Урок игра по информатике и ИКТ для 7 класса "Путешествие в страну Информатика"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) по теме

Леснова Елена Николаевна

Урок-игра для 7 класса на закрепление тем: "Алгоритм" и "Общие принципы работы ЭВМ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_igra_dlya_7_klassa.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Липовка

Энгельсского района Саратовской области

                                       

                                                    Составитель: Леснова Е.Н.

                                                           учитель информатики и ИКТ  

                                                          второй категории


Урок – игра  по информатике и ИКТ

«Путешествие в страну Информатика»

Раздел программы: «Алгоритмизация и основы программирования» и «Общие принципы организации и работы компьютера»

Тема урока: «Алгоритм» и «Общие принципы работы ЭВМ».

Тип урока: урок-повторение

Вид: урок-игра.

Технология: игровая технология.

Оборудование: персональные компьютеры, счетные палочки, счеты, логарифмические линейки, арифмометр.

Продолжительность урока: 45 минут

Класс: 7

Цель урока:

Сформировать социально-коммуникативные компетентность учающихся.

Задачи урока:

1. Воспитательная — развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание информационной культуры.

2.    Учебная — совершенствование навыков составления алгоритмов.

3. Развивающая — развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

4. Познавательная  знакомство с историей развития ЭВМ и языков программирования.


Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово ведущего.
  3. Ход игры (учитель)
  4. Движение по станциям:
  1. Красная станция (Тема «История вычислительной техники и устройство компьютера»)
  2. Зеленая станция (Тема «Языки программирования»)
  1. Физкультминутка.
  2. Движение по станциям:
  1. Синяя станция (Тема «Алгоритм и его свойства»)
  2. Желтая станция (Тема «Устройство компьютера»)
  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание.

Подготовительный этап

Для проведения игры-путешествия необходимо подготовить:

  1. задания разного уровня сложности по каждой теме;
  2. карту страны Информатики (красочно оформленная карта с маршрутом движения игроков, каждый шаг маршрута отмечается нумерованными разноцветными кружочками-остановками, цвет кружка определяет тему вопроса);
  3. кубики с цифрами на гранях и разноцветные фишки или флажки;
  4. подборку вопросов по теме;
  5. распределение ролей между учащимися;
  6. рисунки и слайды для «Музея ЭВМ»;
  7. распределить роли между участниками.

Действующие лица:

Ведущий

Катя Зубрилкина

Таня Соображалкина

Песик Бейсик

Мышка Программышка

Вступление

Ведущий: Сегодня мы отправляемся в путешествие по прекрасной и удивительной стране Информатике. В это путешествие с нами отправятся наши друзья и помощники, потому что самим нам не справиться. Страна очень большая, и в ней можно заблудиться. А для того, чтобы не заблудиться, у нас есть карта, на которую нанесен маршрут с остановками. Каждая остановка-станция имеет свой цвет, этот цвет определяет тему, по которой вы будете отвечать смотрителю станции. Смотритель оценит ваш вопрос по количеству очков на кубике — если ответите правильно, эту сумму битов вы получите, нет — отдадите. Каждой команде выдается стартовая сумма в 100 битов. Выиграет тот, у кого сумма в конце игры будет больше.

Ход игры

С помощью кубика определяется очередность игроков. Затем первый игрок выбрасывает кубик и перемещает свою фишку на столько шагов, сколько выпало очков. В данной игре можно для каждой остановки по одной теме подготовить разноуровневые задания, тесты или задачи.

Участник выбрасывает кубик, останавливается на станции какого-либо цвета и при правильном ответе на вопрос приносит команде столько очков, сколько было выброшено на кубике. При первом попадании на станцию в игру вступают «артисты»:

КРАСНАЯ  СТАНЦИЯ

История вычислительной техники и устройство компьютера.

Песик Бейсик: 

На экскурсии в музее вычислительной техники мы увидим много интересного. Здесь есть и древние Счетные палочки, и счеты, и логарифмические линейки, и арифмометры, и современные компьютеры. То есть все то, на чем когда-либо считали люди. (Песик Бейсик рассказывает историю развития компьютеров и их устройство).

