Экспертиза за три года учителя Насоновой Н.А.
материал (информатика и икт) по теме

Насонова Наталья Анатольевна

Данная работа была представлена мной при аттестации на первую квалификационную категорию. Содержит мониторинг деятельности учителя, обзор методической и внерочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestaciya.doc346.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Шатковская СОШ №2

 экспертиза результатов деятельности аттестуемого за три года

Кутузова Наталья Анатольевна
учитель математики и информатики

2010 год


Содержание

  1.  Общие данные об учителе.
  1. Личные данные;
  2. Копия диплома об образовании;
  3. Копии удостоверений (свидетельств) о повышении квалификации;
  4. Копии грамот и дипломов;
  1. Результаты профессиональной педагогической деятельности 
  1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года;
  2. Позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам.
  1. Научно-методическая деятельность
  1. Обоснование выбора программы, учебно-методического комплекта и образовательных технологий, список учебно-методического обеспечения;
  2. Использование современных образовательных технологий в процессе обучения и во внеклассной работе;
  3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта;
  4. Повышение квалификации.
  1. Внеурочная деятельность:
  1. Позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя
  1. Учебно-материальная база.
  2. Приложения.
  1. фрагменты уроков и уроки
  2. творческие проекты учащихся старших классов
  3. разнообразные творческие работы
  4. тематическое планирование
  5. электронный носитель (CD – диск)


Общие данные об учителе.

Окончила Нижегородский педагогический университет им А.М.Горького в 1998 году по специальности учитель математики и информатики.

Педагогический стаж в должности учителя математики и информатики 11 лет.

Вторую квалификационную категорию получила 28 февраля 2001 года.

Первую квалификационную категорию защитила 5 февраля 2005 года.

За последние три года мной пройдена следующая курсовая подготовка:

  1. Обучение по программе дистанционного курса тьюторов Untel «Обучение для будущего» (2007 год в объеме 72 часа, ГОУ ДПО НИРО),
  2. По проблеме «Актуальные аспекты работы с информационным банком «Образовательное учреждение» (2007 год в объеме 36 часов, ГОУ ДПО НИРО),
  3. По проблеме «Банк «Школа» в условиях информатизации образования» (2008 год в объеме 36 часов, ГОУ ДПО НИРО),
  4. По проблеме «Эффективная работа в глобальной сети Интернет» (2007 год в объеме 18 часов, ГОУ ДПО НИРО),
  5. По проблеме «Компьютерное черчение» (2007 год в объеме 18 часов, ГОУ ДПО НИРО),
  6. Повышения квалификации по программе «Теория и методика преподавания информатики» (2009 год в объеме 176 часов, ГОУ ДПО НИРО).

(копии свидетельств и удостоверений о прохождении курсов в приложении 1)

Имею следующие грамоты:

  1. Почетная грамота за большую творческую работу по обучению и воспитанию учащихся и в связи с Днем учителя от администрации Шатковского района. 2006г.
  2. Грамота за победу в районном конкурсе уроков-презентаций (номинация «Урок-презентация по математике и информатике»). 2009г.
  3. Почетная грамота за большую творческую работу по обучению и воспитанию учащихся и в связи с Днем учителя от районного отдела образования. 2008г.
  4. Грамоты от администрации МОУ Шатковская СОШ №2

(копии грамот в приложении 2).


Результаты профессиональной педагогической деятельности.

Качество обучения информатике за последние три года

2006-2007 учебный год информатика

Процент качества

5 класс

88 %

6 класс

71%

10 класс

71%

11 класс

100%

Средний процент

82%

2007-2008 учебный год информатика

Процент качества

5 класс

95%

6 класс

88%

7 класс

94%

10 класс

100%

11 класс

95%

Средний процент

94%

2008-2009 учебный год информатика

Процент качества

5 класс

90%

6 класс

68%

7 класс

100%

8 класс

89%

10 класс

42%

11 класс

100%

Средний процент

81%

Средний результат качества обучения  информатики за три года


Качество обучения математике за последние три года

2006-2007 учебный год математика

математика

алгебра

геометрия

6 класс

 65%

10 класс

55%

45%

Средний процент

55%

2007-2008 учебный год математика

алгебра

геометрия

7 класс

 50%

50%

11 класс

65%

65%

Средний процент

58%

2008-2009 учебный год математика

алгебра

геометрия

8 класс

 63%

63%

Средний процент

63%

Средний результат  качества обучения  математики за три года


Результаты итоговых проверочных работ за три года по информатике

2006-2007 учебный год информатика

Процент качества

5 класс

82%

6 класс

70%

10 класс

70%

11 класс

97%

Средний процент

80%

2007-2008 учебный год информатика

Процент качества

5 класс

93%

6 класс

87%

7 класс

90%

10 класс

95%

11 класс

95%

Средний процент

92%

2008-2009 учебный год информатика

Процент качества

5 класс

88%

6 класс

68%

7 класс

95%

8 класс

89%

10 класс

56%

11 класс

94%

Средний процент

81%

Средний результат  качества итоговых проверочных работ по информатике за три года


