 г.                

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

по информатике для 6 классов

Учитель: Завгородняя О.А.

г. Воронеж  2014

Раздел I. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012». Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям; федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования; учебному плану МБОУ СОШ № 92 на 2014–2015 учебный год.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации изучение предмета  «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента (утвержденного приказом ДОНиМП Воронежской области № 760 от 27.07.12), его  изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах из расчета 1 час в неделю (что позволит реализовать непрерывный курс информатики). В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 92 на 2014–2015 учебный год рабочая программа по информатике и ИКТ в 6 классе составлена из расчета 1 час в неделю (35 часов в год).

        Для реализации данной рабочей программы используется комплект учебников: Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г. (соответствует федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях в 2014-2015 учебном году).

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса нашего образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся.

        По сравнению с распределением учебных тем, предложенным программой курса информатики и информационных технологий под ред. Л.Л. Босовой, в данной рабочей программе использовано следующее соотношение материала:

Название темы

Кол-во часов

в программе Л.Л. Босовой

Кол-во часов

в рабочей

программе

Компьютер и информация (Обработка текстовой и графической информации)

11

12

Человек и информация

13

13

Элементы алгоритмизации

9

9

Резерв на повторение

2

1

ВСЕГО

35

35

        Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

        Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

        Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

        Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Изучение информатики и ИКТ в  5–7 классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  •  пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся  основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
  • расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств,  формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Раздел II. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

Уроки

Лабораторно-практические

работы

Контрольные работы (зачеты, тесты)

1

Компьютер и информация

12

7

3

2

2

Человек и информация

13

6

5,5

1,5

3

Элементы алгоритмизации

9

4

3,5

1,5

4

Повторение

1

1

0

0

ИТОГО

35

18

12

5

        Далее представлены темы отдельных уроков:

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во час.

Примечание

Компьютер и информация (12 часов)

1

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.  

1

I четверть

2

Файлы и папки.

Практическая работа №1  «Работа с файлами и папками»  

0,5

0,5

3

Информация в памяти компьютера. Системы  счисления.  

1

4

Двоичное кодирование числовой информации

1

5

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор  

1

6

Тексты в памяти компьютера.

Практическая работа №2 «Ввод, редактирование и форматирование текста»

0,5

0,5

7

Кодирование текстовой информации.  

Практическая работа №3 «Редактирование и форматирование текста. Создание надписей»  

0,5

0,5

8

Практическая контрольная работа №1 «Создание документов в текстовом процессоре Word»

1

9

Растровое кодирование графической информации Практическая работа №4 «Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки»

0,5

0,5

10

Векторное кодирование графической информации.  Практическая работа №5 (ч.1) «Оформление текста в виде списков. Маркированные  списки»

0,5

0,5

II четверть

11

Единицы измерения информации.  

Практическая работа №5 (ч.2) «Оформление текста в виде списков. Маркированные списки»

0,5

0,5

12

Контрольная работа №1 «Компьютер и информация»

1

Человек и информация (13 часов)

13

Анализ к.р. Информация и знания.

Практическая работа №6 (ч.1.) «Создание таблиц»  

0,5

0,5

14

Чувственное познание Окружающего мира.  Практическая работа №6 (ч.2.) «Создание таблиц»  

0,5

0,5

15

Понятие как форма мышления.  

Практическая работа №7 «Таблицы. Размещение текста и графики»  

0,5

0,5

16

Как образуются понятия? 

Практическая работа  №8 (ч.1) «Таблицы. Построение диаграмм»

0,5

0,5

17

Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа №2 «Текст, графика в текстовом редакторе»

0,5

0,5

III четверть

18

Анализ контрольной работы. Содержание и объем понятия.  

Практическая работа № 8 (ч.2) «Таблицы. Построение диаграмм»  

0,5

0,5

19

Отношения тождества, пересечения и подчинения.  Практическая работа № 8 (ч.3) «Таблицы. Построение диаграмм»  

0,5

0,5

20

Отношения соподчинения, противоречия  и противоположности.

Практическая работа № 9 (ч.1) «Графический редактор Paint»

0,5

0,5

21

Определение понятия. 

Практическая работа  № 9 (ч.2) «Графический редактор Paint»

0,5

0,5

22

Классификация.  

Практическая работа № 9 (ч.3) «Графический редактор Paint»  

0,5

0,5

23

Суждение как форма мышления.  

Практическая работа №10 (ч.1) «Графические возможности текстового процессора Word»  

0,5

0,5

24

Умозаключение как форма мышления.  

Практическая работа №10 (ч.2) «Графические возможности текстового процессора Word»  

0,5

0,5

25

Контрольная работа №2 по теме «Человек и информация»

1

Элементы алгоритмизации (9 часов)

26

Анализ к.р. Что такое алгоритм.  Исполнители вокруг нас.

Практическая работа №11 «Рисунок на свободную тему»  

0,5

0,5

27

Формы записи алгоритмов.

Практическая контрольная работа №3 «Алгоритмы»

0,5

0,5

IV четверть

28

Анализ к.р. Линейные алгоритмы.  

Практическая работа №12 «Линейная презентация «Часы»»  

0,5

0,5

29

Линейные алгоритмы.

Практическая работа №13 «Времена года»

0,5

0,5

30

Алгоритмы с ветвлениями.  

Практическая работа №14 «Циклическая презентация «Скакалочка»».

0,5

0,5

31

Алгоритмы с ветвлениями.  

Практическая работа №15 «Работа с файлами и папками»   

0,5

0,5

32

Циклические алгоритмы.  

Практическая работа №16 «Знакомство со средой программирования»

0,5

0,5

33

Циклические алгоритмы.  