ЗЕЛЕНАЯ СТАНЦИЯ

Языки программирования

Мышка Программышка: 

В одной далекой стране жил всемогущий волшебник, который знал все на свете языки. Он мог одинаково легко разговаривать и с деревьями, и с птицами, и с животными. Он знал даже машинный язык — язык компьютера. Это очень необычный язык — в нем все слова состоят из единиц и ноликов. Вот как на этом языке записывается слово «фея»:

1100110 1100101 1110001

Вот какой это необычный язык!

Выучили и люди этот язык, стали писать на нем программы для управления роботами, но язык-то сложный, в нем легко ошибиться. Робот тогда не будет правильно работать — а человеческий язык он не знал. И придумал тогда добрый волшебник специальный язык, который понятен и людям, и роботам — язык программирования. Людям писать на этом языке программы и быстро и легко, а роботы переводили его на свой машинный и работали так, как их просили. Красота, да и только! Люди придумали много языков программирования, для каждой работы — свой. Каждому языку придумали имя: Фортран, Кобол, Алгол, Паскаль, Си, Ада и много-много других...

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

  1. Если вы уже устали,

Сели, встали, сели, встали,

Разговаривать не надо –

Приседайте до упаду.

Сели, встали, сели, встали.

  1. Глазки вверх поднимем, мы – улыбнемся.

Глазки вниз опустим, мы – улыбнемся.

Глазки влево повернем, – улыбнемся.

Глазки вправо повернем –

И работать мы начнем.

СИНЯЯ СТАНЦИЯ

Алгоритм и его свойства

Катя Зубрилкина: 

Алгоритм — это задание, состоящее из команд. Если все команды придуманы правильно, то поставленная задача будет решена. Правильный алгоритм придумать очень нелегко. Я вам расскажу историю, которая произошла с песиком Бейсиком. Попросили его почистить картошку.

— А роботы для чего? — возмутился песик. — Эй! Робот! Бери нож и чисть картошку!

Но не тут-то было! Долго мучался бы робот, если бы не я! Какой алгоритм я предложила роботу? А вот какой:

  1. В правую руку взять нож за ручку.
  2. В левую — взять нечищеную картошку.
  3. Острой стороной лезвия тонко срезать у картошки кожуру.
  4. Положить картошку в кастрюлю.
  5. Если картошка не кончилась, вернуться к пункту 2.

Конец работы.    

ЖЕЛТАЯ  СТАНЦИЯ

Устройство компьютера

Таня Соображалкина:

Без компьютера очень сложно производить вычисления, мы так привыкли обращаться к ним за помощью, что уже и не задумываемся, как они устроены. У компьютера, как и у человека, есть мозг, есть память, есть устройства, которые получают информацию (у человека это — органы чувств), есть устройства, которые информацию выдают (руки, язык у человека).

Ведущий: Мы побывали с вами в удивительной стране Информатике, но это не последнее наше путешествие. Нас ждут великие открытия и необычные приключения. Особенно хорошо поработали сегодня...

Самоанализ урока

Данный урок построен на деятельной основе с использованием игровой технологии и драматизации.

Главная цель урока — повторить и обобщить знания о свойствах, типах, способах построения алгоритмов, о принципах построения и работы компьютера — достигнута за счет самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала во время игры. Игровая форма при моделировании урока выбрана, исходя из типа и задач урока. На уроке реализованы принципы научно-технического образования, обеспечено развитие познавательной деятельности учащихся с помощью игровой технологии. Урок очень понравился детям, они смогли проявить себя в неординарной ситуации, повторить, показать и обобщить свои знания. Уроки такого вида развивают в детях чувство ответственности и сопереживания за деятельность всей команды. Урок прошел интересно и весело, — выиграли все: и победители, и побежденные, и болельщики, и, что самое главное, учитель!

Дополнительные материалы к уроку:

КАРТА СТРАНЫ ИНФОРМАТИКИ

КРАСНАЯ  СТАНЦИЯ

История вычислительной техники

и устройство компьютера

Примерный перечень вопросов по теме:

Остановка 1.