Результаты итоговых проверочных работ за три года по математике

2006-2007 учебный год математика

математика

алгебра

геометрия

6 класс

 71 %

10 класс

55%

45%

Средний процент

57%

2007-2008 учебный год математика

алгебра

геометрия

7 класс

 65%

64%

11 класс

67%

65%

Средний процент

65%

2008-2009 учебный год математика

алгебра

геометрия

8 класс

 60%

63%

Средний процент

61%

Средний результат  качества итоговых проверочных работ по математике за три года


Результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам.

Участие в олимпиадах (количество учащихся)

Школьные олимпиады

Районные олимпиады

2006-2007 уч. год

4

2

2007-2008 уч. год

4

2

2008-2009 уч. год

6

4

Участие в других конкурсах

Количество участников

Призовые места

Конкурс плакатов по антинаркотической профилактике «Выбери жизнь» 2009 г.

3

Неледов А. (2 место)

Конкурс презентаций «Окно в мир» 2009 г.

2

Богатских В, Зотова А.
(1 место)

Интернет-конкурс «Лицо школы» (создание визитной карточки школы)

6

Работы детей представлены в приложении на CD-диске в разделе «Творческие работы детей».

(копии грамот в приложении 3).


Научно-методическая деятельность.

Обоснование выбора программы, учебно-методического комплекта и образовательных технологий, список учебно-методического обеспечения.

В преподавании информатики я использую линию Босова-Угринович.

В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение во II–XI классах.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета  «Информатика и ИКТ» предполагается в VIII-IX классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его  изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в V-VII классах.

Изучение информатики и ИКТ в  V-VII классах направлено на достижение следующих целей:

  1. Формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  2. Формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
  3. Усиление культурологической составляющей школьного образования;
  4. Пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  5. Развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В основу курса информатики и ИКТ для  V-VII классов положены следующие идеи:

  1. целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень  является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;
  2. научность в сочетании с доступностью,  строгость и систематичность изложения (включение в содержание  фундаментальных положений  современной  науки  с учетом возрастных особенностей обучаемых);
  3. практическая направленность,  обеспечивающая отбор содержания,  направленного  на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни,  в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
  4. дидактическая  спираль  как  важнейший  фактор структуризации в методике обучения информатике:  вначале  общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых;  затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
  5. развивающее обучение – обучение  ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов,  формирование   и развитие у школьников обобщенных способов деятельности,  формирование навыков самостоятельной работы и т.д.

В комплект УМК для 5-7 классов входит:

5 класс:

  1. Программа  для общеобразовательных учреждений Л.С. Босовой для 5 класса (Сборник программ для общеобразовательных учреждений. Информатика 2-11 кл. М: Бином, 2005 год).
  2. Учебник «Информатика 5» Л. Босова. М: Бином, 2006 год.
  3. Рабочая тетрадь 5 класс. Л. Босова. М: Бином, 2006 год.
  4. «Уроки информатики в 5-6 классах» Методическое пособие М: Бином, 2006 год.
  5. CD-диск. Практикум для 5 класса «Информатика» Л.Босова.

6 класс:

  1. Программа для общеобразовательных учреждений Л.С. Босовой для 6 класса (Сборник программ для общеобразовательных учреждений. Информатика 2-11 кл. М: Бином, 2005 год).
  2. Учебник «Информатика 6» Л. Босова. М: Бином, 2006 год.
  3. Рабочая тетрадь 6 класс. Л. Босова. М: Бином, 2006 год.
  4. «Уроки информатики в 5-6 классах» Методическое пособие М: Бином, 2006 год.
  5. CD-диск. Практикум для 6 класса «Информатика» Л.Босова

7 класс:

  1. Программа для общеобразовательных учреждений Л.С. Босовой для 7 класса (Сборник программ для общеобразовательных учреждений. Информатика 2-11 кл. М: Бином, 2005 год).
  2. Учебник «Информатика 7» Л. Босова. М: Бином, 2008 год.
  3. Рабочая тетрадь 7 класс. Л. Босова. М: Бином, 2008 год.
  4. «Уроки информатики в 5-7 классах» Методическое пособие М: Бином, 2008 год.
  5. CD-диск. Практикум для 7 класса «Информатика» Л.Босова.