Практическая работа №17 «Исполнитель»

0,5

0,5

34

Контрольная работа №3 по теме «Алгоритмизация»

1

Повторение (1 час)

35

Анализ к.р. Итоговое повторение

1


Раздел III. Содержание учебного предмета

        Рассмотрим стержневые линии учебной дисциплины и их наполнение: 

п/п

Стержневые

линии

Кол-во часов

Учащиеся должны

КИМы

Знать/понимать:

Уметь:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной

жизни:

1

Компьютер и информация

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.  

Файлы и папки.

Информация в памяти компьютера. Системы  счисления.  

Двоичное кодирование числовой информации.

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор.  

Тексты в памяти компьютера.

Кодирование текстовой информации.

Растровое кодирование графической информации.

Векторное кодирование графической информации.  

Единицы измерения информации. 

12

  • требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
  • требования к организации компьютерного рабочего места;
  • виды прикладных программ, основные операции с файлами;
  • виды систем счисления;
  • виды объектов текстовой информации;
  • алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот;
  • виды графической информации;
  • связь между единицами измерения информации.

        

  • различать виды информации по способам ее восприятия;
  • приводить примеры обработки информации на компьютере;
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению;
  • запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, 
  • сохранять документы
  • приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления; 
  • выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word;
  • переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и, наоборот, с использованием калькулятора;
  • редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи;
  • создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу;
  • создавать нумерованные списки;
  • определять достоинства и недостатки видом компьютерной графики;
  • переводить из больших единиц измерения информации в меньшие.
  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способность конкретного субъекта к его восприятию;
  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц.

Практические работы № 1, 2, 3, 4, 5

Практическая контрольная № 1

Контрольная работа № 1

2

Человек и информация

Информация и знания.

Чувственное познание Окружающего мира.  

Понятие как форма мышления.  

Как образуются понятия? 

Структурирование и визуализация информации.

Содержание и объем понятия.  

Отношения тождества, пересечения и подчинения.  

Отношения соподчинения, противоречия  и противоположности.

Определение понятия. 

Классификация.  

Суждение как форма мышления.  

Умозаключение как форма мышления. 

13

  • достоинства и недостатки представления информации в виде текста;
  • способы познания человеком мира через органы чувств;
  • логические приемы оперирования с понятием;
  • отличия текстового редактора и процессора;
  • основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом;
  • возможности графического редактора Paint;
  • виды определений, требования к построению родовидового определения;
  • требования к классификации, признаки классификации;
  • виды суждений;
  • правила получения умозаключений.

  • создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках;
  • создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы;
  • получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов;
  • создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов;
  • различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы
  • устанавливать логические отношения;
  • делать рисунки, используя основные инструменты и палитру;
  • классифицировать понятия по определенному признаку;
  • создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора;
  • встраивать в текст  графические объекты из коллекции.
  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • различать необходимые и достаточные условия;
  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков.

Практические работы № 6, 7, 8, 9, 10

Практическая контрольная работа № 2

Контрольная работа № 2

3

Элементы алгоритмизации

Что такое алгоритм.  Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Линейные алгоритмы.

Алгоритмы с ветвлениями.  

Циклические алгоритмы. 

9

  • пошаговое исполнение алгоритма; 
  • способы описания алгоритмов;
  • понятие  блок-схемы, обозначения блоков;
  • правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков;
  • правила записи разветвленного алгоритма;
  • понятие цикла, его разновидности.
  • записывать алгоритм известными способами;
  • составлять линейные алгоритмы;
  • записывать алгоритмы различными способами;
  • разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;
  • использовать при создании графического объекта циклический алгоритм;
  • составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами;
  • создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы;
  • составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы;
  • выполнять основные операции с файлами и папками.
  • иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры;
  • иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.

Практические работы № 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17

Практическая контрольная работа № 3

Контрольная работа № 3

4

Повторение

1

Умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи. Умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности. Анализ, обобщение и систематизация информации.


Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся по предмету

        В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в 6 классе ученик должен:

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  • понимать смысл  терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • различать необходимые и достаточные условия;
  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
  • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  • определять назначение файла по его расширению;
  • выполнять основные операции с файлами;
  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

Раздел V. Учебно-методическое обеспечение

        Основная литература

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 кл. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  4. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

           Дополнительная литература

  1. Авторский коллектив под руководством д.п.н., проф. Могилёва А.В. Программно-методический комплекс «Мир информатики». Компания «Кирилл и Мефодий»
  2. Коробкова Е.М. Мультимедиа-курс «Устройство персонального компьютера»

        Технические средства обучения

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Модем ADSL
  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
  6. Сканер
  7. Локальная вычислительная сеть

Программные средства (всё программное обеспечение, используемое в учебном процессе, подлежит лицензированию)

  1. Операционная система Windows ХР
  2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
  3. Программа-архиватор WinRar
  4. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007
  5. Программа-переводчик
  6. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint
  7. Мультимедиа проигрыватель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный год 7 класс Угринович

Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...

Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный годы 8 класс Семакин

Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...

Рабочая программа по информатике-7 (Босова), 2014 г.

Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразов...

Рабочая программа по информатике для 5, 6 и 7 классов (по учебнику Босовой Л.Л.), 2014-2015 учебный год

Рабочая программа составлена к УМК «Информатика» для 5–9 классов (ФГОС)  Босовой Л. Л., Босовой А. Ю., на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авт...

Рабочая программа по информатике на 2014 – 2015 учебный год 5-9 классы

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...

Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...