Вопрос 1: 

К устройствам ввода или вывода относится монитор?

Ответ: вывода.

Количество баллов: 1

Вопрос 2: 

Назовите устройство, которое является «мозгом» и координирующим центром компьютера.

Ответ: процессор.

Количество баллов: 1 

Вопрос 3:

Является ли принтер устройством ввода информации?

Ответ: нет.

Количество баллов: 1

Вопрос 4: 

Является ли клавиатура устройством ввода информации?

Ответ: да.

Количество баллов: 1

Вопрос 5:

Какие виды внутренней памяти Вы знаете?

Ответ: ОЗУ, ПЗУ.

Количество баллов: 2

Вопрос 6:

Верно ли, что при отключении питания стирается вся информация, находящаяся в ПЗУ?      

                   

Ответ: нет.

Количество баллов: 2

Остановка 2.

Вопрос 1:

Назовите устройство вывода информации:

• клавиатура;

• монитор;

• мышь.

Ответ: монитор

Количество баллов: 2

Вопрос 2:

Что относится к внешней памяти компьютера?

• монитор;

• принтер;

• магнитный диск.

Ответ: магнитный диск.

Количество баллов: 2

Вопрос 3: Верно ли утверждение, что работой процессора управляет оперативная память?

Ответ: нет.      

Количество баллов: 2     

       

Вопрос 4: Сохраняется ли информация в ПЗУ, если отключить от сети Компьютер?

Ответ: да.

Количество баллов: 2

Вопрос 5: Сохраняется ли информация в ОЗУ, если отключить от сети компьютер?

Ответ: нет.

Количество баллов: 2

Вопрос 6: Является ли АЛУ составной частью процессора?

Ответ: да.

Количество баллов: 2

Остановка 3.

Вопрос 1:

Где хранится программа, которую в данный момент обрабатывает процессор, в ОЗУ или в ПЗУ?

Ответ: в ОЗУ.

Количество баллов: 2

Вопрос 2: 

Можно ли сделать запись в ПЗУ?

Ответ: нет.

Количество баллов: 2

Вопрос 3:

 Выберите из ниже перечисленных набор устройств, из которых можно собрать компьютер:

а) процессор, память, клавиатура;

б) процессор, память, дисплей, клавиатура, дисковод;

в) процессор, память, дисковод.

Ответ: б).

Количество баллов: 3

Вопрос 4:

Выберите из ниже перечисленных набор устройств, из которых можно собрать компьютер:

а) пишущая машинка, память, дисковод;

б) процессор, память, монитор, клавиатура;

в) процессор, память, дисковод.

Ответ: б).

Количество баллов: 3

Вопрос 5:

Выберите из ниже перечисленных набор устройств, из которых можно собрать компьютер:

а) процессор, память, монитор, клавиатура,

дисковод;

б) память, дисковод, «мышь», джойстик;

в) процессор, память, дисковод.

Ответ: а).

Количество баллов: 3

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок-игра по информатике в 6 классе "Путешествие в страну информации"

Урок-игра с презентацией по УМК Л. Босовой. Повторение и обобщение изученного материала по теме «Кодирование информации. Единицы измерения информации», подготовка к контрольной работе 6 класс....

Урок-игра "Путешествие в страну Информатика"

Для создания непринужденной атмосферы во время урока можно проводить валеологические минутки для отдыха и расслабления. Это могут быть и короткие разминки, игры, шуточные викторины,  забавы...

Урок-игра по информатике "Путешествие в страну Информика"

Материал можно использовать как внеклассное мероприятие по информатике....

Урок-игра « страна Информатика»

Обобщить, систематизировать полученные знания, способствовать развитию  интереса у учащихся к предмету информатика...

Урок-игра по русскому языку для 5 класса "В стране чудесных слов".

Конкурсы и игры по русскому языку, занимательные задания....

Урок по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"

Урок по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"...

Презентация к уроку по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"

Презентация к уроку по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"...