Содержание учебников «Информатика и ИКТ» для 8, 9, 10 и 11 классов соответствует Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

  1. Учебники «Информатика и ИКТ» входят в состав учебно-программного и методического комплекса, который обеспечивает изучение полного непрерывного курса «Информатика и ИКТ» в соответствии с образовательным стандартом.
  2. Большое место и внимание уделяется теме «Коммуникационные технологии», в которой рассматриваются вопросы различных способов подключения к Интернету, его сервисы и т. д.
  3. Компьютерный практикум в учебниках «Информатика и ИКТ» строится на использовании свободно распространяемых программ или программ, тиражируемых по лицензиям компаний – разработчиков программного обеспечения.
  4. В этой связи учебники «Информатика и ИКТ» являются мультисистемными, так как практические работы компьютерного практикума могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
  5. Практические работы компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических заданий во внеурочное время в школе или дома.
  6. Особое место в учебнике «Информатика и ИКТ» занимает тема «Алгоритмизация и основы программирования». В этой теме рассматриваются все основные алгоритмические структуры
  7. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер.

8. Учебники ориентированы на закрепление теоретических знаний с использованием практических работ. Важно, что дистрибутивы, необходимые для выполнения практических работ, а также готовые проекты и решения (ЦОР) содержатся на Windows-CD и Visual Studio-CD, и учитель или учащиеся могут воспользоваться ими.

В комплект УМК для 8-11 классов входит:

8 класс:

  1. Программа для общеобразовательных учреждений Н.Д. Угриновича для 8 класса (Сборник программ для общеобразовательных учреждений. Информатика 2-11 кл. М: Бином, 2005 год).
  2. Учебник «Информатика и ИКТ 8» Н.Д. Угринович. М: Бином, 2008 год.
  3. Методическое пособие. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии» Н. Угринович. М.: Бином, 2008 год

CD-диск.

9 класс:

  1. Программа для общеобразовательных учреждений Н.Д. Угриновича для 9 класса (Сборник программ для общеобразовательных учреждений. Информатика 2-11 кл. М: Бином, 2005 год).
  2. Учебник «Информатика и ИКТ 9» Н.Д. Угринович. М: Бином, 2008 год.
  3. Методическое пособие. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии» Н. Угринович. М.: Бином, 2008 год.
  4. CD-диск. Преподавание курса «Информатики и информационные технологии» 9 класс

10 класс:

  1. Программа для общеобразовательных учреждений Н.Д. Угриновича для 10 класса (Сборник программ для общеобразовательных учреждений. Информатика 2-11 кл. М: Бином, 2005 год).
  2. Учебник «Информатика и информационные технологии 10-11» Н. Угринович. М: Бином, 2003 год.
  3. Практику «Информатика и информационные технологии 10-11» Н. Угринович. М: Бином, 2003 год.
  4. Компьютерный практикум на СД-ROM, М: Бином, 2004 год.
  5. Методическое пособие «Преподавание курса информатики и ИКТ» для учителей М: Бином, 2003 год.

11 класс:

  1. Программа для общеобразовательных учреждений Н.Д. Угриновича для 11 класса (Сборник программ для общеобразовательных учреждений. Информатика 2-11 кл. М: Бином, 2005 год).
  2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 – 11 классов, – М.: БИНОМ, 2003год.
  3. Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ, 2003 год.
  4. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ». Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ, 2004 год.
  5. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2004 год.


Использование современных образовательных технологий в процессе обучения

Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому очень важно использовать любознательность и высокую познавательную активность учащихся для целенаправленного развития их личности. Именно на уроках под руководством педагога школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и более широкого круга задач, приобрести навыки, обеспечивающие возможность продолжать образование в течение всей жизни. Поэтому я широко использую на уроках информационные технологии.

Использование ИТ дает возможность:

  1. активизировать познавательную деятельность учащихся,
  2. совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах,
  3. повышать уровень работы с информационными ресурсами,
  4. развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся,
  5. развивать творческие и коммуникативные способности школьников.

В своей работе я использую уроки-презентации, видеоуроки, проектную деятельность.

Подача материала в виде электронных презентаций, выполненных в программе Power Point, повышает качество урока. Компьютерные презентации – это современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят от содержания этого урока, от целей, которые я ставлю на уроке.

При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал разнообразными наглядными средствами, позволяет показать динамику развития какого-либо процесса. Наглядность на уроке повышает  усвоение материала учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого предоставляет использование презентаций при введении нового материала.

Например, презентация для урока в 5 классе по теме: «Носители информации» позволяет показать виды носителей информации с древних времен и до наших дней (см. приложение на диске). Презентация к уроку в 6 классе по теме: «Перевод целых десятичных чисел в двоичные» позволяет наглядно показать алгоритм перевода чисел (см. приложение на диске). Презентация к уроку в 10 классе по теме: «Логические основы компьютера» позволяет подробно рассмотреть процесс построения логических схем (см. приложение на диске).

