Урок информатики в 4 классе на тему "Элементный состав объекта".
методическая разработка по информатике и икт по теме

Мещерякова Олеся Владимировна

Предварительный просмотр:

Конспект урока по информатике в 4 классе

на тему:

                             

Подготовила и провела учитель информатики

МОУ лицея №24 г.Ельца

Мещерякова О.В.

Цели урока:

-  сформировать представление об элементном составе объекта, обучить навыкам определения элементов объекта; закрепить умения работы с графической информацией;

- развивать творческие способности, логическое мышление, внимание; формировать информационную культуру, самостоятельность учащихся;

- воспитывать прилежание, аккуратность, уважительное отношение друг к другу, умение слушать другого.

Оборудование: доска, экран, проектор, компьютеры, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Постановка цели урока. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня на урок к нам пришел гость – Незнайка. Он тоже хочет изучать информатику. Но самому ему не справиться. Мы должны ему помочь.

Незнайка не знает, например, что такое компьютерная мышь. Давайте попробуем правильно описать ее, чтобы Незнайке было понятно. (У нее есть 2 кнопки, колесико, провод).

III.Объяснение нового материала.

Учитель: Итак, мы ответили на вопрос: из чего состоит компьютерная мышь. Каждый объект имеет свой элементный состав. На сегодняшнем уроке мы должны рассмотреть состав различных объектов. Тема сегодняшнего урока: «Элементный состав объекта».

Определение: элементный состав – это список частей объекта, которые можно выделить и назвать имя, свойства и назначение каждой части.(на экране)

Игра «Угадайка».

Учитель: Ребята, Незнайка хочет поиграть с вами в игру «Угадайка». Незнайка не знает свойств многих предметов. А мы с вами живем в мире научного технического прогресса и должны помочь ему угадать предмет. Одна половина класса отвечает на вопрос «Из чего состоит?», а вторая – «что с ним можно делать?». Ребята, поможем Незнайке правильно описать предмет. Помните, что называть следует только существенные признаки, которые помогут не спутать один предмет с другим.

Незнайка отворачивается,  учитель показывает картинку. (Велосипед)

Незнайка задает вопрос: «Что с ним можно делать?» (Ездить, кататься, перевозить грузы.)

- Можно ли отгадать, что это такое? (Машина, велосипед, самокат, тележка.)

Затем Незнайка задает вопросы другого вида: «Из чего состоит ?» (Руль, колеса, спицы, рамка, педали и т.д.)

Учитель задает вопрос Незнайке:

- Что это такое? (Велосипед)

- Обратите внимание, ребята, что очень важно знать и из чего состоит, и что умеет делать объект.

Затем ребята описывают другой предмет, а Незнайка угадывает. (Часы)

Учитель:  А теперь изменим правила игры.

 Незнайка описывает состав и свойства предмета, а весь класс угадывает. (Собака, птица)

Учитель: Итак, элементный состав объекта – это важная часть его характеристики. По элементному составу объекта можно судить о назначении этого объекта и его действиях.

Ребята, Незнайке опять требуется ваша помощь. Помогите ему найти Василису: (на экране 4 девочки: в сарафане и с одной косой, в сарафане и с двумя косами, в юбке и с одной косой, в платочке, сарафане и одной косой)

- не в платочке

- не в юбке

- с одной косой

- Ребята, что дает нам знание элементного состава? Мы можем определить, что общего между исследуемыми объектами и чем они отличаются друг от друга.

Учитель: Незнайка, тебе понравилось изучать информатику?

Незнайка: Мне очень понравилось изучать информатику, и я решил купить себе компьютер, чтобы применить свои знания на практике. Но только я не  знаю,  какие устройства в ходят в его состав. Давайте ему поможем. (экран: монитор, системный блок, мышь, клавиатура, звуковые колонки, принтер, сканер)

Отгадывание загадок.

Учитель: Ребята, очень важно уметь выделять свойства предметов и их составные части, так как они помогают нам определять предметы, которые окружают нас.  Все вы любите отгадывать загадки, ребусы, кроссворды. Многие загадки составлены на основе свойств предметов. Давайте с вами отгадаем загадки:

Шляпа есть и ножка,

Вырос на дорожке. (Гриб)

Цветное коромысло

Через реку повисло. (Радуга.)

Не елка, а колется.

Не клубок, а катиться. (Еж)

Не дождик, а поливает,

Цветку расти помогает. (Лейка)

Не птица, а летает.

Не машина, а передвигаться помогает. (Самолет)

Не дом, а с жильцами.

Не гнездо, а с птенцами. (Скворечник)

Физкультминутка.

В январе, феврале

                  (Сжать и разжать пальцы рук.)

Будет холод на дворе.

                  (Потереть руки, поежиться.)

И тогда мы все, ребятки,

                  (Потрясти кистями рук.)

Будем надевать перчатки.

                   (Заложить пальцы правой руки в левую так,

                    чтобы получилась корзинка.)

Будем так их надевать.

                     (Показать движениями левой руки по правой, как будто

                      надеваем перчатку на каждый пальчик.)

А потом вот так снимать.

                       (Движением правой руки показать, как надо снимать

                        перчатку с каждого пальчика.)

Учитель:

- Ребята, что же нужно знать о предмете, чтобы назвать его? (Из чего состоит, что может делать.)

- Какие свойства или признаки можно назвать существенными (Такие, которые есть только у данного предмета.)

IV. Закрепление материала.

Учитель: А теперь давайте посоревнуемся. Кто быстрее соберет предмет.

Ребятам раздаются отдельные элементы, из которых они должны собрать объект (космический корабль, машина, домик).

V. Практическая работа на компьютере.

Учитель: Помните, ребята, что Незнайка хотел купить компьютер, но не умеет с ним работать. Давайте научим Незнайку работать на компьютере.

Задание 1: Раскрасить рисунок.

Задание 2: Переставить фрагменты рисунка и получить целый рисунок.

Задание 3: Нарисовать любой рисунок, состоящий только из овалов, кругов и прямоугольников. Цвета могут быть любыми.

3адание 4: Соединить точки плавной линией.

VI. Итог урока.

- Ребята, что сегодня вы узнали на уроке и чему научились?

Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Придумать загадку. Нарисовать предмет на отдельном листочке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС на уроках информатики. 6 класс. Тема "Отношения объектов"

Презентация для сопровождения объяснения новой темы.  файлможно скачать http://yadi.sk/d/VbBaFigq9pupy...

презентация к уроку в 8 классе "Построение модели невидимого объекта. Возникновение в науке теоретических представлений о веществе и химической реакции."

В перезентации дается понятие вещества и сущности химической реакции в виде модели, которые представляли древнегреческие ученые Аристотель и Демокрит.Начало создания атомно-молекулярной теории Ро...

Материалы к уроку в 4 классе по теме: "Массив объектов"

Урок усвоения новых знаний и умений...

План-конспект урока информатики 10 класс на тему: "Работа с объектами в среде Microsoft PowerPoint"

План-конспект урока информатики 10 класс на тему: "Работа с объектами в среде Microsoft PowerPoint"...

Урок географии 8 класс Тема" Национальный состав населения России"

Материал может быть использован на уроках географии в 8 классе....

Технологическая карта урока в 5 классе по географии : Состав и строение гидросферы.

Технологическая карта 5 класс по географии . Тема урока:Состав и строение гидросферы. План урока пмогает провести урок по новым федеральным законам....