Информационные технологии в УВП
статья по информатике и икт (6 класс) на тему

Домрачева Ирина Николаевна

Одной из основных задач школьного образования является формирование новых способов мышления, понимания, рефлексии и деятельности учащихся.  Мышление учащихся эффективно развивается в условиях самоорганизации и саморазвития личности.  Информационная компетентность, включающая  в себя освоение новых информационных технологий, отвечает образовательным запросам учащихся и ориентирована на компетентностный подход при освоении технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СКРЕТЧ-ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Домрачева Ирина Николаевна, учитель информатики высшей категории

Сейфутдинова Лилия Фердинатовна, учитель биологии высшей категории

МБОУ «Гимназия №75» г.Казань

Одной из основных задач школьного образования является формирование новых способов мышления, понимания, рефлексии и деятельности учащихся.  Мышление учащихся эффективно развивается в условиях самоорганизации и саморазвития личности. Выдвигая личностно значимые цели и определяя пути их достижения, школьники без особых усилий преодолевают интеллектуальные трудности, демонстрируют «всплеск» мышления.

В современных условиях на первый план выдвигаются задачи гармонизации индивидуальных и социальных аспектов обучения по отношению к информационным технологиям,  воспитания личности, формирование личностных качеств, наиболее значимых для общества и рынка труда, таких как  умение работать самостоятельно и в группе; осуществлять поиск, систематизацию и обработку информации; инициативность  и креативность.  Результаты образования должны быть выражены не только в предметном формате, но и иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений.

Современные мультимедийные технологии позволяют представить серьезный материал в доступной, наглядной форме, непосредственно воздействуют  на эмоциональную и чувственную сферу человека, воспитывают  через игру  и являются эффективным и действенным инструментом воспитания учащихся.

В настоящее время как никогда остро стоит проблема экологического воспитания людей, ответственного и бережливого отношения к природе.

Противопожарная пропаганда, как часть экологического образования населения превращается во всем мире в одну из важнейших мер предотвращения лесных пожаров. Основная работа в активизации лесопожарной пропаганды и экологического просвещения населения должна основываться на работе с детьми и молодежью.

Раскроем решение данной проблемы на примере работы над проектом «Спасем леса от пожаров»  силами учащихся 6-х классов. 

Цель проекта – создание средствами современных информационных технологий анимационного ролика, направленного на формирование экологической культуры, и обоснование высокой значимости экологического образования человека.

Реализация проекта  осуществлялась поэтапно:

  1. постановка задачи  и проблемы;
  2. изучение инструментария – среды приложения;
  3. разработка сценария ролика, подбор, подготовка и обработка графической информации разработка отдельных элементов изображения, подготовка звукового сопровождения;
  4. монтаж ролика.

Для реализации  проекта учащимся было предложено изучить новую объектно-ориентированную,   свободно распространяемую среду программирования Скретч, которая позволяет  создавать собственные анимированные и интерактивные истории, фильмы, игры и другие произведения, играть с различными объектами, видоизменять их, перемещать их по экрану, устанавливать формы взаимодействия между объектами. Созданными проектами можно обмениваться внутри международной среды, которая постепенно формируется в сети Интернет.

В среде Scratch проявляются многие идеи программирования, воплощенные на более высоком уровне. Пользователи могут собирать свои программы-процедуры из отдельных блоков, из конструкций и управляющих структур. Можно взять или создать любой объект и осуществить над ним различные действия: видоизменить внешний вид, переместить его, запрограммировать поведение объекта и его реакцию на различные события, добавить звук и так далее.

В результате выполнения простых команд может складываться сложная модель, в которой будут взаимодействовать множество объектов, наделенных различными свойствами. Эта новая технологическая среда позволяет  освоить азы программирования и выразить себя в компьютерном творчестве.

Создание проектов в среде  Скретч позволяет учащимся развить творческое мышление,  системный анализ, беглое использование технологий, навыки проектирования,  а учителю - реализовать интегрированное обучение и решать  воспитательные задачи.

В рамках работы над проектом учащиеся осваивают следующие ключевые компетенции:

  1. формирование информационной грамотности, то есть умений работать с различными источниками информации, уметь не только находить, но и критически оценивать достоверность той или иной информации;
  2. ответственно реализовывать свои планы, организовывать процессы своей деятельности, в том числе - учения, с использованием современных общедоступных ИКТ;
  3. существенное повышение мотивации и интереса обучающихся к учению;
  4. освоение приемов организации и самоорганизации работы при работе над проектом;
  5. использование опыта коллективной разработки и публичной защиты созданного проекта.

В рамках данного проекта был создан мультимедийный ролик, основным лейтмотивом которого стала мысль: «Кинуть горящую спичку дело одной секунды, восстановить же сгоревший лес – дело многих и многих лет, а ведь наибольшей ценностью леса является его собственная экосистема в её естественном состоянии».

Проект способствует решению проблемы экологического воспитания школьников в доступной, наглядной форме, непосредственно воздействует на эмоциональную и чувственную сферу зрителя, учит правильному поведению в лесу.

Этот программный продукт можно использовать как на уроках, так и во внеклассной работе. Проект “Проблемы пожаров» опубликован в сети Интернет на сайте www.scratch.mit.ru.

Представленная технология очень интересна, доступна, проста в освоении и может быть использована в любой предметной области для решения как учебных, так и развивающих, воспитательных задач.

Список источников информации:

Учитесь со Scratch  http://setilab.ru/scratch/

Scratch  http://scratch.mit.edu/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии в системе РО. Понятие информационной среды обучения/

Развивающее обучение — это личностно-ори­ентированная педагогическая система, обеспечивающая получение образо­вания на основе создаваемой сети образовательных маршрутов, представ­ляющих собой последов...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)

Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»

Аннотация      Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать  яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти не...

Лекция для 11 класса «Информационные процессы, информатизация общества, понятие информационного процесса, информатизации, информационных технологий».

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Отыска...

Родительское собрание "Информационные технологии и информационная безопасность"

Родительское собрание посвящено использованию компьютера учащимися.В ходе собрание проводится обсуждение уровня компьютерной зависимости у учащихся класса (с предварительным тестированием),информацион...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...