Учебная презентация может представлять собой конспект урока и состоять из основных составляющих традиционного урока: тема, план, ключевые понятия, домашнее задание. Например, презентация к уроку в 7 классе по теме: «Информационные модели» (см. приложение на диске). Такие уроки позволяют формировать умение конспектировать, выделять главное.

Это может быть слайд-шоу, в котором практически полностью отсутствует текст. Например, презентация к уроку в 5 классе по теме: «Наглядные формы представления информации» (см. приложение на диске). Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала.

И наоборот, презентация может представлять собой только текст. Например, презентация к уроку в 10 классе по теме: «Информация и ее свойства» (см. приложение на диске).

Анимированные чертежи применяются, когда нужно сделать упор на различных графиках, схемах, чертежах. Например, в презентации к уроку в 8 классе по теме: «Теорема Пифагора» (см. приложение на диске).

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока.

При проведении устных упражнений презентация даёт возможность оперативно предъявлять задания, как, например, в презентации к уроку в 6 классе по теме: «Решение уравнений» (см. приложение на диске).

Презентации позволяют провести опрос по домашнему заданию в игровой форме. Например, по теме: «Передача информации» в 5 классе (см. приложение на диске).

При проверке домашнего задания обычно  много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения.  А применение презентации обеспечивает визуальный и быстрый контроль, как, например, по теме: «Метод координат» в 9 классе (см. приложение на диске).

Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

– усвоить базовые знания по предмету,

– систематизировать усвоенные знания,

– сформировать навыки самоконтроля,

– сформировать мотивацию к учению в целом и к предмету в частности,

– оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Большие возможности по оформлению внеклассных мероприятий дает применение презентаций. Например, при проведении внеклассного мероприятия «Сто к одному» в 7 классе, созданная презентация позволила выполнить табло к игре, близкое к телевизионной версии этой игры (см. приложение на диске). При проведении игры «Крестики-нолики» в 5 классе с помощью презентации дети могли выполнить ходы прямо на компьютере (см. приложение на диске). Созданные презентации к играм «Самый умный информатик» в 11 классе (см. приложение на диске), «Х-файлы» в 8 классе (см. приложение на диске) и др. позволили сделать внеклассное мероприятие более ярким и запоминающимся.

В своей работе также применяю видеоуроки. Прежде всего, хочу отметить, что нельзя использовать видеофрагмент только ради демонстрации. Применять его можно только тогда, когда включение фрагмента в урок послужит формированию знаний и умений. Я применяю видеоуроки в процессе преподавания элективного курса «Компьютерная графика» в 10-11 классах. Эта технология служит  формированию у школьников положительной мотивации к изучению нового материала, развития познавательного интереса к предмету, а также для первичного закрепления знаний.

Внедрение проектной методики в свою педагогическую деятельность я начала с обучения по программе Intel “Обучение для будущего”, поэтому продукт проектной деятельности мы оформляем с помощью информационных технологий.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Формат проекта в зависимости от целей и задач обучения задается по некоторым параметрам. По месту – школьный, внешкольный. По масштабу субъекта: индивидуальный, групповой, коллективный, корпоративный. По времени, которое может потребоваться для реализации проекта: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный. По территории распространения: международный, внутришкольный, сетевой. По содержанию: предметный, межпредметный, интегративный. По характеру приоритетной деятельности – исследовательский, творческий, прикладной, информационный.

Упорядочить совместную работу учителя и учащихся помогают составленные мной памятки, содержащие перечень этапов, план работы над проектом. Например, этапы работы преподавателя и учащихся выглядят так.

Для учителя: 

  1. Введение учащихся в проектную деятельность.
  2. Определение и утверждение тематики проектов.
  3. Составление графика работы над проектом.
  4. Подбор и анализ литературных источников.
  5. Анализ и контроль процесса выполнения проекта (консультации).
  6. Контроль выполнения проекта.
  7. Организация и проведение предзащиты проекта.
  8. Контроль доработки проекта.
  9. Организация защиты проекта.
  10. Подведение итогов проекта.

Для учащихся: 

  1. Получение информации о проекте.
  2. Выбор темы проекта.
  3. Составление индивидуального графика работы.
  4. Обсуждение хода выполнения проекта.
  5. Оформление проекта.
  6. Предзащита в группе.
  7. Доработка проекта.
  8. Защита проекта.

В результате проектной деятельности ребята смогли реализовать свой творческий потенциал, расширить кругозор и получить интеллектуальное удовлетворение от процесса работы. Но это лишь некоторые положительные черты проектной деятельности, на самом деле, каждый отдельный проект имеет свой перечень целей и задач, позволяющих сделать образовательный процесс разносторонним и современным.

Мной были реализованы проекты:

- информационный проект по геометрии в 8 классе по теме: «Четырехугольники». В ходе работы дети систематизировали знания по данной теме, составили схему взаимосвязи между четырехугольниками. Результат работы учащихся представлен в приложении на диске.

- исследовательский  проект по математике в 8 классе по теме: «Математика в жизни». В рамках проекта дети рассматривали практическое применение математики. Опрашивая учителей, родителей учащиеся отвечали на вопрос, насколько важна математика в жизни человека и часто ли мы используем свои знания в быту (см. приложение на диске).

- информационный проект в 9 классе «Мой край родной», где дети в своих работах рассказывали о Шатковском районе, его ресурсах, природе, исторических и археологических памятниках, знаменитых земляках (см. приложение на диске).

- исследовательский проект в 10 классе «Опасный компьютер», где были рассмотрены вредные воздействия устройств компьютера, и способы уменьшения такого воздействия (см. приложение на диске).

- исследовательский проект в 8 классе «Антивирусные программы», где дети изучали антивирусные программы и пытались определить лучшую из них (см. приложение на диске).

В этом году мной запланирован интегрированный проект по геометрии и биологии «Геометрия пчелиных сот».

Также на своих уроках я применяю элементы проектной деятельности. Например, при изучении темы «Компьютерные презентации» дети создают проекты, оформляя их в виде презентаций на различные темы. Такие проекты создаются за один-два урока и позволяют отработать навыки работы в программе PowerPoint и повторить и обобщить другие темы курса информатики или математики.

Надо признать, что деятельность по проектам не всегда укладывается в жёсткие рамки урока. Это приводит к использованию индивидуально-обобщённой формы деятельности учащихся: индивидуальных занятий, лабораторного практикума, деятельности по консультированию. В такой работе происходит самостоятельное освоение новых понятий, отношений. Деятельность по созданию условий, в которых ученик обращается к источнику знаний, источнику ценностей, содержащихся в литературе, опыте человеческого бытия. Несмотря на то, что проектная деятельность отнимает много времени, ее применение незаменимо в развитии ключевых компетенций учащихся:

  1. формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся;
  2. осваиваются основы исследовательской деятельности;
  3. создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);
  4. предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);
  5. развивается способность к рефлексии.

Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускников школ, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Поэтому проведение интегрированных уроков по разным предметам – это дань времени и неотъемлемая часть современных педагогических технологий.

Предметы математика и информатика дают большую возможность для интеграции с другими предметами. Поэтому я широко применяю интегрированные формы обучения. Все интегрированные уроки проводятся с использованием информационных технологий. Например, при изучении темы «Электронная почта» в 8 классе, напрашивается расширить эту тему до культуры письма, правила написания писем, отсюда вытекает интеграция с русским языком (конспект урока в приложении 4). При изучении темы «Устройство компьютера» в 8 и 10 классе, очень много терминов на английском языке, отсюда - интеграция с английским языком (презентация к уроку в приложениях на диске, конспект урока в приложении 4). Изучая тему «Электронные таблицы» в 11 и 9 классах хочется разнообразить уроки прикладными задачами, отсюда интеграция с экономикой и математикой (конспект урока в приложении 4). При изучении темы «Моделирование» в 11 классе мы рассматривали биологические процессы -  биоритмы, и социальные исследования, такие как анкетирование по теме «СПИД» с дальнейшим анализом и построением модели на компьютере (конспект урока в приложении 4). Изучая тему «Текстовый редактор» в 8 классе мы проводили интегрированный урок с русским языком, с использованием здоровьесберегающих технологий. (конспект урока в приложении 4). И многое другое.

Опыт проведения таких уроков показал, что ребенку предоставляется великолепная возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включиться в деятельность с целью самореализации, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения.

Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений деятельности учителя. Задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена на основе дифференцированного подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Необходимость дифференцированного подхода к учащимся вытекает из того, что учащиеся различаются  своими задатками, типами памяти, уровнем подготовки, восприятием окружающего мира, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить уверенность  в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Дифференцированные формы обучения я применяю на различных этапах урока. Дифференциация на этапе актуализации: пока слабые ученики работают с учителем, сильные ученики выполняют задания на карточках более высокого уровня сложности. Или наоборот, когда сильные ученики разбирают на доске задание, слабые работают с индивидуальными карточками более низкого уровня сложности.

Особого внимания требуют учащиеся, имеющие высокий уровень подготовки. Чаще всего при общеклассной  работе они остаются  занятыми не в полную меру. Такие учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах, творческого характера, именно это позволит им максимально развивать свои учебные возможности. Поэтому на этапе закрепления материала, сильные ученики получают дополнительные задания более высокого уровня сложности.

На этапе контроля и проверки знаний, я применяю дифференцированные контрольные работы, самостоятельные работы. При выполнении некоторых самостоятельных работ сильные ученики выполняют самостоятельно, слабые работают  с учебником.

Ориентация на знания, присущая отечественной школе, сменяется компетентностно-ориентированным  подходом к образованию. Одной из образовательных технологий, поддерживающих такой подход, является метод проектов, поэтому я планирую дальнейшее применение его в своей работе.

В перспективе методической работы освоение интерактивного оборудования, приобретенного в этом году школой. Изучение технологии работы с ним и внедрение в процесс обучения.


Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Четвертый год я являюсь руководителем творческой группы «Информационные технологии». Работа группы направлена на достижение следующих целей:

  1. Внедрение информационных технологий в процесс обучения.
  2. Обучение учителей предметников работе с компьютерными программами.
  3. Повышение эффективности урока посредством применения информационных технологий.
  4. Развитие познавательной деятельности учащихся.
  5. Активизация внимания учащихся на уроке.

В организации работы творческой группы я использую различные формы: практикумы, где обучаю учителей работе с компьютерными программами, мастер-классы, где показывается применение изученных программ в работе учителя, круглые столы, где учителя обмениваются опытом применения программ, ну и, конечно, открытые уроки.

Второй год являюсь руководителем экспериментальной площадки «Эффективность метода проектов в активизации познавательной активности учащихся». В 2007 году я прошла обучение по программе INTEL «Обучение для будущего» и стала тьютором. Весной 2007 года мной было обучено методу проектов 8 учителей нашей школы. В процессе обучения ими были созданы учебные проекты, которые были реализованы в следующем учебном году. Многие учителя и в дальнейшей своей работе стали активно применять метод проектов, который показал хорошие результаты. Была разработана программа экспериментальной работы по данной теме на три года, которая успешно реализуется уже второй год. В этом году учителями нашей школы запланированы интегрированные проекты, которые, несомненно, вызовут интерес у учащихся.

Второй год являюсь руководителем районного методического объединения учителей информатики. Заседания методического объединения проводятся регулярно в форме практикумов и консультаций для начинающих учителей информатики.

Обобщение опыта работы за последние три года:

  1. Доклад по теме «Применение информационных технологий в процессе обучения» на РМО учителей математики. (2007 год)
  2. Доклад «Ведение в метод проектов» на РМО учителей информатики. (2008 год)
  3. Открытый урок по алгебре в 11 классе по теме: «Тригонометрические функции» в рамках работы РМО учителей математики. (2006 год)
  4. Обобщение опыта работы на педагогическом совете школы. (2008 год)


Повышение квалификации

За последние три года мной были пройдены следующие курсы:

  1. Обучение по программе дистанционного курса тьюторов Untel «Обучение для будущего» (2007 год в объеме 72 часа, ГОУ ДПО НИРО),
  2. По проблеме «Актуальные аспекты работы с информационным банком «Образовательное учреждение» (2007 год в объеме 36 часов, ГОУ ДПО НИРО),
  3. По проблеме «Банк «Школа» в условиях информатизации образования» (2008 год в объеме 36 часов, ГОУ ДПО НИРО),
  4. По проблеме «Эффективная работа в глобальной сети Интернет» (2007 год в объеме 18 часов, ГОУ ДПО НИРО),
  5. По проблеме «Компьютерное черчение» (2007 год в объеме 18 часов, ГОУ ДПО НИРО),
  6. Повышения квалификации по программе «Теория и методика преподавания информатики» (2009 год в объеме 176 часов, ГОУ ДПО НИРО.


Внеурочная деятельность.

Ежегодно мной проводится неделя информатики, в рамках которой проводятся:

  1. открытые уроки,
  2. внеклассные мероприятия,
  3. конкурсы
  1. кроссвордов,
  2. стенгазет,
  3. рисунков (выполненных на компьютере),
  1. олимпиады,
  2. театральные представления.

В неделе информатики я стараюсь задействовать все классы.

Планы проведения и справки по итогам проведения недели информатики за последние годы представлены в приложении 5.

Также ежегодно принимаю участие в неделе математики.

В работе классного руководителя я использую воспитательную программу, составленную мной на основе аналитико-псхолого-педагогической характеристики класса и анализа работы за предыдущий год. Цель воспитательной работы: развитие гармоничной личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося. Задачи, поставленные мной:

- развивать у учащихся мировоззренческий интерес к познанию;

- формировать активную гражданскую и патриотическую позицию;

- развить потребность к самореализации творческого потенциала, заложенного в личности;

- прививать сознательное отношение к труду;

- формировать потребность в здоровом образе жизни;

- формирование культуры поведения.

Поставленные задачи в программе решались посредством:

  1. Проведения классных часов,  направленных:
  1. на формирование основ культуры правильного поведения (Кл. час «Ангел Мой», «Как стать обязательным человеком», Кл. час «Важнейшие человеческие качества», Кл. час «Этикет и мы» и др.);
  2. на воспитание активной гражданской позиции (Проект «75 лет нашему району», Кл. час «Гражданин и право», Кл. час «Хроника Великой Победы» и др.);
  3. на профессиональное самоопределение (Кл. час «Самооценка. Роль самооценки в жизни человека», Кл. час «Мир профессии и твое место в нем», Кл. час «Влияние темперамента на выбор профессии» и др.).
  1. Индивидуальных бесед по предотвращению и профилактике конфликтных ситуаций внутри коллектива, пропусков занятий и плохого поведения.
  2. Организации внеклассных мероприятий, целью которых является сплочение классного коллектива, создание комфортных условий для общения между детьми (мероприятия «Азбука делового человека», «Я в мире, мир во мне», «Права ребенка»  и др.);
  3. Участия в общешкольных мероприятиях для развития творческих способностей (класс участвует во всех общешкольных мероприятиях. С 5-8 класс по итогам года занимали 1 место и получали вымпел детской организации);
  4. Реализации проектов, с целью развития самостоятельности, ответственности, творческих способностей учащихся (проекты «75 лет Шатковскому району»,  «Курить – это не модно», «Предупрежден, значит вооружен» (к дню борьбы со СПИДом), «Мы против алкоголя»);
  5. Подготовки и проведения родительских собраний, индивидуальных консультаций, собраний родительского комитета.

Практически все классные часы я провожу с применением презентаций.

Мной были проведены открытые классные часы с применением информационных технологий:

- «А.Невский – лицо России» (2009 год) (презентация к классному часу представлена на диске, конспект мероприятия в приложении 6);

- Литературно-музыкальная композиция ко дню победы «Опаленные войной» (2009 год) (конспект мероприятия в приложении 6);

- Мероприятие «Права ребенка» (2008 год) (презентация к классному часу представлена на диске, конспект мероприятия в приложении 6);

- Внеклассное мероприятие ко дню победы «Своими глазами я видел» (2008 год) (презентация к классному часу представлена на диске, конспект мероприятия в приложении 6).

За последние три года всего было проведено  6 открытых классных часов и мероприятий.

За годы работы с классом можно наблюдать динамику роста по уровню воспитанности.

Виден рост активности класса его сплоченности (по методике А.Н. Лутошкина)

За все годы работы классным руководителем не было ни одного случая правонарушения учащимися.


Учебно-материальная база

Кабинет информатики имеет следующее оборудование: 4 компьютера, проектор, экран.

Кабинет оформлен плакатами по темам: «Устройство компьютера», «История развития вычислительной техники», «Основы языка программирования Turbo Pascal». Имеются стенды: «В мире информатики», «История развития отечественной вычислительной техники», «Техника безопасности при работе в кабинете информатики».

На уроках при введении новой темы, при опросе домашнего задания применяются плакаты по темам: «Виды информации», «Устройства компьютера и их функции», «Единицы измерения информации», «Алгоритм ввода матрицы», «Алгоритм ввода массива», «Ветвление», «Циклы», «Алгоритмы исполнители», «Знакомство с клавиатурой», «Как мы воспринимаем информацию», «Как хранят информацию в компьютере», «Обработка информации», «Передача информации», «Хранение информации», «Цифровые данные».

За время работы накоплен раздаточный дидактический материал.

Тестовые задания по темам:

  1. «Информация. Информационные процессы» 5 класс,
  2. «Графический интерфейс MS Word и Paint» 5 класс,
  3. «Устройство компьютера» 5 класс,
  4. «Итоговый тест» 5 класс,
  5. «Алгоритм» 6 класс,
  6. «Формы мышления» 6 класс,
  7. «Объекты» 7 класс,
  8. «Моделирование» 7 класс,
  9. «Объекты и системы» 7 класс,
  10. «Интернет» 8 класс,
  11. «Итоговый тест» 8 класс,
  12. «Текстовый редактор MS Word» 9 класс,
  13. «Электронные таблицы» 9 класс,
  14. «Базы данных» 11 класс,
  15. «Циклы» 10 класс,
  16. «Итоговый тест» 11 класс.

Задания для практического выполнения на компьютере по темам:

  1. «Графический редактор Paint» 5 класс,
  2. «Текстовый редактор» 5 класс,
  3. «Таблицы в текстовом редакторе» 6 класс,
  4. «Графический редактор  Paint» 6 класс,
  5. «Таблицы в текстовом редакторе» 10 класс,
  6.  «Графика в текстовом редакторе» 10 класс.

Контрольные работы по темам:

  1. «Системы счисления» 6 класс,
  2. «Электронные таблицы» 7 класс,
  3. «Алгоритмы» 7 класс,
  4. «Кодирование информации» 6 класс.

В кабинете имеется банк открытых уроков и внеклассных мероприятий по информатике.

Учащиеся при подготовке докладов, проектов, в качестве дополнительного материала используют литературу, которая имеется в кабинете:

  1. А.П. Алферов «Информатика для начинающих пользователей» учебное пособие, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996г.
  2. Л.А. Анеликова «Лабораторные работы по Excel», М: «Солон-пресс»,2007г.
  3. Л.Босова «Информатика 5», М: «Бином», 2006г.
  4. Л. Босова «Рабочая тетрадь 5», М: «Бином», 2006г.
  5. Л.Босова «Информатика 6», М: «Бином», 2006г.
  6. Л. Босова «Рабочая тетрадь 6», М: «Бином», 2006г.
  7. Л.Босова «Информатика 7», М: «Бином», 2007г.
  8. Л. Босова «Рабочая тетрадь 7», М: «Бином», 2007г.
  9. Д.В. Васильев «Самоучитель по Windows95», М: «Приор», 1998г.
  10. А.Б. Горстко «Информатика для школьников и всех-всех-всех», Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997г
  11. А.И. Гусева «Учимся программировать: Pascal», М: «Диалог МИФИ», 1999г.
  12. А. Кенин «IBM-PC или как научиться работать на компьютере», Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997г.
  13. Н.В. Макарова «Информатика 7-9. задачник по моделированию», М: «Питер», 2004г.
  14. Н.В. Макарова «Информатика 7-9», М: «Питер», 2002г.
  15. Н.В. Макарова «Информатика 7-9. практикум по информационным технологиям», М: «Питер», 2001г.
  16. В. Соломенчук «Краткий курс Интернет», М: «Питер», 2002г.
  17.  «Мультимедийный самоучитель MsWord», М, 2004г.
  18. «Мультимедийный самоучитель MsExcel», М, 2006г.
  19. Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ 9», М: «Бином», 2008г.
  20. Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ 8», М: «Бином», 2008г.
  21. Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ 10-11», М: «Бином», 2003г.
  22. Н.Д. Угринович «Практикум по информатике и ИКТ 10-11», М: «Бином», 2003г.
  23. «Сборник экзаменационных заданий по информатике», М: «Эксмо», 2009г.
  24. «ЕГЭ. Универсальные материалы для подготовки учащихся по информатике», М: «Интеллект-центр», 2009г.
  25. «ЕГЭ. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся», М: «Интеллект-центр», 2007г.
  26. «ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов». С-Петербург: «Тригон», 2008г.  


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы "О красоте человеческих лиц",посвящённый году учителя

Урок внеклассного чтения в 10 классе "О красоте человеческих лиц" по рассказу Вересаева "Состязание"и лирике русских поэтов. Урок посвящён Году Учителя ....

Муниципальный конкурс «Педагогические династии», Посвященный Году Учителя. Эссе: «Учитель – это профессия Главная на земле».

Учительских династий - семей, в которых из поколения в поколение передается педагогический дар и любовь к детям, - в Косолаповской школе - интернате несколько. Не случайно здесь заработал проект...

Визитная карточка на учитель года учителя географии

Данная визитная катрочка была апробована на муниципальном этапе конкурса "Учитель года"...

Таблица камеральной экспертизы на высшую категорию учителя химии Шевыревой О.Д.

В таблице отражена педагогическая деятельность за 2012-2015 год...

Выступление на августовском секционном заседании учителей русского языка и литературы.Из опыта работы эксперта по проверке ГИА 2015 года учителя МБОУ « Новопавловская СОШ№2» Букреевой Натальи Николаевны.

Выступление на августовском секционном заседании учителей русского языка и литературы.Из опыта работы эксперта по проверке ГИА  2015 года учителя МБОУ « Новопавловская СОШ№2» Букреевой Натальи Ни...

Эссе на конкурс "Учитель года": Учитель : вчера, сегодня, завтра

Сочинение-эссе, в котором я рассматриваю цель и функции профессии учитель, в статье поднимаю актуальные вопросы и проблемы, с которыми сталкивается современный учитель: система оценивпния, дисциплина,...